Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
29 июля 2016, пятница, 18:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

26 мая 2009, 10:03

Гимн устойчивому развитию городов

От редактора перевода

В нашей статье «Почему этот город едет» содержалось обещание опубликовать творческую биографию Жаиме Лернера [i], легендарного бразильского урбаниста, архитектора и градоначальника из провинциального бразильского города Куритиба.

Потом я подумал, что было бы полезнее предоставить читателю возможность знакомства с первоисточником — знаменитой лекцией Лернера, которую он называет «гимном устойчивому развитию [ii] городов». Эту лекцию (с небольшими вариациями) он много лет читает в университетских аудиториях, на международных форумах, а еще в скромном зальчике своего родного института IPPUC, адресуясь к очередной группе зарубежных гостей, желающих понять суть «куритибского чуда».

Предлагаемый вниманию читателя текст является переводом, который мой молодой коллега А.Сыромятников выполнил с видеофайла лекции Лернера, прочитанной весной 2007 года для студенческой аудитории в Монтерее (штат Калифорния, США).

См.:

www.ted.com/index.php/talks/jaime_lerner_sings_of_the_city.html

Видеофайл размещен на сайте TED.com, популярной междисциплинарной интернет-площадке, на которой под девизом «Идеи, которыми стоит поделиться» сходятся специалисты в сфере технологий, развлечений, проектирования (Technology, Entertainment, Design).

Мне довелось побывать в названном институте и послушать почти ту же самую лекцию. Первое впечатление — недоуменное. Почему этот человек разговаривает с приезжими профессионалами как со слушателями воскресной школы? Зачем он упрощает содержательные позиции из сферы урбанистики, транспорта, экологии до уровня детских считалочек? Впрочем, недоумение развеивает подробное знакомство с городом, задуманным и сформированным в своем нынешнем качестве Лернером и его командой.

Что же касается особенностей изложения, то об этом давно и хорошо сказано поэтом: «В родстве со всем, что есть, уверяясь // И знаясь с будущим в быту, // Нельзя не впасть к концу, как в ересь, // В неслыханную простоту».

Жаиме Лернер, безусловно, относится к числу людей, которые «знаются с будущим в быту»…

М. Блинкин

Лекция Ж. Лернера


Слайд № 1.

Надеюсь, вам будет понятен мой английский язык: по утрам он ужасен, а вечером ещё хуже.


Слайд № 2.


Слайд № 3.

Много лет я выступаю с лекциями, которые начинаю с утверждения: «Город — это не проблема, город — это решение».

Я уверен в том, что города — это решение не только проблем той или иной страны, но и глобальных проблем изменения климата. С годами моя уверенность в этом только растет.

Мы относимся к своим городам очень пессимистично. Я работаю в урбанистке уже почти сорок лет. И каждый градоначальник говорит мне что-то вроде этого: «Ох, мой город очень велик», или «У нас не хватает финансовых ресурсов». А я знаю по собственному опыту, что любой город мира можно улучшить меньше, чем за три года. При этом совсем неважно, какого он размера и сколько у него денег.

Весь вопрос в способности города обеспечивать пассажирские корреспонденции и, соответственно, в качестве планировки города.


Слайд № 4.

Для начала, представлю вам несколько персонажей, которых я взял из своей книжки, которую написал для школьников старшего возраста. Лучший пример качества жизни — это ЧЕРЕПАХА, потому что она живёт в согласии своих частей друг с другом.


Слайд № 5.

Панцирь черепахи устроен наподобие текстуры города. Теперь мы разрежем панцирь черепахи — представьте, как ей будет нехорошо. А ведь именно это мы делаем с нашими городами. Живём тут, работаем там, отдыхаем ещё где-то. Много людей живёт в самом городе, а много живёт и за городом [iii].

Ещё один персонаж — автомобиль по кличке ОТТО.


Слайд № 6.

