28 марта 2024, четверг, 11:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2008, 11:22

1 сентября как день надежды

Ведущим российским ученым, преподавателям и общественным деятелям были заданы  следующие вопросы: «Какие мысли и чувства у Вас связаны с 1 сентября, с Днем знаний? Чтобы Вы пожелали всем тем, кто 1 сентября откроет двери школ и университетов?».

Полученные ответы выявили весь спектр мнений и эмоций, посвященных этому дню, от ностальгических воспоминаний по поводу первого дня в школе (Я.Н. Засурский о далеком 1937 годе) до философско-социологических размышлений о 1 сентября как Дне силы (О. Хархордин) и концепции Знания как капитала, универсального и ликвидного, но всё более подвластного девальвации (В. Вахштайн и А. Байбурин).

Два академика РАН В.И. Арнольд и В.В. Козлов в один голос заявили, что 1 сентября – это Новый год для всех, кто связан с наукой и образованием, а Г.Е. Крейдлин, И. Ященко и Н. Яворский высказались о Дне знаний как о дне надежды и радости, позволяющем забыть обо всем мнимом и суетном и дающем заряд бодрости на весь учебный год.

Слова Я.И. Кузьминова о гордости и ответственности преподавателей за доверие тысяч свежеиспеченных студентов тесно смыкаются с рассказом А. Кобринского о том,  какое материальное воплощение получили слова руководства страны о повышении зарплаты профессорам университетов. 

Т.В. Черниговская напомнила о критически важном значении не только естественнонаучного, но и социогуманитарного образования, в котором, впрочем, как отметил В.С. Магун, усиливается не просветительское, а идеологическое и пропагандистское начало.

Ленинские слова «учиться, учиться, учиться [коммунизму]» получили новую неидеологизированную трактовку «умнеть, умнеть и умнеть» в афористическом высказывании Дм. Зимина, в то время как А. Кобринский предложил другую формулировку: «Учиться наукам, учиться товариществу, учиться быть независимыми и свободными».

А. Артамонов сделал явные отсылки ко Дню знаний как к Дню победы, который для российского образования когда-нибудь да наступит, а О. Хархордин словами «No pasaran» напомнил о непрекращающемся противостоянии сил просвещения и тьмы.

Как видим, нижепредставленный диапазон мнений показал, что 1 сентября выступает в качестве важного и радостного праздника многих россиян, играющего для студентов и преподавателей роль второго Нового года и являющегося формальным и неформальным повод поднять самые насущные проблемы российского образования и науки.

* * *

Владимир Арнольд (математик, академик РАН):

Для меня 1 сентября – фактически всегда новый год, открывающий новый учебный, а не календарный год. Когда Нильс Бор был, кажется, на Физтехе, его там спросили, чем отличается замечательная копенгагенская школа физики от других (ведь нет ни московской, ни берлинской школы, а есть копенгагенская), и он объяснил: «Потому, что мы никогда не боялись объяснять своим ученикам, какие мы дураки». Его выступление переводил Е.М. Лифшиц, и он перевел эту фразу так: «Какие там дураки». Его поправил И.Е. Тамм, который сказал, что, может быть, у Бора плохая дикция, но вы перепутали, он, на самом деле, сказал: «Какие мы дураки» и в этом, мол, отличие школ Бора и Ландау. Так вот, я хочу, чтобы наши школьники проходили обучение именно в школе Бора, чтобы им не объясняли, какие они дураки,  а чтобы они видели, какие мы дураки.

* * *

Александр Артамонов (заместитель  декана факультета управления социально-культурными проектами МВШСЭН):

Я вспоминаю о том, что в нашем обществе очень сильно убеждение в том, что наше образование – самое лучшее в мире. Предположим, что это так. Следовательно, люди, все носители знаний, от инженеров до менеджеров, от учителей до милиционеров, от строителей до градоустроителей, от чиновников до художников, должны быть сорганизованы так, чтобы результат их практической деятельности также был самым лучшим. Это означает, что мы должны производить лучшие в мире автомобили, дороги, самолеты, отношения между людьми, безопасность, города и знания о природе и обществе. 

Если настанет такой момент, когда по этим параметрам мы будем выше или хотя бы на уровне конкурентов – можно будет смело праздновать день ЗНАНИЙ.  А тем, кто 1 сентября открывает двери школ и университетов, я желаю, чтобы они верили в то, что такой день настанет. И приближали его, насколько это возможно.

