Адрес: https://polit.ru/article/2008/03/13/ken/


13 марта 2008, 11:33

«Актуальная наука» памяти Олега Кена

Сегодня исполнилось бы 48 лет одному из крупнейших российских историков Олегу Николаевичу Кену (13 марта 1960, Орск – 28 октября 2007, Санкт-Петербург).

Петербургская газета «Дело» к этой дате приурочила публикацию первой части неизданной работы Олега Кена «После революции - что? // Наша эпоха и 1917 год». Цель статьи - «обозначить российскую современность на карте исторического развития и объяснить ее в общепринятых терминах», одним из которых является «понятие революции». «Сегодняшнее общество чуждо признанию своей связи с ней. Революция начала XX века по разным причинам изгоняется из общественного самопонимания… – пишет Олег Кен, …провозглашенные Февралем институты и принципы быстро обратились в свою противоположность, трансформировались в сакрализованную и всемогущую власть над словом и делом. Естественная для всякой революции дегероизация символов 1917 года была подкреплена впоследствии многолетним забвением и издевательским развенчанием…

<…>

Действительной исторической новизной стала невиданная мощь прагматического и идеократического государства. Прагматизм обеспечивал использование всех возможностей удержания власти, идеология - последовательное использование власти для реализации утопии. Радикальная фаза революции оказалась не преходящим эпизодом, необходимым для закрепления ее главных освободительных начал, но отправной точкой создания системы новых ограничений общественной эволюции.
Развитие революции приняло причудливый, обманчивый и необычайно сложный характер. В фазе термидора большевики заменили военный коммунизм нэповской "самотермидоризацией". Ответом на потребности бонапартистской консолидации государственного порядка стали сталинская диктатура и патриотический поворот середины 30-х гг. Ожидания реставрации получили управляемое воплощение в послевоенном национально-государственническом апофеозе и традиционалистской стилистике "застоя".

Но на самом деле эти замены, ответы и воплощения были попыткой обмануть историю…»

В издательстве ОГИ готовится ко 2-му изданию переработанный заново и существенно дополненный главный труд Олега Кена «Мобилизационное планирование и политические решения: конец 1920 - середина 1930-х гг.» (СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2002). В Петербурге в обозримом будущем ожидается выход подготовленной им самим при жизни монографии об операции НКВД СССР «Бывшие люди».

Осмысление роли Олега Кена и его наследия в исторической науке в академическом сообществе только начинается.

Сергей Яров написал в некрологе: «…Нам остались его книги — блестящие исследования по истории советской внешней политики, военной мысли и общественной жизни 1920–1930-х гг. Они не только являлись новаторскими по духу трудами — именно с них началось разрушение прежней парадигмы истории дипломатии СССР. У О. Н. Кена было какое-то органическое неприятие всего отжившего и фальшивого в науке, умолчаний и тактичных оправданий там, где требуется прямой разговор…»

Николай Копосов и Дина Хапаева пишут о роли Олега Кена в выработке «норм научности» и «норм поведения» для тех, кто "причастен к цеху" историков:

«Сейчас, задумываясь о том, что было столь удивительным в Олеге Кене, что так притягивало к нему коллег и учеников, что определяло его жизненный путь и особенности его научного подхода, мы понимаем, что Олег обладал двумя крайне редкими качествами - он был удивительно порядочен и честен. При всем многообразии его личности, при всей значимости его вклада в историческую науку именно эти качества можно назвать его главной чертой, его важнейшей особенностью. <…>

Потеря Олега Кена для исторического сообщества так болезненно ощутима не только потому, что в его лице историки утратили выдающегося ученого, которого многие справедливо считали "культовым историком советского периода". <…>

Хорошо известно, как функционировало сообщество историков, и в особенности историков советского периода, на протяжении долгих лет советской власти. Научная и интеллектуальная честность, да и просто понятие чести и достоинства, были редким исключением для тех, кто в годы советской власти выбирал для себя этот период. Ситуация несколько изменилась после перестройки, когда впервые за много лет стало возможным вести исследования в этой области не по указке партийных функционеров и припартийных аппаратчиков, честно работать с источниками, добросовестно публиковать архивные материалы. Это влияло на среду, постепенно изменяя стиль поведения многих ее членов. Олег Кен был исключительно важен для этой внутренней перестройки исторической профессии. Его огромный опыт и научный авторитет естественно сделали его центром международной среды исследователей, занимавшихся историей советского периода. Исключительная личная щепетильность, абсолютная научная честность и принципиальность, глубокая добросовестность оказывали большое влияние не только на его учеников, но и на его коллег, заставляя их пересматривать привычные советские "правила игры" на поле советской истории.

Безвременная смерть Олега Кена в особенности трагична для исторического сообщества потому, что его кончина совпала с началом новых попыток превращения истории советского общества в идеологическую дисциплину, обслуживающую заказы власти. Для среды историков советского общества - и не только для них - это может вновь обернуться размыванием понятий научной добросовестности, да и личной чести, достоинства, порядочности. Противостояние этим тенденциям таких людей, как Олег Кен, безусловно, оказывало огромное оздоровляющее влияние на профессиональную среду, было значимой опорой для тех, кто только вступал на путь профессиональной работы. Его уход из жизни лишил историческую общественность не просто выдающегося, талантливого ученого, но человека - морального маяка, подающего своей собственной жизнью пример для подражания».

