29 марта 2024, пятница, 10:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 февраля 2011, 14:49

Тень Микеланджело

Около ста рисунков Микеланджело (1475 – 1564), показанных на выставке в венской Альбертине – много это или мало? Очень много, если мерить редкостью подобных выставок в целом и количеством сохранившейся его графики – всего около 600 листов. Мало, если поверить предполагаемой цифре общего числа созданных Микеланджело рисунков – около 27 000. Цифра выводится исследователями на основе письма племяннику художника, Леонардо Буонаротти от Тиберио Кальяни 29 апреля 1561 года: тот сообщал, что Микеланджело тратит до трех часов в день на рисунок. Если считать хотя бы по рисунку в день…

Michelangelo Buonarroti Study for the Libyan Sibyl. 1511. Chalk on paper, 29 x 21 cm Metropolitan Museum of Art, New York.

Но сегодня известно лишь 600 его графических работ. У Рафаэля сохранилось примерно столько же, у Пармиджанино на 400 больше – но ведь эти мастера и рисовали-то всего по двадцать лет, втрое с лишним меньше чем Микеланджело. К тому же, Буонаротти имел привычку постоянно уничтожать собственные эскизы, а незадолго до смерти собственноручно сжег огромную часть своего архива. Правда, представления о количестве дошедшего до наших дней беспрерывно меняется: споры об авторстве не утихают, каждая новая выставка сопровождается открытиями и разочарованиями. За три года подготовки нынешнего проекта куратор Ахим Гнанн много времени потратил на уточнение датировок и происхождения, что так важно для творческой биографии любого художника, особенно если речь идет о Микеланджело. Скептики утверждают, что из 600 известных работ едва ли треть достоверно принадлежат Микеланджело, все остальное – копии, работы учеников или окружения.

Причин тому несколько. Хотя богатые коллекционеры оценили графику Микеланджело еще при его жизни, известен лишь один рисунок, подписанный самим автором. Если у исследователей нет поддержки в виде безукоризненного провенанса, вроде флорентийского архива Буонаротти, или однозначных указаний на первых владельцев, авторство приходится устанавливать по массе косвенных признаков, таких как отражение в творчестве современников. Микеланджело много рисовал для друзей. Среди его адресатов был и Томмазо де Кавальери, «подарочная графика» для которого – из числа наиболее ценной в наследии тосканца, о чем писал еще Вазари. После смерти своего сына Кавальери продал коллекцию. Хранившийся в римском архиве договор о продаже опубликовали лишь несколько лет назад; в нем обнаружили четыре рисунка художника.

Michelangelo Buonarroti Мужская спина (Verso)/ Черный карандаш. © Albertina, Wien

Рисовал Микеланджело и для Себастьяно дель Пьомбо. Последний вообще почти всем в своей яркой художественной карьере обязан Микеланджело. Андреа Винкблауер, рецензент нынешней венской выставки, считает, что успех венецианца дель Пьомбо в Риме подобна успеху поп-звезды, чьи песни написал другой (см. статью «В мастерской художника» в Neue Zuercher Zeitung от 26.11.2010). Звучит, возможно, радикально, но возразить трудно: помещенные венскими кураторами в одном пространстве с Микеланджело работы его учеников и копиистов, занявшие шестую часть всей выставки, кажутся явлениями другого порядка. Даже технические штудии Микеланджело, посвященные человеческой анатомии, выглядят завершенными шедеврами – завершенными смыслово, а не формально. Собранные на одном листе, казалось бы, случайно, изображения отдельных фигур, голов и рук вдруг образуют фантастическую композицию, требующую не слишком много воображения для того, чтобы осознать ее единым целым, увидеть связи между головой и ступней, мускулами и кистью. Что уж говорить о подготовительных работах для росписи Сикстинской капеллы? Или эскизах для произведений, которые так и не были завершены? 

Контуры неизвестного способны впечатлить больше, чем формула осуществленного. В Вене показывают, в частности, наброски к фреске «Битве при Кашине», которая должна была украсить одну из стен Салона Пятисот флорентийского дворца сеньории. Стену напротив фрески Микеланджело собирался расписывать Леонардо да Винчи, избравший сюжетом «Битву при Ангиари» (в отличие от коллеги, Леонардо хотя бы начал свою работу над самой фреской).

