Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
30 июня 2016, четверг, 09:49
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

19 декабря 2008, 09:00

Екатерина Вторая: Архипелаг - кулак

См. также:

Если екатерининское царствование – общепризнанная золотая эпоха русского военного флота, то турецкая война 68-74 годов – ее несомненный пик. Никогда прежде и никогда после русский флот не действовал столь масштабно и, вместе с тем, столь успешно. Никогда не осуществлял он столь дерзких и сложных предприятий на таком удалении от своих основных баз.

А теперь попробуем взглянуть на это чуть более детально.

Сама идея превратить Восточное Средиземноморье в театр военных действий русско-турецкого противостояния возникла отнюдь не с началом войны. Мысль эта прежде не только носилась в воздухе, но даже и начала помаленьку материализовываться. Еще в конце 1763 года в Петербурге была организована некая довольно странная акционерная компания с заметным государственным участием для торговли со Средиземноморьем. Вроде бы, ничего особенного в этом не наблюдалась – обычная европейская практика, хотя и уже несколько архаичная для середины XVI века. Однако действия новорожденного коммерческого субъекта как-то более походили на действия военного разведчика, нежели купца. В самом деле, в августе 1764 года из Кронштадта в Средиземное море отправляется специально построенный для компании… полноценный военный фрегат "Надежда Благополучия". Правда, вышел корабль в плавание под торговым флагом и нес в трюме груз металла, полотна, канатов и других традиционных экспортных товаров. Тем не менее, команду "Надежды Благополучия" составляли военные моряки, а количество пушек на палубах полностью соответствовало установленному для фрегата регламенту (что не только существенно ограничивало потенциальную грузоподъемность "купеческого судна", но и ухудшало его мореходные характеристики – остойчивость и управляемость.) В декабре того же года фрегат пришел в Ливорно, выгрузил товар и, приняв на борт партию сандалового дерева, свинца и макарон, пустился в обратный путь. В середине сентября 1765 года корабль благополучно вернулся в Кронштадт. Отметим, что в Ливорно новоявленный купец простоял более полугода, что крайне нехарактерно для коммерческого фрахта. Зато результатом этой стоянки стала довольно ценная информация о влиянии средиземноморских вод на корпуса кораблей российской постройки – были сделаны необходимые выводы практического характера: корпуса кораблей, направляемых в Средиземное море, во избежание повреждения червями, дополнительно обшивались дубовыми досками с прокладкой из овечьей шерсти.

С объявлением войны в 1768 году контуры Средиземноморской (или, как ее называли и называют – Архипелагской) экспедиции обрисовались уже в деталях. Предполагалось, что посланный туда русский флот должен нанести поражение турецкому, после чего как минимум блокировать Дарданеллы, разрубив тем самым Османскую империи надвое. А как максимум – пройти проливом и Мраморным морем к Константинополю.

Базироваться русские корабли сперва должны были в дружественных портах Италии, Мальты и Испании, а затем – непосредственно на греческих островах и в материковой Греции, где предполагалось поднять восстание местных жителей против турецкой власти. Вообще, правительство Екатерины не без оснований ожидало, что Балканы при малейшем толчке извне вспыхнут как стог сена. Для возбуждения недовольных еще в 1768 году Екатерина обнародовала соответствующий "Манифест к славянским народам Балканского полуострова", а также аналогичные манифесты к грекам и албанцам.

Итак, для борьбы с турецким флотом была снаряжена эскадра в составе семи линейных кораблей (от 66 до 88 пушек), одного фрегата (та самая "Надежда Благополучия") и семи кораблей малых рангов. Всего эскадра имела 640 орудий и помимо команды взяла на борт десант – восемь рот Кексгольмского полка и артиллеристскую команду. Командовать эскадрой сперва назначили довольно опытного пятидесятипятилетнего вице-адмирала Г. А. Спиридова, однако по прибытии в Средиземное море старый морской волк неожиданно обнаружил себя в подчинении у Алексея Орлова – человека, ничего не смыслящего в морском деле, однако брата фаворита императрицы Григория Орлова.

В общем, 1-я Архипелагская эскадра выглядела вполне значительно – что, однако, не отменяло целый ряд серьезных рисков, грозивших похоронить все предприятие. Первым из них был кадровый – как всегда, русским морякам катастрофически не хватало опыта. Опыт дальних плаваний имел разве что экипаж "Надежды Благополучия", тогда как опытом боевых действий на море вообще обладали единицы. Кроме того, ощутим был и общий недокомплект команд – как среди нижних чинов, так и среди офицеров. Столь же рискованным было и техническое состояние кораблей – не испытанные в дальних походах, они могли преподнести массу сюрпризов, при том, что качество русского кораблестроения в 18 веке заметно уступало таковому на европейских верфях. И, наконец, имелся политический риск: Франция просто могла не пустить русский флот в Средиземное море, как не пускают уличного подростка-хулигана в приличный дом. Этого, однако, удалось избежать, в том числе благодаря прямой поддержке английского флота.

