19 марта 2024, вторник, 13:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 марта 2010, 17:37

Великое время собирательства

Картина Евгения Ицковича

Картина Евгения Ицковича

19 век, его окончание и самое начало 20-го ознаменовалось созданием великих теорий, полагающих если не всё объяснить, то уж, по крайней мере, почти, всё. 
Я не доверяю теориям, пытающимся объяснить всё. После одной из блестящих своих лекций Вернадский получил записочку от Флоренского: «Надо понимать, и постараться осторожно ввести в научное сознание, что вера во всякую систему – является суеверием!»
На смену церковному обскурантизму, пришёл обскурантизм позитивистский. Но даже внутри текста Библии великие открытия-Откровения даются благодаря богоборчеству. 
Божий смысл непостижим… но человек всё же пытается его постичь и от этого происходит восстание. Авраам ещё просто бежит от лица Господа, ещё делает всё криво и косо, в ответ на метафизические призывы и обетования, но и он начинает возражать, когда дело касается вещей поддающихся его воображению, и вступает в пререкания. 
Как это, спалить Содом и Гоморру? Там ведь живёт племянник – Лот? Авраам его лично знает и не сомневается в Богоугодности родственника. И начинается знаменитая торговля с ангелами-порученцами за количество праведников могущих послужить во спасение города.
Но Яков уже вступает в противоборство со Всевышним в физическом смысле слова. Это одно из самых загадочных мест. Но это и огромный урок. Что сделает человечество, если обретёт долгожданный контакт с Творцом? Оно не ринется в Его Отеческие объятья, а будет стремиться обороть его из постоянного духа соперничества.