* * *

Альберт Кашфуллович Байбурин (этнограф, доктор исторических наук, профессор факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; главный редактор журнала «Антропологический форум», почетный доктор Сорбонны):

Мы переживаем ощутимую девальвацию знания. Устойчиво мнение, что школа, а тем более институт, должны научить не столько знанию, сколько умению добывать знание. Зачем забивать голову всякими сведениями, которые могут и не пригодиться? Нужную информацию можно почерпнуть в справочниках, словарях,  в Интернете. Мы стали относиться к знаниям, как к вещам, которыми пользуемся в случае необходимости, а затем отбрасываем за ненадобностью. Такой подчеркнуто прагматический подход к знанию считается вполне созвучным эпохе «лавинообразного роста информации». Только эта лавина состоит на 90 процентов из банальных повторов.

Надеюсь, что когда-нибудь мы вновь придем к признанию абсолютной ценности знания, и хорошо бы не только в специально отведенный для этого день.

* * *

Виктор Вахштайн (социолог, декан факультета социологии и политических наук МВШСЭН, кандидат социологических наук)

Года четыре я проработал в журнале, слоганом которого было: «Знание – капитал». Глубинный смысл этого определения, признаюсь, от меня всегда ускользал, и лишь недавно – накануне первого сентября – открылся во всей своей простоте и очевидности. Классическая социология знания оставила нам в наследство метафору «Знание как товар», породив несколько популярных понятий: «производство знания», «потребление знания», «социальное распределение знания» и т.п. Новая экономика, как известно, это «экономика, основанная на знаниях» и ей требуется обновление парка метафор.

Теперь знание – уже не столько «товар», сколько «капитал», ликвидный и универсальный. В пору объявлять «знаниевую эмиссию», создавать «федеральные резервы знаний», контролировать объем «знаниевой массы» и скорость её обращения, лавируя между когнитивной инфляцией и дефляцией. В мире экономики, основанной на знаниях, «День знаний» должен стать национальным праздником и сопровождаться ритуалами, скрепляющими солидарность знаниевых сообществ. Возможны жертвоприношения: публичное сожжение старых учебников и освящение новых на торжественных построениях, традиционно именуемых «линейками».

Впрочем, пока экономика, основанная на знаниях, не успела захватить воображение визионеров, призрак бэконовской утопии не омрачает 1 сентября своим присутствием. День этот остается «школьным новым годом». И ритуалы у него пока еще тоже вполне человеческие: послушать чью-то бессвязную речь, обменяться впечатлениями о лете в ближайшем питейном заведении и вернуться к текстам, сроки сдачи которых остались в прошлом учебном году…

* * *

Ясен Николаевич Засурский (литературовед, доктор филологических наук, с 1965 по 2007 – декан журфака МГУ, ныне президент этого факультета):

Для меня это очень памятный день. Я помню, как я пошел в школу 1 сентября. Был прекрасный день. Было 1 сентября 1937 года. У нас было очень много классов, от буквы «а» до «ж», и чтобы различать нас, нам прикрепляли ленточки разных цветов. У нашего класса была сиреневая ленточка. Я до сих пор помню нашу первую преподавательницу, Наину Георгиевну, она была прекрасным учителем, а ей было всего двадцать лет. Праздник проходил в прекрасной гимназии на Большой Грузинской, там теперь размещается Министерство природных ресурсов. К сожалению, нашей школы там больше нет.

У меня остались самые приятные впечатления от общения с интересными, знающими людьми, приобщения к новым знаниям, и я бы даже сказал к обществу. То я был маленьким мальчиком, жил дома, играл во дворе и на улице, а там попал в другую интересную жизнь. У меня остались самые приятные воспоминания о 1 сентябре, нас в школе приняли прекрасно, хотя шел 1937 год, но запомнился именно этот день. Другие дни были другими, но в тот день всё было замечательно.

Всем школьникам и студентам хотел бы пожелать, чтобы они не утратили своего интереса к жизни, к науке, сохраняли любопытство и любознательность, и это обеспечит им движение вперед. Они должны стремиться знать больше и всё всегда подвергать сомнению. К нам сейчас приходят учиться интересные молодые люди, я желаю им получать удовольствие от получения новых знаний. Для меня – это самое большое удовольствие и надеюсь, что и для них. 

* * *

Дмитрий Зимин (ученый, бизнесмен, основатель семейного благотворительного Фонда «Династия»):

Надеюсь, что все общество начнет осознавать, что мозги тех ребят, которые 1 сентября идут учиться, являются пока недооцененным, но основным богатством страны, а не нефть, черт ее подери. Хотелось бы пожелать всем студентам и школьникам умнеть, умнеть и умнеть.

* * *

Александр Кобринский (филолог и литературовед, профессор РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), доктор филологических наук):

Как 8 марта всегда было достаточно формальным поводом, чтобы поговорить в прессе о женщинах и их проблемах, так и 1 сентября является в нашей стране уже давно точно таким же формальным поводом, чтобы затронуть проблемы образования. Я уже убедился в том, что российские власти лишь на словах декларируют стремление к улучшению ситуации в образовании, и 2007-2008 годы это прекрасно подтвердили. Сначала президент Путин обещает повысить учителям и преподавателям вузов зарплату к 1 декабря 2007 года, – причем публично, во время своего ежегодного телевизионного шоу с ответами на вопросы граждан. Это обещание тут же оказалось забытым. Затем повышение было обещано с 1 февраля 2008 года – на 15%. Ни копейки педагоги не получили – ни за февраль, ни за март.