Стало быть, 6 августа 1769 года эскадра Спиридова вышла в море. И началось. 20 августа открылась течь на самом мощном корабле "Святослав" – он с трудом вернулся в Ревель. Примерно тогда же корабль "Св. Евстафий Плакида" потерял фок-мачту. По прибытии в Копенгаген 10 сентября, на кораблях имелось более 300 человек заболевших. 54 человека скончалось. Взамен было нанято 800 датских моряков. Там же, в Копенгагене, Спиридов собственным решением присоединил к эскадре 66-пушечный корабль "Ростислав", шедший из Архангельска на Балтику. В Копенгагене стояли 10 дней. Шесть дней спустя во время ночного плавания в проливе Каттегат налетел на риф пинк "Лапомник". Прочие корабли эскадры с трудом избежали его участи благодаря пушечному сигналу – однако спасти пинк, сняв его с рифа, не смогли. 6 октября эскадра встала на рейде английского порта Гулль. Здесь пришлось оставить для ремонта корабль "Три Святителя", пинк "Венера" и бомбардирский корабль "Гром". Количество больных тогда превысило 700 человек. Подгоняемый из Петербурга, Спиридов двинулся дальше – однако вывести 21 октября из Гулля он смог лишь два корабля - "Евстафий" и "Северный Орел", - причем на последнем две недели спустя открылась сильная течь, и он вернулся в Портсмут. Итого, 17 ноября 1769 года к Гибралтару изо всей русской эскадры подошел один "Евстафий".

В общем, к Рождеству в порту Магон на Балеарских островах удалось собрать семь вымпелов: четыре корабля, фрегат и два пинка. Еще один корабль, "Ростислав", в конце января потерял во время шторма две мачты и смог присоединиться к эскадре уже в марте.

И уже в последний день февраля 1770 года то, что осталось от русской эскадры, прибыло к берегам Греции – туда, где предполагалось начать боевые действия. Забавно, что турецкий флот упустил шанс уничтожить русские корабли поодиночке – им просто в голову не пришло, что русские могут появиться с этой стороны.

Первые операции русского флота были десантными, причем основной массой десантников были греческие повстанцы. Русские лишь поддерживали их артиллерийским огнем да придавали командиров, инструкторов и небольшие вспомогательные отряды. Этими силами сперва удалось взять несколько крепостей на Пелопонесском полуострове. При этом наших  военных изумило ожесточение, с которым греческие повстанцы всякий раз бросались вырезать сдавшихся в плен турок. Удержать их порой не удавалось не только силой, но даже и предоставляя альтернативное развлечение в форме разграбления покинутых турецких домов. Впрочем, вскоре стало понятно, что это – инвариант нравов Восточного Средиземноморья: так, гибель турецкого флота в Чесменском сражении повлекла за собой не менее масштабную резню христиан в Смирне, жертвами которой стали даже европейские купцы.

Тем временем, попытка покорить Пелопоннес как-то захлебнулась сама собой: греческие повстанцы при всей своей кровожадности оказались недостаточно стойкими для планомерных боевых действий. Любопытно, что среди Пелопонесских операций значится захват сильной крепости Наварин – в бухте которой через 57 лет, в 1827 году соединенный англо-франко-русский флот сожжет в очередной раз флот турецко-египетский. Тогда же, в 1770-м, при Наварине отличился брат деда А. С. Пушкина – бригадир артиллерии И. А. Ганнибал, старший сын "арапа Петра Великого".

Одновременно к эскадре Орлова-Спиридова прибыло подкрепление: в начале мая к берегам Пелопоннеса подошла т.н. 2-я Архипелагская эскадра в составе четырех кораблей и двух фрегатов под командованием отчаянного контр-адмирала Д. Эльфинстона. Это подкрепление проделало путь, во всей своей специфике аналогичный пути своих предшественников – дорогой был потерян вышедший из Кронштадта корабль "Тверь", а также подобранный в Портсмуте корабль "Северный Орел", отставший еще от эскадры Спиридова. Там же, в Англии, был взамен приобретен фрегат местной постройки и нанято некоторое количество моряков. Впрочем, английский фрегат остался в Портсмуте дожидаться подхода 3-й Архипелагской эскадры.