Для меня величайшим эволюционистом является не Дарвин, а князь Кропоткин, который считал, что живое совершенствуется в любви и сотрудничестве. А величайшими экономистами не Маркс и Адам Смит, Моисей и Христос. Даже теория Ньютона выжила в борьбе физических видов, потому что он снабдил тела силами симпатии – притяжения и отталкивания.
Бедные дети, их в школе учат разнице между живым и неживым, и за это ставят оценку!
К Дарвину, в отличие от других бородатых отцов-основателей, я отношусь с искренней симпатией. Он был настоящим натуралистом – пытливым и любознательным. Его наблюдения скорее поставили множество вопросов, чем дали какие-нибудь ответы, и всё же…. Из этого здорового зерна вырос дарвинизм, которому я хочу решительно противостоять, так же как любому позитивизму 60-х, почти, неважно какого века. 
Итак, что собственно дарвинизм утверждает? И что в его утверждении является собственно его?
Коротко, дарвинизм утверждает: существование эволюции. Постепенное усложнение биологических типов и, как вершину этой пирамиды – человека, произошедшего от более простых организмов, видимо, от приматов. Способ происходящего называется естественным отбором.
Вроде бы всё просто. На самом деле это философия природы, построенная на неочевидных предпосылках, из которых сделаны совершенно необоснованные выводы.
Рассмотрим это сразу с двух сторон – как это выглядит с точки зрения сегодняшнего дня и в исторической перспективе.
Во-первых, эволюция сама по себе. Это, конечно же, не открытие натуралистов, а скорее повседневный опыт. Всё из чего-нибудь устроено, и если мы ещё не смогли разобрать приглянувшуюся вещь на составные части и не нашли после этого там лишние детали, значит мы для этого не достаточно приложили усилий!
Вот, например – геном человека. Только его расшифровали – сразу стало понятно: работает, где-то 5-10%, остальное эволюционный мусор!
Или вселенная – работающие, те же мизерные проценты, а остальное… Только пиетет перед масштабом не позволяет пока обозвать это мусором. Вдруг ещё разозлится и прихлопнет. Правда, не знаю как что или кого, ведь в таких масштабах мы даже не вирусы…. Можно ли прихлопнуть вирус?
Если же мы откроем Книгу настоящей священной истории, то увидим, что и там присутствует эволюция, как эволюция Творения.
А теперь о главном – почему мы решили, что человек - это венец творения? Чем звезда, или планета проще или хуже? Тем, что человек обладает сознанием, уж и не всегда хочется называть его разумным?! Но простое наблюдение показывает, что мы слишком мало знаем о сознании и о том – кто или что им обладает.
Нет, наша вера в собственное совершенство является именно верой, этому нас и учит священная Книга. Человек был поставлен Садовником в саду Творения. Это единственное основание, дающее нам право предполагать наличие эволюции, иначе нам пришлось бы смириться с какой-то другой формой развития жизни.
А в чём же состоит исторический вопрос о человеке, приведший к окончательному отделению церкви от какого-то бы ни было смысла? Он зиждется не на начальной обезьяне, на которой, как на ките-вседержителе заточено остриё онтологического спора, а на существенном представлении – появился человек внезапно и сразу, или как-то эволюционировал и от чего-то произошёл. 
Но при всём моём серьёзном отношение к библии, как подлинной истории, мне кажется, что многие вещи там изложены так, чтобы они были понятны тому, кому они сообщаются. 
Такое обетование, как – «Я размножу семя твоё!», может быть более доступно Аврааму, чем современному человеку, отделённому от природы опосредственным восприятием. Но когда дело касается вопросов Творения…. 
Например, такая странная вещь – почему в первых главах «Бытия» в рассказе о сотворении мира, очень точно совпадающим с нашими «научными» представлениями, сначала появляются растения, а только уже потом планеты и звёзды?
Не так давно появилась гипотеза, что в первое время существования земли у неё была не та атмосфера, которую удовольствие имеем мы все обонять, а состоящая из водорода! Сквозь который, вполне возможно, звёзды и не видны! Это не оставляет сомнений, где живёт или жил Создатель. 
Вообще, геоцентричный характер священного писания производит сильное впечатление, и никогда ещё не был никем исследован. 
Или такая вещь, особенно мне близкая, так как она тесно связанна с историей медицины. Знаменитый рассказ о том, как была сотворена женщина из ребра мужчины. Но уже несколько веков человечество непрерывно смотрит на X и Y хромосомы, которые так названы, в виду сильного сходства с этими буквами латинского алфавита, и от которых в высшей степени зависит существование женского и мужского. Но позвольте, это же страшно не банально, что в мужской хромосоме не хватает какой-то части! Всё вполне могло бы быть и наоборот. Это не поддаётся никакому здравому смыслу.
Да и с самим пресловутым обетованием – «Я размножу семя твоё!» не всё так просто. Недаром на эту тему написал столько великий русский мыслитель Владимир Соловьёв. 
Вот, кто-нибудь пообещает произвести от вас неисчислимое потомство когда-то в далёком будущем, а взамен, чтобы вы совершали самые разнообразные не очень приятные, а иногда просто немыслимые вещи. Заметьте – это не земные блага, это метафизическое обещание потомства…, а у вас-то и детей нет. 
Наконец, дети появляются, и что же?! Старшего сына не вполне законного, но абсолютно легитимного, вам приходится выгнать из дома, как представляется, на вполне очевидную погибель. Там, к счастью, Агари обещано ещё более обильное умножение в потомках…. Но вы-то об этом ничего не знаете, этого ребёнка уже нет!
И вот, оставшегося сына предлагается принести на заклание. И для чего? Опять для этого – «Я размножу семя твоё!». Кто же, позвольте, будет тогда размножаться? Как не вспомнить после этого парадигму многих могущественных правителей, убивающих своих чад, якобы для воспоследующего размножения.
Но недавно начала прорисовываться леденящая душу картина. Завоевание древнего мира, уничтожение и ассимиляция сложившихся там народов арийцами. Тогда, при всей своей метафизичности, в обстановке гибели миров и родов, это далёкое и необозримое обетование становится предельно конкретным и восходит уже к другой парадигме – «спасения», которая понятна и сегодняшнему человеку.
«Я размножу семя твоё!». – Это обетование сохранения родного тебе мира, когда уже не на что надеяться… И представьте себе, и оно выполнено!

