29 марта 2024, пятница, 17:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 декабря 2007, 00:28

Красота: позиция художников привела к росту цен на продовольствие

КОНСТАНТИН СУТЯГИН: Продолжаем разбираться с пользой и вредом от красоты (начало в №1 и №2), ее влиянием на повседневную жизнь.

Вот, например, сельское хозяйство. Все очень возмутились и вздрогнули, когда цены на продукты питания резко полезли вверх.

(Думали, теперь всё нормально, мы будем высокие технологии развивать, выпускать дорогие мобильные телефоны, а картошку и хлеб пусть дураки-соседи выращивают за три копейки. Мы свой мобильник продадим и купим у них сто килограмм мяса. Однако все другие подумали – и тоже вместо того, чтобы разводить коров, стали разрабатывать компьютерные игрушки. Дураков нет в земле копаться! – при том, что кушаем  - минимум три раза в день).

Картина К. Сутягина «Картошка», холст, масло
Картина К. Сутягина «Картошка», холст, масло

Сельское хозяйство невыгодное, так всегда было. Это не производство-технологии, а агрикультура, культура, культ, т.е., служение. И поэтому оно (как и культура) всегда было на дотации. Все ездили «на картошку». И художники тоже, как все, дотировали: воспевали труд пейзан на фоне сельских просторов. Венецианов, «Итальянка, собирающая виноград» Брюллова, «Рожь» Шишкина, «Красные виноградники» Ван Гога, Писсаро, пастухи Милле, пахари, сеятели, рыбаки, тянущие невод... Соцреализм, который иначе и не воспринимается, как бесконечные доярки-комбайнеры... Художники брали красоту из сельскохозяйственного культа, добавляли туда красоту искусства, «поэтизировали» его – и в результате копаться всю жизнь в земле было уже не так позорно и обидно (раз про это снимали кино и рисовали картины). Даже было красиво - общество признавало подвиг крестьянина и любовалось-завидовало, типа, живут же люди! На свежем воздухе, голова ни о чем не болит, зима-весна-лето-осень!

А потом художники нашли себе новые формы для вдохновения, по-новому взглянули на с/х -реальность. Например, один художник №1 смастерил макет коровы в натуральную величину, вставил внутрь видак-двойку и крутил порнографические фильмы, которые любой «желающий» мог посмотреть, заглянув вышеупомянутой корове в зад. Повысило такое произведение искусства надои молока? Сомневаюсь.

Или другой художник №1 распилил настоящую беременную корову вместе с теленком вдоль-пополам, залил два пол-трупа формалином и показывает в стеклянном шкафу, сопроводив всё мудреным названием. Повысило это поголовье крупного рогатого скота? Не уверен.

Третий художник №1 «работает с хлебом», обмазывается тестом, и т.д.

Все, что называется, создают новые смыслы... Ну и почем у нас сегодня литр обыкновенного молока? Где можно купить нормальный хлеб, который всегда ели?

Конечно, продукты питания – вещь несерьезная (включил телевизор и проглотил  - что там в тарелке - не глядя). «Предмет быстрого употребления», ерунда, ам! - и нет.  Уже и не вспомнишь про зиму-весну-лето-осень.

И некрасивый дом тоже ерунда: отвернулся и забыл, на мобильнике в тетрис играешь: пик-пик-пик! Архитектура (живопись) больше не имеет дела со временем, с вечностью - важно только мгновение-успех. Время исключили.

Вот, что-то такое нащупывается: например, красота, как некий порядок, лад, Ритм, который всё держит-строит, помогает музыке не затухнуть раньше времени... Какой-то ритм бытия (тук-тук-тук, как сердце), который помогает ему звучать и звучать, то и дело восстанавливаясь?

Похоже, что Красота как-то рифмуется с Вечностью (ну, в крайнем случае, с весной-летом-осенью-зимой).

(И другая красота, как остановка этого ритма? Сворачивание вечности в точку? Сжечь Рим? Хлопнуть крышкой рояля? Во всяком случае, это тоже, как и красота, привлекает, завораживает).

В общем, не знаю, как там кондитеры, выпускники пищевых институтов куда чего не докладывают – я за свое: художники перестали дотировать с/х, перестали тратить туда свои силы, «доплачивать» вдохновением – и продукты стали расти в цене. Пустяков нет. Как только исчезла красота-вечность – появился фаст-фуд.

