Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 июля 2017, вторник, 07:31
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 сентября 2009, 08:30

Гендер в российском искусстве, или отсутствующий субъект

В субботу 26 сентября в Московском музее современного искусства на Петровке в рамках проекта «Мастерская женского творчества. История женской культуры в постсоветском пространстве: 1989–2009 годы» – замысел Натальи Каменецкой и Оксаны Саркисян – состоялась презентация диска, посвященного постсоветской истории женского искусства. Диск содержит большую часть материалов двухтомного каталога, который, как предполагается, выйдет на следующий год одновременно с выставкой в ММСИ – «Свидетельство отсутствующего субъекта», – посвященной этому проекту.

Такое начало, безусловно, обещает много. Ведь несмотря на то, что разговор о гендере ведется в российском искусстве с конца 80-х, за эти двадцать лет он так и не стал дефолтной областью художественной работы.

Возможно, планируемая выставка каким-то образом поможет выровнять эту ситуацию. Уже само по себе произнесение огромного количества имен действующих художниц, готовых высказываться на тему гендера, дорогого стоит.

Но первое, что бросилось в глаза, – крайняя противоречивость позиции организаторов и участников: казалось, они делали все, чтобы максимально смягчить предполагаемые «острые углы» гендерного дискурса и превратить его в абстракцию.

Это создало странный эффект полнейшего отчуждения от главной темы. По сути, в большинстве высказываний гендер рассматривался как нечто, существующее за рамками российской реальности.

Апогеем стала речь художницы Ирины Наховой. Застенчиво предположив, что современное русское искусство не обязательно должно быть развлекательным и смешным, она еще осторожнее затронула проблему восприятия другого как чуждого в российском социуме:  «конечно, я не говорю о расизме, но в нашем обществе мы должны держать в голове гендерный дискурс как часть борьбы за равенство». Затем Нахова вернулась к своему опыту западных выставок, упомянув, что обсуждения одного из ее проектов сопровождали «резкие высказывания по поводу race, harrassment и homosexuality».

Само по себе произнесение этих слов на английском как будто подразумевало, что не только самих этих явлений, но и поля для их обсуждения в русском искусстве нет и не предвидится.

Действительно, мотив, который звучал в речи выступавших художниц чаще всего, был связан с переживанием периода «нон-конформизма», когда гендер и смежные с ним проблемы отсутствовали de jure, представляясь в советском масштабе более мелкими, чем сопротивление власти в целом и утверждение прав человека как личности.

Всякому, кто знаком с тенденциями т.н. актуального искусства, будет нетрудно проследить продолжение этого явления. Разрушение тоталитарной системы привело к тому, что и социальные проблемы перестали быть монолитом и потребовали нового осмысления.

Однако постсоветское художественное образование не предлагало решений, связанных с приватным пространством, продолжая навязывать монументальное искусство. По этой причине многие, сделавшие в 80-х гг. карьеру художника, ощущали необходимость говорить о социальности, но сами эту социальность как нечто значимое не видели. Художник скорее готов был лаять, как собака, привлекая к себе внимание. Подобный ход действительно работал, тогда как почти всякое появление политики в искусстве носило бутафорский характер – вроде произведений Комара и Меламида в 80-е или групп АЕС+Ф или «Синие носы» в 2000-е; в обоих случаях эти проблемы активно эксплуатируются без тени осмысления.

Такое игнорирование социального в результате стало общей и неприятной тенденцией. Вроде того, как в современной архитектуре, чтобы придать старому зданию приличный вид, нахлобучивают на него пластиковый фасад. Итог оказался плачевным и довольно комическим: беседа о социальных процессах стала чем-то вроде дежурного кода, необходимого не нам, но западному рынку.

Но мода на все советское, а затем на все постсоветское давно прошла. И сейчас эта стратегия изготовления муляжей не выглядит ни достойной, ни успешной. Больше того, вызывает недоумение, когда Марат Гельман, один из главных пропагандистов радикальной политизации искусства, пишет в своем блоге: «Cегодня подумал, что рядом с каждым успешным мужчиной есть женщина, делающая практически всю работу. У меня в галерее работают одни женщины, а художники практически одни мужчины. В музее мы с Сурковым чего-то там командуем, а работают девчонки. И так у всех вокруг. У Кирилла Серебренникова на Территории, у Мильграма в министерстве – везде. Это что – природой предопределено, или только в искусстве?» Это как если бы в президентском блоге появилась запись: «Сегодня подумал, что на Тверской улице много странных людей, замотанных в три слоя пальто, с иконками на шее и протянутой рукой. Это что – природой предопределено, или только в Москве?». Связь между политикой и гендером Гельману не видна и не интересна, но то ли дело, когда о ней не имеют представления и кураторы феминистских проектов?!

Поэтому крайне важно, что на презентации будущей книги прозвучали слова Людмилы Бредихиной, что гендер – «почти единственная область, которую советская власть в диалоге с художником так и не смогла присвоить, спустив сверху». Эту тему продолжила и художница Наталья Абалакова, которая говорила о совмещении теоретической и художественной работы в своем опыте, и настаивала, что «средства современного искусства позволяют размышлять о социальных проблемах, оставаясь художником».

Добавлю, что именно гендер представляется одним из самых действенных рычагов, которые смогут вернуть искусству право на приватность – право, к которому так внимательно относились московские концептуалисты. Больше того, феминистская теория подразумевает, что приватность и есть максимально действенное поле, позволяющее прямо повлиять на общество.

В конечном итоге именно расширение приватного в искусстве может помочь прервать порочный круг присоединения к власти, которое приводит критиков, например, к буквальному пониманию произведений Беляева-Гинтовта.

