28 марта 2024, четверг, 10:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 июля 2010, 09:47

Черт с ним с правосудием!

Древние говорили: Fiat iustitia et pereat mundus — Пусть свершится правосудие, хотя бы мир погиб. На юге Киргизии так не будет. На правосудии просто никто не будет настаивать. В сложившейся ситуации правосудие не выгодно и даже вредно, потому что обладает взрывоопасными последствиями. Следовательно, — слышится голос самого Благоразумия, — древние были не правы! Сентенция мира, поклоняющегося устойчивому развитию, должна звучать иначе: Если есть угроза миру, черт с ним, с правосудием!

* * * * * * *

Есть ряд вопросов, так и оставшихся открытыми. Начну с вопроса о количестве жертв - вопроса, безусловно, важнейшего. Кажется, властные группировки постсоветского пространства этот вопрос договорились замять. Роза Отунбаева, женщина a priori честная, в самом начале проговорилась, мол, жертв куда больше, чем зарегистрировали уполномоченные органы. В ситуации анархии и чрезвычайного насилия через морги проходили далеко не все трупы. Есть подозрение, что меньшинство. Поясняющей была ссылка на обычай: тело должно быть предано земле до захода солнца. Это древняя норма, которую особенно есть смысл исполнять, когда стоит тридцатипятиградусная жара. Но, видимо, Отунбаевой достаточно быстро объяснили, что тысячи — это не сотни. В сложившейся ситуации не надо быть честной, надо оставаться политиком. Триста жертв — один резонанс, три тысячи — другой[1]. В конце концов, какая разница, сколько? — внушали Отунбаевой ее советники. — Имеет значение только одно — сохранится ли Киргизия в существующих границах и сохранит ли легитимность существующий переходный режим? И, я думаю, первой женщине-президенту Центральной Азии возразить на эту житейскую мудрость было нечего. Поэтому вопрос о количестве трупов спустили на тормозах. — Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.

Но нам-то что за дело до этого образчика азиатского макиавеллизма, до их политического благоразумия? Публичное непризнание большого числа жертв в то время, когда люди на местах точно знают, что официальные цифры лживы, не залечивает ноющие раны. Масла в огонь подливает нежелание властей найти и наказать «особо отличившихся»[2]. Все это усугубляет долговременные последствия конфликта. «...отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2).

Вопрос второй: кто заказчик? Бакиев и его семья, осмелимся на этом настаивать, только желанные козлы отпущения. Если бы Бакиев мог так оперативно и цинично действовать в дни очередной революции, он бы власть не потерял. Мы видим два различных почерка, которые не могут принадлежать одному лицу (события, сопровождающие потерю власти, и события, произошедшие два месяца спустя). То, что самого Бакиева, а также близких и преданных ему людей, могли использовать в этом мастерски разыгранном сюжете, — сомнения нет. Но что Бакиев — планировщик операции и тем более ее непосредственный руководитель — в этом огромные сомнения. Чувствовался почерк рафинированных профессионалов. Это читалось в количестве и качестве снайперской работы, во внезапном появлении мобильных пятерок, разъезжающих на джипах (хорошо вооруженные крепкие мужики в масках, молча убивающие, грамотно сеющие страх и ненависть), в том, насколько оперативно было вброшено оружие сразу обеим сторонам конфликта, в мастерски проведенных провокациях.

Перескажем сюжет оперативной съемки: машина с громкоговорителем подъезжает к узбекской махалля и нервно на узбекском сообщает об идущих убивать и грабить их дома киргизах. Затем отъезжает, через какое-то время останавливается и проделывает ровно то же самое теперь по отношению к киргизскому кварталу. Когда возбужденные слухами и уже вооруженные люди выходят из своих кварталов, они еще не собираются никого убивать, диалог еще возможен. Но в этот самый момент раздаются снайперские выстрелы. С каждой стороны падает по нескольку человек. Каждая сторона получила исчерпывающие доказательства подлости и преступности другой стороны. Дальше все происходит по написанному кем-то сценарию.

Вопрос третий: против кого в первую очередь была направлена эта кровь? Против временного правительства? Тогда зачем будить ненависть к самому крупному меньшинству? Много киргизов проявили в этих событиях постыдное, но воодушевление. Собственно, поэтому власти и бездействовали. Проведенный референдум подтвердил — подобные события не так-то просто развернуть против властей. Но факт остается фактом — действия временного правительства проще назвать бездействием. Было заметно, что все свои усилия Бишкек направил не на разрешение конфликта, а на проведение референдума, благодаря которому обреталась международная легитимность[3].

