29 марта 2024, пятница, 09:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 мая 2010, 09:01

Президент Медведев преодолевает экватор

Два года назад, 7 мая 2008 г. Дмитрий Медведев официально вступил на президентский пост, сменив Владимира Путина, возглавлявшего российское государство с самого начала десятилетия. Поскольку нынешний президент России должен отработать на своей должности четыре года, можно сказать, что Медведев преодолел экватор. Пора подводить промежуточные итоги его деятельности.

Медведев не изменил Россию

Подведение этих итогов чрезвычайно важно, поскольку с момента выдвижения Медведева на пост главы государства и вплоть до настоящего времени многие в России надеются на то, что преемник Путина все же пересмотрит путинский политический курс, сделает его более либеральным, более реформаторским и более дружественным по отношению к США, Евросоюзу и государствам постсоветского пространства, стремящимся к сближению с Западом.

Увы, мало найдется сегодня в России экспертов, полагающих, будто Медведев и впрямь хоть сколько-нибудь серьезно продвинулся вперед по этому пути. Прошлой осенью, когда в Интернете вдруг появилась подписанная Медведевым статья «Россия, вперед!», казалось, будто политический процесс действительно трансформируется. Однако, сегодня уже видно, что дальше робких деклараций дело у российского президента не пошло. Более того, нынешние его декларации, пожалуй, даже более робки, чем те, которые он позволял себе в этой статье. Как же можно интерпретировать все происходящее в сегодняшней России?

В основном эксперты в отношении Медведева делятся на три группы.

Первая, состоящая в основном из официальных и полуофициальных лиц, отражающих в своих оценках интересы Кремля, уверяет, что никакой перемены курса вообще быть не должно, поскольку Путин делает именно то, что нужно России, а Медведев является верным продолжателем дела своего предшественника.

Вторая, состоящая из наиболее твердых оппозиционеров, отмечает, что Медведев даже не пытается ничего изменить, поскольку он является представителем той же самой группировки, что и Путин, а потому никакая либеральная риторика нынешнего президента не может замаскировать общности их взглядов по принципиальным политическим вопросам.

Наконец, третья группа экспертов полагает, что в идеале Медведев бы, наверное, хотел перемен, однако Путин, занимающий сегодня пост премьер-министра, сохранил в своих руках все рычаги власти. Соответственно, президент реальной властью не обладает, а потому не может решиться на корректировку курса. Ведь в этом случае он заведомо проиграет политическую борьбу.

Думается, что именно третья группа более других близка к истине. Однако проблема, стоящая сегодня перед Россией, не сводится лишь к тому, что Медведев по объективным причинам не может корректировать путинский курс.

Понятно, что и впрямь существует достаточно объективных оснований, по которым Медведев послушно следует в фарватере Путина. Именно Путин пользуется уже на протяжении многих лет высокой поддержкой российских граждан. Именно с Путиным они связывают начало экономического роста и, соответственно, роста реальных доходов. Именно нынешний премьер-министр ассоциируется в сознании широких масс с твердостью и последовательностью в деле преодоления многочисленных проблем, существовавших в 90-е гг.

И все же, думается, немало есть субъективного в деятельности Дмитрия Медведева и в той позиции, которую он занимает сегодня. Чем дольше президент находится на своем посту, чем больше мы знакомимся с его деятельностью, тем четче проясняется логика появления Медведева во главе российского государства. Рискну предположить, что Путин с самого начала подбирал в качестве своего преемника именно того человека, который не смог бы в силу своих личностных качеств оспорить его претензии на политическое лидерство.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я полагаю, нам следует внимательнее взглянуть на кадровую политику Путина с самого начала его восхождения на президентский пост. Десять лет наблюдений позволяют выявить некоторые закономерности, которые не бросались в глаза по ходу развития процесса.

Что умеет Путин

Как-то раз Путин в ответ на вопрос друга о том, что он по-настоящему умеет делать, признался: его профессия – это общение с людьми. Сей ответ зафиксирован в книге «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным» (М. : Вагриус, 2000. С. 41). Иначе говоря, Путин хорошо умеет разбираться в людях, определять, на что они способны, и каковы их реакции на различного рода раздражители. Не экономика и не политика, не широкомасштабные реформы и не обеспечение долговременной устойчивости российского государства, а способность подбирать кадры и манипулировать ими так, чтобы решалась совершенно конкретная задача текущего момента, – вот главная отличительная черта нынешнего российского премьер-министра.

Возможно, этому неплохо учили в Комитете государственной безопасности, где Путин проработал долгие годы, а, возможно, он от природы имеет талант к такого рода вещам. Во всяком случае, Путин сто очков даст вперед своему предшественнику Борису Ельцину с его знаменитым чутьем, о котором так много рассуждали российские политики и политологи 90-х гг.

