29 марта 2024, пятница, 11:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 мая 2010, 01:46

Чернуха на госсайтах

Наверняка многие из Вас сталкивались с высказываниями депутатов, да и рядовых граждан, о необходимости соблюдения этики в СМИ.  В самом деле, иногда в погоне за сенсацией материалы журналистов могут быть шокирующими, ужасными и неприятными. Они могут любыми, лишь бы вызвать реакцию аудитории, ведь на плохие новости люди реагируют куда острее, чем на хорошие.

И это, безусловно, важная тема - ведь СМИ могут читать не только взрослые люди, но и дети, а также некоторые взрослые, которые воспринимают подобные материалы болезненно. 

В этой статье я затрону тему этики публичных материалов с другой стороны. А также хочу поднять вопрос - не нужен ли этический кодекс для пресс-служб органов власти?

Рассмотрим следующую ситуацию. У нас в стране есть некоторые органы власти и госучреждений (органы внутренних дел, органы прократуры, подразделения МЧС, спецслужбы, различные лечебные и профилактические учреждения и т.п..) работники которых в ежедневном режиме наблюдают такое, с чем обычному человеку сталкиваться бы не хотелось без крайней нужды.

Но, в то же время, все эти госучреждения так или иначе освещают свою деятельность. Предоставляют информацию журналистам, публикуют её самостоятельно в своих изданиях и размещают на собственных официальных сайтах.

В этом есть несомненные плюсы. Публичное освещение деятельности даёт возможность гражданам понять, для чего же эти учреждения необходимы. Понять - на что идут деньги налогоплательщиков. 

Автор статьи и сам уже много лет ратует за публичность и доступность государственной информации, но сейчас я рассмотрю крайние случаи, когда вопросы доступности затмеваются тем, ЧТО же оказывается доступным.

Многие материалы обладают таким содержанием, что ни одно нормальное СМИ не рискнет их публиковать, чтобы не вызвать более чем резкую реакцию читателей. Но на сайтах органов власти такие материалы есть, и более того  - их немало, а их наглядность лишь усиливает эффект.

Прежде чем продолжить, я приведу ссылки на подобные материалы. 

Однако, прежде чем Вы перейдёте по любой из перечисленных ссылок я должен сделать это предупреждение.

Если вам нет 16 лет или Вы обладаете неустойчивой психикой, настоятельно рекомендуем Вам отказаться от просмотра представленных далее материалов. 

Автор статьи и редакция «Полит.Ру» не несут никакой ответственности за любые последствия при их просмотре.

Все приведенные материалы размещены в открытом доступе на официальных сайтах соответствующих ведомств, к их созданию и публикации могут иметь отношение и нести ответственность только сотрудники этих ведомств.

Далее ссылки на эти материалы:

  Ведомство
  Ссылка
  Управление внутренних дел по Ульяновской области. Неопознанные трупы граждан
  http://www.uvd73.ru/index.php?section=279
  Управление внутренних дел по Амурской области. Установление личности
  http://www.amuruvd.ru/peoplesearch/corpses.html

  Главное управление внутренних дел по Саратовской области. Розыск
  http://www.guvd64.ru/pages/pages.asp?id_header=7&id_page=41
  Главное управление внутренних дел по Тюменской области. Неопознанные трупы
  http://guvd72.ru/index.php?module_name=left_menu&action=show_link&id=170&page=1
  Главное управление внутренних дел по Свердловской области. Неопознанные трупы
  http://www.guvdso.ru/trup.html
  УВД по Костромской области. Розыск
  http://www.uvd44.ru/search/

Возможно, кого-то они совершенно не затронули, возможно. Но можно ли их показывать детям или психически неуравношенным людям? Я думаю - нет. Нельзя ни в коем случае, но Интернет заведомо публичен. А источников для материалов подобного толка оказывается очень немного и на все те источники, которые не являются государственными и у активных граждан и общественных организаций есть инструменты воздействия – они пишут письма хостерам сайтов, «в соответствующие органы», запросы поисковым системам на исключение из индекса.

Но эти ресурсы являются государственными и они также, в какой-то степени, представляют нашу с Вами федерацию. Возможно, эти материалы не должны находиться в открытом доступе, во всяком случае, в той форме, как это представлено на сегодняшний день.

И, да,  эти материалы не являются единственными - они лишь наиболее заметные. Кроме них существует множество публикаций в виде новостных сообщений на сайтах МВД и прокуратуры, протоколов судебных заседаний и иных материалов в текстовой форме. 

Эти материалы, также, чаще всего приводятся "как есть" - без предупреждений, оговорок о снятии с себя ответственности за их прочтение и тому подобного.

Конечно, они гораздо менее наглядны чем фотографии, но для людей с хорошим воображением они не менее вредны. 

И вопросов здесь возникает два:

  • первый: Так ли необходимо государственным учреждениям публиковать эту информацию в открытом доступе?
  • второй: Неужели если это необходимо, нельзя придумать способ предупреждать граждан о том что и как публикуется?

Предположим, что публикация подобных материалов всё же необходима. Например, публикации помогают МВД и другим органам лучше делать свою работу и действительно находят отклик у граждан. А информирование, пусть даже и неприятное, необходимо. Хотя, в этом случае не совсем понятно, отчего же тогда об этом информируют не все органы власти во всех регионах, а только некоторые?

Остаётся второй вопрос - как это делать правильно?

Для начала найти положительные примеры того, как это делают другие. Например, один из таких примеров -  раздел "Опознание трупов" на сайте ГУВД Кемеровской области http://www.guvd-kuzbass.ru/warning.html

Прежде чем на сайте откроется этот раздел, там есть специальное предупреждение и эту ссылку приводить уже не так страшно - там всё чётко и правильно написано и Вы сами можете принять решение смотреть дальше или нет.

Конечно, и оно не идеально, ведь сайты посещают и поисковые машины, они вряд ли автоматически определят такие фотографии как "нерекомендованные к просмотру" да и необходимо убедиться что на подобные материалы нельзя заходить по прямым ссылкам уже после предупреждения.

Возможно, нужны и другие меры, вполне возможно, но это гораздо лучше чем "вываливать" на посетителя информацию, о которой следует предупреждать. А название раздела далеко не всегда является достаточным предупреждением. 

Вернёмся же к тому вопросу, с которого началась статья. 

Нужен ли этический кодекс для сотрудников пресс-служб органов власти?

А главное поможет ли он избежать подобных случаев в будущем?

Еще Иван Бегтин, руководитель проекта "Гослюди.ру"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.