Эскадре Эльфинстона выпала честь первой войти в соприкосновение с вражеским флотом. 27 мая, обнаружив у острова Спеце турецкий флот, отчаянный адмирал с ходу атаковал его, при том, что имел в три раза меньшие силы. Изумленный турецкий адмирал решил, что силы Эльфинстона – лишь авангард русского флота, вследствие чего поспешно отступил под защиту береговых батарей.

Вскоре после этого русские эскадры соединились, переместившись к побережью Малой Азии. Там, возле древнего города Эфес, в Чесменской бухте произошло главное морское сражение той войны, решившее, по сути, судьбу кампании.

К середине июня 1770 года соотношение сил было примерно следующим: турецкая эскадра имела 16 линейных кораблей, 8 фрегатов и около 60 кораблей малых классов. Всего – 1430 орудий при 15 тысячах человек на борту. Возглавлял ее капудан-паша Ибрагим Хосамеддин, игравший примерно ту же роль, что и Алексей Орлов в эскадре русской. Турецким Спиридовым же был его заместитель, алжирец Гасан Джесайрлы – моряк довольно опытный и смелый. Русскую эскадру составляло 9 линейных кораблей, 3 фрегата и некоторое количество малых кораблей, среди которых была значительная доля нанятых в той или иной форме кораблей греческих пиратов – о них мы расскажем чуть позже. Эскадра имела 608 орудий и 6500 человек команды.

Вечером 4 июля русская эскадра, войдя в Хиосский пролив, обнаружила стоящие на якорях турецкие корабли. Спиридов предложил атаковать врага, и с рассветом русская эскадра спустилась кильватерной колонной на выстроенную в традиционную двойную линию турецкую. Это был достаточно новаторский маневр для тех времен, в меру рискованный, однако учитывающий и недостатки турецкого построения: скученность, мешающую одновременному задействованию всей наличной артиллерии, и предполагаемую Спиридовым лучшую обученность русских канониров. В итоге, главной частью боя стал поединок флагманов – турецкого корабля "Реал-Мустафа" и русского "Св. Евстафий". Этот поединок закончился абордажной схваткой, а затем общим пожаром двух кораблей и последующим двойным взрывом обеих крюйт-камер. Из экипажа русского корабля спасся лишь каждый десятый. Гибель обеих флагманов, однако, по разному подействовала на эскадры. Спиридов загодя перебрался на "Трех святителей" и продолжил управление боем, а вот турецкий флот под впечатлением от происшедшего, а также от кинжального огня с близкой дистанции русской артиллерии начисто потерял присутствие духа и управляемость. Турки в панике отступили и ушли в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Это было не лучшее решение – в бухте корабли встали предельно скученно, благодаря чему не только лишали друг друга возможности полноценно вести огонь, но и представляли собой идеальную мишень для атаки брандерами – зажигательными судами. Русское командование, разумеется, решило прибегнуть именно к этому способу борьбы. В  полночь с 6 на 7 июля турецкий флот был атакован четырьмя брандерами и, одновременно, зажигательными снарядами с четырех линейных кораблей и двух фрегатов под командованием С. К. Грейга – будущего победителя сражения при Гогланде. Надо сказать, что брандеры особого успеха не принесли – три из них вообще не выполнили своей миссии, тогда как четвертый хоть и смог поджечь турецкий корабль, но лишь тогда, когда зажигательные снаряды с кораблей Грейга уже создали на турецком рейде мощнейший пожар. В итоге, турецкий флот перестал существовать: 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 малых судов сгорело дотла. Один корабль – 60-пушечный "Родос" – был захвачен. Тщеславный Орлов отправил этот трофей в Петербург, несмотря на то, что на театре военных действий он был бы нужнее. Впрочем, до Балтики "Родос" все равно не дошел, сев по пути на мель. Под угрозой захвата неприятелем, корабль был сожжен своим экипажем, понесшим перед этим потери.

Как бы то ни было, Чесма – самая масштабная, красивая и значительная победа русского флота за всю его историю. Сделаем одну только оговорку: использование брандскугелей и иных зажигательных снарядов в то время считалось правомерным лишь в бою с турками и иными "нехристями" – одни лишь подозрения в использовании их тем же Грейгом против шведов в 1788 году вызвали довольно серьезный скандал и оживленную переписку едва ли не на высшем уровне.

