29 марта 2024, пятница, 16:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 февраля 2009, 10:00

РТР, Дарвин и естественный отбор по обе стороны экрана

12 февраля канал 'Россия' показал документальный фильм 'Обвиняется Чарльз Дарвин', который ещё до выхода вынудил учёных обратиться с открытым письмом и предостеречь от пропаганды лженауки и мракобесия. Фильм вышел, учёные вздохнули с облегчением, так как 'могло быть гораздо хуже', а лучшего никто уже дано не ждёт. Можно было бы поставить точку, но я решила рассказать неизвестные подробности о том, до какой степени могло 'быть хуже', и от чего именно учёные спасли сэра Чарльза Дарвина и российских зрителей, ибо имею непосредственное отношение к сему.

В ноябре 2006 года знакомый продюсер предложил мне написать заявку о Дарвине для РТР. Времени давалось очень мало - меньше недели. Обычно в таких случаях я смотрю материал и, если идея приходит сразу, - пишу, а если в голове пусто - отказываюсь. Дарвин увлёк молниеносно. Во-первых, оказалось удивительно интересным разглядеть живого человека за скучным и привычным портретом в кабинете биологии. Во-вторых, назовите какого-нибудь другого учёного, о чьих работах спорят по прошествии двух веков с такой же силой, как если бы они вышли всего месяц назад. В-третьих, оба стана воюющих категоричны и, кажется, полностью убеждены в своей исключительной правоте, выходя из каждого спора с ещё более 'затвердевшими' взглядами. А вот о самом Дарвине такого не скажешь. Дарвин был истинный учёный, способный под давлением научных фактов отказаться от привычных взглядов и пойти наперекор 'общественному мнению'. Он был совестливый человек, подвергавший многократному сомнению каждый свой вывод, каждый поступок, каждое слово или решение. Он был джентльмен, что не требует пояснений. И, главное, он прекрасно понимал, что со временем новые поколения учёных либо разовьют его мысли, либо опровергнут, либо сделают и то и другое, и совершат новые открытия, потому что в этом и заключается идея эволюции - идея постоянного развития, изменения, движения от строго к новому. Я так и назвала заявку 'Я совсем не боюсь умереть. Эсквайр Чарльз Дарвин'. 'Я совсем не боюсь умереть' - это последние слова учёного и аллегорический ответ всем желающим похоронить Дарвина и его теорию или утверждающим, что она вот-вот сама канет в лету.

От заявки я, нарушив все законы драматургии, перейду прямо к финалу. А именно к письму продюсеру и прилагаемым к нему документам.

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Сообщаю Вам, что считаю невозможным продолжать свою работу над фильмом и принимаю решение уйти из проекта, так как дальнейшее участие в нём компрометирует меня как автора и как человека.

14 июля исполнится ровно полгода с того момента, как моя заявка о Дарвине была принята на канале 'Россия'. Принимая заявку, канал утверждал идеологию будущего фильма, в том числе утверждал список экспертов.

Однако всё последующее время ушло на борьбу за возможность полноценно работать и борьбу с попытками исказить первоначальный замысел.

До сегодняшнего дня на проекте так и не появилось ни одного соответствующего теме консультанта. Из заявленного в Заявке списка экспертов встреча произошла лишь с единственным человеком - директором Дарвиновского музея А. Клюкиной, и только после того, как я самостоятельно посетила музей, купив билет. Произошло это лишь в конце мая - спустя пять месяцев после начала работы над фильмом.

Зато за это время каким-то образом появились альтернативная концепция 'креативного продюсера' Сальникова, для воплощения которой им же были подобраны соответствующие эксперты. 'Альтернативное' направление, которое приобрела работа над фильмом, вызвало принципиальное неприятие в среде авторитетных учёных, которые отказываются принимать в нём участие. Мне остаётся только солидаризироваться с ними.

На сегодняшний день я могу в полной мере утверждать, что меня сознательно лишили возможности работать над фильмом и, по сути, украли запуск.

Я неоднократно ставила Вас в известность, что работа с экспертами близка к провалу. Я знакомила Вас с альтернативной деятельностью 'креативного продюсера' Сальникова, которая идёт в разрез с темой фильма. Наконец, я ставила перед Вами вопрос ребром в отношении всё той же деятельности Сальникова. Результатом моих обращений стала его ещё более самоуверенная и наглая позиция, которая привела к публичной перебранке. Место учёных в фильме заняли политики. В том числе исповедующие околофашистскую идеологию. Назначенная на сегодня встреча с автором 'Расологии' Авдеевым поставила логическую точку всей истории.

