28 марта 2024, четверг, 14:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 декабря 2010, 18:49

Деревня Кущевская и главная тайна российской политики

5 ноября в деревне Кущевская (Краснодарский край) произошло чудовищное преступление. В собственном доме был убит фермер Сервер Аметов, а с ним еще 11 человек: его семья (включая троих детей) и несколько гостей. Через некоторое время были арестованы Сергей Цапок, который подозревается в организации убийства, а также несколько исполнителей. На сегодняшний день следствие продолжается, однако улики несомненны, и вполне очевидно, что вина убийц будет доказана. Это – криминальный случай. К сожалению, он многое говорит и о современной российской политике. Но по порядку, потому что это долгая история.

Краснодарский край – обширный регион на юге России. В составе края есть город Сочи, в котором в 2014 году планируется провести летние Олимпийские игры. Однако главная отрасль экономики края – сельское хозяйство. При советском режиме основными производителями сельскохозяйственной продукции были крупные государственные предприятия, совхозы, причем многие из них занимались как производством, так и промышленной переработкой продукции. После падения советской власти эти предприятия были приватизированы. Как и повсеместно в России, приватизация сопровождалась острой, зачастую кровавой борьбой между претендентами на собственность. Поэтому не удивительно, что наиболее успешным из них понадобились собственные небольшие армии.

Мать организатора убийства, Сергея Цапка, принадлежит к числу крупнейших землевладельцев Краснодарского края. В общей сложности, семье принадлежит около 30,000 гектаров земли. Сам Цапок возглавляет организацию под названием «частное охранное предприятие Центурион-плюс». Именно как частные охранные предприятия обычно оформляются небольшие армии, задачи которых состоят, прежде всего, в охране собственности крупных предпринимателей. Естественно, что действия этих армий нередко выходят за рамки закона. Грань между ними и организованной преступностью – довольно зыбкая.

В 90-х гг. Краснодарский край пережил довольно бурную полосу своей истории. В течение большей части десятилетия власть принадлежала губернаторам, назначенным тогдашним президентом, Борисом Ельциным. Им противостояли левые и националистические силы во главе с Николаем Кондратенко. В 1996 г. он победил на губернаторских выборах. Борьба за власть в Краснодарском крае носила тогда исключительно ожесточенный характер, и понятно, что значительную роль в ней играли интересы нарождавшегося класса землевладельцев. В конечном счете, успех в приватизации государственной собственности зависел от того, какую сторону принимал тот или иной предприниматель. Очевидно, что семья Цапка оказалась на правильной стороне.

После прихода к власти Кондратенко довольно скоро покончил с остатками оппозиции в крае, а сторонники были щедро вознаграждены. И не только собственностью, но и властью. Довольно скоро сложилась ситуация, при которой крупнейший местный землевладелец оказывался и наиболее сильным политическим игроком в той или иной местности. Проблема состояла в том, что даже среди лояльных Кондратенко землевладельцев продолжалось соперничество, в котором они по-прежнему полагались на свои частные армии. В такие конфликты краевые власти предпочитали не вмешиваться, предоставляя их участникам самим определиться с тем, кто сильнее, а кто должен уйти.

Эта ситуация не изменилась и в начале правления Владимира Путина. Левые симпатии Кондратенко и его сотрудничество с Коммунистической партией привели к тому, что ему пришлось отойти от власти. Губернатором в 2000 г. стал его преемник, Александр Ткачев, но структура власти в крае осталась неизменной. Именно при Ткачеве в крае разрешились конфликты между землевладельческими элитами, тянувшиеся с 90-х гг. Наступила окончательная консолидация власти, как и повсеместно в России при Путине.

В деревне Кущевская цена консолидации оказалась довольно ощутимой, в том числе и для семьи Цапка. Дело в том, что их претензии на власть в деревне пыталась оспорить другая группа, во главе которой как раз и стоял ныне покойный Сервер Аметов. В эту группу входили в основном татары, составляющие в Краснодарском крае довольно заметное этническое меньшинство. В 2002 г. киллером был убит старший брат Сергея Цапка, Николай. В крае он был также известен по прозвищу «Сумасшедший». Именно после смерти брата Сергей возглавил группировку. Видимо, ему пришлось нелегко, но он справился. Татарская группировка была маргинализирована и отказалась от борьбы за власть, которая целиком перешла к семье Цапка.