Но это не цинизм, а беспомощность временного правительства. Ведь для наведения порядка правительству Отунбаевой надо было употребить власть в условиях, когда власти попросту нет. Опереться можно на то, что доступно. В их ситуации — на одну из сторон конфликта. В этноцентрированной стране выбор был предопределен. Нейтралитет как позиция для центральной власти оказался просто невозможен, потому что, во-первых, это путь к делигитимизации в глазах титульной нации; во-вторых, нейтралитет способствовал бы продолжению существования двух субъектов конфликта и провоцировал возможность его эскалации (это, собственно, и называется патовой ситуацией). Для Бишкека и по сей день остается важным одно — установить силовой контроль над югом. Только после этого можно будет говорить о какой-либо объективности расследования произошедшего[4].

Тогда, может быть, против президента Каримова, получившего волну беженцев в самый взрывоопасный регион республики? В Андижане сегодня не принято собираться в количестве больше трех. В Андижане сегодня принято говорить шепотом. В Андижане до сих пор этим самым шепотом рассказывают о сотнях расстрелянных из автоматического оружия и трупах, в спешном порядке куда-то вывезенных. И вот в этот самый Андижан бегут десятки или сотня тысяч узбеков, почти два десятилетия проживших в атмосфере свободы слова, собраний и форм вероисповедания. Более того, это люди, чьи рассказы о пережитом погроме зажгут не одно сердце огнем справедливости и мщения. Зачем Каримову такой неуправляемый контингент? Вся эта жажда справедливости и мщения может обратиться и против режима. Другими словами, Каримов был мастерски поставлен в патовую ситуацию. Принять весь поток беженцев — поставить под удар с трудом законсервированную ситуацию в регионе. Не принять — стать предателем собственного народа: ведь речь идет об узбеках.

Надо признать, что Каримов сыграл не хуже своих противников. Женщины, старики и дети были пропущены и размещены во временных лагерях. Мужчины оставлены по ту сторону границы. Есть информация, что им было передано оружие со словами: идите и защищайте! Себя и оставшиеся после пожаров и мародерства дома. Собственное узбекское население неусыпно контролировалось, чтобы не допустить самостийного похода на Кыргызстан, на помощь родственникам и соотечественникам (как это уже случилось двадцать лет назад). От кого можно было в мире получить гуманитарную помощь, от того она и была получена. А как только это стало возможно, все беженцы в организованном порядке (не без лукавства и обмана со стороны узбекских властей) были депортированы назад в Киргизию. Другими словами, режим даже не дрогнул.

Так, может быть, против России? Допустим, организаторы надеялись, что Россия не сможет не вмешаться, а, вмешавшись, не сможет отмыться. Как следствие, Россия утратит часть авторитета в обоих случаях — и начав действовать в регионе, и не начав действовать.

Иначе говоря, комбинация предполагала тройную патовую ситуацию — для Бишкека, Ташкента и Москвы. В такой конструкции у организаторов конфликта было время на все что угодно.

Вопрос четвертый: будут ли наказаны мародеры? «Это не просто», — скажет вам почти каждый. Но дело в том, что в республике образовалась каста людей, которые в момент дестабилизации обстановки занимаются каждый раз одним и тем же — с размахом мародерствуют! Так было в 2005 году, так было дважды в 2010-м. Эти люди подобны шакалам. Как говорят очевидцы, при определенных обстоятельствах лучше встретить льва, чем таких. Так вот, эти люди ни разу не были наказаны. Укрепление этой касты разрушительно для любого общества. Мародерские умонастроения способны давать метастазы.

Вопрос пятый: какие темпы обезлюживания республики наиболее вероятны?

Год назад приходилось констатировать следующее: в каждом пятом домохозяйстве республики (22%) имеется минимум один взрослый, выразивший желание «в идеале переехать на постоянное место жительства в другую страну». Это средний результат среди стран СНГ (лидером эмиграционных настроений является Молдова с 34% респондентов старше 15 лет, мечтающих покинуть свою родину). Эта цифра сама по себе уже не маленькая (1,1 млн. человек высказались за выезд из страны). Но на минуту представим, что желания каждого опрошенного будет поддержано его близкими. Тогда, зная средний размер домохозяйства страны, мы можем указать относительно точную цифру «потенциальной эмиграции», рассчитанную не по индивидуумам, а домохозяйствам, — это порядка 266 тысяч домохозяйств[5].

Год назад речь шла о потенциальной эмиграции. Сегодня примерно те же цифры называют, говоря о реальной.