Michelangelo Buonarroti The Risen Christ ca. 1532 The Royal Collection © 2009, Her Majesty Queen Elizabeth II

Для выставки в Альбертине, которая сама обладает восемью листами итальянца, работы предоставили музеи Кембриджа и Мадрида, Ватикана и Нью-Йорка, Берлина и Оксфорда, не говоря уже о частных собраниях, включая коллекцию английской королевской семьи. В итоге получилась полноценная ретроспектива, хоть и сосредоточившаяся лишь на человеческих фигурах – от самого раннего из дошедших рисунков, где юный художник копирует Джотто, до распятий, выполненных 80-летним мастером. Есть здесь и совсем уникальные вещи, вроде автографа ироничного микеланджеловского сонета. Знаменитый рисунок на его полях запечатлел художника с кистью в руке под потолком Сикстинской капеллы. В переводе А.М. Эфроса сонет звучит так:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии - нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом - борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):

Так! Живопись - с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!


В каталоге венской выставки сонет датирован 1509-1512 гг., а не 1509 – 1510 гг., как у Эфроса. Посвящение «К Джованни, что из Пистойи», печатаемое в русском переводе вверху сонета, написано на обороте листа (возможно, это и не посвящение). Сам оборот увидеть можно только в каталоге, но сотня рисунков и так способна утомить даже не самый внимательный глаз, быстро устающий на выставках графики. Впрочем, венцам не привыкать к мегавыставкам, требующим не только внимания, но и времени: Микеланджело породил такой ажиотаж, что время работы Альбертины продлили на час, но и подобное решение не отменило очереди.

Michelangelo Buonarroti Study of a Male Nude, Separate Study of his Head (recto) 1534-1536 © Teylers Museum, Haarlem

Несмотря на успех ренессансных рисунков, планы на 2011 год у Альбертины связаны не со старыми мастерами, но с искусством ХХ века. Помимо Роя Лихтенштейна и Рене Магритта, будут показаны выставки, посвященные австрийскому классику Максу Вайлеру и группе экспрессионистов «Синий всадник», а также одному из основателей поп-арта Мелу Рамосу: тоже своего рода классика, но иного рода.

Посетителям российских музеев остается только завидовать такой афише. Ни Москве, ни Петербургу, не говоря уже о провинции, не грозит ничего подобного, даже если все проекты наших крупнейших собраний сложить вместе. Искусство создавать полноценные выставки тает в России на глазах. Еще можно радоваться гастролям отдельных музеев – в прошлом году такими примерами стали выставки из Центра Помпиду в Эрмитаже, будапештского музея на Волхонке и Пикассо из музея парижского музея художника, этой весной в Эрмитаже покажут избранное мадридского Прадо. Но все эти проекты выглядят замещением полноценной художественной выставки (ее редким примером оказалась дягилевская выставка Третьяковке). Но показывать запасники даже крупнейших коллекций – занятие из числа простейших. Cложнее придумывать концепции, не ограниченные инвентарной книгой одного музея, но включающей в себя десяток, а то и два, публичных и частных собраний. Такие проекты долго готовить, они связаны и с организационными трудностями (работы из множества собраний перемещать труднее, чем из одного), и с трудностями финансовыми. Бюджеты сложносоставных выставок насчитывают миллионы евро. Лишь грамотный маркетинг, связанный с продажей сопроводительных материалов, от каталогов, открыток и постеров до DVD-фильмов и магнитов, способны принести прибыль. Расходы спонсоров при этом не возмещаются, но за рубежом это не влияет на количество меценатов. Гран-пале в Париже (www.grandpalais.fr) показывает один проект затратнее другого. Очереди перед входом тянутся на сотни метров, особенно когда речь идет об импрессионистах, и потому никто, ни меценаты, ни государство, не жалуется на дороговизну. Да и СМИ не остаются в стороне – без их поддержки очередей не собрать, главенствующая роль здесь у телевидения.

Именно такие проекты составляют основу выставочной жизни в европейских странах, благодаря им музеи из кладбища культуры превращаются в ее оранжерею и ухоженный парк, причем не дворцовый, но национальный, местами с дикой природой. Не делать «умных выставок» - все равно что свести театр к «Аншлагу», а кино к телесериалам. Отчетность, может, и не пострадает, но жизнь покажется тошной.

Michelangelo Buonarroti Half-Length Figure of Cleopatra (recto) ca. 1533 © Casa Buonarroti, Florence

Не очень понятно, что именно должно произойти в России, чтобы музейная жизнь приняла здесь цивилизованные формы, мы бы видели те же мегапроекты международного уровня, которыми богаты Берлин и Амстердам, Вена и Лондон. Дело не в решении перенаправить денежные потоки от Олимпиады или футбольного чемпионата к искусству. Дело в сознании, в котором культурные импульсы подавлены другими. Европейские приоритеты не привить насильно, их выращивают столетиями, словно английский газон. Увидит ли кто это небо в алмазах, где и когда это произойдет в России – вопрос из числа открытых.



 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.