До преподавателей университетов надбавка дошла только в мае – и вовсе не на 15%, а только на 4-5%. Дело в том, что правительство РФ решило, что доплаты за ученую степень, за должность доцента и профессора и т.п. – это не зарплата и индексированию не подлежит. То, что реально эти деньги составляют более половины зарплаты, – никого не интересует. В результате прибавка получилась от 500 до 900 рублей в месяц – и она прекрасно характеризует то, как власти России относятся к людям, работающим в образовании, причем к самым квалифицированным из них.

Это отношение также характеризуется той суммой, которую по закону получают педагоги на приобретение учебно-методической и научной литературы. Она остается неизменной уже много лет и к примеру, в вузах составляет 150 рублей. Сейчас на эти деньги невозможно купить даже одну книгу в месяц.

Перспективы безрадостны. В этом году практически вдвое сокращен бюджетный набор в педагогические вузы. Теперь наш министр г-н Фурсенко занимается сокращением числа университетов. Впечатление такое, что у него одна задача – максимально сэкономить деньги на образовании и науке. К слову, на РАН уже сэкономили – где эти, крикливо обещанные 30 тысяч рублей средней зарплаты в институтах?

Даже в хорошие начинания постоянно вносится «российская специфика». Тестирование студентов при аттестации вузов проводится без оглядки на требования стандарта (а он зачастую составляет по дисциплине 3-4 строчки) и зачастую ставит обучающихся в зависимость от эстетических и политических взглядов авторов теста. ЕГЭ оказывается почти столь же коррумпированным, как и прежние экзамены. Министерство поддерживает новые учебники по истории, в которых прославляют Сталина и сообщают, что демократы и демократия – это беда России.

Что пожелать тем, кто садится за парту 1 сентября 2008 года? Только одного: учиться. Учиться наукам, учиться товариществу, учиться быть независимыми и свободными. Ничего не принимать на веру, не создавать себе кумиров. А если очень повезет – найти себе настоящего Учителя, с которым ничего не будет страшно.

* * *

Валерий Козлов (математик, академик, вице-президент РАН, директор Математическом институте им. В.А.Стеклова РАН):

Конечно, мы знаем, что календарный новый год начинается 1 января, но это условно. На самом деле, жизнь тех, кто когда-то учился, учится, кто преподавал и преподает до сих пор, построена по другому циклу, и для всех них 1 сентября, конечно, особый день. Фактически это – Новый год, новый учебный и трудовой год.

Хотелось бы, чтобы этот год внес какие-то новые позитивные моменты в вечные вопросы российского образования. У нас, в принципе, сложилась хорошая система, благодаря которой мы получаем хорошие результаты и до сих пор всё обстоит благополучно. Хотелось бы пожелать, чтобы наши образовательные традиции не ломались, чтобы мы сохранили все то, что в них есть позитивного, и систематически, шаг за шагом, двигаясь вперед, улучшали нашу систему науки и образования. Я сейчас в основном работают в Академии наук, где, по долгу службы, курирую вопросы образования, занимаюсь образовательной политикой. Поэтому все проблемы образования мне очень близки. Хотелось бы, чтобы средняя, а особенно высшая школа вместе с Академией наук, делали новые шаги в плане повышения уровня нашего образования.

* * *

Григорий Ефимович Крейдлин (филолог, лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ, специалист в области теоретической лингвистики, семиотики, невербальной семиотики, логического анализа естественного языка, русского языка):

1 сентября для меня день, когда сквозь облака и тучи нашей сегодняшней жизни выглядывает луч надежды – надежды на то, что подлинные ценности, каковыми являются знания, творчество и нормальные человеческие отношения, будут подхвачены и упрочены. А всё мнимое, наносное и подлое уйдет – и чем дальше, тем лучше.

* * *

Ярослав Кузьминов (экономист, ректор ГУ «Высшая школа экономики»):

Каждый год, 1 сентября, я вижу массу людей, которые в нас очень верят. Это совершенно замечательное чувство соответствовать этим желаниям, видеть много талантливых людей, которые долго боролись за право стать студентами нашего университета. Их вера в нас дает нам очень большой заряд и уверенности, и ответственности. В этом году к нам поступило порядка 3500 человек. Всем первокурсникам я бы пожелал «выжить» в Высшей школе экономики. Учиться у нас очень сложно, но интересно.