Я категорически возражаю против того, чтобы моя работа дала дорогу лицам и идеями, которые не только глубоко противоречат моему мировоззрению, но и пропагандируют запрещённое всеми возможными законодательствами человеконенавистничество и расизм. Я категорически против того, чтобы моей работой воспользовался человек, чья деятельность признана авторитетными экспертами асоциальной и антиобщественной. Соответствующие пояснения в прилагаемых файлах.

Считаю совершенно недопустимым в использование в данном контексте моего авторского продукта в любой форме (все элементы заявки и вариантов сценария - текстов, сюжетных построений, художественных и режиссёрских ходов и т.д.).

 

Приложения к письму:

Хронология событий

Кто такой СЕРГЕЙ САЛЬНИКОВ 

Кто такой расолог Авдеев 

Дополнительные материалы:

Концепция Сальникова

Об экспертах Сальникова

Заявку приняли быстро и с первого раза, что не является типичным. Единственное - попросили сделать несколько акцентов, включая Машу Шрайбер, представить альтернативу Дарвину и передали через продюсера статью из 'Каравана историй' о личной жизни Дарвина с просьбой вставить этот материал. Статья помогла увидеть ещё одну грань жизни учёного, но тема 'Дарвин - подкаблучник' и 'дети умирали из-за кары божьей' совсем не вклеивались в заявку. Однако благодаря правкам появилась прямая связь с каналом, что обычно не практикуется. Получилось так: редактор передавала свои пожелания продюсеру ?1, с которым работает канал. Продюсер ?1 передавал их продюсеру ?2, который на самом деле должен был в реальности снимать фильм, а тот уже мне в соответствующем виде - то есть в никаком. Когда до сдачи оставались часы - продюсер ?2 плюнул и дал мне прямой телефон редактора, чтобы, наконец, внести правки в текст. А та уже дала прямой электронный адрес, чтобы выслать заявку с правками. В итоге она имела такой вот вид: 'Я совсем не боюсь умереть. Эсквайр Чарльз Дарвин'....

Через несколько недель мы познакомились с режиссёром, которой оказалась милая, спокойная и рассудительная женщина. Она мне понравилась. Но работа не двигалась, так как режиссёр не могла сдать документальный фильм о Гуджиеве, и процесс сдачи растянулся на несколько месяцев. Пока режиссёр домучивала Гурджиева, возник конфликт продюсера ?2 и продюсера ?1. Причина его мне доподлинно неизвестна, но продюсер ?2 хлопунул дверью и ушёл с проекта, уговаривая меня сделать то же, поскольку все они там 'мерзавцы и воры'. С последним утверждением я бы не стала спорить, но к моменту конфликта я уже практически написала всю биографическую часть, то есть сценарий минимум на 50% был готов. Возникла парадоксальная ситуация. Я имею принятую на канале Заявку, почти готовый сценарий (не хватало консультантов и заявленного эксклюзива - последних научных открытий в области происхождения человека, жизни и мироздания), но на проекте не было ни режиссёра, ни продюсера. Во время этой паузы я дописала научную часть так, как мне представлялось интересным и важным, просто чтобы не стоять на месте и двигаться вперёд.

Наконец, производством фильма решил заняться продюсер ?1, который никогда раньше этого не делал и работал вообще в другой отрасли. Дело как-то вроде пошло, но практически сразу обозначился 'креативный продюсер' Сальников, не имеющий ни подготовки, ни опыта работы, ни знаний - ничего, кроме гигантских амбиций, напора и креационистских убеждений. На меня полетели горы религиозной литературы, статьи о масонском следе в семье Дарвинов, околонаучные книги с сомнительными 'открытиями' типа А.Белова и прочая конспирология, замешанная на невежестве. О состоянии дел с консультантами и экспертами написано в письме продюсеру ?1. Но это ещё не все проблемы, так как помимо вопроса консультантов на материал оказывали прессинг с трёх сторон одновременно:

1. Канал требовал усилить тему жены-тирана, кары божьей и умириающих детей. 'Наши зрители - домохозяйки' , поясняла редактор, им нужна была пикантность и острота. 

2. Продюсер ?1 оказался поклонником Мулдашева и требовал, чтоб именно глазник со своими книгами выступил в качестве альтернативы учению Дарвина.

3. 'Креативный продюсер' Сальников полностью погрузил проект в креационистскую тьму и временами казалось, что уже на свете просто не осталось людей, которые думают иначе.

