28 марта 2024, четверг, 15:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 июня 2009, 20:05

«Роман-холодильник» 20 лет спустя

На Винзаводе в XL галерее открылась выставка Константина Звездочетова «Нормальная цивилизация». Все стены галереи снизу доверху были завешаны картинами, пародирующими рекламу сладкой жизни. В центре галереи возвышался подиум (как в центральной галерее ГУМА) с декорацией подарочных коробок, конфент, винограда. На колонах галереи удобно расположились полочки с разрисованными Константином Звездочетовым и его помощником Александром Петрелли разного калибра бутылочками. Разгул общества потребления завершала намалеванный во все стену пейзаж желтого песка, синего моря  и синего неба в центре которого красовалось розовое солнце гламура. А перед стеной стояла картонная кадка с пальмой на которой росла жвачка.

Думается, дежавю было запланировано. Тексты выпущенного к выставке буклетика сообщали о вдруг нахлынувшей на автора ностальгии в результате которой он вдруг забылся в розовых грезах, и, потеряв какие-либо ориентиры в современности, решил вспомнить лихую мухаморскую молодость.

В конце 70х группа «Мухомор» эпатировала хулиганскими акциями высоколобое, углубленное в метафизическом и эстетическом  дискурсе, нонконформистское искусство. Их творчество, кажется, было первым проявлением безидейного треша в отечественной истории искусства. Мухоморов нельзя было воспринимать серьезно, и это был их программный протест против «отцов». Абсолютно несерьезно было, к примеру, их подобострастное преклонение перед капиталистическим Западом, если таковое иногда встречалось в их коллажах или обращение к высокодуховному искусству. В этом ключе в 1982 году был изготовлен Звездочетовым «Роман-холодильник», показанный на первой выставке  в АПТАРТе, первой квартирной галереи на 1/6 части суши, как именовал ее Никита Алексеев, однокомнатная квартира которого собственно и являлась галереей для группы художников-концептуалистов.

Советский холодильника марки «ЗИЛ» (поскольку советскому человеку сложно было использовать его по назначению), был превращен в художественный объект, точнее в сложно организованный роман, главы которого повествовали о некоем лирическом герое, его переживаниях и приключениях. Некоторые главы оказались упакованы в находящиеся внутри холодильника коробки и коробочки. Весь холодильник был ярко разрисован в сказочном звездочетовском стиле «голубое-золотое», наполнен муляжами самых блатных продуктов и таким образом восполнял практически духовной пищей недостаток пищи как таковой.

Сегодня Константин Звездочетов один из наиболее успешных на арт рынке художников. Он уже давно сам стал брендом и теперь должен учитывать потребности коллекционеров в качественном арт продукте. Поэтому выставка в XL, хотя и напоминает «Роман-холодильник» и первые мухоморские опыты коллажа, все же исполнена на традиционных холстах среднего размера, так что их можно легко изъять из инсталляции с целью продажи. Казалось бы, что тут удивительного, известный художник делает очередную выставку – продажу и о чем тут собственно говорить, если не умиляться. Сам Звездочетов (не поймешь уже насколько серьезно) помахивая палицей, разоблачает известное с древнейших времен преклонение русского человека перед Западом. Но, не думаю, что в современном глобальном мире эта проблема еще присутствует. Совершенно не важно преклоняется ли кто либо перед Западом, а Макдональдс есть в каждом городе мира. Да и различить какие бренды западные, а какие местные нелегко в эпоху транснациональных корпораций. Однако на выставке «Нормальная цивилизация» не все так уж однозначно и просто.

Вроде все, то же самое: уже лет тридцать узнаваемый подчерк художника. «Нормальная цивилизация» пробуждала ассоциации не только с «Романом – холодильником», но и с другими работами Звездочетова, с его картинами, объектами, инвайроментами в которых образы часто перекочевывают из произведения, в произведение неизменно отсылая к единственному критическому источнику советского периода, журналу «Крокодил».  Мир вокруг меняется, советская эпоха сменяется перестройкой, потом стабилизация нулевых, кризис, а актуальный художник как бы не меняется и все время дергает одну и ту же струну. Справедливости ради стоит припомнить здесь одну из первых выставок Звездочетова в XL галереи в 1994г, инсталляцию «Выбравшим Пепси». Она состояла из показа прямой трансляции CNN о пикетировании Белого Дома и бутылочного битого стекла на полу галереи, по которому автор в тельняшки катался, игнорируя боль. Поэтому объявить Звездочетова не чувствительным к времени сложно. Думается перед нами все же не банальное желание «тряхнуть стариной», «вспомнить молодость». В том, что раньше звучало как веселый хулиганский эпатаж советского образа жизни (кстати, опасный), наконец стало нормальным.

Теперь Звездочетов такой же скучный художник общества потребления, как и Энди Уорхол, философия скуки которого теперь действует и на 1/6 части суши. Картинка осталась прежней (возможно стала белее четкой и качественной) но во временном смещении образуется щель, из которой сквозит. Скука. Депрессия. Просто утомленность «розовым гноем» (это уже ставшее крылатым выражения запустил в свой последний приезд в Москву американский художник Илья Кабаков). И вот произведение художника, который якобы не меняется, звучит совершенно иначе.  В этом собственно отличие так называемого современного искусства от романа. В романе двадцать лет спустя герой  должен еще раз, может не так зажигательно, как в первый раз, но все же совершить подвиг, а в искусстве это кажется совершенно лишним.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.