29 марта 2024, пятница, 01:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 августа 2009, 09:12

Молдова: новое поколение, новая политика?

Борис Ельцин неплохо понимал, как прийти к власти, как ее удерживать и, наконец, как от нее изящно отказаться, когда настанет время. 19 лет назад, во время XXVIII съезда КПСС Ельцин взбудоражил весь мир, неожиданно выйдя из партии.

Рассчитывая на то, что страна в своих общественных деятелях ценит смелость и принципиальность, Ельцин просто сказал: «В связи с избранием меня Председателем Верховного Совета РСФСР и огромной ответственностью перед народом и Россией, с учетом перехода общества на многопартийность, я не смогу выполнять только решения КПСС. Как глава высшей законодательной власти республики, я должен подчиняться воле народа». Затем он эффектно развернулся и, не говоря больше ни слова, завершил собрание. Десять лет спустя с тем же артистизмом он навсегда покинул государственную деятельность - ушел в отставку, оставив пост президента Российской Федерации, и освободив место для нового руководства.

Когда Ельцин проложил путь выхода из прежней монолитной системы, Мариан Лупу и Евгений Шевчук были людьми молодыми и впечатлительными, им обоим было по двадцать с небольшим лет. Они являются лидерами законодательных органов двух противоположных сторон сепаратистского конфликта в Молдавии. С разницей в месяц каждый из них предпринял смелые шаги, чтобы добиться независимости от косной власти. В этом был не только практический вызов власти по обоим берегам Днестра, но и отражение демографических изменений, которые с годами будут играть все большую роль в политике Молдавии и других стран постсоветского пространства.

10 июня, через несколько дней после своего 43-го дня рождения, Мариан Лупу, бывший спикер молдавского парламента, заявил, что выходит из Партии коммунистов Республики Молдова. Лупу уже некоторое время обдумывал этот шаг, но до поры воздерживался от решительных действий. Ему было куда уходить: его сразу же сделали главой Демократической партии Молдовы; его имя также заняло первую строку в избирательном списке партии к предстоявшим повторным выборам 29 июля (текст написан перед самыми выборами – «Полит.ру»). Объясняя свой шаг, Лупу выразил возмущение по поводу нарушений прав человека в ходе апрельских протестов по итогам выборов. Он заявил, что национальные интересы не могут быть монополией только одной партии – тогда они становятся инструментом манипулирования, разделяющим общество на «патриотов» и «предателей».

8 июля Евгений Шевчук, на два года младше Лупу, украинец по происхождению, потряс политическую элиту Приднестровья, отколовшегося от Молдавии региона, выступив с едкой критикой в адрес действий и стратегий бессменного местного лидера Игоря Смирнова. Шевчук был избран спикером Верховного совета Приднестровья в 2005 г., когда его партия «Обновление» при сильной поддержке местных бизнесменов успешно вступила в конкуренцию с фракцией Смирнова за контроль над законодательством. Он не стал выставлять свою кандидатуру в противовес Смирнову на президентских выборах в декабре 2006 г.: приднестровской общественности, - объяснил он, - не нужны политические вызовы, которые могут «привести к нестабильности» в регионе. Однако тогда многие наблюдатели полагали, что он просто тянет время, чтобы построить себе базу.

Удивительно, как всё может измениться за один электоральный цикл. Выступая с речью перед Верховным советом, Шевчук, который до того занимал в нем должность спикера, сказал: «Коррупция, кумовство и личные связи разъедают Приднестровье подобно ржавчине». Он посетовал на то, что «личные симпатии» играют более важную роль, нежели «заслуги и профессионализм». Шевчук яростно обвинил исполнительную власть в попытках внести в конституцию изменения, вследствие которых «все избираемые чиновники будут зависеть от одного человека»; он называл систему «монархией или султанатом», который только «затруднит правовое регулирование в Приднестровье и отдалит перспективу перехода к выборному, а не назначаемому сверху правительству». Он сказал, что все эти законодательные изменения «на самом деле призваны закрепить власть за группой людей, собравшихся вокруг бюджетной кормушки», и что «это недопустимо». Шевчук призывал двигаться к будущему с правовым регулированием, где «власть справедлива, слабые защищены и у всех есть работа». Это прозвучало как предварительный слоган к избирательной кампании.

Конечно, Приднестровье – это московский проект. Чтобы выжить в качестве квазигосударства, зажатого между собственно Молдовой и Украиной, ему необходима финансовая, политическая и военная поддержка со стороны России. Регион задолжал «Газпрому» около 1,5 млрд. долларов за природный газ. Тяжелая промышленность, в том числе сталелитейный завод ММЗ, и ряд текстильных предприятий сильно пострадали в результате экономического кризиса. Спад произошел даже в контрабандной торговле (в основном, это торговля куриным мясом и беспошлинный реэкспорт в Украину и страны ЕС). В своем обращении Шевчук подчеркивал, что сепаратистскому анклаву грозят экономические проблемы: «И самое главное, Приднестровье от так называемой “самодостаточности” переходит к массовой бедности, что ставит под угрозу как каждого гражданина Приднестровья, так и само государство».

