28 марта 2024, четверг, 14:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 июня 2010, 13:58

Открытые данные как общественное достояние

 

Введение

Создание информированного общества - это ключевая ценность для представительного государства. Это обязательное требование, чтобы граждане могли быть уверены в том, что лучшие представители избраны руководителями. Эта статья рассказывает, почему публичные государственные данные (также называемые «информацией публичного сектора») являются ценным ресурсом для общества, если они положены в Веб и находятся в свободном доступе.

Что такое открытые государственные данные?

В одном из наиболее ключевых документов по раскрытию данных США, циркуляре A-130 (www.whitehouse.gov/omb/circulars_a130_a130trans4) есть следующее определение понятия «государственная информация»:

«Государственная информация - это ценный национальный ресурс. Она предоставляет публике знание о государстве, обществе и экономике в прошлом, настоящем и будущем. Это обеспечивает подотчетность государства в выполнении государственных операций, в поддержании здорового развития экономики и само по себе является продуктом на рынке».

Так что же такое открытые государственные данные? Это публичная государственная информация, предоставляемая публике в цифровом виде, посредством Интернета в форме, допускающей последующий анализ и повторное использование. Дэвид Стэфенсон называет это «демократизацией данных», когда данные проходят через жизненный круг сбора, структуризации, синдицируются для временного распространения, и предоставляются публике для ознакомления. Предоставление цифровой информации это, определённо, непростая задача. Законодательные и фискальные ограничения ограничивают использование технологий государством, и возникают новые вопросы. Делают ли открытые данные государство уязвимым? Ответственно ли предоставление данных без соответствующего контекста? Почему данные должны предоставляться публично? Эти вопросы правил, по большей части, вне рамок данной статьи, главная цель которой показать важность открытости государственных данных для граждан, бизнеса и для самого государства.

Как граждане и бизнес используют открытые данные

Самым наглядным объяснением полезности данных будет демонстрация в виде примеров.

Статистические ведомства США и Евросоюза уже несколько лет не просто публикуют статистические отчеты и бюллетени, но и размещают на собственных сайтах всю накопленную ими статистику в форме пригодной для повторного использования – специальных форматах для, так называемой, машинной обработки – это форматы CSV и SDMX. В результате, огромное число коммерческих компаний и активных граждан используют эту информацию для общественного блага и предоставления качественных информационных продуктов.

Например:

Проект «Публичные данные» у компании Гугл

www.google.com/publicdata/home

С наглядной визуализацией открытых данных в виде специализированных графиков, таблиц и результатов в поиске.

Проект FedViewer

www.fedviewer.com

Позволяет увидеть наглядно данные Федерального Резерва США и существует благодаря тому, что эти данные раскрываются в машиночитаемой форме.

Благодаря публичному раскрытию информации о экономической, политической, общественной и криминальной статистике, в Австралии появились такие проекты как:

Городские тенденции

www.suburbantrends.com.au

где в наглядной визуальной форме представляется информация о том, в каком социальном и экономическом состоянии находится какой-либо регион страны.

Благодаря доступности информации Всемирного банка, ООН, Всемирной организации труда мы можем увидеть проект GapMinder в котором вся эта информация представлена максимально наглядно в виде множества графиков.

www.gapminder.org

Эти проекты – лишь несколько примеров из сотен, если не тысяч, других. Многие из них появились много лет назад, благодаря использованию информации, которую органы власти их стран и мировые организации публиковали в открытом доступе. Зачастую их создание требовало значительных усилий по преобразованию информации в удобную для работы форму, поскольку ранее далеко не все ведомства давали информацию в доступной форме, однако всё сильно изменилось буквально пару лет назад, когда стали появляться каталоги открытых данных поддерживаемые государством.

Публичные каталоги открытых данных

Каталог открытых данных – это специальный сайт в сети Интернет, на котором собраны значительные массивы информации "или же ссылки на них" на ресурсах ответственных ведомств, объединённые общим правилом, что вся эта информация раскрывается в форме, пригодной для повторного использования и машинной обработки. То есть гражданин может не просто скачать или распечатать документ, а и проанализировать табличные данные. Бизнес может использовать данные в своих продуктах и для общественного блага.

Наиболее значимым и заметным в мире подобным ресурсом является проект администрации президента США Data.Gov (www.data.gov

Где собрана огромная подборка государственных реестров, статистических данных, баз данных нормативно-правовых документов и прочих массивов данных.

Другой важный пример - это проект ООН UNData (data.un.org)

где раскрываются базы данных, собираемые Организацией Объединённых Наций, раскрываемые в специальной форме, включающей подробное описание каждого массива данных и глоссарий.

А также проект открытых данных Всемирного Банка (data.worldbank.org )

И проект открытых данных Великобритании (data.gov.uk)

уникальный своей интеграцией в Semantic Web – гигантский банк данных, создаваемый сотнями научных и государственных организаций по всему миру.

Кроме того, существует несколько десятков подобных проектов во всех развитых странах и постоянно появляются новые, а существующие пополняются данными.

Так зачем же это нужно?

Главная цель раскрытия государственных данных в том, чтобы побудить граждан к их повторному использованию. В том, чтобы дать им инструмент создавать и развивать общественное благо. В том, чтобы коммерческий сектор мог создавать инновационные продукты на конкурентной основе.

Это нужно для того, чтобы создать среду деятельной гражданской критики. Когда любой человек, обладающий техническими навыками, мог бы сделать своими руками общественно полезный сервис. И чтобы этот человек знал, что государство на его стороне, а не против него.

А что же Россия?

На сегодняшний день, мы отстаём и отстаём сильно. К великому сожалению, очень немногие российские ведомства предоставляют хотя бы часть своих реестров и банков данных в удобной для работы форме. Мы отстаём, и в культуре работы с информацией, и в понимании её важности и ценности.

Впрочем, это не значит, что не делается ничего.

В мае 2009 года появился веб-ресурс OpenGovData.ru (www.opengovdata.ru)

где был собран и опубликован первый публичный каталог доступных государственных данных, состоящий из 279 описаний массивов данных на сайтах государственных органов и 5 массивов данных преобразованных в специальный машиночитаемый формат XML.

Отличие этого проекта в том, что он создан не государственным ведомством и не какой-либо другой госструктурой, а частным лицом и по сей день существует как личная инициатива.

Однако его существование доказывает тот факт что, при наличии политической воли, создание общероссийского портала data.gov.ru возможно, и его появление и правильная подача создадут сильный инструмент формирования информационного общества принципиально иного качества – где граждане являются не потребителями создаваемых государством услуг, а участниками создания электронного государства.

Еще Иван Бегтин, руководитель проектов OpenGovData.ru и "Гослюди.Ру"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.