Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
1 мая 2017, понедельник, 01:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 апреля 2010, 09:37

Женщина за рулем

Культурные коды и социальные правила использования автомобиля формируются в конкретном культурно-историческом контексте, отражая приоритеты национальной идеологии и потребительской культуры. Социальная история автомобиля может быть ярко охарактеризована сквозь призму гендерных различий. Нас интересует не столько сам автомобиль, сколько социальные правила его использования, а также те дискурсы, которые создавались по поводу женщины за рулем частного, общественного и производственного транспорта при социализме и как это меняется сегодня.

Женщина за рулем как символ прогресса

Автомобиль в истории общества выступает символом прогресса и освобождения человечества от неподвижности, невежества и отсталости. Одновременно, автомобиль является предметом потребления, объектом приложения сил различных профессиональных групп, фактором риска, знаком достижения или упадка. Символическая связка «женщина и автомобиль» как символ прогресса и новых социальных реалий, присутствует в рекламных плакатах 1920-х годов. Вначале женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной «рекламной женщины», легкомысленной и кокетливой, и атрибуты автомобилизма присутствовали там как бы случайно. И все же некоторые образцы рекламного искусства, например, плакаты художницы Тамары де Лемпицки, содержат такие элементы образности, которые символизируют «новое качество жизни современной женщины и в первую очередь – ее свободу не только в передвижении, но и в принятии решений о направлении этого движения» [Савельева, 2003].

Организаторы автопробегов 1920-30-х годов стремились показать, что в отличие от буржуазных стран, где автомобиль был доступен только высшему классу, в Советской России он использовался исключительно в прагматических целях и должен был стать доступным многим, согласно известному лозунгу «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Автопробеги, в том числе – с участием женщин использовались для демонстрации силы и достижений политического строя [Перевалов, 2006]. Так, летом-осенью 1936 года 27 женщин-водителей в сопровождении большой бригады технического персонала и корреспондентов осуществили большой 45-дневный автопробег по маршруту Москва – Челябинск – Петропавловск – Малые Кара-Кумы – Сталинград – Киев – Минск – Москва. Тогда же был организован еще один женский пробег по маршруту Чита – Москва (11000 км). В этом пробеге, длившемся 52 дня, участвовали 20 женщин – жен начсостава Забайкальского военного округа [Женщины, мужайтесь…1999]. Участие женщин в автопробегах, с одной стороны, подчеркивало идеологию равенства полов, а с другой – утверждало новые социальные иерархии. Ведь среди женщин тоже существовала своя властная вертикаль.

Партия – наш рулевой: советские женщины за баранкой и штурвалом

В 1930-е годы много внимания прессы и общественности в Советском Союзе уделяется вовлечению женщин в работу, в том числе, и «за руль». Советский плакат с женщиной на тракторах и младенцами в яслях призывал: «Работница и крестьянка! Борись с пережитками прошлого, строй новый социалистический быт!» В этот период в СССР проводилась политика по мобилизации женщин на строительство социализма. Образ женщин, отказывающихся от прежних стереотипов, желающих «догнать мужчин», овладевающих новыми знаниями, техникой, профессиями, – характерен для культуры второй половины 30-х годов (напр. плакат О. Дейнеко «Женщина, на паровоз!», 1939). В журналах появляются материалы, связанные с вопросами обороны (ожидание войны, конфликты на границах). В таких условиях было важно сформировать энтузиазм участниц соцсоревнований, побудить их стремление догнать мужчин в работе и военной подготовке (фильм И. Пырьева «Трактористы», 1939). Визуальные средства передают знаки модернизации женщин, ранее считавшихся отсталым элементом общества. Фотографии девушки в процессе обучения, на фоне каких-либо лабораторных приборов пропагандировали образ новой женщины, будучи инструментом культурной политики государства, направленной на рост городов и промышленности в стране. Строились фабрики, заводы – женщину нужно было обучать дисциплине, работе, в том числе и управлению механизмами, чтобы сделать из нее ресурс для индустриализации, она должна уметь работать и мыслить в соответствии с идеалами партии [Дашкова, 1999]. Появляются образы трактористок, бурильщиц, бетонщиц, а также женщин-военных.