Итак, я бегло показал, что наше познание является религиозным по сути, и имеет священные корни. И это не только Библия. Это сознание, как таковое. Это осознание себя в общении с Творцом и Творением. И если бы церковь не возглавляли бесчисленное количество лет рациональные позитивисты, мне бы не пришлось сейчас ничего доказывать.
Почти все из нас держали дома домашних животных, и, наверное, каждый имел возможность убедиться, что они - не набор условных и безусловных рефлексов, а личности, с которыми возможно общение, как с личностями. Поэтому вопрос: думают ли животные - был придуман людьми, никогда их не видевшими! Но личность животного, выросшего в доме, формируется хозяином этого дома и потому является его частичным отражением, и на этого человека проецируется сознание домашнего друга. Но не то же ли самое происходит с детьми?
Ещё более странно обстоит дело с естественным отбором. Я, вот, лично, не уверен, что он такой уж естественный…. Мне иногда кажется, что он не естественный, а иногда и, что противоестественный…. 
Конечно, мне моя собачка или кошечка гораздо милее и дороже этих ужасных костей, выставленных на всеобщее обозрение где-нибудь в палеонтологическом музее. И всё же….
Не я первый, кто заметил, что в жизни человеческого общества протекают процессы сходные с биологическими, или даже с космическими. Те же 5-10%, которые непрерывно о себе говорят, как о единственно работающих….
Но слишком мало достоверных фактов, чтобы сделать последовательное суждение. Как-то я заметил, что после реформы, освобождающей крестьян без земли, через примерно 60 лет следует революция и большая война. Чем не естественный отбор? Но когда я смотрю на фотографии тех, кого совершенно неестественно отобрали, как мне поверить, что они хоть в чём-то были хуже моих современников? 
Я долго искал исключение, подтверждающее правило, где бы в порядке изуверского опыта крестьян при освобождении наделили землёй. Наконец нашёл – такая маленькая и незаметная Япония, с огромным и неизвестным миру опытом социального строительства. Сразу освободившись от феодализма, если такой существует, в чём я очень сомневаюсь, наделили крестьянские семьи наделами…. И никаких революций. Правда, в войнах она поучаствовала…, очень хотелось себя в мире проявить. И первая страна, с которой Япония столкнулась, была непобедимая Россия.

Дарвинизм родился в обстановке, когда господствовало представление о борьбе всего со всем ради выживания. В это же время и ещё более предвзято творил и Маркс. 
Это время, когда накопилось мировое зло в сердцах обиженных, и они получили достаточное образование, чтобы выплеснуть боль и возжелать справедливости.
Когда читаешь о всяких восстаниях, сердце кровью обливается. Всех, в конце концов, убили. Потому что, обманули! Потому что, противники угнетённых и обиженных были более образованными, т.е., больше прочитали исторических рассказов и знали, что обман – лучшая военная и дипломатическая тактика. Поэтому, когда восставшие тоже смогли прочитать все эти рассказы, они, наконец, научились быть ещё более беспринципными, чем их противники, хотя казалось, что уже более некуда. Но у этой перспективы нет дна.
Странная вещь происходит сейчас в науке. С одной стороны стремительно накапливаются наблюдения о взаимодействии дружбе и сотрудничестве всех организмов, начиная от вирусов и сперматозоидов и заканчивая высшими млекопитающими. С другой стороны, как заклинание – всюду, к месту и не к месту звучат слова о том, что Дарвин – прав. Но ведь в физике, никто не умаляя заслуг Ньютона, не говорит о том, что он прав более, чем Эйнштейн! Такое ощущение, что без чётко сформулированной теории люди отказываются верить собственным глазам.
Антропоморфизм распространился на всю природу. Статьи по астрономии кишат детскими садами, звёздами-людоедами, войнами галактик и прочими ужасами человеческого бытия. 
С одной стороны иносказание и привлекающее образ животного, растения, и т.д. приём очень старый, может быть вечный. С другой – чем дальше, тем больше на нас сказывается теургическое воздействие Христа, и мы начинаем открывать душу во всём сущем. И, в-третьих, на всём процессе научного познания лежит страшная печать исторического детерминизма.
Странная всё-таки, вещь эволюция, и уж точно не такая, какой она нам вообразилась. Однажды я рассуждал о ней со своим родственником – физиком, и когда я спросил его про причину, заставляющую его думать, что одно произошло от другого, он сказал: 
– Да уж больно всё живое похоже друг на друга!
По меньшей мере, странное заключение, связанное со школьным догматическим образованием. И я предложил ему другой вариант:
– А может быть они связаны между собой, не единым происхождением, а единым Создателем?
Вот, например, человеческие средства передвижения. Тоже можно сказать, эволюционируют, но не по причине естественного отбора, а потому что они создаются людьми с определённой культурой представлений.
И в этой довольно короткой эволюции мы можем найти все полюбившиеся нам изгибы. И тупиковые ветки, и параллельные виды, и чудовищную мимикрию, которая влияет никак не меньше на внешний вид и функции, чем остальные факторы, даже иногда вместе взятые.
Забавную мы можем пронаблюдать там закономерность экстраполированную из естествознания. Этот не биологический вид явно обладает своей культурой! Явное преимущество получает не наиболее вооружённый и могучий, а наиболее сбалансированный и гармоничный. И слабые всегда побеждают сильных, если умеют договориться между собой. Прямо, как в дикой природе!