Такую вот информацию сообщает один из друзей автора: «В Ошском консульстве России оформляют по 300 семей в день. Полагаю, что не менее 250 тыс. людей в ближайшее время покинут республику…»[6].

Выше упомянутый представитель международной организации указывает: «…идет массовая миграция. Наземным транспортом ехать и сложно, и опасно, люди улетают самолетами… Все рейсы из Оша выполняются регулярно, но билетов не достать. Мои знакомые хотели улететь, но выяснилось, что ближайшие билеты на Санкт-Петербург есть только на 10 августа. Остальные — раскуплены. В аэропорту очень много людей, и все с большим количеством вещей, видно, что люди уезжают навсегда, берут все, что можно увезти»[7].

Вопрос шестой, уже привычный, юридический: Cui bono — Кому на пользу?

Кого только не называли в качестве бенефициаров процесса — исламистов, наркобаронов, русских, китайцев, американцев. Не могу ручаться за все нижеизложенные факты, так как часть из них была получена в приватных беседах без предъявления каких-либо документированных источников, но не привести их было бы ошибкой.

А) Крупная партия оружия пришла в регион из Афганистана. Кто за ней стоит? Исламские радикалы? Оружие поставили те, кто контролируют сегодня важнейшие потоки этой страны и по совокупности центрально-азиатского региона, а это, увы, наркобароны, американцы и ими субсидируемые представители власти[8].

Б) Действия известных в регионе людей, ассоциированных с наркобизнесом, свидетельствовали о непосредственном долевом участии их в кровавом конфликте.

В) Наркотики, идущие из Афганистана, не затрагивают территорию США, треть потока попадает в Россию, остальное — в страны-соседи России и Европу.

Г) Китай занимается в регионе постройкой стратегических дорог (последний яркий пример — Таджикистан) и расширением торговых инфраструктур и операций. В таком контексте сложно обозначить даже скрытый интерес Китая в кровавом сценарии по уничтожению собственных рынков и путей сбыта. Тем более что Китая и так боятся. Даже намек, что за всем этим стоит Пекин, задержит китайскую экспансию в регион на неопределенное время.

Д) Москва в лице временного правительства КР получила лояльный ей режим, слабый, нуждающийся в постоянной поддержке северного соседа. Устойчивость режима Каримова — также в интересах Москвы (все нужные договоренности заключены, Каримов в отличие от Бакиева за слова отвечает). Испытание на прочность военных союзов постсоветского пространства — совсем не в интересах Москвы (а как мы помним, конфликт серьезно проблематизировал оперативные возможности военных союзов этого региона с участием Москвы). Другими словами, совсем не в интересах Москвы такой букет проблем, как: ослабление временного правительства РК, усиление и реабилитация Бакиева и его клана, опасная дестабилизация у Каримова и получение в собственном геополитическом подбрюшье мощного очага напряженности.

Вывод пусть сделает каждый самостоятельно. Автор отдает себе отчет, что некоторые решающие факты он просто не знает.

* * * * * * *

Подытожим.

Процесс этнизации Киргизской республики не просто продолжится. Уже в ближайшее время произойдет скачок показателя моноэтничности. Приходится признать: в этот раз киргизский национализм выиграл. Это стало возможным только потому, что киргизское государство идеологически все эти годы поощряло моноэтнизацию, полагая данный процесс условием укрепления ее государственного суверенитета. Надо понимать, что современная политика этнизации идет лишь в русле трендов, которым уже более полувека. Взглянем на график, демонстрирующий динамику этнического состава КР (%, 1959, 1970, 1979, 1989, 1998, 2008 гг.).

Источник: Градировский С.Н., Есипова Н.И. Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям? / Национальный доклад Института стратегического анализа и оценки при Президенте Кыргызской Республики. — Бишкек, 2009.

Здесь надо понимать: когда мы имеем дело с моноэтничными силовыми структурами в полиэтничной стране, тогда мы неизбежно получаем ситуацию, в которой расследование событий (а до этого наведение порядка) будет передано в руки системы, состоящей целиком из представителей титульного этноса (в данном случае, киргизов).

Вывод второй. Эпоха бархатных революций, которых так боялась официальная Москва, видимо, завершилась. Игры стали жестче, игроки стала циничней.

Бархатные революции начинались с такого простого технологического совета, как: поставьте впереди митингующих юных девушек в белоснежных блузках и пустите их на правительственные спецподразделения. Обеспечьте мероприятия камерами мировых агентств. И как только первое алое пятно зардеется на девичьей блузке, как только эту невинную кровь покажут крупным планом мировые агентства — революция свершилась! С этой минуты у местного режима нет международной легитимности.