Гендерный контракт «работающая мать» [См.: Темкина, Роткирх, 2002] доминировал на протяжении всей советской истории, поддерживаясь государственной политикой и официальной идеологией. Поэтому женщины, получая «мужскую» работу – а именно с мужскими видами занятости традиционно ассоциировались физические нагрузки или управление механизмами, – были не просто работницами, а женами и матерями, о чем красноречиво свидетельствует стихотворение С. Михалкова 1936 года:

…А в-четвертых, наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется пилот.  С лесенки ответил Вова: – Мама – летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры. А у Левы мама – повар. Мама – летчик? Что ж такого!  – Всех важней, – сказала Ната,- Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа.  …Мамы разные нужны. Мамы всякие важны.

             С.Михалков

Хорошо известны образы женщин, преуспевающих в труде, в том числе, требующем навыков управления механическими средствами: вспомним пример украинской трактористки Прасковьи Ангелиной в 1930-е годы. Позже власти опять использовали имидж Ангелиной, чтобы мобилизовать женщин на работу, на замену мужчинам, ушедшим на войну. В 1942 г. П.Ангелина и М. Мухортова, работавшие во время войны в Казахстане, обратились к советским женщинам с горячим призывом освоить профессии трактористов, комбайнеров, машинистов. Вообще, в годы войны количество женщин, занятых в народном хозяйстве, резко увеличилось [Мурманцева, 1974]. По свидетельству советских исследователей, доля женского труда во время Великой Отечественной войны возросла и среди работников транспорта, особенно железнодорожного, который играл в войне решающую роль. Пресса транслировала заявления советских девушек, которые хотели овладевать мужскими профессиями, занять место ушедших на фронт мужчин. Во время войны женщины работали и в милиции, и в ГАИ. Не только в тылу, но и на фронте советские женщины садились за руль или за штурвал. Хорошо известны женские эскадрильи, женщины служили шоферами, есть даже уникальная в своем роде история советской женщины-танкиста Марии Октябрьской [Лебедев, 2003].

После войны, несмотря на восполнение в народном хозяйстве мужской рабочей силы, женские руки были по-прежнему востребованы. Число занятых в промышленности и на транспорте женщин от десятилетия к десятилетию постоянно росло. К 1970-м годам «значительно выросла численность женщин в массовых квалифицированных профессиях. <…> Повысилось число женщин – водителей городского транспорта. В 1970 г. они составляли 38 тыс., таким образом, более половины всех водителей трамваев, поездов метро, троллейбусов были женщинами, в то время как в 1926 г. их было чуть больше 300, а на их долю приходилось 3% всех водителей» [Груздева, Чертихина, 1983]. Социологические опросы 1970-х годов свидетельствовали, что женщины, занятые квалифицированным трудом, в том числе, водители городского транспорта, намного больше, чем кондуктора, были удовлетворены своей работой. Очевидно, их устраивала более высокая оплата труда, престиж сложной и важной работы, которая требовала длительной и серьезной подготовки.

Автомобиль как предмет потребления: советская женщина за рулем личного транспорта

До начала 1940-х годов число автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все автомобили, как и мотоциклы, были изъяты. Автомобиль рассматривался как приз, редкая награда. В такой ситуации появление женщины в роли владелицы недоступного, дорогого и весьма высокостатусного объекта было настоящим жестом. Образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в 1937 году, его картина называется «Новая Москва». Пименовская героиня изображена как будто бы в качестве актрисы, исполняющей нужную роль. Это роль «новой женщины» – москвички, образованной, обеспеченной, благополучной, технически продвинутой, самостоятельной – все это должно было указывать на высокий уровень жизни, урбанизацию, равноправие полов и другие «великие достижения» советского государства. Символизм романтического образа, созданного Пименовым, отзывается и в других работах 1930-х годов на тему «женщина за рулем автомобиля». Такой образ символизировал модернизацию, благосостояние, прогресс и гендерное равенство. Женщина одновременно рекламировала автомобиль как предмет потребления и советский строй как основу гражданской идентичности. Вместе с тем, налицо было и проявление особенностей советской гендерной системы: социальное неравенство среди женщин выражается в неравенстве практик потребления и отношений собственности. Одни женщины водят колхозный трактор, другие – личный кабриолет.

Несколько иной смысл вкладывает режиссер К. Юдин в образ «женщины за рулем» в его известном фильме «Сердца четырех» (1941). Впрочем, и этот тип репрезентации укладывается в образную систему советской гендерной системы, где женщина, хотя и эмансипированная и имеющая равные с мужчиной права, должна все-таки знать свое более зависимое, ученическое и вторичное место. Здесь Галина Мурашова (В. Серова) обладает навыками управления машиной и вызывает этим у всех приятное удивление, однако, она подвергается насмешке за слабые навыки вождения: девушка выбирает не тот брод через водоем, и машина глохнет, далее за руль садится офицер – и спасает положение.

