29 марта 2024, пятница, 18:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 августа 2009, 09:03

Гондурас: пора сделать выбор

 

Неудивительно, что страны Латинской Америки так быстро объединились против организаторов военного переворота в Гондурасе 28 июня 2009 г.: они испугались.

Насильственное изгнание президента Мануэля Селайи воскресило практику, которая в этом регионе казалась уже достоянием прошлого – с тех пор как четверть столетия назад власть военных правительств сменилась демократией. То, что гражданские лидеры больше не решают политические и конституционные разногласия военными методами, уже кажется чем-то само собой разумеющимся.

Президентский дворец в центре Тегусигальпы был окружен солдатами; президента в пижаме силой выдворяли из кабинета, держа его под прицелом; это зрелище вызвало в памяти самые зловещие воспоминания. В регионе, где элиты обычно воздерживаются от военных методов смены власти, такое событие выглядит особенно пугающим: кажется, что подобные практики вновь вступили в силу, а это наводит на мысль о возврате к ужасному прошлому.

Мануэль Селайя во многом был небезупречен. Он не слишком хорошо управлял своей страной (поэтому, в частности, он занимает низкое положение в рейтинге симпатий со стороны населения); в чем-то проявил себя как циничный оппортунист: например, он неожиданно выступил сторонником Уго Чавеса, чтобы заручиться поддержкой Венесуэлы; до переворота его деятельность была, несомненно, разрушительной, а в некоторых аспектах, возможно, вообще противозаконной.

Но у Гондураса есть конституция, институты и методики для решения кризисов вроде того, который стал результатом опрометчивых притязаний Селайи на переизбрание; и это гораздо важнее, чем какие-либо политические оценки. Правовое регулирование должно обеспечить следование этим методикам и привлечь президента к ответственности, чтобы установленным порядком выяснить, действовал ли он противозаконно.

Но политические и экономические элиты Гондураса – которые, очевидным образом, доминируют и в законодательной, и в судебной, и в военной сферах – решили не обращаться к предписанным процедурам. Вместо этого они привлекли для «решения» проблемы солдат и тем самым нарушили ключевое для Центральной Америки правило, установленное после холодной войны, в эпоху перехода к демократии. Они сами нарушили законодательство Гондураса: изгнали президента, зачитали в конгрессе явно сфальсифицированное заявление об отставке, устраивали массовые аресты и подавляли акции протеста.

Окончательное предложение

Администрация Барака Обамы, кажется, понимает это, как следует из ее «постидеологической» программы по «перезагрузке» отношений с Латинской Америкой. 7 июля, во время визита в Москву, президент Обама сказал: «Даже сегодня Америка поддерживает демократически избранного президента Гондураса, несмотря на то, что он противник американской политики. Не потому, что мы согласны с ним, а потому, что мы уважаем универсальный принцип, гласящий, что народ должен сам выбирать себе лидера».

Администрация Обамы предприняла такие меры, которые были бы немыслимы в эпоху холодной войны и, возможно, даже во время правления администрации Джорджа Буша-младшего. Она не признала правительство путчистов, поддержала исключение Гондураса из Организации американских государств (ОАГ), прекратила военное финансирование (на сумму 16,5 млн. долларов), открыто поддерживает посреднические действия президента Коста-Рики, лауреата Нобелевской премии мира Оскара Ариаса; сам Обама высказался о перевороте очень жестко.

Латинская Америка увидела, как правительство США выступает противником правого военного переворота с изгнанием критически настроенного по отношению к ним лидера. Зрелище было в высшей степени обнадеживающим.

Однако в регионе деятельность Ариаса подверглась жесткой критике со стороны приверженцев левых взглядов. Главная причина недовольства состоит в том, что переговоры тянутся с 9 июля, а решение до сих пор не найдено; Ариас пытается найти компромисс вместо того, чтобы неуклонно настаивать на возвращении Селайи; из-за проволочек организаторы путча только выигрывают время. По мнению левых, всё это наводит на мысль о том, что Госдепартамент США поддерживает такое посредничество, чтобы избежать необходимости принимать более радикальные меры против существующего режима.

