29 марта 2024, пятница, 17:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 декабря 2008, 09:18

Инфраструктурное лекарство от кризиса

Финансовый кризис и последующий за ним спад хозяйственной активности значительно усложняет деятельность инфраструктурных корпораций. С одной стороны, они, как и остальные хозяйствующие организации, будут вынуждены сократить объем производимой продукции и предоставляемых услуг. С другой стороны, это сокращение деятельности никогда не будет полным, так как нельзя оставить без электричества и тепла жилые дома и бюджетные организации, а без средств сообщения – населенные пункты. И с третьей стороны, как и все другие компании, инфраструктурные корпорации будут вынуждены заботиться о сокращении издержек, чтобы в условиях падающего спроса постараться удержать прибыль хотя бы на минимальном уровне.

Правда, это сокращение издержек может быть не очень значительным, так как инфраструктурные корпорации, вследствие своего монопольного положения, могут диктовать цены и тарифы и потребителям, и регулирующему их деятельность государству, добиваясь их стабильности или даже повышения несмотря на кризисную ситуацию. Поэтому сильно сокращать издержки для удержания прибыли им не придется, хотя для общего повышения эффективности делать это необходимо.

Однако слабые ценовые ограничения и необходимость поддерживать объемы производства на определенном уровне еще не отражают всей специфики деятельности инфраструктурных корпораций в период кризиса. Дело в том, что именно на эти корпорации в развитых странах возлагается основная ответственность по выводу всей экономики из кризиса - или хотя бы по поддержанию ее активности на минимально необходимом уровне.

Предпосылками для выполнения этой непростой задачи являются большая капиталоемкость и длительность реализации инфраструктурных проектов. Поэтому когда в экономике возникает кризис, который, как правило, сопровождается падением цен на ресурсы и безработицей, то реализация многих инфраструктурных проектов становится достижимой, так как раньше, в период хозяйственного подъема и высоких цен, они были неэффективны. То есть, иначе говоря, из одного сектора вследствие кризиса высвободились ресурсы, которые теперь смогут перейти в другой сектор. Конечно, не такой эффективный, но все же не менее необходимый.

Другой предпосылкой, которая позволяет использовать инфраструктурные корпорации для вывода экономики из кризисного состояния, является их государственный или полугосударственный характер. В кризисной ситуации это очень важно, так как только у государства, вернее, у государственного бюджета и центрального банка есть финансовые ресурсы, которые они могут предоставить на реализацию инфраструктурных проектов. На частном рынке капиталов, понятное дело, во время кризисов никаких финансовых ресурсов днем с огнем не найдешь, поэтому только государственное финансирование позволяет решить эту проблему. При этом финансовые ресурсы предоставляются под относительно низкую процентную ставку, что также важно с точки зрения эффективности этих дорогостоящих и длительных проектов.

И, наконец, основная причина, по которой реализация инфраструктурных проектов используется для оздоровления экономической ситуации. Дело в том, что сами по себе инфраструктурные проекты, после того, как они воплотятся в жизнь, никакой продукции не производят. С их помощью оказываются услуги. Это очень важно, так как во время кризисов появляется масса нереализованных товаров, которые очень тяжело продать, и поэтому дополнительная конкуренция будет совсем некстати. Но зато при помощи массовых инфраструктурных проектов можно будет эту избыточную товарную массу ликвидировать, или, как говорится в экономической теории, расчистить товарные рынки.

Расчистка рынков от избыточной товарной массы происходит достаточно просто. Поскольку реализация инфраструктурных проектов происходит в течение длительного периода времени, да и сами эти проекты очень капиталоемкие, то они постоянно потребляют значительный объем инвестиционной продукции и рабочей силы. То есть продукция при строительстве потребляется, но при этом никакой новой продукции, которая могла бы заместить потребленную, не создается. Поэтому, как бы ни были велики запасы нереализованных товаров, возникшие во время кризисов, рано или поздно они заканчиваются. Но хотя запасы заканчиваются, потребность в инвестиционной продукции и рабочей силе остается, так как инфраструктурные проекты очень длительные, и заказы начинают размещаться на простаивающих до тех пор предприятиях. После чего начинает увеличиваться общий объем выпускаемой продукции, занятость и доходы, и экономика начинает выходить из кризисного состояния.

И к тому моменту, когда кризис окончательно закончится и частные капиталы снова будут инвестироваться, экономика должна будет получить новые, более качественные и производительные инфраструктурные сети.

Такова, в  общих чертах, схема, по которой происходит антикризисное регулирование экономики в развитых странах. Понятно, что для России, инфраструктура которой находится в тяжелом состоянии, использование подобной схемы будет как нельзя кстати. И первые шаги в этом направлении уже делаются, так некоторое время назад на заседании правительства был рассмотрен проект инвестиционной программы РАО «РЖД».

По условиям этой программы, в течение 2009 года будет инвестировано 434 млрд. руб., в 2010 году – 536 млрд. руб., и в 2011 году – 624 млрд. руб. Это существенно выше показателей прошлых лет – 255 млрд. руб. в 2007 году и 388 млрд. руб. в 2008 году – однако, как нам представляется, эти показатели инвестиций приведены в старых, еще докризисных ценах. А это существенное искажение,  так как цены на инвестиционный товары – цемент, металлы, строительную технику и подвижной состав  - уже снизились и наверняка будут снижаться дальше.

Поэтому, по всей видимости, имеет смысл пересмотреть эту программу с учетом предстоящего снижения цен. Это даст, во-первых, экономию бюджетных средств (значительная часть программы будет оплачена за счет т.н. инфраструктурных облигаций, покупать которые будет государственный бюджет), на которые и кроме РАО «РЖД» есть  претенденты, а во-вторых, позволит отказаться от повышения тарифов на перевозки, которое корпорация запланировала. А это в условиях кризиса совсем некстати, так как корпорация может легко потерять заказчиков, и оплачивать текущие издержки ей будет трудно.

Однако, несмотря на эти недостатки,  в целом программа должна сыграть положительную роль в оздоровлении кризисной экономики и поддержать (вместе с другими инвестиционными программами) спрос и занятость в российской экономике. К тому же, мы получим еще и дороги.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.