29 марта 2024, пятница, 13:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 июля 2010, 09:00

Высшее образование в Польше в последние 20 лет

Знание — сила

Среди стран, в которых студенчество составляет более полумиллиона, Польша занимает сегодня первое место по доле студентов от 25 до 64 лет в населении страны. За последние двадцать лет система высшего образования в этой стране полностью изменилась. Так, в конце 1980-х годов Польша занимала одно из последних мест по уровню образования в социалистическом лагере, сегодня же польские вузы включены как в болонский процесс, так и в международные студенческие программы, и продолжают успешно сотрудничать с европейскими университетами. «Полит.ру» публикует статью профессора Университета имени Коперника в Торуни Стефана Гжибовского, в которой автор рассказывает о польской системе высшего образования, прослеживает ее историю с советских времен до наших дней, а также рассуждает о перспективах польских студентов на будущее. Статья опубликована в журнале «Знание-сила» (2010. № 5).

В 1989 году  в Польше началась  политическая и экономическая трансформация  системы высшего образования советского образца. Правда, она никогда не была точной копией советской системы. Сохранялась память об автономии университетов в межвоенный период (1918 — 1939); и во время существования Польской народной республики, особенно в 1980 — 1981 годы, университеты и другие ведущие вузы страны были важными центрами гражданского сопротивления, формировавшими идеи свободы, демократии и независимости или, по крайней мере, гражданского непослушания. Поэтому научная среда регулярно подвергалась репрессиям, руководство страны пыталось манипулировать высшим образованием, закладывая подчиненные себе новые вузы (прежде всего пединституты или инженерские вузы) или сокращая сроки университетского обучения. Одной из таких мер было удлинение срока обучения в школе с 11 до 12 лет, в основном для того, чтобы молодые парни, не поступив в вуз, уже не имели возможности поступать в следующем году и сразу призывались в армию. Преподаватели, аспиранты и студенчество бывали объектом идеологической атаки: их противопоставляли рабочим и крестьянам как своего рода тунеядцев. С 70-х годов все студенты должны были в обязательном порядке пройти трудовую практику на предприятиях, чтобы проникнуться уважением к физическому труду и к представителям рабочего класса.

В целом отношение властей ПНР к студентам и университетам было настоящей борьбой с интеллигенцией. Проявлением этой борьбы стали, например, специальные баллы для детей рабочих и крестьян (баллы за происхождение), введенные в процедуру вступительных экзаменов после 1968 года, чтобы облегчить поступление в вузы «социально близким» и воспрепятствовать самовоспроизводству интеллигенции как элиты общества.

Результаты такой политики в области высшего образования были, естественно, плачевны. Польша даже в социалистическом лагере занимала одно из последних мест по уровню образования. К 1989 году лишь 9 процентов поляков имели высшее образование. В университетах и других вузах страны устанавливались лимиты приема студентов и принималось до 100 тысяч, притом что средние школы заканчивало подчас до 1 миллиона абитуриентов. Численность студентов колебалась в пределах 350 — 400 тысяч человек. Это сыграло и положительную роль: было престижно быть студентом.

Преобразование всего общества, начавшееся в  1989 году, немедленно отразилось на системе высшего образования. Почти сразу же была принята новелла закона о высшем образовании. Это был тот самый вариант закона, который разрабатывался университетской средой по инициативе профсоюзного движения «Солидарность» в 1980 — 1981 годах. Его даже принял  сейм уже после введения военного положения, но почти сразу же его отменили и  солидно переработали: в первоначальном виде он вводил автономию университетов и избираемость всех их властей, а также выборы представителей профсоюзов и студентов в коллегиальные органы вузов. В 1991 году был принят закон, который утвердил  все демократические завоевания в функционировании системы высшего образования. Однако он был уже анахроническим в новой общественной обстановке, подвергался новеллам и обрастал дополнениями, поэтому в 90-е годы был разработан еще один закон, и в конце концов в 2005 году был принят закон, который функционирует в настоящее время..

Наиболее существенным для системы высшего образования и науки в этих актах было то, что вузы сразу получили автономию в научных исследованиях и в формировании планов обучения, а также в выборе всех властей как исполнительного, так и законодательного порядка. Вузам и университетам была предоставлена возможность свободно определять суть и направление  своей миссии в образовании и способы ее реализации, но при условии согласования этих действий с положениями верховного коллегиального органа – Совета высшего образования, который разрабатывал стандарты обучения на высшем уровне и определял номенклатуру специальностей. Была также допущена возможность взимать плату за некоторые виды образовательных услуг. Это сразу же, с одной стороны, приняло вид оплаты  заочного обучения в вузах, оплачиваемых бюджетом государства, а с другой – основания целого ряда вузов частных, содержащихся за счет платы, вносимой студентами. Для тех, кто прошел по конкурсу на вступительных экзаменах, обучение на дневном отделении было бесплатным и почти полностью финансировалось из центрального бюджета государства. Это удерживается до сих пор, несмотря на дискуссии и споры вокруг требования хотя бы символических оплат.