Тем не менее, в настоящий момент эти переговоры внушают большую надежду на мирное разрешение проблемы. Кроме того, к настоящему моменту они обелили моральный облик Селайи и нанесли ущерб репутации путчистского правительства. Президент Ариас предложил семь рекомендаций по возвращению Селайи. В их число входят следующие: провести выборы на месяц раньше запланированного срока (в октябре, а не в ноябре), объявить всеобщую амнистию и исключить любую возможность переизбрания. Селайя согласился со всеми пунктами, но представители нынешнего гондурасского де-факто президента Роберто Мичелетти не приняли эти условия и отказались участвовать в переговорах. Это произошло 19 июля.

Переговоры возобновились 22 июля. В тот день Ариас предоставил на рассмотрение участвующих сторон документ под названием "San José accord". Этот переработанный план включает в себя уже 11 пунктов и призван обеспечить согласие сторон по поводу возвращения Мануэля Селайи в Гондурас 24 июля. Пропутчистская сторона вначале обещала передать план на рассмотрение гондурасского конгресса, но непосредственная реакция участников была в целом негативной.

Пять возможностей

Сейчас, когда я пишу эту статью, еще неизвестно, чем увенчается переговорный процесс Ариаса (пока результат отсутствует – «Полит.ру»). Но разговоры о том, что представители путчистского правительства и сам Мануэль Селайя отказываются принимать предлагаемые условия, указывают на масштабы разрыва между ними. Если инициатива коста-риканского президента не будет способствовать конструктивному развитию переговоров, правительство Соединенных Штатов будет вынуждено бороться с путчистами более жесткими методами. Здесь есть по меньшей мере пять возможностей. Во-первых, можно отозвать из Гондураса американского посла Уго Льоренса, одного из немногих иностранных послов, еще не уехавших из Тегусигальпы. Во-вторых, Вашингтон может чаще и прямолинейнее употреблять слово «путч» применительно к событиям 28 июня.

В-третьих, США могут приостановить программу экономической помощи Гондурасу и не дать ему 180 млн. долларов, как договаривались прежде. Евросоюз уже применил подобные меры 20 июля, когда он отказался оказывать стране финансовую поддержку в размере 63 млн. евро (более 90 млн. долларов). Законодательство США действительно предписывает прекращение экономической помощи в случае государственных переворотов. Впрочем, этот метод грубый: в итоге прекратят действовать важные социальные программы (по водоснабжению, борьбе с детской заболеваемостью, обеспечению продовольственной безопасности), и придется вывести из страны добровольцев Корпуса Мира.

В этом смысле эффективнее было бы разорвать торговые отношения: это будет чувствительным ударом по стране, экспорт которой на 70% завязан на рынках США. Больше всего от этого пострадают гондурасские предприниматели, большинство которых поддерживает путчистов. В то же время, затянувшийся разрыв торговых отношений приведет к массовым увольнениям, а из-за этого бедность в стране только усугубится.

В-четвертых, Вашингтон может действовать прицельно против организаторов переворота в Тегусигальпе. Для этого нужно будет установить главных участников и наиболее активных сторонников путча, выяснить, есть ли у них активы в США и если есть, то заморозить их; кроме того, все путчисты лишатся права на въезд в США.

В-пятых, США могут решительно порвать свои военные связи с Гондурасом. Офицеры гондурасской армии, проходящие обучение в Школе Америк (как она прежде называлась) - а в Гондурасе их больше, чем в других латиноамериканских странах, - вынуждены будут уехать. С начала 1980-х гг. одна из воинских частей США (в данный момент состоящая из 600 подразделений) занимала военную базу в Пальмероле. США могут вывести этот контингент или хотя бы отменить все бонусы, которые Гондурас получал от присутствия войск США.