Понятно, что в условиях российского общества и особенно – российской художественной реальности – говорить о проблемах гендера впрямую невероятно сложно. Понятно, что шуточки на тему женского искусства в духе «ну что это за художник, если бороды нет и водку не пьет» в этом сообществе не иссякнут ни завтра, ни послезавтра. Понятно, что в зале преобладали женщины – и единственным вопросом, который задал мужчина, было: «А может ли попасть в музей женского искусства произведение, которое я создал вместе с женой?». Наконец, понятно, что, по сути, главным лицом на презентации был исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, самым патриархальным образом принявший свою должность как часть империи влиятельного деда.

И все же презентация прозвучала и удалась – прежде всего, благодаря тем художницам, которые предпочли другой тип участия в дискуссии. Пока что перед лицом непроговариваемой, запретной проблемы самым эффективным оказывается не слово, а действие.

Началось с перформанса Веры Сажиной, которая мгновенно захватила аудиторию, вовлекая ее в заклинательный ритм не то камлания, не то футуристических пропевок. Пожалуй, именно она позволила осознать, что в поле русского искусства до сих пор присутствует как архаический пласт шаманского и наивного, так и опыт женщин авангарда.

Далее участники дебатов сменяли один другого, а чуть в стороне от общего стола художница из группы «Медгерменевтика» Мария Чуйкова в течение получаса спокойно гладила белье. И в этом проявлении незаметного факта ежедневной женской работы было больше силы и убедительности, больше протеста и социального жеста, чем в дискуссии о «национальной специфике российского феминизма».

Выходит, современное русское искусство действительно способно говорить о гендере. Но, возможно, кураторам придется этому учиться. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Генпрокуратура начала розыск Слободина по линии Интерпола
20:36 Порошенко на переговорах «нормандской четверки» заявил о «кровавых» днях Донбасса
20:35 На шахте в Кемерово взорвался метан
20:14 СМИ рассказали о желании Трампа назначить генпрокурором США экс-мэра Нью-Йорка
19:54 В Linkin Park назвали виновниками гибели Беннингтона его «демонов»
19:39 Турция подтвердила передачу задержанной с матерью россиянки отцу
19:06 Лишь шесть российских предприятий вошли в топ-100 крупнейших производителей оружия
18:46 Валерий Карпин объявил о возвращении в большой футбол
18:21 Подозреваемую в экстремизме главреда нижнетагильского СМИ признали невиновной
18:01 Деду Морозу вместо терема построят дворец за 350 млн рублей
17:31 Комитет Совфеда рекомендовал отклонить проект об отмене бесплатного багажа
17:09 Швейцарскую резню бензопилой не квалифицировали как теракт
17:00 Песков прокомментировал передислокацию войск РФ у границ с Украиной
16:40 Глава Киргизии объяснил закрытие авиабазы американских ВВС угрозой безопасности страны
16:22 Россия поддержала продление соглашения с ОПЕК о сокращении нефтедобычи
15:58 Microsoft отказался от поддержки Paint в новых версиях Windows
15:41 ФСБ проводит обыск в офисе сбытовой компании АЛРОСА
15:32 Австралийцы хотят спасти сумчатых куниц
15:14 Курс евро превысил 70 рублей впервые с ноября
14:48 МВД предложило водителям самим выбирать автономера
14:39 Минздрав поддержал запрет «чекушек» и «мерзавчиков» на кассах
14:29 Medme вкладывается в дистанционную диагностику онкологических заболеваний
14:26 В Кремле рассказали об ответе на новые санкции США
14:19 За три года число атеистов в России уменьшилось вдвое
14:00 Хакеры взломали «умный аквариум»
13:52 В Швейцарии неизвестный с бензопилой напал на прохожих
13:48 ЕС может ввести новые санкции из-за поставки турбин Siemens в Крым
13:27 Совет судей обнародовал результаты проверки свадьбы дочери судьи на Кубани
13:03 Математика Богатова отпустили под домашний арест
12:54 Президент Польши наложит вето на лишающий судей независимости законопроект
12:31 В Госдуму внесен законопроект о нематериальных взятках
12:09 «Мегафон» негативно отреагировал на требование ФАС отменить роуминг
12:01 Сотрудник ФСИН погиб после падения с 17-го этажа здания Минюста
11:51 В Дагестане задержаны подозреваемые в похищении министра ЖКХ
11:24 «Инопланетные сигналы» посылали околоземные спутники
11:20 Новый глава пресс-службы Трампа переврал его позицию по санкциям
11:18 Правительство разрешит россиянам продавать излишки энергии от «домашних генераторов»
10:48 Минкульт намерен обложить авторским сбором «умные» часы
10:33 Научрук Путина стал долларовым миллионером
10:31 Россию заподозрили в противодействии разработкам сланцевой нефти в США
10:14 Найден древний сосуд с изображением улыбки
10:13 Republic рассказал о тюрьме ФСБ для террористов
09:59 Госдума предложили разрешить несовершеннолетним заниматься бизнесом
09:50 Прождавшие рейс из Бодрума более 50 часов россияне прилетели в Москву
09:47 Более трети голосовавших против реновации заявили о поддержке акций протеста
09:32 Умер кот-мэр города на Аляске
09:21 В Кабуле при взрыве погибли 24 человека
09:05 СМИ сообщили о штрафах для операторов из-за «пакета Яровой» и новых норм ЕС
23.07 20:54 В Ираке убит «глава полиции» ИГ
23.07 20:37 Роспотребнадзор предложил уравнять вейпы и сигареты
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.