«Вкусно / не вкусно»  -  что такое? Почему вот это вкусно, а это гадость? Как и красота -это такая же проверка, способ распознать, имеет ли данная сосиска в тесте какое-то отношение к нашему миру. «Звучит» она в общем оркестре, или «фальшивит»? «Родная», или посторонняя, сконструированная, генетически-модифицированная?

Как некрасивое произведение искусства. Как некрасивый дом. Как некрасивая профессия.

Если есть «слух», то малограмотный учитель, нелюбопытный искусствовед, чиновник-взяточник, занимающийся бизнесом политик, или солдат, перешедший на сторону врага... Или крестьянин, равнодушный к земле, зиме-весне-лету-осени...

Если есть «вкус», то все они - на уровне физиологии, автоматически, - вызывают такую же досаду, как бездарная картина живописи.

Здесь на вопросы отвечают Лев Пирогов, Дмитрий Озерский, Екатерина Монастырская, Олег Гаркуша, Олег Попов

О красоте уже сказали:

ЛЕВ ПИРОГОВ, литературный критик (Москва)

Почему вокруг столько вещей и услуг, предметов, домов, городов и пр. (с каждым годом все больше и больше), которые не нравятся? Причем, прежде всего именно внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного"?  Потому, что суть этих предметов-явлений некрасивая (соответственно, внешние ее проявления не могут быть красивы)? Или у нас просто что-то "сбилось в настройке", испортились представления о красоте? И на самом деле все действительное красиво, только у нас устаревшие "фильтры"? А современные художники эти самые современные настройки и предлагают, как новые версии "Windows"?

Да, мир вещей становится всё менее очеловеченным, у меня тоже такое чувство. Вот вся эта мода на "винтаж", увлечение людей антиквариатом и просто старьём с чердаков и блошиных рынков - всё говорит об этом. О том,  что в современной вещи не хватает каких-то витаминов для полноценной жизни. С другой стороны, кому не хватает - всем или только нам? Молодые об этом могут много сообщить интересного. Например, они
могут поведать о том, что все вещи должны быть одноразовыми, что к ним не надо привязываться, потому что если привяжешься к одной, то меньше перепробуешь вариантов, меньше испытаешь "новых возможностей", тра-та-та. Я, правда, не думаю, что это поколенческий взгляд. Мне кажется, это просто испорченный взгляд, продукт той революции, которую пережила страна. В двадцатые-тридцатые годы тоже много уродцев по ней скакало - под видом "молодёжи", которая "всегда права".

Почему современные вещи так часто кажутся некрасивыми? Потому что на них есть печать вот этого самого "не привязывайся". Вещь ещё совсем новая, а у неё УЖЕ нет истории. Она не рассчитана на то, чтобы жить долго, передаваться из поколение в поколение, становиться предметом чьих-то детских воспоминаний... У неё где-то очень близко впереди маячит выброс, может быть, даже раньше, чем она перестанет блестеть. Поэтому её трудно любить. А без любви - какая красота? Так, похоть. Желание обладания.
Именно это возбуждают в нас её создатели. Они получают нашу похоть, но не получают нашей любви. Их, правда, это не волнует, они думают, что, получая тело, они получают всё.

Что касается литературы, искусства, музыки - то там ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ.

А вдруг это у них просто какие-то специальные визуальные технологии, которые "научат" нас радоваться чему угодно, вредному, убивающему? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за разрушения языка и образа), за навязывание человеконенавистнических представлений о "прекрасном"? Нужно ли защищаться?

Да, художник несёт ответственность. Недаром то, что делает художник, называется словом "произведение". "Произведение" значит "результат действия", создать произведение -  значит совершить поступок. С некоторых пор, правда, стали предпочитать слово "текст". Дескать, только красочки, только буковки, ничего личного, "автор умер", остался "скриптор", а это инстанция неуловимая, безответственная... Но эта мода уже износилась (уж сорок лет ей вот-вот исполнится) и вырождается. Каждое новое поколение её последователей всё примитивнее и примитивнее (начиналась с Ролана Барта, заканчивается Маратом Гельманом), плоды её всё ничтожнее, скоро все "миротекстовики" превратятся в четвероруких обезьян и утратят способность к прямохождению, а заодно и потребность в "творческом самовыражении" отпадёт.