Что из этого – или какую комбинацию мер – выберут США? Четвертый вариант (прицельная борьба) представляется наиболее рациональным, хотя пятый (разрыв военных отношений) тоже заманчив: военные связи будут приобретать всё большее значение для Гондураса, если он будет оставаться по существу военной диктатурой.

Естественно, что в Вашингтоне ведется полемика о том, насколько жесткие меры Соединенным Штатам следует предпринять в отношении путчистского правительства в Гондурасе. Несколько удивительно то, что полемика также затрагивает вопрос, нужно ли вообще принимать какие-либо меры. На консервативном полюсе политического спектра США этот вопрос формулируется так: «Не следует ли Соединенным Штатам оказать поддержку новому гондурасскому правительству?».

Ошибка правых

На правом фланге многие доходят до того, что выступают в поддержку переворота в Тегусигальпе, - тем самым, обесценивая демократический прогресс в Латинской Америке и пренебрегая единодушной позицией правительств в том регионе. На то есть свои политические и идеологические основания. Консерваторы выражают жесткое неодобрение действий Уго Чавеса и его влияния в регионе; тем яростнее их критика в адрес администрации Барака Обамы, которая выступает за возвращение Мануэля Селайи. Консерваторы усматривают в этом поддержку всего блока сторонников Чавеса в Латинской Америке. Американские консерваторы показывают, что их неприятие Уго Чавеса – гораздо более сильный импульс, нежели принципиальная защита демократического правопорядка. Эту позицию они транслируют повсеместно: на редакционных страницах Wall Street Journal, Washington Post и New York Times; в колонках бывших чиновников из администрации Джорджа Буша-младшего, занимавшихся вопросами Латинской Америки, - например, у Отто Рейча (Otto Reich) или Роджера Норьеги (Roger Noriega); по радио и телевидению; через блогосферу.

На высших политических уровнях также есть люди, готовые пренебречь демократией в Гондурасе. 8 июля четверо республиканских сенаторов провели пресс-конференцию в поддержку путчистов, где они осудили Селайю; на следующий день они встретились с представителями нового «правительства». Двое видных республиканцев из Палаты представителей, возглавляющие влиятельные комитеты по иностранным вопросам, - Илеана Рос-Летинен и Конни Макк – лоббировали в госдепартаменте восстановление военной помощи Гондурасу и продвигали резолюцию (не имевшую бы обязательной силы), согласно которой во всем виноват только Селайя.

21 июля сенатор-республиканец Джим Деминт применил очень редкий законодательный маневр, чтобы двое номинантов на важные посты в администрации Обамы не заняли эти должности. Речь идет об Артуро Валенсуэле (номинированном на должность помощника госсекретаря по делам Западного полушария) и ныне занимающем этот пост Томасе Шанноне (номинированном на должность следующего посла США в Бразилии). Кроме того, Деминт требует, чтобы госсекретарь Хиллари Клинтон встретилась с представителями гондурасского «правительства» и «пересмотрела свое отношение» к этому кризису.

Некоторые из претензий, которые американские консерваторы предъявляют Мануэлю Селайе, а также их более общие рассуждения о разрушении демократических институтов (например, в Венесуэле или Никарагуа), заслуживают внимания общественности. Но эти политики, бывшие чиновники и комментаторы совершают большую ошибку, когда они занимают сторону тех, кто незаконно сместил избранного лидера, вернувшись к силовым методам, господствовавшим в Гондурасе до 1980-х гг. Это не только теоретическая ошибка; такая позиция губительна для имиджа Соединенных Штатов в Латинской Америке. Их принцип: «необходимо во что бы то ни стало подавить чавизм» воскрешает память о худших эпизодах в отношениях между этим регионом и США: например, о том, как Вашингтон поддерживал путчистов, свергавших законно избранные правительства в Гватемале (1954 г) и Чили (1973 г.).

