Адрес: https://polit.ru/article/2011/02/27/manifest/


27 февраля 2011, 12:35

Манифест Движения Диких Молодых Доцентов

Призрак бродит по страницам – призрак формализма. Все силы старой науки объединились для священной травли этого призрака: либералы и охранители, конструктивисты и эссенциалисты, ординарные профессора и бунтующие студенты. Пора уже молодым доцентам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о нашей дикости противопоставить манифест движения диких молодых доцентов. Всю ночь просидели мы с друзьями в электрическом свете. На нейтральной территории собрались молодые доценты самых различных теоретических ориентаций и составили следующий манифест.

 

Манифест ДДМД (27.11.2010 – 6.02.2011)

 

1. Социология мертва. Те, кто был в ответе за нее – живы.

1.1. Не конфликты социологов привели к ее гибели, а их интеллектуальное бесплодие.

1.2. Все твердят об отсутствии «общего языка», но есть ли им что сказать?

1.2.1. Те, кому нечего сказать, говорят о «социуме».

1.2.1.1. Те, кто не может заниматься социологией, занимается социоложеством.

1.2.2. Нам нужна морфология, а не космология.

 

2. Те, кто писал доносы, пишут трактаты; те, кто писал трактаты, пишут e-mail’ы.

2.1. Всякая подлинная наука предельно бесполезна.

2.1.1. Абсолютный дух не считает ПРНД.

 

3. Социолог исчерпывает свои основания, не достигнув скального грунта. Социология ударяется о скальный грунт, не исчерпав своих оснований.

3.1. Боязнь скального грунта порождает любовь к корням.

3.2. Долой старьевщиков и таксидермистов – достанем классиков из формалина!

3.2.1. На смену почитателям должны прийти прочитатели.

 

4. Чешуйчатый зверь «Общество», искрясь золотыми искрами, лежит нам на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото, «Общество»!

4.1. Они ищут пользы, но находят лишь солидарность. И чем больше им солидарности, тем меньше у них истины.

4.2. Свобода от ценностей – это цель, а не средство.

4.2.1. Целящийся в правду жизни промахивается мимо истины мира.

4.2.1.1. Целящийся в современность промахивается.

 

5. Искусство социологии подобно искусству фехтования.

5.1. Есть три типа фехтовальщиков. Первые фехтуют сердцем. Они ни на что не годятся. Вторые фехтуют головой – они лучше. Третьи фехтуют глазами. И только они по-настоящему опасны.

5.2. Не обнажай клинок, если не хочешь им воспользоваться.

5.2.1. Не проводи различений, если не готов ими пораниться.

 

6. Текст состоит не из фактов, а из слов.

6.1. Слова не создают мир и не описывают его. Они лишь делают его видимым.

6.2. Смысл теории состоит в том, чтобы, убрав слова, оставить лишь чистые линии.

6.2.1. Тексты и вещи – две стороны одной линии.

6.2.2. Мир – это совокупность линий и образованных ими плоскостей.

6.2.2.1. Размывание линий – предательство мира.

6.3. Не надо размазывать манную кашу по белой скатерти.

 

7. Различение теории и практики – удел теоретиков и практиков. Настоящая дикость не знает бинарных оппозиций.

7.1. Зубная / головная боль – это не дихотомия.

7.1.1. Наука – это рекурсивное движение между головной и зубной болью.

7.2. Социология – национальность, которая должна стать сексуальной ориентацией.

 

8. И поэтому кто не способен однажды надеть себе шоры на глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает это вот предположение в этом месте рукописи, тот пусть не касается науки. Он никогда не испытает того, что называют увлечением наукой. Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что «должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут», удастся ли тебе твоя догадка, без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью.