Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 января 2018, четверг, 23:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 августа 2010, 09:06

Полиция: опыт реформ

Реформа полиции в любой стране – дело трудное, но, как правило, приносящее немало политических дивидендов реформаторам. И успешность проводимых реформ зависит не от суммы вкладываемых денег, не от числа иностранных консультантов и даже не от политической воли, направленной на слом системы. Удастся реформа или провалится – зависит от власти, ее проводящей. Потому что практика показывает: если не решиться на серьезные институциональные перемены, то реформа полиции обернется впустую потраченными миллионами.

Франция

Полиция существовала во Франции с XIV века. Однако до Наполеоновских реформ она использовалась только как инструмент подавления. Жандармерия, созданная Наполеоновскими реформаторами в начале XIX века, стала первой во Франции централизованной полицейской системой. Находилась она под управлением Минобороны и отвечала за сельскую местность. С ростом городов стала появляться городская стража. Она представляла собой что-то вроде разрозненных охранных агентств, работавших на мэра. Именно их объединение к 1920-м годам составило Национальную полицию Франции.

В 1980-е годы централизованный характер французской полиции сменился направленностью на общественное участие. Технология получила название «соседская полиция». В отдельных городах появились небольшие отделения, призванные налаживать отношения с городским сообществом, однако число их сотрудников никогда не превышало 5% от всей системы правоохранительных органов.

Сейчас во Франции действуют три подразделения полиции: Национальная (в подчинении Министерства внутренних дел), Жандармерия (осуществляющая контроль преимущественно над сельской местностью и на военных объектах, в подчинении Минобороны) и Главное управление таможни и косвенных налогов (в подчинении Минфина).

Англия

До 30-х годов XIX века попытки создать профессиональный полицейский корпус в Лондоне не заканчивались ничем. Оглядываясь на континент, погрязший в авторитаризме, лондонцы не торопились реформировать общинную систему, существовавшую с XII века, когда за каждым уделом и графством был закреплен шериф. Помимо прочих, шерифы исполняли обязанности судьи и были единственными сотрудниками полиции, получавшими зарплату. К ним были приставлены констебли, по одному на каждые 50 граждан.

Первые полицейские появились на улицах Лондона в 1829 году. Они не были вооружены и носили гражданскую одежду. Со временем каждое графство и поселение Англии, Уэльса и Шотландии обзавелось своим автономным полицейским корпусом, к концу XIX века их насчитывалось свыше 200. Реформы, проведенные после Второй мировой войны, сократили число корпусов до 51, и с 1960-х годов оно оставалось неизменным. Каждое окружное отделение получило свой отдел по расследованию преступлений, из которых только лондонский Скотланд-Ярд пользуется авторитетом национальной криминальной службы.

Английская криминальная полиция никогда не была централизованной, хотя стандарты правоприменения разрабатываются там на общенациональном уровне. Финансирование полиции осуществляется в равном размере как национальным, так и региональными правительствами, в остальном «регионалам» предоставляется полная автономия.

США

Английские колонии в Северной Америке переняли английскую систему организации полиции, но отдельные округа захотели иметь оплачиваемую полицию. С обретением Соединенными Штатами независимости должность шерифа стала выборной, в каждом штате возникли шерифские отделения и местные полицейские силы. Необходимость реформ стала очевидной, когда полиция стала переходить на сторону местных чиновников, принимая участие в политике, и фактически перестала подчиняться закону, особенно в южных штатах, где традиционно высок процент афроамериканцев. Федеральное правительство увидело выход в централизации. В 1908 году в структуре Министерства юстиции было создано Федеральное бюро расследований, которое подчинялось непосредственно президенту Теодору Рузвельту и не отчитывалось перед американским Конгрессом.

Уже с 1920-х годов ФБР составляло серьезную конкуренцию местным полицейским силам и региональным (штатским) формированиям. Разделение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями полиции всегда было предметом споров в США. После Великой депрессии 1929 г. в большинстве штатов региональная полиция стала выигрывать у местной в гонке полномочий, а ФБР взяло на себя функции расследования особо важных преступлений. В это время в американском кинематографе сложился устойчивый образ доброго копа, который вынужден противостоять нечистым на руку «федералам». Противостояние обострилось после убийства Джона Кеннеди в 1963 году. В числе виновников назывался Эдгар Гувер, глава ФБР. Гипотеза не подтвердилась, но в политических кругах опять заговорили о необходимости коренной реформы. Комиссия по расследованию полицейской коррупции, также известная как Комиссия Наппа, организованная в 1970 году, выявила многочисленные нарушения в полицейской системе Америки.

По итогам работы Комиссии были предложены и реализованы следующие пункты реформы. Полномочия были четко разделены между федеральным, штатским и муниципальным уровнями полиции, система стала жестко децентрализованной, основанной на принципе общественного сотрудничества. Законодательно был закреплен принцип, по которому руководство несло полную ответственность за нарушения своих подчиненных. В каждом отделении полиции был создан отдел собственной безопасности и появился тайный информатор, который докладывал о нарушениях в работе полиции. Эти нововведения были дополнены ужесточившимся профессиональным отбором и многократным повышением зарплат.

Япония

В традиционалистской Японии попытки реформирования полиции предпринимались неоднократно, однако почти всегда это были полумеры. Децентрализованная система, существовавшая в сегунатах до 1868 года, сменилась централизованной полицией императора Мейдзи, строившего ее по французскому образцу. В 1945 году американское оккупационное правительство вновь поставило задачу децентрализации, демилитаризации и демократизации политической системы. Поскольку официально после Второй мировой войны политическая система не претерпела серьезных изменений, речи о деполитизации в рядах японской полиции не шло.

В 1947 году американское правительство обязало каждый город с населением свыше 50 тысяч человек иметь муниципальную полицию. В малых городах функцию охраны правопорядка выполняли региональные отделения. В качестве компромисса с японским Кабинетом министров оккупанты предоставили национальной полиции патрулировать сельскую местность.

В 1951 году японское правительство, предоставленное, наконец, самому себе, провело референдумы в 1028 городах, 1024 из которых отказались от содержания муниципальных отделений и сдали их в юрисдикцию национальной полиции. В 1954 году была проведена новая реформа, и восстановленная было централизованная структура распалась на подразделения. Линии водоразделов пролегли по границам префектур. Контроль над этими подразделениями губернаторы до сих пор делят с Министерством внутренних дел.

* * *

Французский, английский, американский и японский примеры – показательные в мировой практике полицейских реформ.

Законодательные изменения по французской модели проводились в Италии, Испании, Бельгии, Португалии, Австрии, Греции, Нидерландах и Люксембурге. Основной принцип, введенный Наполеоновскими реформаторами, – деление полиции на специализированные сегменты, подотчетные национальным министерствам. Эти подразделения постоянно ведут между собой борьбу полномочий, что обеспечивает внутреннюю конкуренцию в рядах полиции.

Новшество, примененное в Великобритании, состояло в том, что региональным и местным отделениям предоставили автономию от национального управления. Горизонтальная структура без единого управляющего центра приглянулась реформаторам в Канаде, Швейцарии, Финляндии и Швеции.

Классическим примерами жестко централизованной модели национальной полиции, кроме Японии, можно назвать Данию и Ирландию.

Если же говорить о реформах в странах Восточной Европы, то чаще всего благие намерения реформаторов упирались там то в недостаток политической воли, то в неэффективность судебной системы. Первоочередной задачей был демонтаж репрессивного аппарата старого режима, что требовало значительной люстрации и принципиально новых подходов к обучению.

Босния и Герцеговина

Во время Боснийской войны 1992-1995 годов народная милиция проводила этнические чистки, что не лучшим образом сказалось на ее авторитете в обществе. После войны в Боснии находились три полицейских корпуса: боснийский, хорватский и сербский. Каждый из них обладал своей юрисдикцией, что создавало определенные сложности в первые годы реформ. Одним из главных достижений стало объединение боснийского и хорватского корпусов в 1996 году. Прошли массовые сокращения и переаттестация сотрудников.

31 декабря 2002 года миссия ООН в Боснии и Герцеговине завершила свой масштабный проект реформы. Почти 7 лет понадобилось, чтобы избавиться от перенасыщенной кадрами, плохо обученной и технически слабо оснащенной полиции. Из 45 тысяч сотрудников должности сохранили 18 тысяч.

Полицейских жестко ограничили в оружии и праве на его применение. В рамках деполитизации была введена должность директора национальной полиции, не подчинявшегося министерству внутренних дел. Полиция была децентрализована. Создание Государственной пограничной службы помогло снизить нелегальную миграцию в десятки раз. Также существенно снизилась дискриминация внутри самой полиции по этническому и гендерному признакам. Быть полицейским снова стало престижно.

То же самое происходило в Словении, только быстрее. До 1991 года словенская регулярная милиция была составной частью югославской. В Десятидневной войне за независимость она сражалась против югославских войск, что обеспечило ей высокий уровень общественного доверия. Это позволило словенскому правительству обойтись без радикальных реформ. В 1992 году служба сменила название. Национальная полиция Словении была отделена от МВД и децентрализована. Офисы были переоснащены, сотрудники заново экипированы и переучены.

Германия

До 1989 года Народная полиция Германской Демократической Республики подчинялась генсеку компартии. После объединения с западногерманской полицией подверглась сокращению более чем на треть, децентрализации, автономизации (в каждой федеративной единице было создано свое ведомство) и техническому переоснащению. Повысились требования профессионального отбора. Не согласных с демократическими переменами, как правило, отправляли в бессрочный отпуск.

Тем не менее, в первые годы после объединения преступность в ГДР выросла на 30-50%. Не в последнюю очередь это было связано с новыми стандартами учета, которые позволили выявить ранее не фиксировавшуюся статистику. Всплеск неонацизма привел к еще большему росту, и перед объединенной Германией встала новая необходимость реформ.

Были расформированы многие подразделения Народной полиции – в частности, вспомогательные подразделения Штази, политической полиции ГДР. Любое сотрудничество со Штази или с компартией могло стать поводом для увольнения сотрудника. Началась массовая люстрация. Следствию и суду стали подвергаться полицейские, которые прежде сами карали без суда и следствия.

Весь высший офицерский состав НП был отстранен от службы и зачислен в «список ожидания» на время рассмотрения личных дел. Функции управления в восточных землях взяли на себя полицейские из Западной Германии. В итоге из младшего офицерского состава ГДР на службе остались 80%, из старшего – 20%, из высшего – 1%. «Выжившие» проходили обязательную дополнительную подготовку под руководством западногерманских коллег и иностранных специалистов. Результатом стало повышение уровня общественного доверия к полиции и значительное снижение уровня преступности в Восточной Германии.

В Германии не существует муниципальных полицейских агентств, а федеральная полиция занимается сугубо транснациональными преступлениями, так что национальная безопасность полностью поддерживается силами региональных полицейских формирований. Такая система с полным правом может быть названа децентрализованной.

Венгрия

После «бархатной революции» 1989 года среднее число преступлений в год выросло в Венгрии почти на 20%. Милиция, доставшаяся стране в наследство, не справлялась с работой в новом государстве. В прежние времена ее главной функцией была поддержка коммунистического режима, борьба же с преступностью стояла на втором месте. В такой ситуации об общественном доверии не могло быть и речи, в массовом сознании милиция воспринималась исключительно как государственный инструмент угнетения.

Венгерская милиция была высокоцентрализованным, военизированным институтом с жесткой вертикальной организацией. В 1990 году полиция была отделена от МВД, создано управление Национальной полиции, главой которого стал национальный комиссар. В 1993 году служащим полиции любых чинов (а также армейским и другим гражданским служащим национальной безопасности) было запрещено становиться членами политических партий. При этом зарплаты венгерским полицейским никто не повысил, поэтому особой популярностью служба не пользовалась. Уголовный кодекс приравнивал сотрудников полиции к армейским служащим, невыполнение приказа рассматривалось как военное преступление. Техническая оснащенность полицейских участков оставляет желать лучшего.

В 1994 году полномочия Министра внутренних дел были вновь расширены, он выдвигал в правительстве решение об отставке и назначении национального комиссара, и полиция фактически вернулась к вертикальной структуре, существовавшей в Венгерской Народной Республике. Бюджет полиции стал составной частью бюджета МВД.

Чехия

Чешские реформы прошли более успешно и не были спущены на тормозах. Реформировать полицию были приглашены офицеры, уволенные во время «Пражской весны» 1968 года. МВД было распущено, начались массовые люстрации, в ходе которых должности лишились 20% служащих. Их сменили молодые специалисты, прошедшие обучение в полицейских школах за рубежом. Старшим офицерам было запрещено членство в политических партиях. Правительство упразднило внутренние войска и пограничную полицию, создав общий федеральный корпус. Неоднократно проводились кампании по приему на службу цыган. Зарплаты были подняты на 7%. Раскрываемость преступлений повысилась.

Польша

История польской полиции в постсоветское время – это постоянные метания от одной модели к другой. До 1989 года общественная милиция Польской Народной Республики представляла собой военизированный отряд Польской объединенной рабочей партии. С приходом к власти «Солидарности» она была переименована в полицию и подвержена люстрации. Состоялась реформа кадровой системы: в новые органы набирали сотрудников с высшим образованием, без опыта работы в силовых структурах. Обновление произошло и в системе обучения: с полицейскими стали работать психологи. Зарплаты были повышены в 2 раза.

В рамках децентрализации в Польше появились муниципальные отделения полиции. Финансировались они преимущественно из местных администраций, которые постоянно испытывали недостаток средств. Отделениям приходилось искать другие финансовые источники. Как следствие, на местах развилась чудовищная коррупция.

Придя к власти в 1995 году, польские левые в качестве реванша устранили местную полицию, интегрировав ее в национальную.

Новая децентрализация была проведена в 1999 году, когда на выборах вновь победила правая коалиция. Впервые в польской полиции был создан независимый отдел внутреннего контроля. Бюджет национальной полиции был полностью распределен между местными, окружными и областными департаментами. Правда, ненадолго. В 2002 году произошла частичная рецентрализация. Сейчас Польша составляет компанию Японии в списке стран с централизованной полицией.

Грузия

Наибольшего успеха в деле реформирования полиции среди постсоветских стран добилась Грузия. После реформ 2004 года полиция там стала национальной достопримечательностью. В кратчайшие сроки был уволен весь высший офицерский состав, расформирована ГАИ (уволено свыше 15 тысяч сотрудников), вместо нее была организована Патрульная инспекция. Упразднен техосмотр, созданы сервис-агентства по продаже машин. Набор в новую полицию проходил по открытому конкурсу, зарплаты были повышены в 10-20 раз. Борьба с коррупцией стала приоритетным направлением реформ. К делу подключили СМИ, которые скрытыми камерами фиксировали факты передачи взяток на дороге. Массовая чистка была проведена и в Криминальной полиции: из 70 тысяч следователей продолжили работу лишь 16 тысяч. Министерство госбезопасности и МЧС были объединены под общую крышу МВД.

В результате по рейтингу коррупции Transparency International Грузия с 2006 по 2009 год поднялась со 130 на 67 место. С 2006 года количество особо тяжких преступлений снизилось на 37%, вооруженных ограблений стало меньше на 78%, количество предумышленных убийств сократилось на 40%.

* * *

Опыт зарубежных реформаторов показывает: никакие точечные увольнения и осторожные рокировки не приведут к демократической реформе полиции. Только радикальный подход к реформам позволяет сделать полицию привлекательной для молодежи. В грузинском МВД, например, то и дело проводятся школьные экскурсии. А в Боснии быть полицейским считается престижнее, чем быть босняком.

В известной буддийской притче об относительности истин четыре слепых мудреца трогают слона за разные части тела. За бивень, за хвост, за ногу и за ухо. Слон для них, соответственно, представал то копьем, то веревкой, то колонной, то веером. Список можно продолжать. Так же, как и список разных взглядов на реформу.

Дополнительная литература

1.      Bayley David. Democratizing the Police Abroad: What to Do and How to Do It. Washington, D.C., U.S. Justice Department, 2001.

2.      Paun Christopher. Democratization and Police Reform. Thesis submitted for assessment with a view of obtaining the degree of Master of Arts in International Relations. Berlin, Freie Universität Berlin, Humboldt-Universität zu Berlin and Universität Potsdam Joint Master's Degree Program in International Relations, 2007.

3.      Transforming Police in Central and Eastern Europe: Process and Progress / Eds. Marina Caparini and Otwin Marenin. Geneva : Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces, 2004.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:56 Собчак объяснила свое участие в президентской гонке другими планами
20:30 СМИ насчитали трех возможных преемников Мединского
19:57 Турция повысила боеготовность своих войск у границы с Сирией
19:29 Минкульт вернул начало проката «Бегущего в лабиринте» на прежнюю дату
19:03 Причиной возгорания нефти под Саратовом назвали «бросовый огонь»
18:37 «Справедливая Россия» показала Путина в фильме о блокаде Ленинграда
17:58 ЦИК открестился от листовок с приглашением на «выборы Путина»
17:21 В Совете Федерации предложили контролирующий орган для ЧВК
17:08 Минфин анонсировал создание особого «опорного банка» для ОПК
16:49 Экс-жена Джигарханяна обжаловала их развод
16:48 Верховная Рада утвердила новые правила приватизации госимущества
16:44 Gallup выявил рекордный спад одобрения политики США в мире
16:36 Титов собрал необходимые для регистрации на выборах подписи
15:53 Zasport показал форму российской сборной на Олимпиаде-2018
15:35 Опрошенные россияне назвали профессии врача и инженера самыми престижными
15:27 Генетики решили вопрос происхождения калимантанских слонов
15:13 ЦБ РФ попросил Генпрокуратуру провести две проверки в Промсвязьбанке
15:03 Мединский связал перенос премьеры «Приключений Паддингтона 2» со сборами
14:46 СМИ узнали возможные темы послания Путина Совфеду
14:29 Пострадавшие при нападении на пермскую школу получат 2,8 млн рублей
14:16 Минкульт ответил на претензии кинотеатров из-за «Паддингтона»
14:11 Росгвардия пообещала жестко и законно пресекать провокации на выборах
14:08 Убийца Магомеда Нурбагандова получил пожизненный срок
14:01 У хамелеонов обнаружена способность к флуоресценции
13:47 В ФСБ подготовили новую концепцию государственной пограничной политики
13:34 После нападения в пермской школе завели дело о халатности
13:20 Верховная Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса
13:05 СМИ назвали имена сопредседателей штаба Путина в Петербурге
12:58 Минкульт назвал дату и место похорон Шаинского
12:46 Одна из звезд Южного Креста получила австралийское имя
12:44 Кинотеатры осудили перенос Минкультом мировых кинопремьер
12:35 Навальный снова пожаловался на ЦИК в Верховный суд России
12:21 Германия назвала незаконными ограничения Nord Stream 2 со стороны ЕС
12:09 Индекс МосБиржи преодолел прошлогодний рекордный пик
12:01 СМИ узнали о задержании в Петербурге высокопоставленного разведчика
11:46 СМИ узнали новую сумму взятки за «выкуп» Итальянца
11:32 В Китае нашли более пяти тонн средневековых монет
11:27 Песков рассказал о самой большой антипатии Путина
11:09 Опрошенные россияне слукавили в ответах ВЦИОМу про биткоин
11:08 Чубайс назвал существующий рост экономики унизительным для страны
10:41 Владельцев iPhone пообещали научить отключать замедление смартфонов
10:34 СМИ узнали часть «спортивного» санкционного списка Совфеда
10:18 В сгоревшем автобусе в Казахстане погибли 52 человека
10:16 Показ «Матильды» на Украине запретили из-за «ядовитого» музыканта
10:04 Британская палата общин утвердила закон о Brexit
10:03 Медведев утвердил «дорожную карту» развития конкуренции в здравоохранении
10:02 Родченков заподозрил британских атлетов в употреблении допинга
09:30 Путин пообещал малым городам 5 млрд рублей на благоустройство сверх бюджета
08:55 WADA ответило на заявление СКР о недостоверности показаний Родченкова
08:41 Трамп посетовал на слабую помощь России в давлении на КНДР
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.