Итак, умирающие дети, Мулдашев и креационисты всех мастей на фоне полного отсутствия учёных и невозможности найти хоть каких-то сторонников в борьбе со всем этим ужасом. Наконец, в Дарвиновском музее удалось тайком пожаловаться Александру Рубцову. Да что пожаловаться! Я кричала SOS! Рубцов читал мой сценарий, концепцию Сальникова и посоветовал обратиться к Яблокову, уверяя, что авторитетный учёный поможет защититься от навалившегося мракобесия. К тому времени Сальников, который обязан был вести работу с экспертами, уже связался с Яблоковым, уже не получил от него никакого ответа и уже вычеркнул его из списка экспертов (так он заявил). Я нашла адрес учёного в Интернете и обратилась напрямую. К моему удивлению Яблоков ответил, но проблему, к сожалению, не решил.

Переписка с Яблоковым.

Суровая отповедь, полученная от учёного, совпала с 'консультацией' у расиста Авдеева и с написанием альтернативного сценария философом Миклушевичем. Всё вместе не оставляло выбора - нужно было покидать проект.

Для справедливости вот сценарий, в том виде (это уже 13-15 вариант), в каком он был послан Яблокову:

Сценарий фильма

Уходя, я была уверена, что работа до такой степени провалена, что никаких альтернативных сценариев никто из них не напишет, и что работа над фильмом сорвана. Ещё больше убедило найденное в Интернете письмо учёных каналу, по времени практически совпавшее с моим уходом.

Но каково же было удивление, когда в августе 2008 года на горизонте обозначился штатный продюсер канала с просьбой передать авторские права на сценарий или отказаться от них. Я в ответ потребовала показать фильм. Встречались у него дома, где и разыгралось увлекательнейшее театральное действо. 'Удивительным образом' ни компьютер, ни ноутбук продюсера не смогли воспроизвести звук, а на экране мелькали отвратительного вида человекообезьяны, в примитивной убогости которых без труда угадывался весь 'кругозор' и 'широта представлений' о данной теме 'креативного продюсера' Сальникова. Затем поплыли лица Дугина, Белова и иные, неизвестные мне, так как титров-подлписей тогда ещё не было. Было много и биографического материала, который у меня расписан в большем количестве, чем могло вместиться в картину, компьютерный Большой взрыв, что говорило об использовании в итоге моего сценария как основы. Продюсер подсунул мне мятую бумажку - договор, составленный в одном экземпляре и очень старался расположить к себе лично. Я же воспользовалась ситуацией и, прежде чем подписать, предостерегла о всех последствиях, к которым ведёт нарушение авторского права, к которым относится так же попытка извратить авторский продукт и дескредитировать имя автора, приписав ему оскорбляющие достоинство идеи и утверждения. Именно последнее стало предметом судебного иска Олега Шишкина - автора сценария о Гуджиеве, 'закреативленного' удивительно живучим 'продюсером' Сальниковым. Иск Шишкина и желание хоть в каком-то виде получить имущественныфе права (что далеко не всегда практикуется в этой среде), а также уверения, что Сальникова прогнали в шею - вселили уверенность, что стыдно за картину не будет. Но что меня не окажется в титрах при использовании в фильме 70-80% моего авторского текста, - этого я никак не ожидала. Никак.

Однако побудило обнародовать всю эту историю другое. Я по сей день не могу найти внятного объяснения тому факту, что люди ничтожные, не способные ни на что, кроме как вносить разрушение и сумятицу, не сделавшие в профессии ничего, достойного уважения, не проявившие себя никаким образом, - оказываются на плаву и выигрывают естественный отбор. Посмотрите, кто герои истории: режиссёр, снявшая до того единственный фильм (о Гуджиеве) с большими проблемами и с отрицательными рецензиями. Её бывший муж некто Сальников с непонятными полномочиями и не подкреплёнными реальной работой амбициями и самоназванием. Продюсер ?1, который никогда не работал в кинопроизводстве, не понимает, что проблемы группы - это проблемы продюсера и проблемы фильма, который любит Мулдашева и кроме этого о нём нечего сказать. Но есть кое-что и общее -все эти люди лично связаны друг с другом. Продюсер - личный друг директора студии документальных фильмов РТР. Режиссёр - дочка личного друга этого личного друга, который, как и родитель Сальникова, некогда занимал влиятельное положение, о котором мне известно только одно - это положение позволяет до сего дня устраивать отпрысков на престижную работу. Даже если они не справляются с ней. И эта маленькая сомнительная группа успешно противостояла чуть ли не всей научной общественности России, так как открытое письмо А. Маркова опубликовали многие научные журналы. Как такое могло произойти? У Дарвина эволюция не имеет направленности. То есть это просто изменение, а вовсе не прогресс, которое может привести к совершенствованию, а может и к вырождению.

Люди, не смотрите документальных фильмов на РТР и других каналах. Эти фильмы делаются для 'домохозяек', и ни одному слову из них верить нельзя.

Алена Калюнова

Ссылки

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.