Адрес: https://polit.ru/article/2010/10/30/kyrg/


30 октября 2010, 14:09

Выборы в Киргизии: рождение демократии?

7 апреля 2010 г. разъяренные толпы атаковали киргизскую правительственную резиденцию и свергли режим Курманбека Бакиева. Клептократическое правительство стало сопротивляться, применяя смертельное оружие против протестующих. Среди них был мой племянник Рустан. Вчера его жена родила ему первого сына — Белека. Его рождение почти совпало с киргизскими парламентскими выборами и ознаменовало завершение еще одного периода беременности — того, что последовал за революцией. Родилась ли в Киргизии подлинная демократия? Время покажет; но то, каким образом в Киргизии будет развиваться демократия, очень важно для Белека и его поколения.

Первичные проявления были хорошими. Насилия не было, несмотря на то, что на избирательных участках царила атмосфера несколько неуравновешенного энтузиазма. Были разговоры о том, что голоса подтасовывались, но это свидетельствует только о том, что теперь в стране есть значительное число хорошо организованных и энергичных политических партий. Первые результаты уже говорят о том, что с прошлым удалось порвать. До настоящего момента всеобщие выборы неизменно приводили к закреплению уже сложившейся власти, сконцентрированной в Бишкеке — какой бы она ни была. Если учесть, в какое смятение повергали киргизов события, происходившие в стране в последнее десятилетие, правомерно было подозревать, что результаты будут именно такими. Но по итогам выборов, проходивших 10 октября, абсолютных победителей не было. Пять партий оказались потенциальными кандидатами на формирование нового правительства: одна из них очевидным образом связана с фигурами бакиевской эпохи, а остальные представляют различные оппозиционные политические направления.

Эпоха Бакиева прошла, но вопрос в том, можно ли преодолеть ее мрачное наследие. Путь Бакиева к власти начался с рейда на джалал-абадское подразделение Национального банка — это было зимой 2005 г. Государственные средства Бакиев использовал для того, чтобы собрать под свое начало оппозицию Акаева и облегчить себе путь к президентству. Это в метафорической форме обозначило все последующие события. В течение пяти лет Бакиев наносил Киргизии огромный ущерб, потому что он управлял страной так, будто она была его вотчиной. Его приспешники взяли под контроль деловое сообщество, и у власти могли находиться только те, кто проявлял лояльность. Повсеместно царила идея, что все возможности следует использовать для личного обогащения и ради выгоды своих родственников и кланов. Такие понятия, как общественное доверие и работа на пользу стране, стали не более чем предметом насмешек.

Бакиев проявил себя сильным лидером, сконцентрировавшим вокруг себя власть. Он заявлял, что ему удалось стать престижным и авторитетным президентом. На самом деле он добился обратного результата. Настоящий показатель силы любого правительства — это легитимность, которую оно приобритает в глазах своего народа. Бакиев использовал свою власть, чтобы обогащаться самому и приумножать благосостояние небольшой банды своих приверженцев. В результате ему удалось радикально подорвать легитимность и власть киргизского правительства; ни один из его предшественников так не преуспел в этом, как он. Поздней весной разгорелось насилие и начался произвол. Волна насилия достигла наивысшей точки в первую неделю июня в городе Оше; в каком-то смысле она была предсказуемым результатом того, как Бакиев обращался с государственными институтами.

После свержения Бакиева в Киргизии начался период небывалого национализма, сопровождающийся зачастую резкой и вызывающей опасения риторикой. Отчасти это напоминало ксенофобию, которую мы наблюдаем во многих странах, когда начинаются экономические сложности и растет уровень безработицы: в такие моменты меньшинства и иностранцы становятся готовыми мишенями для ненависти. Но в случае с Киргизией дело было еще и в том, что коррумпированную власть Бакиева, по мнению населения, иностранцы с легкостью могли использовать в своих интересах. Какими бы ни были подлинные мотивы сделки, которую Бакиев заключил с американцами по поводу базы в Манасе, большинство киргизов убеждены, что он это сделал ради собственного обогащения и что киргизское правительство от этого практически ничего не получило. Эти подозрения сейчас только возросли из-за маниакальной секретности, которой окружены все операции американской стороны. Америка, которая регулярно сотрудничает с национальными нефтяными компаниями в других странах, отказалась вести дела с недавно восстановленной киргизской нефтяной компанией. Это вызывает сомнения в благонамеренности США и свидетельствует о том, что Америка с недоверием относится к нашей зарождающейся демократии.

Однако теперь киргизская вера в демократию должна будет пройти испытание. В число скептиков входят наши соседи из Центральной Азии, которые, конечно, бояться нашего желания построить у себя демократию. Тревогу вызывает то, что среди скептиков находится и Россия, которая (совершенно неправомерно) обиделась на то, что мы начали отходить от жесткой президентской системы российского образца и приближаться к европейской континентальной модели. Дело в том, что эта система работала в России, но для Киргизии была катастрофой. В ближайшее время следует прекратить риторику противостояния и перейти к насущным вопросам практической политики. Из конкурирующих партий нужно сформировать крепкое правительство, способное сотрудничать с президентом Розой Отунбаевой, которая и в дальнейшем будет контролировать внешние и внутренние дела в сфере безопасности.

У нового правительства будет три главных задачи:

  • Восстановить соблюдение правопорядка в киргизском государстве, пресечь произвол и насилие, которые сейчас распространились по всей стране, особенно на юге; защищать основные права всех граждан независимо от их этнической принадлежности. Это значит, что нужно восстановить уважение к правительству на юге страны – в области, которая уже фактически превратилась в автономный регион и где притеснение меньшинств стало чем-то вроде политического спорта.
  • Выстроить отношения с международным сообществом. В первую очередь, нужно будет лавировать в отношениях между США, Россией и Китаем и, главное, постараться сделать так, чтобы легитимные интересы всех трех стран удовлетворялись без ущерба для киргизской суверенности и независимости. В этом смысле сложнее всего будет разобраться с проблемами вокруг «Манаса» (для многих киргизов это такая сточная яма коррупции) так, чтобы война с «Талибаном» в Афганистане не подрывала киргизскую демократию. Но Киргизия также должна выстроить отношения с двумя более крупными, чем она, центральноазиатскими соседями – Казахстаном и Узбекистаном. Оба сейчас ведут себя так, как будто демократические выборы в Киргизии содержат в себе угрозу для них. У них нет никаких правомерных оснований для беспокойства. Бацилла демократии, даже если ей удастся прижиться в Киргизии, едва ли будет распространяться наподобие бушующей эпидемии.
  • Восстановить государственную экономику. Для этого нужно создать атмосферу стабильности и сделать так, чтобы правительство перестало участвовать в бизнесе. Нужно также привлекать в страну иностранных инвесторов и собирать налоги, чтобы правительство могло покрыть самые насущные расходы. В конечном счете, настоящие результаты испытания демократии в Киргизии проявятся в том, смогут ли благодаря ей Белек и его поколение жить мирно, обеспеченно и безопасно. Об успехе демократии можно говорить лишь в том случае, если она обеспечит стабильность и создаст такую экономику, в условиях которой умные и трудолюбивые граждане становятся богаче.

Бактыбек Абдрисаев был послом Киргизии в США с 1997 по 2005 гг. Сейчас он приглашенный профессор истории и политологии в Университете долины Юта (Utah Valley University).