29 марта 2024, пятница, 02:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 января 2009, 10:01

Западные Балканы-2008: «возвращение в Европу»

2008 год стал одним из этапов на пути государств Западных Балкан в евроатлантические структуры – НАТО и ЕС. Речь идет о Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине (БиГ), Черногории, Македонии, а также Албании. Несмотря на региональное и типологическое сходство, внутреннее развитие каждого из этих государств и его взаимоотношения с внешним миром имеют свои особенности. Трудности их «возвращения в Европу» связаны не только с медленным преодолением наследия социалистического и постсосциалистического авторитаризма, но и с последствиями этнополитического конфликта 1990-х гг., который все еще дает себя знать неустойчивостью государственных границ и системы безопасности, незавершенностью нынешнего исторического этапа процесса национального самоопределения.

Стало очевидным, что вступить в НАТО для западнобалканских государств значительно проще, чем стать членом Евросоюза. И дело тут не только в том, что в НАТО существенную роль играют США, выступающие в силу различных причин за возможно более быстрый охват организацией Североатлантического союза стран региона. К этому же стремятся и европейские члены НАТО, и сами западнобалканские страны, видящие в НАТО средство создания системы безопасности, которая сделала бы невозможным повторение вооруженных конфликтов 1990-х гг. Кроме того, оказалось, что условия приема в НАТО бывшим социалистическим республикам оказалось легче выполнить, а сам Североатлантический союз не сталкивается с внутренними проблемами, подобными тем, с которыми столкнулся ЕС.

На саммите в Бухаресте в апреле 2008 г. приглашение вступить в НАТО получили Албания и Хорватия, процесс обретения статуса полноправных членов организации ими будет завершен весной 2009 г.

Впрочем, в Бухаресте выяснилось, что внутрирегиональные противоречия могут возобладать и над общей линией Союза на расширение, и над явным устремлением его самого влиятельного государства-члена. Речь идет о препятствии для приглашения в члены НАТО третьего государства, подписавшего в 2003 г. по инициативе США Адриатическую хартию – Македонии. Отказ Греции признать нынешнее название этой страны пока является непреодолимым препятствием на пути последней в НАТО, и пока не видно, каким образом оно может быть преодолено. Для администрация Дж. Буша-младшего после нескольких ее энергичных попыток добиться приглашения Македонии, эта проблема постепенно отошла на второй план. Что же касается новой администрации Б. Обамы, то ей потребуется время, чтобы занять четкую позицию по отношению к греческо-македонскому спору и в контексте политики расширения НАТО, и в контексте общего подхода к ситуации на Балканах. Министр иностранных дел Македонии Антонио Милошоски, выступая в 4 декабря в Хельсинки, где участвовал в работе ежегодного заседания ОБСЕ, подчеркнул, что Македония вскоре станет членом союза, как только надлежащим образом окончит переговоры с Грецией. Пока же комментаторы не слишком оптимистичны относительно перспектив Македонии: они говорят и пишут об ослаблении ее позиций и о том, что переговоры могут продлиться не один год. Во всяком случае, президент Македонии Бранко Црвенковски отправил в отставку главу делегации и на переговорах с Грецией.

Хорватия 2008 год может занести себе в актив не только с точки зрения интенсификации ее связей с НАТО и ЕС, но и с точки зрения укрепления ее позиций на международной арене. Самым значимым проявлением этого стало ее избрание непостоянным членом СБ ООН, где ее представитель в декабре 2008 г. занимал председательское кресло. Что же касается перспектив успешного завершения переговоров о вступлении в ЕС, то и здесь пока дают себя знать региональные проблемы, в данном случае – спор с уже входящей туда Словенией, которая пока накладывает вето на прием Хорватии в ЕС (эта тема заслуживает отдельного рассмотрения).

Возможной датой окончание переговоров дипломаты и эксперты называют 2009 г. (хотя это неофициальная дата, пока не будет урегулирован спор со Словенией). Причем многие страны Евросоюза, в том числе и Чехия, которая будет председательствовать в ЕС в первой половине 2009 г., уже не связывают это вступление с ратификацией Лиссабонского договора. Несмотря на то, что Германия, Франция и Люксембург считают, что без принятия Лиссабонского договора невозможно дальнейшее расширение, министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг обосновал позицию своего правительства так: «положение на Балканах таково, что там никогда не будет мира, пока границы не станут несущественными». Во всяком случае, можно сказать, что сейчас для Хорватии наступает решающая стадия переговоров с ЕС.

В то же время, несмотря на все различия и сами споры – между Грецией и Македонией, Хорватией и Словенией, и между двумя организациями – НАТО и ЕС, бросается в глаза, что обе организации при приеме новых государств склоняются к поддержке «стариков», нежели «новичков».

Что же касается другого наиболее крупного и значимого постъюгославского государства – Сербии, то перспективы ее вступления в ЕС и НАТО двойственны. С одной стороны, стратегический курс пришедшей к власти летом 2008 г. коалиции во главе с Демократической партией и ее лидером – президентом Сербии Борисом Тадичем – не вызывает сомнений – Белград стремится в Европу. Этого не отрицают даже оппозиционные партии. Однако относительно методов и темпов этого возвращения, а также его политической цены единодушие отсутствует. В октябре 2008 г. Сербия стала полноправным членом программы «Партнерство ради мира». Однако сотрудничество Сербии с ЕС находится в подвешенном состоянии – соглашение о стабилизации и присоединении пока приостановлено, поскольку условием для Сербии остается сотрудничество с Международным трибуналом в Гааге. А под этим подразумевается выдача не только Радована Караджича (это произошло летом 2008 г. и было положительно оценено в Брюсселе), но и Ратко Младича и Горана Хаджича. 5 декабря 2008 г. Еврокомисся приняла заявление о стратегии расширения ЕС, в котором содержится обещание Сербии: « ускоренное сближение» по мере неограниченного сотрудничества с Трибуналом в Гааге. Между тем, как полагают сербские аналитики, остается непонятным, имеет ли силы сербское государство пойти на этот шаг или же противящиеся этому круги более могущественны.