В молодости мне посчастливилось познакомиться с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. В это время возникла возможность, и даже мода посещать в московском университете открытые лекции профессоров, и пускали туда даже таких люмпен-гуманитариев, как я. 
Вячеслава Всеволодовича я выделил сразу из всех. Его лекции отличало необыкновенная эрудиция и красота изложения. Однажды я после описываемых мной в произведении «Несчастный случай или, как я стал поэтом» событий, забрёл в институт «Балканистики и славяноведения», и, увидев В.В. в вестибюле, по какому-то озарению подошёл к нему и представился. В.В. вежливо поинтересовался – от кого я. И я ничтоже сумняшеся, отрекомендовался учеником Лесскиса, которого безусловно считал своим учителем, но ещё не знал, могу ли таковым называться. 
В результате Вячеслав Всеволодович был так любезен, что пригласил меня участвовать в своём семинаре по семиотике, что я с радостью в течение нескольких лет проделывал.
По сложившемуся в то время в Советском Союзе установлению, я со своим средним специальным образованием, не мог быть записан в сколько-нибудь представительную библиотеку, и мои попытки гуманитарно самообразоваться неизменно терпели неудачу.
Во время олимпийских игр мне моя знакомая сделала временный пропуск, как якобы журналисту, в Ленинскую библиотеку. Я ринулся читать Иосифа Флавия. О котором много чего слышал. Но вместо «Иудейских древностей» мне упорно выдавали «Иудейскую войну», да ещё в диафильмах, отчего я выходил очитавшимся до слепоты. Только в самом уже конце я обнаружил не очень афишируемый зал «редкой книги», где сразу, а не после часов ожидания мне выносили эту редкую книгу, да ещё в дореволюционном издании со всеми моими любимыми прелестями – дореформенной орфографией, и отсутствием полиграфического атеизма.
Как-то я записался в Гоголевскую библиотеку, располагавшую красивым и обширнейшим зданием, и попросил, почитать «Критику чистого разума» – Канта. Наступило лёгкое замешательство, после чего мне было сообщено, что Кант такого произведения не писал, и предложено, в качестве компромисса проштудировать «Критику практического разума», которую означенный автор написать, всё-таки, сподобился. Скрепясь сердцем я согласился, ибо давно мечтал прочесть первое, а второе было глубоко на периферии моего сознания. За несколько часов я пролистал все шестьсот с лишним страниц, хотя обычно читаю очень медленно, и убедился, что Кант один из самых лёгких авторов, ибо, о чём можно так долго размышлять над книгой лишенной художественных образов, а всякий ненароком возникающий в ней контекст предусмотрительно и тщательно оговаривается.
Из этой штудии я вынес небольшой, но надёжный запас всяких латинских выражений, доставивший мне впоследствии известность человека, сведущего в философии. Вот, только, к сожалению, мечту свою я так и не осуществил.
Правда, с моим сыном произошёл случай ещё более курьёзный, хотя он уже учился в высшем учебном заведении, и в то время, когда, если я что-либо хотел прочесть, шёл, покупал это, и читал. 
У него был экзамен по философии. Сын мой – композитор, учился на факультете «Режиссёр кино и ТВ» в частном университете, куда он определился, чтобы не получать однобоко музыкального образования. Я поступил вместе с ним, пытаясь облегчить ему период адаптации и помочь не отвлекаться от музыки. Но сессию, я, всё-таки, решил уже не сдавать, а он это делал всегда артистически. 
Я помогал ему готовиться, часто читая не интересные ему учебники. У нас была метода – мы готовили каждый вопрос в общем, и запасали какой-нибудь факт или сообщение по теме, могущее поразить воображение преподавателя.
Но здесь мы явно попали впросак. Жене достался вопрос – этика Канта. Он был очень хорошо готов и начал с классического: «Кант говорил, что человек по своей природе добр!». На что профессор отреагировал самым неожиданным образом. Он просто-напросто заявил, что ему об этих словах известнейшего персонажа «Мастера и Маргариты» ничего не известно. Женя не растерялся, и деликатно заметил, что у него нет оснований не доверять своим источникам. Но, увы, экзамен был безнадёжно испорчен.
Чтобы от этой истории плавно вернуться к рассказу о Вячеславе Всеволодовиче Иванове, поведаю анекдот про Владимира Николаевича Топорова, которые мы с братом когда-то коллекционировали, будучи большими поклонниками этого учёного. 
Принимает Топоров экзамен, и как ни странно, именно – «этику Канта». Студент ему и заявляет: 
– Кант говорил, что человек по своей природе – бобр!
– Может быть, всё-таки бобёр? – переспрашивает неизменно учтивый лингвист.
– Нет, профессор, Вы говорили, что бобр! – торжествует студент и показывает свой конспект, с такой не банальной опиской.