Дефицит автомобилей продолжался и в 1950-е годы, когда собственным (или казенным, предоставленным в личное пользование) автотранспортом могли пользоваться только статусные фигуры – известные личности, руководители высокого ранга. Поэтому на плакате 1952 года «С каждым днем все радостнее жить», очевидно, изображена не рядовая женщина, а некто в ранге председателя колхоза – на это указывают хозяйская поза и статусный жест (опершись о машину, она обозревает колосящееся поле, закрывшись рукой от солнца), на груди – звезда Героя, за спиной, в прошлом – уже осуществленный план ГОЭЛРО всей страны, а взгляд устремлен в светлое будущее.

Образ автомобиля как движителя модернизации, вестернизации и личного благосостояния к 1960-м годам объединил экономические и политические устремления советского правительства обеспечить каждого гражданина доступным автомобилем европейского качества и устремления советских людей в растущем обществе массового потребления. И все же, уровень жизни и экономического развития, производственного роста и в 1960-е годы был таков, что автомобиль был по-прежнему большой редкостью, несмотря на популярный слоган «автомобиль – не роскошь…». Автомобили в подавляющем большинстве были в пользовании у мужчин. Вспомним фильм «Берегись автомобиля» (реж. Э. Рязанов, 1967), где у героя Андрея Миронова была «машина на имя жены»: даже если машина находилась в собственности женщины, то ее истинным хозяином и водителем был чаще всего мужчина.

Дефицит автотранспорта существовал и после 70-х годов, даже когда при Брежневе началось массовое производство «народного автомобиля» и продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать автовладельцами. В руководстве для автолюбителей конца 1970-х об автомобиле говорится как о давней, наконец-то реализовавшейся мечте. В предисловии к книге автор пишет, что «автолюбителем может быть только оптимист и решительный человек» [Вайсман, Беккеров, Ягунов, 1978. С.3]. Шутки ради можно отметить, что владельцу советской машины действительно необходимо было держаться оптимизма и проявлять решительные усилия по ремонту своего транспортного средства. Если же говорить серьезно, то хотя в те годы массовый выпуск автомобилей уже был налажен, их число все же было невелико, и автолюбители – в основном из числа мужчин – воспринимались как особое «племя», потенциально опасное для окружающих. Мужские сообщества, формировавшиеся по поводу машин и запчастей, создавали особые ниши, где можно было укрыться от семейной рутины, и по опросам, мужчины проводили с каждым годом все больше свободного времени не дома, а в гараже [Siegelbaum, 2008].

А вот в фильме «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов, 1979) символическая связь «женщина-автомобиль» используется уже по-другому: здесь главная героиня ездит на собственном автомобиле «Жигули», что подчеркивает ее успешность. У нее и хорошая квартира, и высокая должность, и личная машина. А ведь тогда не у каждого мужчины была личная машина. И в других, более ранних советских фильмах имидж успешной, независимой женщины подкреплялся наличием личной машины, правда, зачастую подчеркивались гендерные различия в статусах владельцев соответствующих автомобилей. Например, девушки из картины «Три плюс два» (реж. Г. Оганесян, 1963) приехали отдыхать на берег моря на своем новеньком «Запорожце», а молодые мужчины там разъезжают на «Волге».

На рекламный, идеализированный характер этих образов указывают данные статистики: доля женщин – владельцев автомобилей в крупном советском городе конца 1970-х годов составляла 2,5% (для сравнения – сегодня их число выросло до 22,5%) [Ваксман, Додров, 2006]. Отметим, что со второй половины 80-х и до распада СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции [История продаж авто в СССР].

Социальная история автомобиля, таким образом, выступая неотъемлемым элементом национальной политики и идеологии, обладает яркими гендерными характеристиками. Женщина за рулем в советское время была чем-то из ряда вон выходящим, особенным, не-повседневным, часто такая женщина была предметом восхищения и удивления, а иногда и насмешек. Сегодня, в условиях рыночной экономики и коммерциализации, у женщин появилась большая свобода в выборе образа жизни, но старые гендерные стереотипы еще не совсем изжили себя, а новые подчеркиваются в рекламе.