Но защищаться всё равно нужно. Во-первых, называть дрянь дрянью, а прохвостов - прохвостами, какими бы "милыми людьми" они ни казались. Во-вторых, детей своих нужно самим воспитывать, а не доверять это издательскому проекту "Смешарики". И ещё нужно стараться не поддаваться мимолётным страстям. Пусть сатана вырождается, а мы будем взрослеть.

Или же красота является неизменной величиной, вечной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды-тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Каждый поступок оставляет след в реальной жизни.

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"? Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства? Какими, например?

Когда я думаю о природе или о мире утилитарных вещей (не для созерцания предназначенных), то пользуюсь понятием "красивый" легко. Но когда речь заходит об искусстве, тут совсем другое дело. Тут понятие "красота" становится потенциально опасным. Превращается в скрытый синоним  "сделанности", "салонности", потакания непритязательному или вовсе дурному вкусу. "Преднамеренная красота" - это не очень хорошо, по-моему. Вообще, когда я вижу - что в литературе, что в живописи - "острый глаз и твёрдую руку", мне становится скучно, и произведение такое кажется мне ненастоящим, игрушечным. Они должны быть незаметными, эти "рука и глаз". Художник не должен влезать этаким "посредником" (а на самом деле заслонкой) между мною и природой, мною Тайной, о которой не скажешь ведь "хорошо сделана"...

Я понимаю, что в искусстве существует и диаметрально противоположная традиция, согласно которой покрашенная картинка - это и есть главная реальность, и что никакой другой реальности, кроме разве что художнической "манифестации" за ней не стоит. В таком искусстве главные герои - это краски, а не то, что с их помощью изображено. Это не "окно в мир", а просто вещь. Если она и является "окном" куда-то, то только в мир рефлексий художника. (Не в мир его души и судьбы, а в мир уже им подуманного, уже познанного - в скромный такой, конечный мирок.) Так вот, мне такое искусство перестало быть интересным в какой-то момент. Я вдруг понял, что у больших художников, какими бы изобретателями и "формалистами" они ни были, такого нет. Большие художники потому и "большие", что они Божьей благодатью осенены, а потому не могут быть зациклены на своём умении, на своих идеях. Им всегда тот "настоящий" мир, который за пределами искусства начинается, интересен. Вот, скажем, взять магрибский цикл Матисса - кажется, какой художнический произвол! Эти нарочито обобщённые формы, ровненько закрашенные плоскости "чистого" цвета... А если присмотреться - то нет. Там очень реальный мир изображён, и очень близко к оригиналу. Освещённость предметов ярким солнцем, в частности. То же самое - Сезанн... Его "эксперименты" интересны не броскостью (он вообще небросок, в отличие от Ван-Гога, поэтому дилетанты его не любят), а тем, что пропускают сквозь себя в мир "означаемого", в тот мир, который художник видел перед собой, когда писал. В общем, если "просто художник" отличен тем, что умеет что-то создать, то "большой художник" отличен тем, что умеет быть создаваемым. То есть не художник пользуется миром, а мир художником. "Настоящее" прорывается в его произведения как бы и помимо того, что он умеет и может сделать сознательно.

И вот тут возвращаемся к красоте. Красота - это и есть "настоящее".
Недавно прочитал где-то хорошее сравнение литературного произведения одного модного автора с йогуртами. Йогурты "с натуральным вкусом свежих фруктов", как правило, никаких фруктов не содержат, этот их вкус достигается с помощью химикатов, искусственных компонентов. Настоящий йогурт с настоящими фруктами совсем не таков на вкус, как всё то, к чему мы привыкли. И выглядит не таким ярким и чистым - похуже, посеробуромалиновей. Возникает вопрос: какой же из них "красивее"? Это кому как. Кто-то предпочтёт химический йогурт "с натуральным вкусом", я - нет. Слишком вкусное, слишком яркое - это для меня невкусно и некрасиво. Я быстро устаю от этого.

Красота для меня - это умеренность и непреднамеренность. В "экстремумах" красоты нет. Там есть лишь некоторые общие указания на неё: вот эта идея в принципе красива, вот я её тут развил, довёл до предела, чтобы посмотреть, что получится... Это экспериментаторский интерес - больше интерес учёного, чем художника. С ребёнком своим вы так не поступите, не станете "доводить до предела, чтоб посмотреть"... И Бог тоже не поступает так со Своим миром. А художник не тогда "равен Богу", когда ему удаётся проорать погромче или вывернуться поизворотливее, а тогда, когда поступает, как Бог.

Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? Русская красота - что такое?

Это, наверное, вот о чём. Я родился и до тридцати лет прожил на Кавказе: "там у нас гори, гори... ты в зоопарке быль? верблюд видель?"... И пахнет не так, как здесь, и деревья другие, лес другой, реки, горизонта почти не видно... Всё это я, конечно, знал и любил, детство среди этого прошло. А когда оказался в России, потрясение испытал - "узнал". Всё
узнал. Всё-таки я русский человек, и десятки поколений предков были русскими. Чувство иногда такое накатывает: и больно, и жалко, и плакать хочется, а всё вместе - счастье. Просто, когда смотришь на облака. На Кавказе, кстати, они другие.

ДМИТРИЙ ОЗЕРСКИЙ, поэт, музыкант (АУКЦЫОН)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивый текст", "красивая музыка"?

Наверное – да, все да, все может быть. Просто, по-моему, это понятие настолько личное, что вообще бессмысленно говорить о каких-то общих понятиях красоты. Что русскому хорошо, то немцу смерть.

ЕКАТЕРИНА МОНАСТЫРСКАЯ, художник (Милан)

Пожалуй,  говорить о красоте здесь и сейчас  просто неприлично, ибо красота - штука абсолютно неполиткорректная. Всеобщая уравниловка и стандартизация  - от любого продукта (культурного или промышленного) вплоть до сознания ее полностью исключает. Употреблять слово "Красота" - стыдно и нехорошо. Можно кого-нибудь невзначай обидеть.... "Красота - романтический термин, штука из девятнадцатого века" (при этом понятие "девятнадцатый век" - наиболее ругательное)...... Красота - бесполезна, более того - вредна и опасна.

Сочиняя стихи, вы не можете пользоваться рифмой, размером, даже ритмом и метафорой.. Это - нехорошо....  "Это лишает творчество свободы"... То, что я применяю эти устарелые штуки, вызывает, в лучшем случае, снисходительную улыбку или недобрую усмешку.

Фигуративное искусство, да и живопись, как таковая, полностью маргинализированы, и могут найти себе применение разве в какой-нибудь росписи для церкви или частного дома, да и то с большой натяжкой.

Даже поп предпочтет инсталляцию.

Есть, конечно, "воскресные художники", но если вы - профессионал, предпочтительней заниматься тем, что есть - концептуальное искусство, признанное единственным настоящим, возможным и главенствующим. А оно, по сути, полностью исключает термин "красота" из своего словаря.....Концептуальное, "актуальное" искусство очень политкорректно, ибо не затрагивает таких гнусных вещей, как способности, талант, глубина, умение и т.д. Оно, по сути - рынок (самое любимое, хорошее и позитивное слово) или просто лотерея, где счастливчик вытягивает выигрышный билет и становится знаменитым и богатым. Наиболее популярны разнообразные худ. материалы вроде отбросов или экскрементов. Погружение распятия в мочу или изображения, где вместо краски используется слоновий (!) кал, приносят авторам мировую славу. Критики в восторге.... То есть настоящий умелец и говно продаст! А это и есть искусство! Ура! Трупы людей и животных или их муляжи - говорят нам о Смерти с большой буквы! А это и есть искусство, когда говорят о смерти... Обезглавливание сотни цыплят на белом рояле!!! Вот это - искусство!

Между прочим, патология абсолютно политкорректна. В отличие от красоты.

Один Чувак холстики покоцал....... Слава ему!

 Казалось бы, вот нет никаких запретов. А скучно... Ведь там, где не красиво,  как правило, скука смертная, безнадежная.

Существует еще и искусство исполнительское, академическое (музыка, опера, балет, какие-нибудь классические постановки и проч.), но о красоте исполнения ни-ни, надо о высокой "технике"(вот, кстати, еще одно клевое словечко...); если ты подвизаешься  на этой ниве - то "даешь технику"и никаких гвоздей. А гвозди - это глубина, выразительность, то, что трогает душу: красота, одним словом. Сегодня артист обязан быть чем-то вроде ловкача-циркача, удивляющего почтеннейшую публику ловкостью своих рук и ног, или волосатой женщины с хоботом - этаким единственным экземпляром, заспиртованным уродцем, феноменом.

