18 января 2013, пятница, 23:27
НОВОСТИ
СТАТЬИ
АВТОРЫ
ЛЕКЦИИ
PRO SCIENCE
24 июня 2008, 00:48

За фасадом северокорейского социализма: видео против информационной блокады

Начиная с 1940-х годов Северная Корея оказалась полностью информационно отрезана от мира. Лишь в конце 1990-х в страну вместе с импортными видеомагнитофонами начала проникать первая информация о жизни за пределами государства, и эта прерванная при помощи свободного рынка информационная блокада может иметь серьезные политические последствия для режима в КНДР.

Института Катона

Начиная с 1940-х годов Северная Корея оказалась полностью информационно отрезана от мира. Лишь в конце 1990-х в страну вместе с импортными видеомагнитофонами начала проникать первая информация о жизни за пределами государства, и эта прерванная при помощи свободного рынка информационная блокада может иметь серьезные политические последствия для режима в КНДР. "Полит.ру" публикует статью кандидата исторических наук, преподавателя Университета Кукмин в Сеуле Андрея Ланькова "За фасадом северокорейского социализма: видео против информационной блокады", в которой речь пойдет о ситуации информационной изоляции и неожиданного выхода из нее в Северной Корее. Материал предоставлен русским проектом Института Катона.

В последнее десятилетие в КНДР произошло немало перемен. Старая система постепенно разваливается снизу, на смену сталинистской государственной экономике постепенно приходит дикий рыночный капитализм в его, скажем так, «африканском варианте» — капитализм ремесленников, рынков, мелких торговцев. Изменилось многое — и в том числе и представления жителей КНДР о внешнем мире.

Чтобы понять революционный характер этих перемен, необходимо учесть, до какой степени северокорейское население было изолировано от информации о внешнем мире во времена правления Ким Ир Сена, т.е. в период с конца 40-х и до начала 90-х годов. Конечно, все коммунистические режимы стремились в той или иной степени ограничить общение своих подданных с иностранцами, и на то у них были вполне серьезные причины. Однако ни одна из стран «социалистического лагеря» не проводила эту линию с северокорейской основательностью и жесткостью.

С конца 50-х годов в Северной Корее была запрещена продажа радиоприемников со свободной настройкой. Все приемники, продававшиеся в северокорейских магазинах, имели (и имеют) фиксированную настройку на каналы официального вещания. Лица, которые привозят приемники из-за границы или покупают их в валютных магазинах (что разрешено), обязаны немедленно сдать купленный ими агрегат в полицию, где настройку импортного приемника выводили из строя. Исключением из этого правила являются проживающие в КНДР этнические китайцы, которые имеют гражданство КНР (их несколько тысяч — единственная группа иностранных граждан, живущая в стране на постоянной основе). Им разрешено иметь дома приемники со свободной настройкой — но при том условии, что они не используют эти приемники в присутствии граждан КНДР (обязательство это дается в письменной форме). Любые иностранные издания нетехнического характера в обязательном порядке поступают в спецхран, причем в былые времена исключений их этого правила не делали ни для «Правды», ни для «Жэньминь жибао». Количество жителей Северной Кореи, побывавших за границей до середины 90-х, оставалось совершенно мизерным. Сколь либо продолжительный разговор с иностранцем на пхеньянской улице практически гарантировал долгую беседу с сотрудниками спецслужб, поэтому таких разговоров жители КНДР всячески избегали.

Правительство КНДР не без оснований считало, что его подданные будут более склонны верить официальной картине мира, если у них не будет никаких альтернативных источников информации, ставящих эту картину под сомнение. Официальная картина мира была достаточно проста: Северная Корея считалась земным раем, процветающей страной, равной которой в мире по уровню жизни, в общем-то, не было. Другие страны жили, разумеется, хуже, чем КНДР, однако в наиболее ужасающем положении находилась Южная Корея — «земля нищеты, террора и бесправия». Северокорейская пропаганда утверждала, например, что безработица в Южной Корее составляет 30%, а южнокорейские дети зарабатывают себе на пропитание, работая чистильщиками обуви (чистили сапоги они, разумеется, злобным американским солдатам).