Получив контроль над Восточным Средиземноморьем, русский флот приступил к блокаде Дарданелл. Сперва все шло неплохо  – число захваченных торговых судов измерялось десятками, а в Стамбуле уже стал ощущаться дефицит продуктов питания. Однако затем, в результате дурацких распоряжений Орлова и вступившего с ним в конфликт Эльфинстона, плотность блокады значительно ослабла. Кроме того, благодаря дипломатическому давлению, она стала прозрачной для судов под французским флагом.

Больше никаких существенных боевых действий вплоть до конца войны на морском театре не произошло – да и не с кем было там русскому флоту воевать. При том, что из Петербурга подходили подкрепления – 3-я, 4-я и 5-я Архипелагские эскадры, причем последняя подошла к берегам Малой Азии уже после заключения мира в 1774 году.

Впрочем, в 1772 году русский флот провел успешные операции против флотилии тунисских пиратов – единственной силы, которой располагали на Средиземном море османы.

Вот о пиратах мы теперь и поговорим.

Пиратов тогда в Средиземноморье было много – гораздо больше, чем сейчас в Сомали. Причем, пираты были разные – если тунисские грабили в основном (но не только) суда христианских стран и стали во время войны союзниками Турции, то мальтийцы и греки нападали преимущественно (но не только) на суда османской юрисдикции. Между собой они вполне ладили и даже сотрудничали, а тунисцев считали конкурентами. С русским флотом у мальтийцев и греков также возникло плотное взаимодействие. Мальта предоставляла русским в пользование свои гавани и судоремонтную инфраструктуру, получая за это, в частности, высокопоставленных алжирцев, попавших в русский плен и необходимых мальтийцам для обмена на собственных пленных. Но много плотнее сотрудничали русские моряки с греческими пиратами – точнее, с пиратами с Балкан, ибо среди последних мы видим кроме этнических греков еще албанцев, южных славян и т.п. Эти пираты вместе со своими кораблями получали статус корсаров. То есть получали право под русским флагом нападать на суда враждебных России государств, деля затем добычу с Россией.

На деле же отношения складывались по нескольким различным схемам. В одних случаях пиратские корабли как бы выкупались русской казной и становились частью русского флота. Их команда оставалась служить, но пираты уже считались русскими военными моряками и получали (или не получали) жалование. Иногда, впрочем, греческий корабль даже не выкупался, а нанимался на время (с оплатой или без). По-разному складывалась судьба греческих моряков по окончании войны. Часть из них вернулась к прежним занятиям, часть переселилась в Россию, а некоторые остались служить в русском флоте, сделав довольно существенную карьеру. По меньшей мере, трое из них дослужились до адмиральских званий. Впрочем, некоторые балканцы были наняты служить во время войны и на штатных кораблях русской эскадры.

В целом, количество корсарских кораблей в русской эскадре исчислялось многими десятками. Именно они, патрулируя в Восточном Средиземноморье, смогли практически полностью прекратить там турецкие грузоперевозки. Корсарам удавались подчас весьма лихие операции – они захватывали крепости, оживленные гавани вроде египетской Дамьетты, брали выкуп с Бейрута и так далее. Едва ли крупные русские линейные корабли могли бы самостоятельно организовать столь всеобъемлющий террор на столь значительном пространстве.

Удача действий корсаров обеспечивалась в значительной степени удобством базирования, ибо старанием русского флота в Эгейском море возникла территория, где те могли чувствовать себя в полной безопасности. Это был остров Парос и еще 26 населенных островов вокруг – территория, на которой с начала 1771 года и по 1775 год существовала только русская юрисдикция. Это была в некотором роде средиземноморская губерния Российской империи. Обосновались там всерьез: вслед за береговыми батареями, русские построили на Паросе ремонтную верфь (Адмиралтейство), казармы для переброшенных из России войск (включая гвардейские батальоны), склады, административные здания, отделанные мраморами дворцы для начальников, греческую гимназию (ее потом вместе с учениками перевели в Петербург) и т.д. Население было обложено десятипроцентным налогом, однако получило постоянного покупателя для своей продукции: хлеба, вина, прочего продовольствия, леса и т.д. Считалось, что эта "губерния" вполне в состоянии обеспечить русский флот из 50 вымпелов.