Его часто приглашают на дружеские вечеринки, но его редко удается вовремя выпроводить. Представьте себе, ваша вечеринка в самом разгаре, а гость уселся за стол и пьет без меры: очень он любит это дело. Да еще кашляет непрерывно — воздух портит. Возит этот эгоист всего двоих, или даже одного. И всё время ему нужно больше и больше инфраструктуры, мол, хайвэи ему подавай! В общем, ненасытный тип…

И ещё один образ: АККОРДЕОН — дружелюбный автобус.


Слайд № 7.

Он вмещает триста человек. Шведский автобус. Там у них написано про 275 шведов, но он годится и для трехсот бразильцев.

Теперь поговорим о городском плане.


Слайд № 8.

У каждого города есть свой сложившийся план. Вместе с пригородами в Куритибе живёт три миллиона человек, в том числе — один миллион восемьсот тысяч в границах города.

Вот на картинке Куритиба и Рио-де-Жанейро: они как две соприкасающиеся птицы.


Слайд № 9.

План у Осаки и Сан-Франциско очень простой. Центральная рыночная улица идёт вдоль береговой линии.

У каждого города есть свой план.


Слайд № 10.

Но чтобы его реализовать, его надо придумать таким, чтобы подавляющее большинство людей участвовало бы в его реализации.

На этой картинке вы видите план Куритибы.


Слайд № 11.

Это пример того, как можно жить и работать в одном месте.


Слайд № 12.


Слайд № 13.

Там где большая плотность расселения, там и больше общественного транспорта.


Слайд № 14.


Слайд № 15.

Когда мы запускали систему в 1974 году, мы перевозили двадцать пять тысяч пассажиров в день, теперь мы перевозим два миллиона двести тысяч.

Понадобилось двадцать пять лет, чтобы наш пример перенял другой город — Богота; им удалось проделать отличную работу. Сегодня уже восемьдесят три города по всему миру имеют систему скоростных автобусных перевозок по куритибскому типу (Bus rapid transit, BRT).

Любой город в мире, не только тот, в котором вы живёте, кроме своих собственных проблем ещё должен думать о своей роли в мировом, общечеловеческом масштабе. Поэтому вопросы мобильности и устойчивости [iv] становятся важнейшими городскими задачами.

На этой картинке вы видите автобус с двойной гармошкой.


Слайд № 16.

Я, кстати, недалеко отсюда живу — можете зайти кофейку выпить, если будете в Куритибе.

На этой картинке показано, как система развивалась.


Слайд № 17.

Система отличается важной вещью: остановочными пунктами в виде цилиндров, которые дают автобусу возможность работать так же, как метрополитены.


Слайд № 18.

Получается нечто вроде «метрополитеноподобного» автобуса. Вот на этой картинках представлен его внешний вид.


Слайд № 19.


Слайд № 20.


Слайд № 21.

Можно платить до входа в автобус. Инвалиды могут легко им пользоваться. Слайд №22.


Слайд № 22.

Сейчас я хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что автомобили выбрасывают больше всего углекислого газа в атмосферу, больше половины. Поэтому если мы будем ездить только на автомобилях, то впустую все наши разговоры об устойчивом развитии. Вопрос здесь не только в экологичности наших зданий, использования экологичных материалов, новых источников энергии. План города, его устройство — вот, что важно для устойчивого развития.

Также важно то, чему мы учим детей. Я к этому вернусь позже.

Мобильность обеспечивается сопряжением разных видов транспорта.


Слайд № 23.

Когда мы начинали в 1983 году в Рио-де-Жанейро, мы предложили способы сопряжения автобуса и метрополитена.


Слайд № 24.

Метрополитен, конечно, был против. Однако, через двадцать три года нас пригласили туда внедрять эту идею. Сопряжение требуется обеспечить при одноминутном интервале движения автобусов. Посмотрите, как город теперь будет выглядеть…


Слайд № 25.


Слайд № 26.


Слайд № 27.


Слайд № 28.

На картинке не Шанхай, цветная подсветка будет включаться только по ночам. Вот так это будет выглядеть.


Слайд № 29.

Нас сейчас упрекнут в плагиате идей Нормана Фостера, но эти проекты были сделаны еще в 1983-м.