В самом начале экономических реформ правительство Тадеуша Мазовецкого  решило, что лучше финансировать высшее образование молодежи, чем платить им пособие по безработице. Решение подкреплялось еще и тем, что в 90-е годы стремительно накатывала волна демографического пика среди молодежи. В Польше после 1945 года демографическая ситуация определялась спадом рождаемости в годы войны и ее быстрым ростом сразу же после нее, а в последующие годы наблюдалось ее синусоидальное эхо. На рубеж ХХ — ХХI веков приходится очередной пик, усугубленный еще тем, что власти ПНР, подавив «Солидарность», решили чем-то задобрить народ и приняли несколько законов для разрядки социальной ситуации. Среди них был закон об увеличении декретного отпуска и введении платного трехлетнего воспитательного отпуска для матерей. Эффект был незамедлительным – после 1982 года молодые люди, сами составляющие очередной демографический пик, вызвали пик двойной силы, вершина которого прокатилась через Польшу и университеты в начале ХХI века, закончившись в 2006 году, когда стал проявляться демографический спад, связанный с общественной ситуацией конца восьмидесятых и реформами начала девяностых.

Это привело к значительному росту количества студентов. В 1990 году их было чуть больше 400 тысяч, а уже в 1999 – почти полтора миллиона,  почти 2 миллиона студентов в 2006 году; в последующие годы их число   постепенно снижалось. Росла и доля студентов среди молодежи: в 1990 году она составляла всего лишь около 13 процентов популяции молодых людей студенческого возраста, в 1995 – уже 22, а в 2006 – почти 50 процентов. По всей вероятности, эта доля будет расти в следующие годы, так как молодежи становится все меньше, а число мест в вузах остается прежним и даже имеет тенденцию возрастать.

Во многих слоях населения в Польше в это же время росло убеждение, что высшее образование дает большие возможности получить хорошую работу и даже предохраняет от безработицы. Это было вполне справедливо для  начала девяностых, когда безработица достигала 20 процентов трудоспособного населения, а среди людей с высшим образованием была минимальной. Но их становилось все больше, и ситуация в конце концов оказалась не столь оптимистической. Тем не менее высшее образование стало расцениваться как неплохая инвестиция в свое будущее.

Число студентов росло и потому, что это было выгодно вузам: от этого зависело государственное финансирование их деятельности, в том числе и зарплата преподавателей.  Но когда вузы стали соревноваться, кто примет на дневные отделения больше студентов, финансирование поставили в зависимость от других критериев: научного потенциала вуза, оценки аккредитационной комиссии, обучения некоторым специальностям (например, учителей) по государственному заказу и т. п. В конце девяностых, когда экономическое положение в стране улучшилось, появились дешевые кредиты для студентов, которые можно было оплачивать не сразу после окончания вуза. Они не пользуются большой популярностью. Стипендии получают не все студенты, и социальные стипендии невысоки, есть стипендии за хорошие оценки (в Торуни за среднюю выше 4,5 балла), но они тоже не очень высокие. Зато появились стипендии из разных общественных и частных фондов, органов самоуправления и т.д. Ну и, кроме того, студенты в каникулы и даже в свободные дни подрабатывают, многие берут для этого отпуска, выезжают за границу на работу и тратят заработанное на свое образование.

Так образовательные услуги оказались в цене. Абитуриенты, не попав на бесплатные стационарные отделения излюбленных дисциплин, охотно стали принимать предложение записываться на платное заочное или вечернее обучение в государственных вузах, и там даже возникали довольно большие конкурсы. Это было замечено развивающимся в Польше мелким и средним капиталом, который стал закладывать частные вузы. С одной стороны, это частные вузы в существующих уже крупных университетских центрах (Варшава, Краков, Познань, Лодзь, Вроцлав и др.), а с другой – вузы в мелких городах без какой-либо традиции высшего образования вблизи центра (например, Пултуск около Варшавы) или в глубинке (например, Элк, Олецко, Сувалки на северо-восточной окраине Польши, неподалеку от границы с Калининградской областью). Аргументы в пользу последних заключались в том, что в противном случае местная молодежь вообще не сможет получить высшее образование, так как затраты на учебу в крупных центрах – место в общежитиях, пропитание, поездки и т.п. – гораздо выше платы за обучение и, кроме того, молодежь из провинции проигрывает в ментальном отношении сверстникам крупных городов, поэтому лучшим решением для нее является образование на месте. Таким образом, была отчасти решена проблема возможности для молодежи самореализоваться в образовании на периферии.

