29 марта 2024, пятница, 02:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2010, 16:51

Обезглавленные собаки и горящие редакции: год казахской демократии

Когда Михаил Горбачев в конце 1980-х гг. ввел политику гласности во всех советских правительственных институтах, это ознаменовало начало конца советской империи. Благодаря гласности пресса наконец смогла распространять информацию без цезуры и не опасаясь санкций. Впервые появилась возможность опубликовать подробности сталинских чисток; прежде скрывавшаяся информация, касающаяся общенационациональных проблем, стала появляться на страницах газет; официально разрешили полемику и обмен идеями с западным миром. Горбачев снял железный занавес, и тогда, пусть ненадолго, советская империя впервые легально увидела проблеск демократии.

С окончания того непродолжительного срока, когда Горбачев был президентом Советского Союза, прошло 19 лет, и духа гласности больше нет. По сегодняшним оценкам, почти 80% жителей бывшего СССР продолжают жить при авторитарных режимах, лишающих их основных политических прав и гражданских свобод. Их наиболее распространенные черты — это жесткий контроль над СМИ, уступчивые суды и грубая власть спецслужб. Согласно масштабному исследованию, проведенному Freedom House, последние десять лет стали «десятилетием деградации демократии в бывшем Советском Союзе».

Наиболее очевидно это проявляется в Казахстане, где регулярно, последовательно и жестоко подавляют журналистов и правозащитников. Нурсултан Назарбаев, 70-летний президент Казахстана, - один из всего лишь двух лидеров на территории бывшего СССР, который находился у власти и при коммунизме. Назарбаев изображает демократа и любит заявлять о своей решимости «защищать и продвигать права человека и основные свободы». Но на самом деле он диктатор, вся решимость которого направлена на защиту и поддержание его собственной власти.

Таким образом, гласность никак не входит в повестку дня Казахстана. По данным Human Rights Watch, независимые журналисты, которые критикуют правительственные стратегии и методы Назарбаева, подвергаются давлению; при этом существуют штрафы за гражданскую диффамацию, а также «старомодные» уголовные статьи за клевету. Казахстан стал фактически синонимом репрессий, после того как он оказался на 162 (из 178) позиции в Индексе свободы печати, составленном «Репортерами без границ». В последние годы на журналистов и правозащитников в Казахстане нападали; их сажали в тюрьмы; в некоторых случаях вынуждали к эмиграции.

Газета «Республика» стала особенно заметной жертвой: она постоянно испытывает давление со стороны казахского правительства, и тому есть немало свидетельств. В 2002 г. журналисты поддержали оппозиционную политическую партию («Демократический выбор Казахстана»); вернувшись на работу, они обнаружили возле своей редакции обезглавленный труп собаки. Рядом с собакой была записка с короткой фразой: «Следующего раза не будет». На следующий день офис их редакции сожгли.

Но «Республика» не отступила перед угрозами и продолжала публиковать свои материалы — зачастую используя вымышленные имена, чтобы избежать преследований со стороны властей. В 2009 г. «Республика» опубликовала колонку с критикой банка БТА, который принадлежит правительству. За это редакцию присудили к выплате штрафа в размере 400 000 долларов и запретили ей печатать газету. Теперь газета выпускается сотрудниками редакции за их собственный счет и с использованием офисного оборудования. Она выходит тиражом в 19 000 экземпляров. Они также освоили социальные сети, такие, как Facebook и Twitter, чтобы с их помощью распространять свои материалы. У них есть вебсайт, который в свое время набирал до 33 000 посетителей в неделю (а это внушительное число, если учесть, что доступ к Интернету есть приблизительно у 34,4 % казахов), но теперь правительство заблокировало доступ к порталу внутри Казахстана.

«Потому что у нас была большая посещаемость, люди обсуждали разные вещи, обменивались мнениями и пытались действовать... Поэтому нас и заблокировали, - сказала Евгения Плахина, журналистка из “Республики”. - Если нашему правительству не нравится содержание, оно его просто блокирует».

Несмотря на то, что казахское правительство продолжает применять такие драконовские меры в области цензуры, Казахстан в 2010 г. был председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — международной организации, в состав которой входят 56 государств-участников и главная цель которой - «своевременное предупреждение о нарушениях свободы выражения и борьба с ними».