В кадровой политике Путина интересно не столько то, как он сепарировался от так называемой ельцинской «семьи» (клана особо приближенных лиц), удаляя от власти таких влиятельных в недавнем прошлом людей, как Борис Березовский, Михаил Касьянов и Александр Волошин, а то, как он подбирал собственных назначенцев. Эксперты обычно отмечают, что он брал к себе на работу в правительство и в президентские структуры лишь людей, с которыми уже был знаком в прошлом. В петербургской мэрии, в сообществе сотрудников государственной безопасности или в дачном кооперативе «Озеро» под Петербургом. Это все, конечно, верно, но еще вернее осуществленное Путиным четкое распределение каждого члена правящей корпорации по тем точкам, в которых тот сможет принести пользу лидеру и – самое главное – не сможет нанести вреда.

Основной принцип, с помощью которого действовал Путин, – поднимать на политическую поверхность людей поверхностных, а тех, кто профессионально выполняет свою работу, держать в стороне от взоров толпы, желающей сотворить себе нового кумира.

Кто есть кто в команде Путина

Вот список людей, выдвинутых Путиным на самый верх публичной политики, – Михаил Фрадков, Виктор Зубков, Сергей Миронов, Борис Грызлов. Два бывших премьер-министра и два парламентских спикера, которые по совместительству еще являются лидерами двух основных прокремлевских партий – «Единой России» и «Справедливой России». Все четверо подняты ниоткуда и в любой момент могут быть низринуты в никуда. Эти люди не были известны народу до тех пор, пока их не взял к себе Путин, и их авторитет целиком зависит от авторитета Путина.

Спикеры вполне внешне презентабельны, поскольку требуется, чтобы народ смотрел на них через телевизор, а после голосовал за ту или иную прокремлевскую партию. Но самостоятельной политики ни Миронов, ни Грызлов вести не смогут. Они не будут опасны для Путина, если вдруг выйдут из-под контроля. Если кто-нибудь в этом сомневается, он может собрать «шедевры» их интеллектуального творчества за минувшее десятилетие. Немало весьма странных вещей наговорили и Миронов, и Грызлов в те минуты, когда рядом с ними не было опытных спичрайтеров и искушенных политтехнологов.

Премьеры в отличие от спикеров подбирались так, чтобы не только не привлекать, но даже, скорее, отталкивать широкие массы. Внешние данные Фрадкова и Зубкова, мягко говоря, не слишком подходят для публичной политики. Это вообще были абсолютно номинальные фигуры, которые лишь маскировали тот факт, что Путин всегда напрямую работал с ключевыми министрами. Фрадков и Зубков были своеобразными местоблюстителями премьерского поста, который Путин сохранял до того времени, пока он не понадобился ему самому.

А вот список людей, которые делали реальную политику в минувшее десятилетие, – Игорь Сечин, Вячеслав Сурков, Сергей Иванов, Алексей Кудрин. Каждый из них вел одну из сфер, важных для функционирования государства в целом или для правящей корпорации, в частности. Каждый из них жестко отсекался Путиным от круга вопросов, не имеющих отношения к его узкой сфере деятельности. Координацию всех сфер в бытность свою президентом осуществлял только Путин, но не премьер-министр и не глава кремлевской администрации.

Люди, делавшие реальную политику, находились часто в конфликте друг с другом. Иногда – остром. Иногда – антагонистическом. Соответственно, для Путина они были так же неопасны, как и люди, поднятые на поверхность политики публичной. Сечин, Сурков, Иванов и Кудрин в отличие от Фрадкова, Зубкова, Миронова и Грызлова обладали колоссальным влиянием в определенных кругах. Но обладать влиянием во всех кругах сразу никто из них не мог. Объединиться же ради повышения своего совместного политического веса они не были способны.

Работа с кадрами

Подобная четкая работа с кадрами – одна из главных причин (наряду с нефтедолларами и авторитарным сознанием масс) политического долголетия Путина. Если в этом контексте рассмотреть вопрос о подборе Медведева на пост преемника, то многое становится ясно.

Университетский доцент, не обладающий яркой внешностью, мало авторитетный как среди силовиков, так и среди крепких хозяйственников, не говоря уже о широких массах, – это не случайность. Это результат тщательного выбора. В своем окружении Путин нашел человека, который в наименьшей степени способен проводить самостоятельную политику, даже при наличии президентских полномочий.

Ныне различные приближенные Медведева будоражат его призывами совершить великие дела. Спичрайтеры, наверное, пишут ему яркие тексты на манер статьи «Россия, вперед!». Сам Михаил Горбачев – отец российских преобразований – говорит о необходимости создать медведевскую политическую партию. Но нет, увы, ни великих дел, ни движения вперед, ни политической партии. Поскольку слишком велик разрыв между формальными полномочиями, которые есть у президента Медведева, и реальными возможностями, вытекающими из особенностей личности и биографии Медведева.

Путин хорошо просчитал комбинацию. А потому никакой смены путинского политического курса у нас в России не будет.

Автор научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.