К середине 2000-х годов в Кущевской воцарился порядок. Частная армия Цапка использовалась уже не для борьбы с серьезными конкурентами, а для того, чтобы собирать дань с других землевладельцев и фермеров, а иногда – отбирать у них землю. Эта земля присоединялась к владениям семьи. Краевые власти предпочитали в это не вмешиваться, а в самой деревне никакой власти, кроме Цапка, просто не существовала. Его бойцы ощущали полную безнаказанность и чем дальше, тем больше извлекали выгоду из этого положения дел. Сообщалось, что в станице были возбуждены, а затем закрыты 220 уголовных дел об убийствах, изнасилованиях, грабежах, нападениях, нанесениях тяжких телесных повреждений, в которых фигурировали люди Цапка.

Однако власть Цапка была отнюдь не только неформальной. Несколько лет назад он был избран депутатом местного органа самоуправления, сельского совета, и принимал активное участие в его работе. Весной этого года Цапок снова участвовал в выборах, но уступил одному из своих соратников, который ныне тоже проходит по делу о массовом убийстве. В выборах участвовал и третий кандидат, прямой подчиненный Цапка по фирме «Центурион-плюс». Подобные фиктивные «выборы», на которых все кандидаты представляют одну и ту же правящую группировку, типичны для современной России. Впрочем, нельзя сказать, что в качестве депутата Цапок не заботился о своих односельчанах. Известно, например, что он вложил собственные средства в строительство дороги для общего пользования, помогал спортивным командам.

Он стал респектабельным человеком: защитил кандидатскую диссертацию. В диссертации на тему «Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя» Цапок рассуждает, в частности, о том, что подрывное влияние Запада негативно сказывается на крестьянах, способствуют росту преступности. Такие рассуждения типичны для «научных» текстов, производимых современными российскими чиновниками, но в устах руководителя преступной группы они звучат довольно забавно.

Таким образом, Цапок крепко стоял на ногах. Увы, полная безнаказанность, ощущение абсолютного всевластия сыграли с ним злую шутку. Сергей Аметов и еще 11 человек были убиты в годовщину смерти Николая Цапка. Вероятно, если бы жертвой вендетты стал один лишь Аметов, мы ничего не знали бы об этой истории. Однако массовый, особо жестокий характер убийства привлек внимание федеральной прессы. Преступную группировку в Кущевской вдруг заметила не только вся страна, но и власти Краснодарского края, на глазах у которых Цапок стал полновластным хозяином деревни.

Теперь Цапка и его соратников, скорее всего, ждет тюрьма. Боюсь, однако, что наказание он понесет не за убийство, а именно за то, что это убийство было предано огласке и нанесло ущерб репутации властей. В одном из публичных выступлений губернатор Ткачев прямо назвал Цапка «предателем». А вина предателя, как известно, состоит в том, что он выдал некую важную тайну. Тайна российской политики – в том, что преступность стоит у власти. Об этом все догадываются, но каждое прямое подтверждение вызывает болезненную реакцию.

Один из любимых риторических приемов российской пропагандистской машины, сыгравший центральную роль в избирательной кампании 2007 г., состоит в том, чтобы противопоставлять разгул преступности при Ельцине и стабильность, которая наступила при Путине и его преемнике. Случаи вроде убийства в Кущевской показывают подлинную природу этой стабильности. Да, война закончилась. Одни преступники победили других. Власть досталась им в качестве приза, и отказываться от нее они не намерены. Доволен ли народ, как об этом любит рассказывать путинская пропаганда? Об этом, полагаю, следует спросить у избитых, ограбленных, изнасилованных в Кущевской. Хотя не сомневаюсь, что для некоторых дорога, построенная на деньги Цапка, важнее. Они готовы терпеть дальше.

Григорий Голосов



Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.