Рейчел Денбер (Rachel Denber), и.о. исполнительного директора отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии, сказала: «Это очень серьезный шаг. Я думаю, что пригодность Казахстана в качестве председателя Организации была под большим вопросом, потому что действия этого государства в сфере защиты прав человека крайне сомнительны. Ни одна страна здесь не идеальна, но Казахстану действительно следовало приложить больше усилий на этом поприще, прежде чем стать председателем».

Но некоторые полагали, что если Казахстану предоставить возможность стать председателем ОБСЕ, то правительству придется оперативно проводить реформы. Несомненно, в основе этой позиции лежало желание действовать по принципу презумпции невиновности в отношениях с руководством этой страны. В конце концов, когда в 2007 г. Казахстан выдвинул свою кандидатуру на пост председателя, тогдашний министр иностранных дел Марат Тажин торжественно пообещал на совете министров ОБСЕ в Мадриде, что Казахстан поднимет свое законодательство в отношении СМИ до международных стандартов. «Мы соберем различные предложения в законопроект, который станет поправкой к законодательству по СМИ», - сказал он тогда. Прошло три года, и искренность этих обещаний стала вызывать сомнения.

«Тажин в Мадриде пообещал, что мы будем придерживаться демократических законов, - сказала Плахина. - Но когда Казахстан выбрали председателем ОБСЕ, ничего не изменилось. Стало даже хуже... несколько газетных редакций закрыли по итогам судебных процессов о диффамации».

По мнению Плахиной, проблема отчасти заключается в географическом положении Казахстана. Страна представляет собой коридор, ведущий в Афганистан, поэтому она стала ключевым союзником сил коалиции по борьбе с терроризмом. Она также выходит к Каспийскому морю, содержащему нефть, стоимость которой, по оценкам, составляет порядка 12 трлн. долларов.

«У нас есть нефть, у нас есть газ, у нас есть другие ресурсы, - говорит Плахина. - Я думаю, что наши права и свободы обмениваются на эти ресурсы, а также на другие политические преимущества, которые страны-участницы ОБСЕ могут благодаря нам получить. Мало кто из членов ОБСЕ критикует Казахстан. Вот это меня действительно огорчает».

На этой неделе у Казахстана истекает годичный срок председательства в ОБСЕ — он завершится ежегодным саммитом ОБСЕ, который будет проходить там 1 и 2 декабря. Было решено, что главной темой программы станет международная безопасность, но правозащитные вопросы и проблемы свободы СМИ тоже будут фигурировать. Human Rights Watch представит на саммите доклад, который будет «призывать ОБСЕ к тому, чтобы она убедила своих участников придерживаться поставленных целей и повсеместно поддерживать свободу выражения». Туда также прибудет британская делегация (под предводительством британского заместителя премьер-министра Ника Клегга), которая тоже будет говорить о правозащитных проблемах.

«Мы всё еще обеспокоены ситуацией со свободой совести, выражения, собраний и СМИ <в Киргизии>», - сказал представитель министерства иностранных дел Великобритании, который также похвалил страну за предпринятые шаги по направлению к реформам, стоящим на повестке дня: «Мы и международные партнеры будем и дальше поддерживать казахское руководство как в двустороннем порядке, так и посредством ключевых международных организаций вроде ЕС и ОБСЕ, чтобы способствовать продвижению реформ, многие из которых они и сами считают необходимыми».

Но для Плахиной и ее коллег из «Республики» это звучит не слишком убедительно. Они продолжают тревожиться о том, что начнется, когда Казахстан выйдет из-под прицела общественного внимания, которое, конечно, было сосредоточено на Казахстане, пока он был председателем в ОБСЕ. Так, недавно в редакцию газеты поступило анонимное электронное письмо, уведомляющее сотрудников о том, что после саммита газету закроют навсегда.

«После саммита, - говорит Плахина, - вы услышите о нехороших происшествиях в Казахстане. Нам больше не нужно будет скрывать нарушения прав человека… и теперь будет только хуже. Мы пытаемся рассказать европейским странам о том, что будет происходить, но надежды мало. Пока Назарбаев занимает свой пост, ничего не изменится».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.