Символизм автомобиля: постсоветская женщина за рулем

По результатам опроса ФОМ, летом 2008 года автомобили были в 39% российских семей, причем 21% лично водят машины, а 17% – за руль не садятся [Шумакова, 2008]. Налицо гендерный дисбаланс: мужчины преобладают среди водителей (81%), превышая число «женщин за рулем» более чем в пять раз (19%). Среди женщин почти в пять раз больше тех, кто ответил, что имеет, но не водит автомобиль. По данным ВЦИОМ, мужчины и женщины выдвигают разные причины покупки автомобиля. Мужчины чаще планируют покупку автомобиля в связи с желанием поменять старую машину на новую (26% против 11% среди женщин) и необходимостью для работы (19% против 11%). Женщины более склонны в качестве причин указывать удобство передвижения (58% против 46% у мужчин) [ВЦИОМ, 2009]. 

Гендерные роли изменяются с течением времени и проявляются в условиях повседневных практик. Постсоветская Россия становится местом пересмотра места и функции женщины в обыденной жизни. Управление автомобилем приобретает новый смысл. Теперь сфера вождения оценивается с позиции допустимости дамского участия в ней, как практика относительной свободы, мнимой приватности и самовыражения. Однако самореализация женщины как автомобилистки по-прежнему находится на стыке дихотомий: от снисходительного одобрения до полного неприятия, взращенных человеческими мнениями на почве древних предрассудков, недавних событий и их не лишенных оценок интерпретаций, на фоне былого традиционного и современного, где разворачиваются конфликты, дележ ресурсов и давление стереотипов. Автомобиль выступает предметом, который приватизируется женской рукой. По мнению Ж. Бодрийяра, автомобиль – особый внешний элемент системы вещей, который по «позиционной значимости» [Бодрийяр, 2001. С. 74] может быть сравним лишь со всей «сферой домашнего быта», он одновременно сочетает в себе «повседневный быт», возможность передвижения и скорости – дополнительные функции удовольствия. Бодрийяр характеризует машину как «сублимированную» вещь, содержащую в себе «обиходную повседневность всех остальных вещей», движение и скорость.

Для женщины автомобиль становится предметом «совсем другой жизни» (Ольга, 30 лет, ВАЗ 2110): удобства, свободы, самостоятельности, самодостаточности, смелости, т.к. не бояться водить – значит быть «не хуже мужчин» (Светлана, 27 лет, ВАЗ 21063). Подобный способ личной самопрезентации подкрепляется новой жизненной стратегией, связанной с доступностью материальных ресурсов, со свободой от контроля предрассудков и служит механизмом автоматизации, нацеленным на сокрушение гендерного неравенства. «Автономная женщина» начинает контролировать свою жизнь, совершает сознательный выбор в пространствах публичного и приватного, взращивая индивидуалистскую позицию. Машина здесь выступает специфическим жилищем, недоступным для посторонних, как «замкнуто-интимная сфера, но без особых черт уюта, с острым чувством формальной свободы» [Чепурная, 2009. С.69, 76].

Если задуматься о том, что входит в состав женских вещей, то далеко не на первом месте здесь окажется автомобиль. На автомобиле как будто висит ярлык «мужская вещь». В результате проведенных нами исследований, основанных на качественных методах наблюдения и интервью, можно отметить, что взгляд на машину как на «женскую вещь» сопровождается массой предрассудков. Компетентность женщины в практике вождения нередко ставится под сомнение. При этом машина, наделенная множеством категорий, выступает в качестве основы сценария, по которому будет происходить взаимодействие, выражающееся в явном пренебрежении, иногда сопровождающемся некорректными действиями со стороны мужчин, либо прикрытым пессимистическим отношением – или, наоборот, положительным настроем с проявлением галантности джентльмена.

Автомобиль как «дамская вещь»

Человеческое тело выступает объектом культуры, обладающим конкретными выражениями и смыслами. Бытующие представления о чужой телесности и «восприятие собственного тела определяются существующими в данный конкретный момент» [Андреева, 2008. С.81] совокупностями телесных дискурсов. Визуальные репрезентации дорогостоящих марок, предназначенных для солидных покупателей, нередко несут сообщение о шике и сексуальности, транслируемое при помощи демонстрации женского тела на фоне техники. Эротический символизм автомобиля воспринимается в связи с категориями престижа, сексуальности, защиты, скорости. Рекламные изображения, образы поп-культуры, экспозиции на автомобильных выставках в большинстве случаев сосредоточены на двух объектах: светящейся новизной машине и полуобнаженном женском теле. Подобное сообщение не предлагает читателю увидеть даму за рулем авто, скорее здесь кроется дополнительное предложение к приобретению технического средства, купив которое, владелец обеспечивает повышенное внимание к собственной персоне со стороны леди. Таким образом, женское тело, его визуальное преподнесение подчиняется мужскому желанию и предлагается в качестве удовольствия.