Вторым чрезвычайно острым вопросом остается Косово. Б. Тадич и его правительство изо всех сил стремятся доказать, что возможен успех и в мирной борьбе за Косово. Хотя, вероятно, они вполне отдают себе отчет в том, что вернуть обратно Косово в состав Сербии вряд ли возможно. Генеральная ассамблея ООН проголосовала за то, чтобы вопрос о независимости Косово был рассмотрен в Международном суде в Гааге. Позиция Сербии была учтена и в вопросе о статусе и полномочиях миссии EULEX. Чрезвычайно болезненно воспринятым, но ожидаемым событием стало для руководства Сербии признание независимости Косово Хорватией, Черногорией и Македонией.

Обращают на себя внимание еще два обстоятельства: обострившаяся в последнее время полемика между политиками Сербии и Хорватии, связанная с событиями 1990-х гг. (обе страны подали друг на друга в международный суд), а также судьба Боснии и Герцеговины. Милорад Додик, которого, вероятно, можно назвать лидером боснийских сербов (по крайней мере, он себя так позиционирует), не устает напоминать о возможности проведения в Республике Сербской референдума относительно ее выхода из состава БиГ и возможного присоединения к Сербии.

Обращает на себя внимание и формирование междукантонального (кантон – административная единица в БиГ) веча (совета) хорватского самоуправления в БиГ, что навело наблюдателей на воспоминания о 1990-х годах. Мусульманская Партия демократического действия заявила о том, что она этот шаг поддерживать не будет. Сербские же политики заняли более хитрую позицию : хорваты имеют право на создание своего государственного образования в БиГ, но не за счет Республики Сербской.

Несмотря на то, что Соглашение о стабилизации и присоединении с БиГ было не только парафировано, но и подписано, судьба этой республики вызывает в Брюсселе большую тревогу. В политико-психологической атмосфере страны у всех трех народов господствует этнонационализм, политические лидеры оказываются неспособными найти между собой общий язык ради проведения давно необходимых политических и социально-экономических реформ, хотя в своих выступлениях они постоянно говорят о стремлении страны вступить в ЕС и НАТО.

При этом Босния и Герцеговина, несмотря на свой ограниченный суверенитет и тяжелое экономическое положение, может быть, является единственной западнобалканской страной, которая на пути в ЕС продвинулась дальше, чем на пути к НАТО. Однако членство в обеих организациях предполагает не только социально-экономические и политические реформы, но и реформу государственного управления, его большую централизацию. А это неизбежно сталкивается с непреодоленной внутренней конфликтностью на этноконфессиональной основе, которую политики используют в собственных интересах. Спустя тринадцать лет после подписания Дейтонских соглашений в БиГ не сформировано ни одной сильной политической партии на гражданской основе, то есть заведомо полиэтничной по своему характеру. Оценивая нынешнее состояние и перспективы развития БиГ некоторые аналитики даже произносят слово «война».

Тем не менее, БиГ 4 декабря 2008 г. в Хельсинки присоединилась к Адриатической хартии и, как ожидается, вскоре подпишет и план по подготовке в членству в НАТО. Министр иностранных дел БиГ Свен Алкалай заявил, что, по его мнению, этот шаг БиГ будет способствовать стабильности в регионе, а также внутренним реформам в самой БиГ. Эту же идею – о позитивном влиянии процесса присоединения к НАТО на внутренние реформы подчеркнул и министр иностранных дел Хорватии Гордан Яндрокович. Среди прочего, это касается и борьбы с коррупцией – общим злом для всех западнобалканских государств.

Что же касается Черногории, то руководство республики также давно заявило о своих евроатлантических целях. Черногория, как и БиГ, присоединилась к Адриатической хартии и подала заявку на план подготовки к членству в НАТО. Черногорский коллега Алкалая Милан Рочен отметил, что и для Сербии открыт путь для подписания Адриатической хартии. Как полагают эксперты, заявка Подгорицы на саммите НАТО в апреле 2009 г. получит поддержку. В этой связи часть неправительственных организаций развернула кампанию, направленную на пропаганду среди граждан республики курса на вступление Черногории в Североатлантический союз. Однако и противники вступления Черногории в НАТО довольно многочисленны. Они ссылаются и на бомбардировки НАТО территории Черногории в 1999 г., и на положение НАТО в системе международного права.

Таким образом, события 2008 г. на Западных Балканах свидетельствуют о решении всех государств региона следовать по пути евроатлантической интеграции, в НАТО и ЕС, поскольку в данной исторической ситуации альтернативы для себя они не видят. Однако при этом они хотят сохранить хорошие и плодотворные отношения и с Россией. Об этом, например, свидетельствует подписание энергетического соглашения Сербии с Россией. В известном смысле в Белграде, Загребе, Подгорице, Скопье и Сараево взяли на вооружение внешнеполитическую концепцию президента Югославии Тито – преследуя свои интересы, сотрудничать со всеми странами и «центрами силы». Вместе с тем, и логика внутреннего развития каждой страны, и особенности нынешней ситуации в регионе, далеко не преодолевшим проблемы, доставшиеся от предшествующих эпох, а также взаимное соперничество осложняют продвижение всех постъюгославских государств в НАТО и ЕС.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.