29 марта 2024, пятница, 10:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 ноября 2010, 21:08

После Лиссабона: что дальше?

Лидеры НАТО съезжаются в Лиссабон, чтобы одобрить новый стратегический проект Альянса. Цель проекта состоит в том, чтобы повысить уровень европейской безопасности. Тем не менее, остаются вопросы о том, кто и как будет повышать безопасность в самой Европе. Союзники будут принимать решения о дальнейших натовских операциях и партнерствах, согласовывать дальнейшие действия в рамках миссии ISAF в Афганистане, разрабатывать способы укрепления совета НАТО-Россия и рассуждать о том, следует ли строить по всему альянсу противоракетный щит и если да, то как это сделать. Кроме того, стратегия призвана успокоить восточных членов НАТО: она предполагает «меры по предоставлению гарантий» новым союзникам. Лиссабонский саммит должен дать ответы на многочисленные вопросы, касающиеся будущей роли НАТО, и рассмотреть внешние угрозы, с которыми сейчас сталкивается Европа (такие, как терроризм или распространение ядерного оружия). Но пути к решению проблем собственно на Европейском континенте там практически не обсуждаются.


За последнее десятилетие уязвимость европейской безопасности проявилась не раз: ни НАТО, ни Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не смогли предотвратить войны в Косово и Грузии. Европейской стабильности и экономическому благополучию продолжают угрожать так называемые замороженные конфликты — например, в Нагорном Карабахе, Приднестровье или на Кипре. Более половины столетия США были фактически крупнейшей европейской державой, но теперь они всё больше интересуются Ираном и Дальним Востоком (Пекином). Военное присутствие США продолжает оставаться ключевым фактором безопасности, удерживающим европейские государства от того, чтобы развернуть масштабную войну, но тем не менее нынешнее американское правительство правомерно ожидает от Европы, что она самостоятельно разберется с остальными проблемами на своем континенте. Кроме того, раньше важнейшим фактором безопасности в Европе было расширение ЕС и НАТО, но теперь этот процесс фактически зашел в тупик. Есть отдельные исключения — например, Хорватия, которая должна вскоре вступить в ЕС, - но в целом дальнейшее расширение в ближайшие годы маловероятно. Отчасти причину этого можно усмотреть в том, что США утратили былой интерес к этому региону, но кроме того, здесь виноваты политические элиты таких стран, как Украина и Босния: они зачастую больше заинтересованы в том, чтобы удержаться у власти, нежели в проведении полномасштабных преобразований, а именно это особенно важно для вступления в ЕС. Впервые, два года назад, о несостоятельности европейской безопасности заговорила Россия: она призывала пересмотреть де-юре европейскую стратегию безопасности (парадоксальным образом, именно Москва фактически бросила вызов европейскому порядку, когда в 2008 г. начала войну с Грузией). Россия предлагала заменить НАТО и ОБСЕ на новый договор о безопасности, согласно которому каждая страна в евроатлантической зоне (в том числе и Россия) получит право вето на вступление других стран в те или иные альянсы по обеспечению безопасности. Это предложение почти в точности повторяло идею концерта держав (XIX в.) и в Европе поддержки не встретило. Кроме того, ситуация с европейской безопасностью осложняется тем, что возрастает региональное влияние Турции, и Анкара превращается в упрямого союзника. Турция входит в состав НАТО и всё еще надеется вступить в ЕС, но ее недавние заявления по поводу Ирана и Судана идут вразрез с тем курсом, которого придерживаются ЕС и США.


Таким образом, Европа не просто в очередной раз становится многополярной; помимо этого, континент столкнулся с новыми проблемами, и у него нет механизма, чтобы решить их. Лиссабонский саммит не даст европейцам таких механизмов: альянс создавался для того, чтобы защищать союзников от внешних угроз, а не разрешать их внутренние конфликты. Полемика о внутренней безопасности Европы должна стать предметом другого мероприятия. Но для этого нужно, чтобы в нем участвовали и Россия, и Турция. Именно у них находятся ключи к разрешению замороженных конфликтов в Восточной Европе и на Кавказе; они также могли бы помочь в преодолении боснийского тупика. В проведении таких переговоров заинтересован сам Евросоюз. Принятая ЕС концепция безопасности основывается на том, что в вопросах безопасности предпочтительны невоенные решения. Но это значит, что в Европе должна действовать система, основанная на правилах, которая позволила бы свести к минимуму необходимость использования силы. Важнее всего для ЕС сформулировать более эффективную систему, которая помогла бы сгладить конфликты внутри Европы. Саммит НАТО представляется хорошим поводом, чтобы Россия приняла участие в решении проблем, угрожающих Европе. Теперь Евросоюзу следует начать переговоры с Россией и Турцией, чтобы многополярная Европа могла существовать мирно.

Яна Кобзова — координатор программы «Россия и Большая Европа» (Russia & Wider Europe Programme) Европейского совета по международным отношениям


Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.