Стереотипное отношение социума к женскому автомобилю порождает противоречия и конфликты, результатом которых становится стремление женщин к самоутверждению, накоплению «глубинного опыта», проявлению нонконформизма в разумных пределах. Существует зависимость отношения на дорогах к владелице авто от марки ее машины. Особенностью иномарки является отличный от значения российских автомобилей смысл, привнесенный из иной социальной среды. Импортная вещь подразумевает деформацию культурных «кодов (названий), функций, идеологий, стилей, повседневных практик» [Гурова, 2005]. Владелице иномарки приписывается более высокий социальный статус, поэтому отношение к ней несколько отличается от отношения к водителю-женщине отечественного авто: «просто посредственное отношение, небольшое издевательство, оно выражается так в сигналах, но никогда такого нет, чтобы кто-то вылезал там, орал матом» (Елена, 20 лет, Toyota Celica); «на меня там чуть ли не матом с кулаками: «Ты чё здесь стоишь?!» (Светлана, 27 лет, ВАЗ 21063).

Вождение является жизненным опытом, сопровождающимся приобретением новых навыков, освоением раннее девственных социальных пространств. Но по-прежнему существуют стереотипы о немногочисленности общественных женских ролей, согласной которым управление автомобилем воспринимается как нечто маргинальное, как покушение на «мужское дело» (Оксана, 32 года, ВАЗ 2110). Между тем, навык вождения как значимая составляющая жизненной стратегии обеспечивает самоопределение женщины, проявляющееся в повседневных практиках. Рефлексивность в восприятии собственных возможностей и оценке имеющихся ресурсов приводит к формированию новых стилей действий, связанных со сферой автомобилеуправления. В рассказах о жизни прослеживается акцент на личной инициативе приобретения автомобиля, подробно описываются эпизоды, связанные с удачной ездой (парковкой, обгоном).

Любая практика воспринимается символически, вождение выступает механизмом формирования личной автономии и тесно связано с технологическим средством, обеспечивающим передвижение. Восприятие автомобиля как вещи, по словам Р. Барта, – «сугубо индивидуальное прочтение» [Барт, 2003. С.424], не исключающее «простых кодированных смыслов», созданных обществом. Противоречивые представления о машине как о женской вещи в репрезентациях опрошенных мужчин варьируются от лояльно настроенных до нетерпимых. Опрошенные женщины отмечают, что довольно часто сталкиваются с негативным отношением мужчин-водителей, объясняя его ревностью к автомобилю или тем, что «в основном, они, конечно, не любят женщин за рулем, потому что считают, что это ихняя как бы привилегия, что ли, водить машину, а мы тут вот мешаем. Женщина должна быть там, на кухне, где-нибудь в постели. Женщина должна свои места знать. А она вот ихнее заняла» (Светлана, 29 лет, ВАЗ 2106).

Мнение информантов по поводу внешнего вида, размера машины схожи в том, что на их взгляд «женский автомобиль, прежде всего, должен быть миниатюрным и маневренным» (Светлана, 29 лет, ВАЗ 2106). Зачастую желание сесть за руль большого автомобиля деформируется в стремление приобрести все же женскую модель, так как «большой автомобиль – это все-таки для большого, крупного состоятельного мужчины» (Елена, 20 лет, Toyota Celic). Однако общественные представления о габаритах женского транспортного средства влияют на желания автолюбительниц, расставляющих приоритеты в пользу миниатюрных авто, так как «милая блондинка на такой большой дрыне будет выглядеть как-то смешно» (Светлана, 27 лет, ВАЗ 21063).