Эвакуация этой "русской Греции" продолжалась более 10 месяцев. Все, что можно было вывезти в Россию, – было вывезено, однако часть военных кораблей пришлось уничтожить на месте, так как через проливы им путь был заказан, а шансов вернуться через Атлантику у них не было. Всего в кампании 1770-1774 годов участвовало: присланных из России 20 линейных кораблей, 5 фрегатов. Еще 11 фрегатов было куплено. 1 корабль и 10 фрегатов взяли в плен. Из всего этого 4 корабля и 6 фрегатов были разломаны за ветхостью, 4 корабля и 2 фрегата погибли. Вернулись на родину 13 кораблей и 18 фрегатов. НЕ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ 4516 человек из посланных 12 200. Такая вот арифметика.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:48 Мобильные операторы анонсировали рост цен в два-три раза из-за «пакета Яровой»
09:44 СМИ узнали об арестах по делу о махинациях в корпорации «МиГ»
09:31 Египетские специалисты загрузили данные с черного ящика А320 EgyptAir
09:17 ВМС США обвинили «Ярослав Мудрый» в подаче ложных сигналов
08:47 СМИ предупредили о приостановке ввоза в РФ импортного алкоголя
08:21 Обама одобрил шаги Турции по нормализации отношений с РФ
29.06 23:36 «Полит.ру» проводит опрос об антитеррористическом пакете Яровой-Озерова
29.06 21:59 В МЭР допустили падение цен на овощи и фрукты из-за Турции
29.06 21:47 Россия дала согласие на совет с НАТО
29.06 21:31 В Минобороны ДНР заявили о ликвидации прорыва под Дебальцево
29.06 21:03 Цена нефти впервые после Brexit поднялась выше 50 долларов
29.06 20:50 Совфед назначил Екатерину Корнелюк судьей Верховного суда РФ
29.06 20:32 Путин предложил создать отвечающее за детские лагеря ведомство
29.06 20:30 При аварии на шахте в Кузбассе погиб человек
29.06 20:13 Ростуризм разъяснил ситуацию с отдыхом в Турции
29.06 19:50 Бизнесмен по кличке Михась потребовал удалить ссылки о себе в «Яндекс» и Google
29.06 19:30 Названо имя первого кандидата на пост главы Чечни
29.06 19:19 СМИ анонсировали встречу Путина и Эрдогана на саммите G20
29.06 18:57 Еще одна область в Италии признала Крым российским
29.06 18:49 Генпрокуратура передала дело Бориса Немцова в суд
29.06 18:44 Главу Приднестровья заподозрили в намерении сорвать президентские выборы
29.06 18:44 Никита Белых объявил голодовку в СИЗО
29.06 18:39 Читатели «Полит.ру» оценили шансы на восстановление отношений России и Турции
29.06 18:37 Теснота осложняет жизнь лабораторных крыс и влияет на результаты экспериментов
29.06 18:26 Дмитрий Козак анонсировал возвращение турецких строителей в Россию
29.06 18:20 Путин продлил контрсанкции до конца 2017 года
29.06 18:14 Эксперт Алексей Макаркин: Особый интерес следствия к Белых мог быть связан с его братом
29.06 18:09 В ГД предложили увязать зарплаты в госкомпаниях с доходом Путина
29.06 17:53 Путин обсудил с кабмином индексацию пенсий в 2017 году
29.06 17:36 Совфед одобрил введение «налога на Google»
29.06 17:33 Убивший шестерых детей и жену нижегородец получил пожизненный срок
29.06 17:17 ФБР поможет Украине при расследовании коррупционных преступлений
29.06 17:05 Арестованный глава РАО попросил британский суд защитить его активы от жены и тестя
29.06 16:53 В Кремле подтвердили проведение встречи Путина и Эрдогана
29.06 16:40 Бороться с раком помогут петрушка и укроп
29.06 16:37 Сердюков вошел в совет директоров «Роствертола»
29.06 16:24 В Думу внесли закон о штрафах за задержку распределения бюджетных средств
29.06 15:58 Шойгу отстранил от должности руководство Балтфлота
29.06 15:52 Совет Федерации одобрил «пакет Яровой»
29.06 15:40 Комитет ФИФА по этике заподозрил Инфантино в трате средств на личные нужды
29.06 15:33 В ДНР обвинили украинских силовиков в попытке прорыва под Дебальцево
29.06 15:25 Фонд «Сколково» поможет поднять качество жизни
29.06 15:07 Число жертв теракта в Стамбуле выросло до 41 человека
29.06 14:49 Forbes опубликовал рейтинг российских предпринимателей с уголовным прошлым
29.06 14:47 Китайские болельщики встретили Халка футбольными кричалками
29.06 14:44 СМИ сообщили о строительстве российской военной базы на Курилах
29.06 14:26 Путин заявил о снятии ограничений по туризму с Турцией
29.06 14:17 Элла Памфилова отказала Навальному в участии его партии в выборах
29.06 13:55 Путин и Эрдоган договорились о личной встрече
29.06 13:48 В Кремле прокомментировали ситуацию с поправками Яровой
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.