Среди приднестровской элиты есть четыре политические группировки, конкурирующие между собой за влиятельность в кремлевских кругах, за доступ к субсидиям из Москвы и за роль в поддержании региона на плаву. Российское руководство искусно стравливает их между собой и дает понять, что оно рассматривает разные кандидатуры на роль преемника в Тирасполе.

Первая из этих группировок - это, конечно, клан 67-летнего президента Игоря Смирнова. Хотя за последние несколько лет его положение заметно ухудшилось, он всё еще остается лицом Приднестровья и его генералиссимусом. Вторая – это союз корпорации-монополиста «Шериф» и партии Шевчука «Обновление»; эта группа благодаря политической проницательности и хорошим отношениям с Киевом добилась контроля в области энергетики, продовольствия и игорного бизнеса. Смирнов и Шевчук отчаянно конкурировали между собой, чтобы российское ежемесячное финансирование Приднестровья осуществлялось через одного из них.

Вице-президент Приднестровья Александр Королев представляет третью силу; он позиционирует себя как сторонника жесткого курса и престолонаследника Смирнова. Его группу поддерживают приднестровские «силовики», заинтересованные в таких сферах, как грузоперевозки и строительство, а также представители военно-промышленного комплекса. Королев близок аналогично настроенным деятелям в Москве, которые неизменно противостоят возобновлению переговорного процесса в Приднестровье. Четвертая, и самая слабая группа организована бывшим заместителем министра госбезопасности, ныне членом Верховного совета Олегом Гудымо. Он представляет интересы недовольных – тех ветеранов приднестровского конфликта, которые ничего не получили ни от чиновничьих структур, ни от компании «Шериф». Это пенсионеры, военные и иногда бывшие работники служб безопасности.

Некоторые парламентарии Приднестровья похвалили Шевчука за смелость и встали на его сторону. Наиболее эффектным было выступление давнего члена парламента Галины Антюфеевой: «Сказанное впечатлило каждого. Сегодня под угрозой существование парламента вообще, и каждый уважающий себя человек должен думать о том, как отнестись к поступку Шевчука и оценить… Мы бок о бок проработали много лет и все, что делалось здесь, делалось на благо людей. Мы видели человека глубоко профессионального, болеющего душой за республику, за народ и то, что он заявил – для каждого из нас неожиданность. Я расцениваю это как настоящий мужской поступок, и, конечно, он для стабильности республики пожертвовал собой». Немаловажно, что муж (бывший – «Полит.ру») г-жи Антюфеевой, Владимир, - влиятельный человек, начальник приднестровских служб безопасности, с хорошими прямыми связями в Москве. Ее интервью по этому поводу было неслучайным.

Когда Лупу и Шевчук возглавили соответствующие законодательные органы, дипломаты надеялись, что между ними установятся доверительные отношения, которые будут способствовать диалогу и примирению, а также, возможно, интеграции Приднестровья в состав единой страны. Так, корпорация «Шериф» давно уже хочет распространить свою деятельность на правобережную Молдавию и дальше; вероятно, она бы внесла свой вклад в урегулирование отношений, а это бы вывело ее коммерческую деятельность на международный уровень. К сожалению, эта возможность до сих пор не была осознана во всей полноте: деятельность Шевчука и Лупу сдерживалась их руководством, а также мощными внешними и внутренними силами, стремящимися сохранить статус кво.

Сейчас они оба бросили вызов. Если стратегия Лупу сработает, он приобретет симпатии ЕС и к осени станет новым президентом Молдавии. Шевчук проявил себя одновременно как патриот Приднестровья и как независимый человек, не замешанный в коррупции и в экономических бедствиях, которые сейчас нависли над регионом. Президентские выборы в Приднестровье назначены на конец следующего года. Если Шевчук успешно сместит Смирнова, есть шанс, что у власти окажутся двое молодых и решительных лидеров, заинтересованных в налаживании отношений между Приднестровьем и Молдавией. Конечно, Москва и дальше будет глубоко вовлечена в дела Приднестровья и сохранит свое влияние, которое, скорее всего, будет тормозить процессы. Но те, кто говорит, что Приднестровье монолитно, а его деятели – просто марионетки, пусть запомнят: эти марионетки иногда могут действовать самостоятельно и создавать новые возможности.

Луис О’Нил был послом ОБСЕ и возглавлял миссию в Молдавии с 2006 по 2008 гг. Юрист. При Колине Пауэлле работал как представитель Белого дома в Управлении госдепартамента США по делам России.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.