Адрес: https://polit.ru/article/2010/09/21/himki/


21 сентября 2010, 09:26

5 километров и вся страна

Поделюсь впечатлениями о Слушаниях в Общественной палате РФ 16 сентября по проблеме «Химкинского леса», а также скажу, что, по моему мнению, должна сделать Общественная палата по результатам этих, как я полагаю, очень содержательных и информативных Слушаний.

Начну с главного. Почему «абсурд как норма нашей жизни»? Вот ситуация: Москва расширила (работы уже почти закончены) свою часть Ленинградского шоссе до 14 полос – по 7 в каждую строну. А после МКАД – 6 полос, по 3 в каждую сторону. Почему возник этот тромб, из-за которого возникают многочасовые пробки и задыхаются Химки? Потому что Правительство Московской области и Администрация Химкинского района в свое время запродали южную (левую при движении от Москвы) полосу вдоль Ленинградского шоссе различным «Ашанам», «Грандам» и т.п. Достаточно выкупить и снести часть этих торговых площадей с автостоянками в узкой полосе на расстоянии всего 5 километров, т.е. до моста через Октябрьскую ж/д, где поворот на аэропорт Шереметьево (а некоторые участники Слушаний – жители Химок – говорят, что и сносить почти ничего не надо, что там почти везде свободны необходимые для расширения шоссе 30-40 метров) – и тогда на этом участке вообще не надо никакого дублера ни через Химкинский лес, ни через Молжаниново. Платная трасса, дублирующая Ленинградское шоссе, должна начинаться от Международного шоссе, соединяющего «Ленинградку» с Шереметьево, и далее продолжаться по утвержденному маршруту.

О том, что всколыхнувшая всю страну, включая Президента, проблема может быть легко решена простым расширением Ленинградского шоссе на расстоянии 5 километров в районе Химок, говорили на Слушаниях Вячеслав Глазычев, Михаил Блинкин, Владимир Захаров. Последний с удивлением отметил, что в числе представленных чиновниками участникам Слушаний вариантов прокладки дороги отсутствует самый простой – расширение существующей трассы («Это очевидный вариант, но он отсутствует. Мне кажется, это странно»). А между тем вариант этот и самый быстрый (трассу можно расширить за несколько месяцев, максимум за полгода), и, вероятно, самый дешевый. Может быть, именно поэтому чиновники его даже не рассматривают.

Что касается экологии самих Химок, которые действительно задыхаются (об этом очень эмоционально и со знанием дела говорили некоторые выступающие), то ее улучшения можно добиться не только увеличением пропускной способности Ленинградского шоссе, но и введением в строй его дублера местного значения – почти готовой дороги, соединяющей Куркино с МКАД через Путилково. И опять странности: уже давно построены развязка выезда с этой дороги на МКАД и эстакада съезда на Новокуркинское шоссе, построена и почти вся дорога. Однако полтора года назад это строительство было заморожено, въезд на эту дорогу перекрыт бетонными блоками, жители Куркино (их около 70 тысяч) могут попасть в Москву только по Ленинградскому шоссе, простаивая часами в пробках и отравляя жителей Химок выхлопными газами.

Есть во все этой истории много странностей, которые старательно обходят молчанием сторонники прокладки трассы через Химкинский лес. Самое естественное им объяснение, а это тоже говорилось на Слушаниях, состоит в том, что трасса – это лишь первый шаг, лишь предлог для полного захвата территории Химкинского леса для коммерческого использования, причем захвата за бесценок (кадастровая стоимость гектара этого леса – 4310 рублей, рыночная – в 10-15 тысяч раз больше). Во всяком случае, Евгения Чирикова сообщила на Слушаниях, что в «Схеме территориального планирования Московской области», утвержденной Правительством области несколько лет назад, на месте Химкинского леса обозначена зона урбанизации. Кроме того, согласно официальной документации, планируется расплата с инвесторами именно участками леса. Так что все разговоры (такие тоже звучали на Слушаниях), что прокладка трассы через лес «спасет лес и улучшит экологию» – или детский лепет, или лукавство. Россия – не Финляндия, где интересы бизнеса и личные интересы чиновников жестко подчинены закону и интересам общества (в «Новой газете» от 13.08.2010 в статье «Финские Химки» о трассе Турку-Муурла наглядно описано, как аккуратно в Финляндии прокладываются дороги через леса). У нас же пока, к сожалению, всё наоборот. Злые языки говорят, что все транспортные проблемы Химок и доступа в Шереметьево создаются искусственно с единственной целью заострить проблему и протолкнуть вариант трассы через столь желанный Химкинский лес.

Ставился на Слушаниях и вопрос о том, что «лесная» трасса на Бусиновской развязке упирается в МКАД (и сегодня крайне перегруженную), а строительство ее продолжения в Москве – так называемой «Северной Рокады» еще даже не планировалось и не просчитывалось. А в Москве строить, очевидно, сложнее, чем в Подмосковье. А лес уже начали рубить!

И, конечно, обсуждался вопрос о законности решения о прокладке трассы через Химкинский лес. Елена Панфилова («Трансперенси интернешнл – Р») сообщила, что располагает оригиналами противоречащих друг другу документов, и что соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру остаются без ответа. Выступавший сразу после Панфиловой Министр транспорта РФ Игорь Левитин, наверно, раз десять с убежденностью повторил, что все было абсолютно законно. Было очень странно и, признаюсь, даже страшно наблюдать, как он в упор проигнорировал информацию предыдущего докладчика.

Разумеется, пренебрежение элементарными нуждами населения в угоду неким корыстным интересам имеет место не только в Химкинском районе (поминалась на Слушаниях недобрым словом и знаменитая химкинская свалка, отравляющая город и угрожающая из-за обилия птиц безопасности полетов). То же самое происходит по всей стране, включая Москву. О безысходных московских пробках тоже говорилось на Слушаниях. Приведу один пример для наглядности: у метро Теплый Стан вечная бесконечная пробка. Три года назад там снесли рыночек, и возникла возможность решить проблему – расширить выезд с Профсоюзной улицы в Ясенево. Однако неожиданно для всех на месте рынка вырос гигантский «Принц-Плаза», а десятки тысяч москвичей продолжают мучиться в этой пробке. Кто принимал это в прямом смысле слова антинародное решение о строительстве на освободившейся площади торгового центра? Какова было процедура? Где общественность, интересы которой оказались столь цинично ущемлены? Опять абсурд – как норма нашей жизни.

Я полагаю, что задача Общественной палаты РФ – найти ответы на эти непростые вопросы. А главное – разработать и предложить эффективный механизм общественного контроля, участия в принятии градостроительных решений общественности, по-настоящему независимой от исполнительной власти. В ноябре Госдума планирует рассмотреть во втором чтении новую редакцию Градостроительного кодекса, и Общественная палата РФ не должна остаться в стороне от этого процесса. В этой связи не лишне отметить, что в международном консорциуме, выигравшем тендер на строительство упомянутой автострады Турку-Муурла, первым пунктом числится французская фирма по связям с общественностью. А в случае «Химок» президент Российско-французской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Эмманюэль Киде на днях обратился к Президенту России с просьбой не отменять строительство трассы через Химкинский лес. Вот и спрашивается: почему с финнами обращаются, как с людьми, а с нами, как с быдлом? Убежден, что найти ответ на этот вопрос и предложить рецепты по исправлению этой вековой ситуации – главная стратегическая задача Общественной палаты Российской Федерации.

И более конкретное предложение – по «химкинской» проблеме. Мне кажется, что будет правильно и разумно, если Общественная палата Российской Федерации изучит и рекомендует в качестве простейшего решающего проблему варианта расширение Ленинградского шоссе на протяжении 5 километров от МКАД до поворота на Шереметьево. А также обратится к Генеральному прокурору РФ и в Следственный комитет при прокуратуре РФ с просьбой провести проверку законности продажи полосы вдоль Ленинградского шоссе коммерческим структурам.