Нельзя сказать, что всем этим рассказам верили так уж безоговорочно, альтернативная информация все-таки как-то проникала в страну. Например, c конца 60-х немалое количество северокорейских граждан работало в СССР (в основном на лесоразработках в Восточной Сибири). Они возвращались оттуда с холодильниками, мотоциклами и рассказами о невероятном советском богатстве и свободе. Что-то в частном порядке рассказывали и номенклатурные путешественники. Наконец, что-то становилось известно и от тех северокорейцев, которые по роду службы имели доступ к альтернативной информации (например, насколько можно судить, армейские радисты довольно часто слушали южнокорейское вещание — и иногда делились услышанным).

В некоторых случаях и сами северокорейские пропагандисты допускали забавные ошибки. Например, в середине 80-х годов северокорейское телевидение активно показывало документальную хронику, которая была снята в южнокорейском городе Кванджу в 1980 году во время массового антиправительственного восстания. Показ этой хроники был, в конце концов, прекращен, так как обнаружилось, что она оказывает на аудиторию совершенно неожиданное действие. Северокорейские зрители заметили, что южнокорейские студенты, которым полагалось голодать и нищенствовать, были одеты лучше детей северокорейской номенклатуры, да и по своему внешнему виду Кванджу — провинциальный южнокорейский город — выглядел попрезентабельнее тогдашнего Пхеньяна.

Однако по настоящему информационная блокада была прорвана только в конце 90-х, и произошло это, как ни парадоксально, не в результате политических усилий, а в результате деятельности свободного рынка.

Серьезной пропаганды против КНДР ее противники до последнего времени не вели. Понятно, что в наши дни главным инструментом пропаганды является радиовещание, а в силу отсутствия на руках у населения радиоприемников вещать на КНДР до недавнего времени было, в общем-то, бесполезным занятием. Однако в конце 90-х «подрывная информация» стала стремительно распространяться по совершенно новым каналам. Произошло это благодаря появлению новых технологий — видеокассет и видеодисков.

В конце 90-х граница между КНДР и КНР оказалась фактически открыта. Результатом стал стремительный рост контрабанды. Контрабандисты стали в больших количествах ввозить в Северную Корею поддержанные видеомагнитофоны, а с 2002–2003 годов — и проигрыватели видеодисков, которые к тому времени в Китае стоили уже сравнительно немного. Понятно, что северокорейцы покупали такие устройства не для того, чтобы любоваться очередным фильмом о Великом Вожде и Любимом Руководителе. Поэтому начался и ввоз корееязычной видеопродукции, основную массу которой составляли южнокорейские сериалы, сентиментальные «мыльные оперы», которые записывались с спутникового вещания непосредственно в Китае. Занимались записью и распространением дисков мелкие китайские предприниматели, преимущественно из числа этнических корейцев.

Понятно, что даже самый дешевый видеоплейер остается для большинства северокорейцев предметом недоступным, ведь среднемесячная зарплата в КНДР составляет 2–4 доллара США. Тем не менее, чиновник или удачливый рыночный торговец такую игрушку вполне может себе позволить. Точной статистики нет, но похоже, что в наиболее зажиточных районах Северной Кореи сейчас какое-то видеооборудование дома есть примерно у 15–25% всех семей. Относится это, в основном, к горожанам, так как жители сельской местности остаются во многом изолированными от внешнего мира.

В последнее время во всей Восточной Азии заметным явлением стала так называемая «корейская волна» — рост интереса к южнокорейской массовой культуре, в первую очередь, к кинематографу, телевидению и эстраде. Как ни парадоксально, эта «корейская волна» захлестнула и Северную Корею. Несмотря на строгие запреты и периодические кампании, южнокорейские фильмы широко копируются и распространяются по стране. Судя по всему, именно они составляют основу всей потребляемой в КНДР видеопродукции.

Разумеется, жители КНДР не верят всему тому, что они видят в этих телесериалах. В целом сеульские телесериалы как раз показывают достаточно правдивую картину жизни южнокорейского среднего класса, однако сами северокорейцы привыкли к тому, что официальный кинематограф существенно приукрашивает реальность. Поэтому северокорейские зрители уверены в том, что южнокорейские кинематографисты также преувеличивают уровень жизни на Юге.

Например, едва ли большинство северокорейских зрителей верит в то, что каждая южнокорейская семья имеет автомобиль (хотя это видно в сериалах и является чистейшей правдой: в стране на 50 миллионов жителей приходится 17 миллионов автомашин). Однако даже самые скептические и недоверчивые зрители понимают, что есть вещи, которые подделать нельзя в принципе. Понятно, что никакие телевизионщики не построят для съемок макета Сеула в натуральную величину, с кварталами 30-этажных жилых домов, с огромными мостами, широченными автомобильными эстакадами.