Поэтому большинство тем, затрагиваемых на этих семинарах были для меня совершенным откровением. Эти семинары, в какой-то степени и заложили базис моего образования. Зачастую доклады были скучные, а темы совершенно неинтересные, хотя делали их люди уважаемые, наделённые к тому же величественными учёными степенями. Не знаю, был ли ещё на этих семинарах кто-нибудь такой же бесхозный как я, но я очень туда любил ходить, тем более обстановка там была самая свободная, а все мои выходки воспринимались более-менее благосклонно. 
Как-то я пришёл на лекцию, посвящённую памяти известного учёного, ознаменовавшуюся невыразимо скучнейшими докладами, никак эту память не украшающую. Мне повезло, я привёл свою подругу, которой хотел показать в какое замечательное место я хожу, и какие чудесные вещи слушаю. 
Мы сели в первых рядах, но так загрустили от услышанного, что как-то незаметно стали целоваться взасос, чем скрасили это мероприятие не только себе, но и другим. В коротких перерывах между поцелуями, под монотонное звучание говорившего я размышлял о мемориальном значении происходящего манифестируемого прямо по Фрейду, и мне пришло на ум написать книгу «Погребальный костёр». 
На обратном пути домой в переполненном автобусе меня настолько распёрло центральное стихотворение этой книги, что я был вынужден выбраться наружу, и стоял в нерешительности, пока оно целиком из меня не появилось, боясь в этом процессе что-нибудь спугнуть.
--------------------------
Ты течешь между рук моих, губ моих, слов моих…
Отраженьем, семенем, плотью, желанием, сном...
Я теку за тобою-водою – вода и тростник,
Я тростник над тобою-водою – водой и веслом.

