В России наконец-то выпустили хороший фильм. Что характерно про Украину. Разумеется, ваш непокорный корреспондент, который с гордостью указывает в графе "место рождения" Запорожье; ну и по имени-фамилии всё понятно; не мог пройти мимо премьеры "Тараса Бульбы".
И был приятно удивлён. Наконец-то я увидел, что весь явно немаленький бюджет ушёл в сам фильм, а не в карманы близко присутствующих. Уникальное явление для российского кинематографа.
Итак, о фильме. Ну, во-первых, как я уже сто раз писал давайте учиться различать причину, повод и результат. А то будет как в "Швейке" вот, мол, Фердинанда шлёпнули, и поэтому нынче мировая война началась. Нет уж. Причина - творчество Николая Васильевича. Повод - юбилей Николая Васильевича. А результат - ну вот фильм.
Я, наверное, надоел с этой темой, но не воспринимайте фильм как экранизацию буковок (и даже картинок, как в случае с "Хранителями"). То, что вы видите на плёнке - это самодостаточное явление, и рассматривать мы его будем как таковое. Разумеется, при перенесении на плёнку букв недостатки есть, ну, о них немного позже.
Пересказывать сюжет "Тараса Бульбы" для людей с мозгом, которые учили литературу в школе и хоть что-то запомнили - это как пересказывать сюжет сказки "Колобок". Поэтому увлечёмся тупыми фактами.
Снимали местами аж на Хортице (вот ведь нашли же время, чтоб заводы с Павло-Кичкаса (промышленный район Запорожья) не дули) хортицкие гранитные утёсы ни с чем не сравнишь. Местами перебарщивали, ну и что, как будто Бортко раньше, в своём легендарном "Собачьем сердце", не перебарщивал с литературным первоисточником. Но, выцарапывая оттуда цитат, он создаёт произведение, значимое само по себе.
Уж не знаю, кому фильм может не понравиться. Богдан Ступка в роли Тараса, Борис Хмельницкий как козак Бородатый (если кто не в курсе, на Сечи не было принято носить бороду, если ты не батюшка так что это некий афронт, пожалуй) и Михаил Боярский, который не продолжил уничтожать себя воплями "тысяча чертей!" и попытками петь, а взял и выставил себя в роли козака Мосия Шило. Который пропил последнюю рубаху и даже своровал на пропитие кошевое имущество, за что его по козацким законам, приковали к позорному столбу и рядом положили дубину чтоб каждый желающий мог ударить. Но ни один не ударил.
Батальные сцены - это точно пять с плюсом. Такого пока ещё не было. Блин, ну я же кинокритик... Надо же покритиковать, к чему-нибудь придраться. Ладно. Начинаем.
Брать композитором Корнелюка было большой ошибкой. Ну, понятно - надо его как-то удерживать от того, чтоб он не пел в телевизоре или не бил лампочки в подъездах. Но в настоящих трагических сценах его попытки изобразить переживания на дешёвом синтезаторе звучат кощунством. Аллё, питерцы! У вас там ещё Дашкевич, например, жив. Который наверняка бы написал нормальный струнный квартет. Ну или берите, шо есть, Бах с Бетховеном уже денег не попросят. А вы тут вот это... Я бы, конечно, совсем других людей взял на саундтрек. А эти синтезаторные переливы... ну, "продусеры", воля ваша.
И, само собой, всё это "земля русская", ляля-тополя... Ну а чего вы хотели, если фильм создан на деньги канала "Россия". Хотя вообще-то козаки уходили в так называемое "дикое поле" именно от самодержавия. Туда, где начальник им был не барин, а один Господь Бог Православный. Но это мы уже углубимся в дебри, а оно вам надо?..
С вами был Владислав Онуфриенко,
родившийся и выросший в Запорожье