Чаще всего это небольшие вузы, в которых работают на второй ставке преподаватели из государственных вузов и которые предлагают обучение на уровне 3-летнего профессионального, кончающегося дипломом бакалавра (в польской номенклатуре это лиценциат). Некоторые из них (например, Высшая гуманитарная школа в Пултуске или Высшая школа социальной психологии в Варшаве) предлагают также 5-летнее обучение (в последнее время по болонской системе 3+2), законченное магистерским титулом, и ведут образование на уровне, иногда не уступающем крупным государственным вузам. Сначала частных вузов было немного, но со временем их количество стало расти, и сейчас в них обучается около трети всего студенчества на стационарных и разного вида нестационарных отделениях, которые в таких вузах преобладают. Они составляют около двух третей вузов Польши (315 из 448).

Государственных вузов всего 130. По сравнению с 1989 годом, их число увеличилось лишь на 18. Но именно они составляют основу высшего образования и науки в Польше, так как в них обучается две трети всего 2-миллионного студенчества (около 1300 тысяч), причем больше половины (около 700-750 тысяч) – это студенты дневных отделений, перед которыми в будущем стоит задача цивилизационного развития Польши.

Однако эти вузы неодинаковы по своему потенциалу и возможностям. Уже в законе 1991 года они подразделялись на полностью автономные и ограниченные в этом отношении. Закон 2005 года предоставил всем вузам право получить полную автономию до 2012 года. Для этого им необходимо приобрести определенный научный потенциал (например, возможность защиты диссертаций по 12 научным дисциплинам), в противном случае они станут вузами с ограниченными правами и уменьшенной дотацией средств из центрального бюджета. С этим связано также право называться университетом, гуманитарные вузы с ограниченными возможностями должны будут употреблять название «университет» с прибавлением какого-нибудь прилагательного, например, «педагогический». Кроме того, в Польше в начале ХХI века появились государственные профессиональные вузы, предлагающие трехлетнее профессиональное обучение. Они возникли в городах, которые в результате административной реформы 1998 года потеряли статус воеводских центров и примкнули к частным вузам, предлагающем обучение на I ступени высшего образования.

С 2005 — 2006 годов Польша включилась в болонский процесс, принимая систему двух ступеней основного обучения с прибавлением третьей ступени – аспирантуры. Лишь некоторые дисциплины (право, медицина) остались в системе единого 5-летнего обучения. При этом для каждой ступени определены минимумы, касающиеся научного потенциала вуза и программного наполнения процесса обучения. За этим следит Государственная аккредитационная комиссия при Министерстве высшего образования, образованная в 1997 году, которая имеет право ограничить или отнять у данного вуза право обучать по определенной специальности. Но существуют также аналогичные комиссии для отдельных типов вузов, например, университетская, задачей которой является определение действительного уровня обучения отдельных специальностей. Предвидится также аккредитация польских вузов в рамках Европейского союза.

Трансформация системы высшего образования в Польше, далекая еще от завершения, отчасти оправдала себя. Выпускники вузов активно включились в жизнь страны, выдерживая трудности экономических, политических и цивилизационных преобразований и становясь даже мотором происходящих в Польше перемен. Они неплохо проявили себя также за границей, где польские специалисты в некоторых областях ценятся довольно высоко (например, врачи), и на них есть постоянный спрос в Европейском союзе.

Все эти процессы имеют также и отрицательные стороны. Частные вузы в небольших городах не всегда предлагают высокий уровень обучения, в них не хватает библиотек и научной среды. В последнее время это начинает сглаживаться благодаря Интернету и сравнительно большой подвижности польской молодежи.

С некоторой настороженностью университетские центры относятся к отходу от единого 5-летнего обучения на магистерском уровне, опасаясь, что молодежь в своем большинстве по экономическим причинам может закончить образование на I ступени. Возникли также опасения, что со вступлением в Европейский союз в Польше появятся филиалы крупных западноевропейских университетов и смогут перехватить большинство абитуриентов, а польская молодежь предпочтет обучение в Европе, но пока эти ожидания не оправдались. Польские вузы, включившись еще раньше в международные программы типа Socrates/Erasmus, продолжают сотрудничать с европейскими университетами и даже принимают европейских студентов на краткосрочное обучение.

Перспективы польского высшего образования зависят от многих факторов, прежде всего от финансовых условий, которые пока не очень ясны из-за надвигающегося кризиса. Польша справляется с этим кризисом сравнительно неплохо, но говорить о перспективах с полной уверенностью еще рано. Тем более, что назревает необходимость очередных перемен в области науки и высшего образования, готовится проект нового закона о науке вообще.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.