Как тебя удержать, захватить или в рот, или в Рай?
На твоей на груди лепестки и кувшинки, и явь…
Ты играй между весел и между сияний играй!
А я буду стремиться, стремиться, стремиться…
и мучиться вплавь.
11 мая 1985
----------------------------
Я никогда не стремился к эпатажу, мне совершенно чуждому. Для меня всегда идеалами, являлись вежливые, деликатные люди, но моё естественное поведение в России всегда оказывалось вызывающим. Чего не скажешь о Бразилии, где я всегда в рамках традиции. Правда, я не помню, чтобы на семинарах Вячеслава Всеволодовича, кто-нибудь мной оскорбился.
Но любой доклад там имел неизменно патетическое завершение, а именно – обсуждение. И праздник начинался, когда на кафедру выходил Вячеслав Всеволодович, и слушатели неожиданно узнавали мировой контекст проблемы, и что по этому поводу думали разные великие люди, с которыми её Вячеслав Всеволодович успел обсудить.
Помимо прочего, мне всегда доставляло истинное наслаждение смотреть на лицо этого человека, особенно когда он был на сцене хорошо освещён. В моём мозгу Вячеслав Всеволодович неизменно представлялся богом-олимпийцем, так как неизъяснимо притягательное это лицо, слегка округлое, наверху оканчивалось лысиной с зачёсанными вдоль лба седыми волосами, что придавало ему сходство с древнегреческими или древнеримскими медальонами, на которых голова небожителя осеняется лавровым венком. Ах, тогда я ещё не был художником!
Но я частенько приносил учёному свои новые стихи. Тут же при мне просматривая их, и обнаруживая известные ему антологические темы, он неизменно меня спрашивал – занимался ли я ими? Чем повергал меня в глубочайшее смущение, ибо все мои знания были такими же лёгкими, как и тополиный пух в мае. Видя моё замешательство, В.В. говорил что-нибудь ободряющее – типа: «Мой сын тоже этим занимается». 
К сожалению, я так и не обсудил с ним интересующие меня вопросы. У меня не хватало знаний и духа перед величественностью пиетета.
Постепенно началась перестройка, и стали появляться вожделенные книги. И я, ещё не понимая, что теряю, стал бывать на семинарах всё реже и реже….
Уже здесь в Бразилии, читая статьи В.В. я стал, наконец, осозновать некоторые особенности учёной поэтики этого человека. Я заметил две исключительные вещи. Во-первых, этот человек, который сам не знает точно сколько языков он знает. (Некоторые утверждают, что сильно за сто. Но сам Вячеслав Всеволодович на это спрашивает – что значит знать язык?)
Как любил шутить мой Учитель – Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров могут спокойно беседовать на Шумеро-аккадском наречии в полной уверенности, что никто их не подслушает, потому что никто в мире кроме них этого языка не знает!
Вячеслав Всеволодович всегда, если это возможно упоминает русскую книгу или перевод, в которой можно ознакомиться с рассматриваемой им темой, видимо для таких бедолаг, как я.
И, во-вторых, помимо исчерпывающего знания материала, учёный всегда поражает воображение слушателей личным знакомством с автором рассматриваемого сюжета, или если это уже невозможно, с его учениками, или с его детьми и близкими родственниками.
Тут-то и открылось, что знания В.В. являются подлинно гносеологическими, т.е., ему помимо всестороннего изучения Творения необходимо, прикоснуться к Творцу!
Я догадался, мой любимый анекдот про Иванова, именно про Вячеслава Всеволодовича. Этот анекдот начала «Перестройки» привожу в тексте.
Приезжает в Москву Тэтчер, встретилась с Горбачевым, выполнила официальную часть, и у неё спрашивают:
– Чтобы Вы ещё хотели посмотреть в Москве? 
– Есть у меня друг – Иванов.
Привезли её к Иванову, они встретились, обнялись, поцеловались – друзья!
Гебисты удивляются. 
Приезжает с официальным визитом Рейган. Выполнил весь протокол, и у него спрашивают:
– Чтобы Вы ещё хотели посмотреть в Москве? 
– Есть у меня друг – Иванов.
Отвезли и его к Иванову. Та же самая картина.
Тут уже оперативники нагрянули к гражданину и спрашивают:
– Что это у тебя друзья такие?
Иванов только руками разводит.
– А кто же у тебя лучший друг?
– Папа Римский.
Поехали с Ивановым в Рим к Папе.
Сопровождающие остались внизу, а Иванов прошёл в Папские покои и через некоторое время выходит в обнимку с Папой на балкон к народу. И видит, как «ответственные товарищи» один за другим в обморок валятся. Выскакивает на площадь, спрашивает:
– Ребята, что случилось?
А ему в ответ:
– Да здесь в народе начали спрашивать, кто это в обнимку с Ивановым на балкон вышел?