В результате информация о южнокорейском процветании распространяется по стране, и из изменений в тоне официальной пропаганды очевидно, что игнорировать это распространение больше не могут даже пхеньянские идеологи. Сейчас они начинают нехотя признавать определенное материальное благосостояние Юга и делают упор не на северокорейском процветании, отсутствие которого слишком уж очевидно, а на том, что Северная Корея сумела в неприкосновенности сохранить национальную чистоту.

Распространение южнокорейской видеопродукции привело к тому, что все южнокорейское вошло в моду. Северокорейские барышни стремятся делать себе те прически, которые они видят в южнокорейских фильмах, и одеваться так же, как героини сеульских телесериалов (речь идет о том меньшинстве, которому все это по средствам — но именно это меньшинство и может позволить себе видеопроигрыватели дома). В моду входит южнокорейский диалект, который весьма отличается от официальной северокорейской речевой нормы.

Короче говоря, перемены велики и, скорее всего, рано или поздно они приведут к немалым политическим последствиям, ведь сохранение информационной изоляции являлось одним из важнейших условий выживания северокорейского режима в его нынешней форме. Однако любопытно то, что эта информационная изоляция оказалась прорвана не в результате сознательных усилий, предпринятых теми или иными политическими силам. Информационная блокада, которая продержалась почти сорок лет, оказалась прорвана в результате распространения новых технологий и проявления частной инициативы. Ни сеульские продюсеры, ни китайские мелкие предприниматели, ни северокорейские контрабандисты, снимая телесериалы и продавая их на рынке, не ставят перед собой каких-либо политических задач — они просто зарабатывают деньги доступным и интересным для себя способом. Однако долгосрочные политические последствия их деятельности могут оказаться крайне серьезными.