4 марта в Санкт-Петербургском Институте истории РАН был объявлен Первый открытый конкурс студенческих и аспирантских работ «Актуальная наука»: СССР и Польша в мировой политике: ХХ век» памяти О.Н.Кена.

Конкурс объявили Генеральное консульство Республики Польша в С.-Петербурге (соучредитель и спонсор конкурса) и СПбИИ РАН (соучредитель и ведущий научный эксперт конкурса) в 2008 календарном году для студентов и аспирантов исторических факультетов, факультетов социальных наук или международных отношений вузов Северо-Западного региона Российской Федерации по трем исследовательским направлениям, в свое время бывшим главными темами исследований самого Олега Кена:

• Польша и Россия в ХХ веке: узловые проблемы взаимоотношений;

• История стран Центрально-Восточной Европы в ХХ веке;

• СССР в системе международных отношений в межвоенный период.

Одной из своих главных миссий Олег Кен считал преподавание истории. Лишь в самый последний период – последние полтора-два года своей жизни ему удалось начать реализовывать себя в этой области в полной мере. Все коллеги, друзья, студенты и аспиранты Олега Кена вспоминают о том, каким ярким лектором и заботливым профессором он был, «с какой искренней, неподдельной радостью он говорил о каком-либо талантливом студенте, которому всегда мог оказать поддержку» (С.Яров). И конкурс – «доброе дело», по словам Бориса Фирсова – задуман прежде всего для поддержки и помощи молодого поколения российских исследователей. Также он является «актом профессионального и международного признания» (Б.Фирсов) научных заслуг Олега Кена.

Свое кредо «актуальной науки» Олег Кен полнее всего изложил в статье «Пределы русскости», анализируя «Русский сборник. Исследования по истории России XIX-XX вв» (Ред.-сост. М.А.Колеров, О.Р.Айрапетов, Пол Чейсти. Том I. М.: Модест Колеров, 2004).

В ней он пишет: «Абстрагирование исследователя от общественных страстей уничтожает предмет истории, оставляя лишь ее механическую оболочку. <…> Российским историкам необходим новый профессионализм».

В экспертный совет конкурса «Актуальная наука вошли: Борис Васильевич Ананьич (глава экспертного совета), д. и. н., академик РАН, гл. науч. сотр. СПбИИ РАН; Сергей Александрович Исаев, к. и. н., ст. науч. сотр. СПбИИ РАН; Никита Андреевич Ломагин, д. и. н., проф. эконом. фак. (каф. мировой экономики) СПбГУ; Александр Иванович Рупасов, д. и. н., ведущий науч. сотр. СПбИИ РАН; Виктор Лазаревич Хейфец, к. и. н., доц. эконом. фак. (каф. междунар. эконом. отношений) Лазарь Соломонович СПбГУАП; Хейфец, д. и. н., доц. ф-та междунар. отношений СПбГУ. Секретарь экспертного совета Вера Дмитриевна Кен, жена О.Н.Кена.

Подробное объявление о конкурсе будет сделано на личном сайте Олега Кена по адресу www.olegken.spb.ru в разделе «Конкурс», там же будут размещены условия его проведения (принято решение этот сайт оставить мемориальным проектом, вскоре будет открыт новый сайт памяти Олега Кена).

Работы на конкурс должны быть представлены не позднее 1 сентября 2008 года (по штемпелю почтового отправления) одновременно в электронном и распечатанном на листах формата А4 виде. Электронная версия направляется по адресу: konkurs@olegken.spb.ru, в распечатанном виде — по адресу: 194017, С.-Петербург, пр. Энгельса, д. 58. Вере Дмитриевне Кен (до востребования). Объем работы — от 0,5 до 1 п. л. (1 п. л. равен 40 000 знаков с пробелами); жанр работы — свободный (научная статья, эссе, реферативный обзор: к участию в конкурсе также принимаются фрагменты курсовых и дипломных работ и главы кандидатских диссертаций, не превышающие установленный объем).

Итоги конкурса будут подведены в сентябре–октябре и объявлены в ноябре 2008 года.

По каждому из трех заявленных направлений конкурса экспертным советом отбираются три победителя, которые награждаются дипломом победителя и денежной премией; предполагаются три призовых места в каждом направлении.

Работы, занявшие три первых места, по желанию авторов пройдут согласованную редакционную подготовку и будут опубликованы на личном сайте О. Н. Кена в разделе «Конкурс»; также по желанию авторов шести остальных работ-победителей на том же сайте могут быть опубликованы тезисы их конкурсных работ. Одной из задач конкурса, который решено сделать ежегодным, является составление на основе лучших конкурсных работ сборника статей («СССР и Польша в мировой политике: ХХ век»), опубликованного на русском и польском языке.