Как обычно в случае подобных озарений, я не удержался и сочинил свою онтологическую историю.
Приглашают Вячеслава Всеволодовича на радио и спрашивают, что он думает по поводу христианства, так как последнее время поступает очень много писем с вопросами.
Вячеслав Всеволодович отвечает: 
– Как известно, у истоков этой религии стоял Иисус Христос. К сожалению, я его уже не застал… Но я хорошо знаком с Его Отцом, и мы часто с ним беседуем о Сыне и предмете вопроса…

Вячеслав Всеволодович, слывущий одним из самых начитанных людей современности, часто шокировал аудиторию своими заявлениями, типа:
– Человек совершает только те ошибки, о которых ему удаётся прочитать!
Или:
– Студентам следует запретить читать книги!
К счастью, я не так образован, как уважаемый мэтр, поэтому мой экстремизм заключается только в убеждении, что нужно запретить на неопределённое время преподавать историю в школах и вузах, чтобы вытравить её как системообразующую науку, и заменить её какими-то не идеологизированными знаниями. К примеру, археологией или палеонтологией.
К счастью с появлением компьютера и Интернета, человечество может обойтись без этих ужасных запретов, потому что компьютерные технологии и знания развиваются очень прагматично, игнорируя всякие идеи, лишённые практического смысла.
Да и как развивались и развиваются сами компьютеры любо-дорого посмотреть – учебное пособие по эволюции в высшей степени нервной деятельности.
Какие огромные и какие медлительные у них были поначалу мозги! И как это постепенно схлопнулось, и какие замечательные у них возникли пути коммуникации, хотя они, в отличие от динозавров так и не научились ходить на двух задних конечностях. 
И, наконец, мой любимый эволюционный писк – последний писк моды, когда помимо центрального процессора появились мозги у каждого нервного процесса! И это только начало! 

Великое время собирательства! Наконец, вместо теорий люди могут наблюдать за ходом деления атомов и молекул, за рождением и смертью звёзд, за проникновением смысла в самую сердцевину жизни.
Чем дольше смотришь на большие развитые организмы, тем больше удивляешься, как на всех этапах своего строительства они шли через любовь и сотрудничество. Наше тело населяет огромное множество животных, действующих в наших интересах и за нашу честь. Они помогают нам: усваивать пишу, дышать, выделять, бороться с инфекциями и предавать по наследству наши черты. Какая часть моего сознания – их? Мы, вроде бы, не муравейник, но мы ещё очень мало знаем о сознательной жизни муравейника и пчелиного улья. Не надо делать поспешных выводов, надо наблюдать и собирать. Мы ещё только начали откапывать собственную историю погребённою грудой лжи!
Но у нас такие возможности, так дышит будущее нам в грудь! 
Наконец, люди настолько увлечены Творением, что Творец может некоторое время отдохнуть от их назойливого внимания и погрузиться в пучину этического.
Ну, это не надолго, и его пронаблюдают!

Человечество полетело в космос во многом от того, что учитель Фёдоров на вопрос своего ученика Циолковского:
– Где обитают души?
Ответил:
– На звёздах!
Хорошо, что в этот момент в коридоре Румянцевского музея не было ни одного инквизитора с учёной степенью!
Великие идеи для того и нужны – чтобы будить воображение!
И Дарвин, один из самых звонких будильников человечества!
22.02.2010. © ЕСИ
------------------------------------------------------
Мы открываем законы чудес
И превращаемся в глину из камня,
Мы теперь будем, как мертвые ставни,
Или живые, как девственный лес.

Мы перегружены мутным дождем
Знаний, сошедших со гор земнородных,
Только на пастбищах смерти бесплодных
Чувствуем жизнь и себя сознаем.

Нас испытует небесная твердь
Воздухоплаваньем, чуткостью к мысли.
Боже! Как нужно дышать и уметь!
Боже! Смети нас, как желтые листья.

Смерть постигается в хрупких часах,
Физика – суть наблюденья мистерий
Твердого духа и гибких материй,
Истина – в тонких твоих чудесах.

Ты нас оставил на волю и зло,
Чтобы вкусили мы имя свободы,
Тихо врастало в небесные своды
Время поденное, как ремесло.

Так мы узнали цикличность причин,
Так мы распяли Христа в постоянстве...
Мы и поборники тьмы и лучин… 
Мысли, как жизнь, существуют в пространстве.

Но из познания вышел поэт,
А из оракула – имя и чувство...
Море и камни рождали искусство,
Жизнь озарял Богородицы свет.

6 февраля 1985 © ЕСИ
http://www.algabriona.ru/
eciarteci@mail.ru

Еще Евгений Ицкович


Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.