Выпуск различных микро и мини моделей иномарок – это логическая реакция производителей авто, маркетологов на возрастающую общественную потребность, основанную на росте женской активности в публичной сфере (в том числе в профессиональной реализации и обеспечении себя материальными благами). «Дамский» автомобиль теперь становится привычной составляющей транспортных потоков и ассоциируется с особым классом женщин, представляющих независимость, мобильный образ жизни в условиях городской среды, но при этом нередко отдающих предпочтение гендерной идентификации, использующих «женские» стратегии и демонстрирующих сексуальность. Такие атрибуты, как мягкие игрушки, намекающие на инфантильность и, следовательно, на скидку за ошибки на дороге; наклейки предупреждающего знака с дамской туфелькой – подчеркивают статус владелицы и намекают на сексуальные отношения. Демонстрация гендера в практиках вождения, подкрепляемая владением определенной марки автомобиля, противоречива. Порождаемую нестабильность считываемых смыслов можно отнести к социокультурному дискурсу о женской идентичности, «таящей в себе опасность» [Валковиц, 2004. С.79] и граничащей с риском.

***

Советская гендерная система, с одной стороны, поощряла женщин на работу и образование, предоставляя возможность получать профессию, самостоятельно работать и зарабатывать на жизнь. Эмансипация женщин происходила в направлении гендерной десегрегации сферы занятости в условиях нехватки мужской рабочей силы. Женское участие в экономическом развитии, техническом прогрессе, в том числе и освоении автомобилизма выступало частью советского гендерного контракта, который предусматривал эмансипацию женщин, их высокую степень участия в экономике, одновременно с женственностью и материнством. Женщина-эмансипе – это был не единственный образ женщины, пропагандировавшийся в советское время. СМИ представляют противоположные образы женщин: индустриальный и романтический. Советская власть пропагандировала женственность и материнство, программируя общество на гендерную дискриминацию, на соблюдение основного советского гендерного контракта «работающая мать».

Символический смысл образа женщины за рулем транспортного средства, с одной стороны, подчеркивал эмансипацию и технический прогресс, улучшение жизненного уровня, а с другой – указывал на вторичность ее значимости. На то, что женщина вторична в мире водителей, указывал образ женщины как менее опытного водителя, допускающего казусы, ошибки, как смешного водителя. На пропагандистских изображениях сталинского времени и в позднесоветской рекламе машин на экспорт возникает изящно-романтичный образ женщины-шофера. Имеет смысл говорить о двойственности образа «женщины за рулем»: во-первых, трудящаяся на производстве, в сельском хозяйстве, на фронте и в тылу, проявляющая силу, умение, сноровку, во-вторых, образ романтичный, женственный, но в то же время, но в чем-то чужеродный, забавный… В этом проявляются противоречия гендерной системы советского периода.

В постсоветский период среди водителей легкового транспорта появилось больше женщин, чем ранее, но при этом стереотип о несовместимости женщины и автомобиля даже усилился в СМИ, массовой культуре и обыденном сознании. Но самореализация женщины как автомобилистки продолжает изменяться и отвоевывать новые ниши в повседневной жизни и общественном сознании.

Текст написан при поддержке Фонда Генриха Белля.

Список источников и литературы

Андреева Ю. Проживание женского тела в нескольких эпизодах // В тени тела. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2008.

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

Вайсман Я.М., Беккеров Г.И., Ягунов Ю.Н. Мой автомобиль «Жигули». М.: Транспорт, 1978

Ваксман С.А., Додров А.С. Параметры использования легкового индивидуального транспорта в крупном городе // Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. Под ред. С.А.Ваксмана. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2006.

Валковиц Дж. Р. Опасная сексуальность//Гендерные исследования. №11, 2004. ISSN 1682-3265. С.78-101.

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М.: Политиздат, 1983. 

Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11/12. http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_11_12/10.htm

Женщины, мужайтесь! // Зеркало недели. 1999. № 4 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21-22 февраля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% // ВЦИОМ

История продаж авто в СССР // Сто тысяч дорог позади

Лебедев Б. Боевая подруга. На собственном танке Мария мстила фашистам за гибель мужа //Советская Россия. 2003. № 102 (12445). 13 сентября.

Мурманцева В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1974. 

Перевалов В. В. История С.С.С.Р и России в автомобилях, 2006. 

Савельева О. О. "Бывают странные сближенья..." // Человек. 2003. № 3.

Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России //Социологические исследования. 2002. № 11. С. 4-15.

Чепурная О. Автономная женщина: жизненная стратегия и ее эмоциональные издержки//Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.