Вот эскиз того, как система будет работать.


Слайд № 30.

Принцип одинаковый, подвижной состав разный.

Я сейчас не хочу сказать, что этот вид транспорта лучше, чем некий другой. У вас может быть и метрополитен, и обычные наземные виды транспорта, и еще какие другие. Я хочу сказать, что все виды транспорта должны быть хорошо сопряжены. И главное условие в том, что никакие виды транспорты никогда не должны конкурировать друг с другом в одном пространстве.

Теперь вернёмся к вопросу об автомобиле. Я всегда его сравниваю с тёщей. С ней надо ладить, но она не может диктовать вам, как жить. Если в вашей жизни тёща — это единственная женщина, то у вас определённо есть проблемы.

Идея обновления городской среды, обновления облика старых набережных, ботанических садов, открытых пространств — все эти вещи завязаны на образование детей. Слайды №31-34.


Слайд № 31.


Слайд № 32.


Слайд № 33.


Слайд № 34.

Вот мы их полгода учили, как надо раздельно выбрасывать мусор.


Слайд № 35.

Они научили своих родителей. За двадцать лет городу удалось таким образом достичь самого высокого уровня сортировки твердых бытовых отходов — 70 %. Семьдесят! Больше, чем где-либо в мире. Поэтому учить надо детей.

Я скажу ещё вот что. Для достижения целей устойчивого развития нам нужно помнить о детях и о городах, плюс к тому обо всех тех правильных вещах, о которых говорят обычно.

Я работаю вот в этом самом музее, представленном на картинке, то есть в городе, в котором городское пространство многофункционально.


Слайд № 36.

Нельзя себе позволить иметь площади, которые пустуют восемнадцать часов в день. Должен выполнять принцип совмещения рабочего и жизненного пространства.


Слайд № 37.

Надо попытаться выявить те городские пространства, которые могут функционировать круглосуточно.

Город — как семейная фотография.


Слайд № 38.

Мы её не рвём просто потому, что нам не нравится дядюшкин нос. Как бы то ни было, это ваша фотография, вы на ней тоже присутствуете.

Вот на картинках вы видите то, о чём я говорю. Вот торговый центр, который одновременно работает как пешеходная зона.


Слайд № 39.

Мы его соорудили за семьдесят два часа. Да-да, быстро надо работать.

А вот иллюстрации этнического разнообразия. Вот итальянские триумфальные ворота, вот украинский парк, польский парк, японская площадь, немецкий парк.


Слайд № 40.


Слайд № 41.


Слайд № 42.


Слайд № 43.

Когда, совершенно для меня неожиданно, Советский Союз распался, у нас появились все эти люди из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и прочих … «станов». Пришлось нашу программу этнического разнообразия прикрыть [v].

Не забывайте, что творческий подход к делу начинается тогда, когда вы уменьшаете бюджет на порядок. Лучше на два.

На этой картинке вы видите здание оперы, которое удалось сделать за два месяца.


Слайд № 44.

Парки с озёрами из бывших болот, набережные — всё, что сделала природа можно преобразить, из любой лягушки можно сделать принцессу.


Слайд № 45.

Всё это показывает, что с городом нужно работать быстро. Планирование занимает много времени, поэтому я предлагаю метод городской иглотерапии.


Слайд № 46.

Это значит, что нужно к естественному механизму планирования подключать местные придумки. Вот на картинке пример такого иглоукалывания: Нью-Йорк, самый маленький парк в тридцать два квадратных метра оказался самым красивым.


Слайд № 47.

В заключение я хочу донести до вас мысль, что всегда можно предлагать новые материалы, экологичные материалы, но следует помнить, что работать нужно быстро. Потому что у нас никогда не хватит времени для того, чтобы всё распланировать. Поэтому мне видится, что сегодня и сейчас — это самое подходящее время для творчества и инноваций.


Слайд № 48.

Ответов на все вопросы у нас нет, да и быть не может: мы не настолько умны. Старайтесь слушать людей, принимать их помощь — они помогут вам понять, в правильном ли направлении вы действуете.