* * *

Владимир Магун (социолог, кандидат психологических наук, заведующий Сектором исследований личности Института социологии РАН):

Печальные мысли. В том, что касается преподавания социальных наук я не вижу движения к лучшему. Усиливается идеологическое и пропагандистское начало, но не просветительское. Вообще, ценности поиска истины, идеалы просвещения почти не поддерживаются ни государством, ни элитами.   

Ни в школе, ни в большинстве вузов не учат пониманию происходящих в обществе процессов, и просто неоткуда появиться сознательным гражданам – тем, кто смог бы стать мотором Российской демократии. Если воспользоваться аналогиями из естественных наук, то можно сказать, что социальное сознание сегодняшних россиян находится пока на очень примитивной, докоперниковской стадии – как если бы мы всё еще считали, что Солнце вращается вокруг Земли.

Да, предпринимаются усилия что-то сделать с высшим образованием, создать более продвинутые  Федеральные университеты. Но чтобы приблизить их к уровню ведущих американских исследовательских университетов  раздачей денег не обойтись: нужна ломка устаревшей институциональной структуры вузов, нужны современные (в том числе и западные) менеджеры, а для постановки преподавания социальных наук – еще и западные (или вернувшиеся с Запада) профессора.      

Пожелание тем, кто пришел сегодня учиться, – превзойти своих учителей! На это вся надежда.    

* * *

Олег Хархордин (политический философ, доктор философии (Калифорнийский университет, Беркли), проректор по развитию, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге):

День знаний в парадигме исследователей, следующих Фуко, явно должен быть связан с Днем силы. Знание – сила, что мы все знаем как из Фуко, так и из названия известного журнала. Весь август прошел под знаком силы, а не знаний. Поэтому желаю, чтобы 1 сентября не казался днем тех, кто производит бессильные или бесполезные знания (по сравнению с просто всесильной или полезной силой), а стал днем тех, кто сможет  помочь силе не ограничивать знание, а продуцировать его. Даже если онa этого и не хотела. Тогда разберемся и с бессилием знания, и с отсутствием знаний у силы. No pasaran.

* * *

Татьяна Черниговская (нейро- и психолингвист, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, зам. заведующего кафедрой, зав. отделом общего языкознания и лабораторией когнитивных исследований Института филологических исследований СПбГУ):

Если у человечества и есть надежда не истребить самого себя (к чему оно безоглядно и ускоряясь несётся), то это может быть обеспечено только образованием, причём отнюдь не только естественнонаучным. Как это ни парадоксально (на первый лишь взгляд), но именно в  эру суперкомпьютров, нанотехнологий и выдающихся успехов генетики формирование сознания, ответственности, бережного отношения к наследию предков (отнюдь не только материальному) стало критически  важным. На такое образование не нужно жалеть никаких денег!

* * *

Николай Яворский (доктор физико-математических наук, директор специализированного учебно-научного центра Новосибирского госуниверситета):

1 сентября – очень необычный день, и когда идешь в школу первый раз, и когда её заканчиваешь, и когда ведешь туда своих детей. Первый день нового учебного года всегда очень волнителен, не только потому, что там что-то произойдет, а потому что там будет что-то новое, откроется что-то необычное, новые горизонты, новые широты, начнется новая жизнь.

Говорят, что раньше на Руси 1 сентября был Новым годом, наверное, особое отношение к этому дню переходит еще и оттуда. Я –  директор физико-математической школы и каждый раз, 1 сентября, когда мы начинаем новый учебный год, у нас праздник. К нам приходят наши выпускники, некоторые из них уже академики, крупные бизнесмены. Обычно праздник проходит на улице, на солнце, на лужайке, где общаются дети, выпускники и маститые ученые. Хотелось бы пожелать всем учащимся и студентам, чтобы чувство радости сопровождало их все время их учебы. Праздники проходят, начинаются будни, но если радость сопровождает нашу жизнь, то она будет полна новых открытий и свершений. 

* * *

Иван Ященко (исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования):

Я работаю в школе с 1986 года и мне всегда приятно идти в школу 1 сентября. Это очень светлый и добрый праздник. В этом году у меня будет перерыв, я год не буду вести занятий, потому что у меня родился ребенок. Но обязательно приду в школу 1 сентября, потому что там традиционно собираются выпускники прошлых лет. Буду рад увидеть ребят, которых выпустил в этом году и выпускников прошлых лет.

1 сентября – для меня один из самых приятных и радостных дней. Мне кажется, что если учитель хороший и школа хорошая, то ученики всегда идут в школу с удовольствием. И хочется пожелать всем, чтобы и учителя, и дети шли в школу с радостью.

Примечания:

Фото С. Рязанова.

Комментарии В. Арнольда, Я. Засурского, В. Козлова, Я. Кузьминова, Н. Яворского, И. Ященко были впервые опубликованы в газете ученых и научных журналистов «Троицкий вариант» (№11, 2 сентября 2008 г.)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.