Шумакова Е. Опрос населения «Автомобиль в жизни россиян». Опрос населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 мая – 1 июня 2008 г.. 3000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 2,5% 

Siegelbaum L. Cars for comrades. The life of the Soviet automobile. Cornell University Press, 2008

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

30.04 20:50 Путин провел хоккейную тренировку в Сочи
30.04 20:24 СМИ рассказали о поручении Кремля пресекать атаки на оппозиционеров
30.04 20:02 Польша отстранила консула в США из-за фото Туска в форме СС
30.04 19:33 ЦСКА уступил «Спартаку»
30.04 19:08 КНДР пообещала потопить атомную подлодку ВМС США
30.04 18:45 Трамп назвал согласие с Россией возможным
30.04 18:19 Умер украинский писатель и поэт Борис Олейник
30.04 17:47 Автор плана аренды Крыма опроверг слухи о лишении гражданства Украины
30.04 17:12 Боттас выиграл Гран-при России в гонках «Формула-1»
30.04 16:33 В Крыму ответили на строительство украинской дамбы
30.04 16:05 Путин наградил Киркорова орденом Почета
30.04 15:27 Навальный обвинил Кремль в нападении на него с зеленкой
30.04 14:53 Российский фильм получил Гран-при Academia Film Olomouс
30.04 14:22 СМИ узнали о подготовке двух терактов в Лондоне
30.04 13:43 Работник метро в Петербурге после теракта попал под следствие за халатность
30.04 13:23 СМИ назвали источник изъятой у Захарченко валюты
30.04 12:51 Украина построила дамбу для блокировки подачи воды в Крым
30.04 12:05 При крушении самолета на Кубе погибли восемь человек
30.04 11:26 Крупнейший в мире гидросамолет прошел наземное испытание
30.04 10:54 Сноуден получил премию за вклад в защиту свободы слова
30.04 10:20 Порошенко лишил гражданства Украины автора плана по «аренде» Крыма
30.04 09:47 Власти Турции объяснили блокировку Wikipedia
30.04 09:23 Владимир Кличко проиграл британцу Джошуа
30.04 09:06 Трамп подвел итоги первых 100 дней президентства
29.04 20:55 Аваков заявил об отказе Интерпола объявлять Яценюка в розыск по просьбе РФ
29.04 20:33 Шарапова проиграла в полуфинале теннисного турнира в Штутгарте
29.04 19:55 На сотрудника петербургского метро завели дело после теракта
29.04 19:29 Арестован подозреваемый в убийстве провизора аптеки в Москве
29.04 18:56 ЕС принял стратегию с требованием компенсации за Brexit
29.04 18:28 Москва потребовала от Вашингтона доказательств применения химоружия в Сирии и Ираке
29.04 17:56 МИД назвал размещение ПРО в Польше нарушением договора РСМД
29.04 17:33 Марин Ле Пен назвала кандидата в премьеры Франции
29.04 16:51 Посол РФ в Норвегии предупредил о последствиях размещения системы ПРО
29.04 16:24 Несогласованная акция «Открытой России» в Москве завершилась без задержаний
29.04 15:48 Мутко заявил о полной готовности РФ к проведению Кубка конфедераций
29.04 15:28 Улюкаев во время пробежки опроверг информацию о плохом самочувствии
29.04 14:52 В Минкульте объяснили выселение центра Рерихов из усадьбы Лопухиных
29.04 14:33 На акции «Открытой России» в Петербурге задержаны 30 человек
29.04 13:51 В Киргизии при сходе оползня погибли 24 человека
29.04 13:23 Песков прокомментировал «тайное» общение Путина и Порошенко
29.04 12:51 Власти Турции заблокировали доступ к Wikipedia
29.04 12:30 СКР заявил о наличии доказательств причастности Яценюка к расстрелам в Чечне
29.04 11:53 Американский авианосец «Карл Винсон» вошел в Японское море
29.04 11:29 В Крыму активисты «выполнили» обещание Аксенова вывалить мусор у домов чиновников
29.04 10:59 Венесуэла уведомила о выходе из Организации американских государств
29.04 10:28 В Совфеде заявили о приведении ПВО на Дальнем Востоке в боевую готовность
29.04 09:54 Президент Черногории назвал вступление в НАТО гарантией «вечного существования»
29.04 09:41 В Госдепе прокомментировали признание «Открытой России» нежелательной организацией
29.04 09:17 КНДР провела третий за месяц неудачный запуск баллистической ракеты
28.04 20:59 В Москве при нападении на аптеку погибла провизор
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.