Под конец у меня к вам просьба. Давайте споём песню об устойчивом развитии.

Согласны? Тогда, дайте мне, пожалуйста, пару минут. Вы будете музыкантами, вы будете задавать ритм.

[Далее Лернер речитативом исполняет композицию в стиле рэп. Смех в зале, аплодисменты.]

Всё возможно, всё возможно!

Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!

Меньше используй свой автомобиль.

Выбирай комбинированные поездки.

Меньше углекислого газа в атмосферу!

Всё возможно, всё возможно!

Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!

Живи ближе к работе, работай рядом с домом.

Экономь энергию, экономь сам!

Всё возможно, всё возможно!

Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!

Сортируй мусор. Отдельно органика — отдельно неорганика!

Больше сберегай, меньше выбрасывай!

Всё возможно! Ты сможешь это сделать!

Ради всего святого сделай это с-е-й-ч-а-с!

 

Примечания редактора

[i] Жайме Лернер родился в 1937 году в городе Куритиба (штат Парана, Бразилия) в семье польских евреев-эмигрантов. В 1964 году окончил Школу архитектуры в местном университете, в 1965 году стал одним из организаторов Куритибского института планировки и исследования городов (Institute of Urban Planning and Research of Curitiba, IPPUC), получившего впоследствии мировую известность; был ведущим разработчиком мастер-плана Куритибы. С 1971 по 1975 год — мэр Куритибы, назначенный правящей военной хунтой. В 1979-1984 и 1989-1992 гг. — мэр Куритибы, избранный на свободных выборах. В 1994-1998 и 1998-2002 гг. — губернатор штата Парана, В настоящее время — руководитель IPPUC, общественный деятель.

[ii] Лернер часто пользуется понятием «sustainable development». К сожалению, в переводах официальных англоязычных документов утвердился весьма неточный по смыслу русский эквивалент — «устойчивое развитие». Напомню, что исходный англоязычный термин происходит от корня «sustain» (сохранять, поддерживать, выдерживать, выносить…). Так что, и по этимологии, и по своему реальному содержанию термин «sustainable development» связан с моделью развития мира, страны, города, совместимого с сохранением окружающей среды, проще говоря — с таким развитием, которое природа может хоть как-то вытерпеть (выдержать, вынести…). Лернер относится к числу экспертов, которые справедливо считают, что «устойчивое» воспроизводство нынешней модели обращения человека с природой является прямым путем к ее полной деградации.

[iii] Сообщение о традиционной московской модели «двух домов» (городская квартира + дача в пригороде) вызвали у Лернера искренне недоумение, если не оторопь.

[iv] Здесь те же трудности перевода: Лернер говорит, что важнейшими, глобальными задачами любого города являются “mobility” и ”sustainability”. “Mobility” — это обеспечение мобильности горожан как залог экономического благополучия города. Обеспечение мобильности рассматривается в увязке с ”sustainability”, то есть с поддержанием «устойчивости» города в обозначенном выше смысле. Для Лернера это всегда означает поиск вариантов планировки территории и формирования транспортных систем, наиболее приемлемых с гуманитарных и экологических позиций. Во всяком, случае — с отказом от экстенсивного наращивания мощностей улично-дорожной сети и, одновременно, созданием дружественной к обывателю системы общественного транспорта. Эти идеи перекликаются с новой европейской парадигмой развития транспортных систем городов, изложенной в лекции Ф.Гудвина.