Комментарии
Новое

Главные новости

21:09 Показ фестивального кино: Амрита - нектар бессмертия
20:53 Худрук Филин будет лечиться в Москве
20:17 Тимошенко грозит пожизненное по делу об убийстве депутата Щербаня
19:36 Дмитровское шоссе залило водой из лопнувшей трубы
19:24 Сало времен Второй мировой порадовало шотландских зверей
19:10 Новая книга Гая Кавасаки учит создавать стартапы и выводить их на рынок
18:58 В Алжире началась эвакуация иностранных рабочих
18:38 Госдума в первом чтении запретила мат в СМИ
18:27 Политологи: развернута международная клеветническая кампания против антифашистов
18:18 Железнодорожники обещают скидки на билеты в купе и СВ
17:59 Леса Ленинградской области поставят на кадастровый учет в 2013 году
17:57 Сказку братьев Гримм приспособили для планшетов и сделали интерактивной
17:51 Закон о проверке школьников на наркотики прошел первое чтение
17:40 Врачи нашли в спине Развозжаева пулю
17:32 Волкова опубликовала доказательства сделки Самуцевич со следствием
17:24 Подозреваемый в убийстве Богдана Прахова арестован
17:02 Фигуранта дела о хищениях в «Кировлесе» обвинили в пособничестве Навальному
16:13 Мосгордума сохранит публичные слушания
15:44 Экипажи 35/36-й и 36/37-й длительных экспедиций на МКС завершили подготовку в НАСА
15:38 «Мемориал» пожаловался на угрозы правозащитнику Виталию Пономареву
15:32 Завершен прием заявок на «Премию инноваций Сколково»
15:26 Режиссер Кирилл Серебренников рассказал об угрозах
14:57 Россия отказала во въезде бывшему начальнику Гуантанамо
14:54 Основной версией нападения на Филина назвали его профессиональную деятельность
14:53 Владимир Васильев: тема защиты сирот остается приоритетной для "Единой России"
14:37 Книжная ярмарка Альянса независимых издателей - в эти выходные
14:26 Для дорогого жилья вводится прогрессивная шкала налоговых ставок
13:56 Нидерланды не связывают самоубийство Долматова с отказом в статусе «беженца»
13:51 Шарапова обыграла Винус Уильямс и вышла в четвертый круг Australian Open
13:40 Власти берут под контроль перепланировку в частных домах Новой Москвы
13:34 Евгению Васильеву оставили под арестом еще на два месяца
13:30 Российскую армию лишат шапок-ушанок
13:14 Арестован автор видео с пытками в грузинской тюрьме
12:43 Следователи попросят продлить домашний арест Евгении Васильевой
12:41 СК сформировал окончательное обвинение для Навального
12:29 Британских чиновников поймали за просмотром порно на заседаниях
11:55 Развозжаев стал фигурантом дела о ложном доносе
11:51 Фигуранта «болотного дела» Кривова лишили адвоката
11:12 Полиция завела дело по факту нападения на худрука Большого театра
10:46 Россия хочеть пересмотреть условия аренды «Байконура»
10:07 В Челябинской области неизвестные подожгли поклонный крест
08:22 На Троекуровском кладбище состоялась ночная панихида по Деду Хасану
07:59 Депардье очень мало пьет из-за пяти шунтов в сердце, уверяет директор Госфильмофонда
07:05 Выпавший из поезда сибиряк пробежал по тайге 7 километров в футболке и тапочках
06:56 Россия укрепила войска со стороны Армении
05:59 Родственники Деда Хасана выбирают, где лучше его похоронить
04:55 Министр культуры Мединский отстоял перед США и хасидами право ковыряться в носу
04:31 Вместо "Оборонсервиса" СК уличил Сердюкова в озеленении места рыбалки Путина
03:57 На фото "Путина с Дедом Хасаном" криминальный авторитет оказался единороссом
03:34 В Москве народному артисту, худруку Большого театра плеснули в лицо кислотой
Apple facebook Google iPhone IT Pussy Riot Twitter Yahoo «Анатомия протеста-2» «болотное дело» «Единая Россия» «Зенит» «Марш свободы» «Оборонсервис» «Российские космические системы» «экстремизм» авиакатастрофа Аксана Панова Александр Кибрик Алексей Навальный альтернативная энергетика Анатолий Сердюков армия астрономия астрофизика Афганистан Байконур Барак Обама Белоруссия биология блогосфера Великобритания венчурный бизнес взрыв вирусы Владивосток Владимир Мединский Владимир Путин вселенная вузы гаджеты Газа генетика Генпрокуратура геология глобальное потепление ГЛОНАСС Госдума гражданская авиация Грузия гуманитарные науки Дагестан демография Дмитрий Виноградов Дмитрий Медведев Дмитрий Песков ДНК договороспособность дороги России ДТП Евгения Васильева Евросоюз Египет Екатерина Самуцевич Екатерина Сметанова естественные науки Жерар Депардье жесткая посадка Ту-204 ЖКХ землетрясение изобретения Израиль Индия инновации интернет Иран ислам история Кабардино-Балкария кабинет министров Казахстан Камбоджа квантовая физика квантовые технологии Киношок Китай КНДР компьютерная безопасность конец света Координационный совет оппозиции Копейск коррупция космос кража культура Леонид Развозжаев лингвистика Луна Марк Фейгин Марс марсоход Curiosity МВД МГУ мегагранты медицина метро Минкульт Минобороны Минобрнауки МКС мозг Москва Московская область музыка Мухаммед Мурси МЧС наркотики НАСА НАТО нейробиология некролог Нобелевская премия Новый год норманны Нью-Йорк Облачный столп общественный транспорт ООН ООПТ органическая химия оружие ответ на акт Магнитского Пакистан Палестинская автономия перевод планетология пожар полиция Православная церковь пресс-конференция Путина 20 декабря приемные дети пробки происхождение человека психофизиология ракета Расул Мирзаев расшифровка генома РВК РГТЭУ РКК «Энергия» робототехника Роскомнадзор Роскосмос Роснано Рособоронэкспорт Российская империя РПЦ русский язык саги Санкт-Петербург Северный Кавказ сельское хозяйство Сергей Магнитский Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Удальцов Сергей Шойгу Сирия Сколково Следственный комитет смартфоны СМИ Совет по правам человека Совет Федерации социальные науки социология Сочи список Магнитского спутники стартапы сухогруз «Амурская» США телевидение теракт терроризм технологии точные науки транспорт Турция тюрьмы и колонии убийство Украина ураган фармакология Федор Успенский физическая антропология финансирование науки Франция ФСБ ФСИН футбол ХАМАС химия ЦИК Челябинская область эволюция эволюция человека экология экономика этология ядерная физика язык Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit@gmail.com
Телефон: +7 (495) 624-5618
Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д. 10, стр. 6а
Регистрация — Эл № 77-8425 от 1 декабря 2003 года.
Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2012.