Люди, действующие на юге Кыргызстана, в таких сантиментах не нуждались. Кровь почти ничего не стоила. Она была пущена ради большей крови, с целью эскалации конфликта.

Еще недавно, когда мне говорили или я читал о возможном кровавом сценарии развития ситуации в Крыму, я улыбался. Зная русскую и крымско-татарскую общины, я такому сюжету не верил. Да, есть с каждой стороны горячие головы и циничные сердца, но они ввести в соблазн безумия народ не смогут — думал я. Сделать так, чтобы два народа начали друг друга заживо сжигать, отстреливать, не щадя даже детей, — в это поверить было невозможно! После Оша — это стало реальностью. Гуманитарные технологии конфликта, надстраиваемые над напряженным этническим полем (а где нет этнически напряженных полей?) — уже существуют. И работают. И они — в нечистоплотных руках сильных мира сего.


[1]              20 июля пресс-служба министерства здравоохранения КР огласила количество погибших в 335 человек. В то же время мои киргизские друзья и коллеги, занимающие влиятельные позиции в структурах власти, дают разброс от 2 до 5 тыс. человек. Вот характерная цитата из письма: «Я только с юга — это классическая чистка. Число реальных жертв, с учетом, что гнали по полям вплоть до границы, превышает 5 тысяч. Тихой сапой все продолжается и сейчас» (из личной переписки с автором).

[2]              Такую оценку дают местные люди программам примирения: «Вроде пожмут руки, но стоит отойти на несколько метров, как забывают обо всех договоренностях и продолжают ненавидеть друг друга и таить злобу. Это будет продолжаться до тех пор, пока простым гражданам не представят настоящих виновников трагедии». Источник: http://24.kg/osh/79112-yegemberdi-agzamov-situaciyu-v-oshskoj-oblasti.html

А вот слова другого свидетеля, представителя международной организации: «Сейчас все очень обострилось, раньше такого не было. Я думаю, что виной всему — безнаказанность. Ведь мы не знаем, кого из ответственных лиц посадили, кого сняли с должностей за это время — и это породило всеобщий оголтелый национализм и хамство… Сегодня Ош жестко разделен на киргизскую и узбекскую части... Даже если волей судьбы люди живут рядом — они обособлены, они боятся друг друга, боятся смотреть друг на друга. Раньше такого не было… Ош стоит пустой. Мертвый… Уже с трех часов дня в центре города слышно, как поют птицы, и это производит удручающее, страшное впечатление. В воскресенье в центре вообще стоит мертвая тишина. Говорят, большинство людей сидят по домам и боятся выходить. Некоторые сидят даже без света». Источник: http://www.fergana.ru/article.php?id=6670

Тот же источник сообщает: «Местным журналистам запрещено писать и говорить о том, что происходит на юге…. Газеты пишут только то, что дает ошская комендатура: что все стабильно и все под контролем. Журналисты предпочитают молчать из соображений безопасности. Оттуда многие уехали. Кого-то из журналистов персонально попросили замолчать. И люди получают информацию по слухам». Источник: тот Еще из одного источника: «Мы двадцать лет молчали об Ошской резне-1 (речь идет о событиях 1990 года — авт.). Что толку? Она повторилась в ещё большем объеме. Историю нельзя закопать. Пока вдохновители, организаторы и участники ошского геноцида не получат достойное наказание, мир не должен молчать!»

[3]              «Временное правительство достаточно лицемерно отменило чрезвычайное положение за день до референдума, чтобы ввести его вновь еще до окончания подсчета голосов — и теперь уже на полтора месяца… Списки избирателей подготовили только за неделю до голосования, а в южных областях из-за вооруженных столкновений и массовой миграции точных списков так и не было составлено». Источник: http://polit.ru/institutes/2010/07/22/kirgizkonst.html

[4]              В этом абзаце ряд мыслей почерпнуты автором у одного из авторов дискуссии (личный архив).

[5]              Градировский С.Н., Есипова Н.И. Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям? / Национальный доклад Института стратегического анализа и оценки при Президенте Кыргызской Республики. — Бишкек, 2009.

[6]              Из личной переписки с автором. К сожалению, оперативно перепроверить эту информацию автор статьи не может, но доверяет источнику.

[7]              Источник: http://www.fergana.ru/article.php?id=6670 // Хотя не надо слишком строго относиться к аргументу про билеты, с билетами в Россию «частенько напряженка».

[8]              Мы не будем здесь в очередной раз пинать Вашингтон, смакуя вслед за многими кричащую корреляцию между подавлением исламских форм правления, усилением американской военной группировки и ростом наркоторговли.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.