[v] В этом суждении нет никакой ксенофобии; бразильцам в принципе не свойственны разговоры типа «понаехали тут всякие». Дело только в том, что программа сооружения этнических парков осуществлялась с самым активным участием тех этнических общин, которые прочно укоренились в городе и приняли правила проживания в нем, прежде всего — экологические. Иммигрантам из бывшего Советского Союза это свойственно, увы, далеко не всегда.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:40 МИД Украины опроверг получение запроса о новом после РФ
18:34 Михаил Задорнов сыграет президента США в своем фильме
18:11 Французские депутаты почтили память погибших во Второй мировой в Крыму
17:47 Эрдоган обвинил генерала армии США в поддержке мятежников
17:41 ФТС опровергла повторные обыски в своем здании
17:17 Песков не нашел в графике Путина времени на футбол в Турции
17:12 РФ запросила предварительное разрешение Украины назначить Бабича послом
16:50 МИД РФ не оценил попытки «Джебхат ан-Нусры» сменить имидж
16:45 Комитет Госдумы рекомендовал отправить Бабича послом на Украину
16:23 Читатели «Полит.ру» объяснили назначение силовиков подготовкой к дестабилизации
15:57 Песков не увидел препятствий для продолжения Бельяниновым госслужбы
15:51 В ФТС снова пришли с обысками
15:39 На фиолетовой ветке московского метро снова устранен сбой в движении
15:31 В Швеции задержан разыскиваемый в России террорист
15:30 Полпред в ЦФО рассказал о новой работе бывшего ярославского губернатора
15:01 Захарченко выставил свои условия переговоров с Савченко
14:51 Паразиты заставляют обезьян держаться подальше от своих собратьев
14:45 Комитет Совфеда поддержал назначение Бабича послом на Украине
14:36 Прокуратура проверит нижегородские ЗАГСы за отказ поженить слепую пару
14:13 Задержан сбросивший кусок железа на мать двоих детей пенсионер
14:11 ФАС заподозрила «уважаемое яблоко» в контроле цен на айфоны
13:56 На крымские карты Google вернулись прежние названия
13:46 СМИ обнаружили российский жесткий диск весом 25 килограммов
13:38 ЦБ не стал менять ключевую ставку
13:19 Более половины опрошенных россиян заявили о возможности предотвращения теракта в Ницце
13:16 Клиенты Группы ВТБ оценят IT-разработки резидентов «Сколково»
13:10 Кельнский суд дал российским фанатам условные сроки за драку с испанцами
12:50 Правительство одобрило соглашение о размещении авиагруппы ВКС в Сирии
12:46 Солиста «Ответа Чемберлену» убили 17 ударами ножом
12:21 Тяжелоатлет Деманов рассказал о совете РУСАДА «предвидеть» запреты препаратов
12:12 Роспотребнадзор отказался от борьбы против валютной ипотеки
11:56 Украина заблокировала поставки продукции 243 российских компаний
11:45 Мутко сообщил о допуске 272 российских спортсменов на Игры в Рио
11:31 СМИ сообщили о возможном кандидате на должность посла России на Украине
11:22 Роскомнадзор решил оценить Pokemon Go на соответствие законам РФ
11:14 Корреспондент «Первого канала» назвал Исинбаеву «чемпионкой по прыжкам с парашютом»
10:59 Россия попросит суд заморозить зарубежные активы Украины
10:50 Продажи «Путинки» упали до низшего уровня за всю ее историю
10:42 Читатели «Полит.ру» оценивают назначение силовиков главами регионов и полпредами
10:24 СМИ назвали цену для провожавших сборную России на Олимпиаду
10:17 Подводный микроскоп зафиксировал поцелуи и войны кораллов
10:09 Клинтон посулила союзникам по НАТО помощь в борьбе с российской угрозой
10:02 Главком НАТО в Европе отметил впечатляющий прогресс армии РФ
09:45 Представитель НАТО подорвался на боеприпасах «Укроборонпрома»
09:43 В аэропорту Симферополя самолет заблокировал полосу
09:34 В ДТП под Липецком погибли пятеро
09:27 Россия прибегнет к помощи военных ледоколов для защиты Арктики
09:13 Россия обратилась в Высокий суд Лондона из-за долга Украины
09:04 Россия заблокировала в ООН украинское заявление по Крыму
28.07 21:03 Суд отклонил иск Буковского о клевете в деле о «непристойных» фотографиях
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР легкая атлетика лесные пожары Ливия Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия Париж пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совбез ООН Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина ФАС Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.