В то время правые американцы оправдывали эти перевороты в контексте холодной войны, утверждая, что они останавливают или хотя бы сдерживают советскую экспансию в регионе. Сегодня их последователи оправдывают гондурасский путч, видя в нем противостояние такому избранному лидеру, который поддерживает социалистические и авторитарные тенденции в Венесуэле, стране с 26-милионным населением. Проблема подобных аргументов – как тогда, так и сейчас, - состоит в том, что поддержка недемократических методов лишает каждое новое правительство каких-либо гарантий неприкосновенности; компрометирует США и их отношения с Латинской Америкой; и в принципе абсолютно не помогает ослабить власть лидеров с сомнительной в демократическом плане репутацией (вроде Уго Чавеса или Даниэля Ортеги из Никарагуа).

В результате, к сожалению, у американской консервативной оппозиции нет отчетливой концепции продвижения демократии в Латинской Америке. Так, критикам нечего сказать о предложениях президента Ариаса; они не могут предложить и альтернативных способов решения, которые бы уменьшали риск насилия. Они могли бы подталкивать путчистское правительство к тому, чтобы оно обосновало свою позицию и постаралось достичь компромисса. Вместо этого, они – так же, как их заклятые враги Чавес и Ортега, - поляризуют спор и усугубляют конфликт. В итоге, их позиция становится удобной для их умеренных противников: в прагматических вопросах они уступают Бараку Обаме и Оскару Ариасу.

Трудное решение

Для разрешения гондурасского кризиса  необходим именно прагматический подход. Но его выработке должно предшествовать твердое и отчетливое решение, что поддерживать, а что - нет. Например, это решение должно постулировать восстановление Мануэля Селайи в должности президента, но при этом пресекать возможность его нахождения у власти после 2009 г., а также любые попытки со стороны изгнанного президента действовать в Гондурасе силовыми методами.

Что будет с Гондурасом дальше? Если переговорный процесс под руководством Ариаса прервется, возрастет вероятность насилия и даже – по словам президента Ариаса – «гражданской войны». Но даже если переговоры будут продолжаться, путчистское правительство может попытаться растянуть их до установленного срока выборов – 29 ноября. Возможно, новое руководство Гондураса надеется, что давление спадет, и правительства других государств сосредоточатся на выборах, видя в них возможность начать всё с чистого листа.

Организация американских государств заявила, что она не признает выборы, которые будут проходить при нынешнем правительстве. Очевидно, что администрация Барака Обамы должна занять такую же позицию. Если путчисты увидят, что Соединенные Штаты проявляют слабость и неуверенность в отношении гондурасской демократии, это только придаст им смелости.

Исходя из этого, план "San José accord" и его своевременное принятие имело бы большое значение. Если ситуация не изменится к лучшему (скорее всего, этого не произойдет) и если кризис будет только усугубляться (что весьма вероятно), правительству США придется принимать более жесткие меры вроде тех, что были описаны выше: санкции в адрес путчистов, сокращение экономической помощи, разрыв военных связей и, вероятно, отзыв посла США.

Реакция Вашингтона на разворачивающиеся в Гондурасе события важна не только в частном внутриполитическом аспекте. От нее будет зависеть, сможет ли Обама построить отношения США и Латинской Америки с чистого листа. Занять жесткую позицию (и придерживаться ее, вероятно, несколько месяцев) в отношении захвативших власть в Гондурасе – стране, которой даже в больном воображении правых не приписывается стратегическое значение, - Соединенным Штатам будет нетрудно; а в результате они получат три огромных бонуса.

Во-первых, это уже само по себе будет правильным действием. Во-вторых, это продемонстрирует приверженность США принципам демократии и правопорядка в отношениях с Латинской Америкой. Наконец, это позволить изолировать тех, кто ради абстрактной идеологии готов поддерживать путчистское правительство, что в перспективе грозит возобновлением прежних порядков, когда в латиноамериканской политике последнее слово неизменно оставалось за военными институтами.

Автор руководитель программ Центра международной политики (Center for International Policy) в Вашингтоне.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.