Как ни странно, говоря о современной поэзии, говорят о том, что было до второй мировой войны, и, может быть, еще что-то после нее. Пара имен всегда найдется. Вне контекста, вне общей культурной ткани. Современного поэтического процесса не существует. Тусуется этак пара-тройка более или менее "котирующихся" маргиналов, преуспевающих в избавлении Каллиопы и Эрато от их сияющих одежд.

Кстати, да, вот вместо слова "красиво" употребляется слово "котируется". Просто супер!

Один Чувак, к примеру, котируется выше Тициана, и наиболее небедный потребитель искусства тащит домой его заформалиненный в аквариуме и разрезанный пополам трупешник беременной коровы, оставляя какую-нибудь Венеру или Магдалину менее взыскательному и менее богатому любителю.

Кстати, "модно" не значит "красиво" - актуальные ныне штаны с чрезвычайно низкой талией скорей уродливы, как и хоккейные плечи восьмидесятых. Мода утрирует ту или иную деталь, зачастую лишая гармонии и целостности облик. Но это - о шмотках...

Так о чем это я? Да, о красоте. Просто хотелось как-то объяснить, насколько у современного, скажем, итальянца, язык не поворачивается произнести это слово..... Хотя итальянец этот, как правило, страдает от жуткого комплекса провинциальной неполноценности, считая себя отсталой деревенщиной. Оттого он с диким вожделением смотрит на Берлин, Лондон или Нью-Йорк, куда, как культурный человек, совершив арт-паломничество, восклицает: "Представляете! В N-музее в городе N нет ни одной картины! Ни одной скульптуры! Вот это - настоящее искусство!»

Да, на последнем венецианском бьеннале наш русский выстрел из штанов имел необычайный успех, особенно от того, что там кто-то поранился. Это - искусство! Ура!

Кстати, говоря о физической красоте и о "красивом человеке", принимается один вариант - рукотворный, достигаемый при помощи скальпеля. Еще десять лет назад дамы и господа здесь малость стеснялись разных "поправок" и всячески их отрицали. Мол, я такая (такой) натурально... Теперь разные лифтинги,  мини-носики, макси-скулы, губищи и т. д. принято выставлять напоказ: мол, у меня есть деньги, чтоб быть, как Барби или Кен.

Пролетарии на юге, влезая в долги,  дарят на 16 лет дочерям огромные силиконовые груди, чтоб все, как у людей!

Берлюскони (премьер-министр) год тряс у всех перед носом своим лифтингом и пересадкой волос.

Это - красота по-итальянски..... Увы, это тоже - она........

Честно говоря, я счастлива оттого, что я русская, и даже советская. Тут мне повезло необычайно. Я, к примеру, не столкнулась в детстве с Барби, ем и пью и читаю то, что люблю,  и абсолютно бесстыдно пользуюсь некорректным понятием "Красота."

А что для меня красота? Это - прежде всего целостность. Красота - антипод распада, смерти. Красота - антипод скуки и унижения. Красота - синоним свободы и радости. Поэт, писатель, художник могут писать о чем угодно и изображать что угодно. Дело не в том, что там на картине, или о чем стих или роман. Это может быть о падении, распаде, смерти. Бодлер мог описывать труп лошади в своем стихотворении "Падаль", измеряя словом такие пронзительные глубины, что озноб вдоль позвоночника проходит от невероятной красоты этого произведения, но, извините, когда труп лошади в аквариуме с формалином стоит миллионы - это совсем другая вещь..... Бодлера судили.......  Один Чувак гребет бабло лопатой.

"Каждому - свое" - было написано на неких адских вратах.

 Художник, несомненно, несет ответственность за то, что делает. То есть, нарушать табу, перескакивать барьеры - его творческий долг. Но Один Чувак, выставивший уж почти сто лет тому писсуар в натуре, извините меня, открыл гнусную дорожку в скользкое царство скуки. И он несет за это ответственность. Метафизическую.

Не юридическую, даже не моральную. Метафизическую.

Сейчас очень модно говорить об исламистской угрозе и о том, что через четверть века Европа станет тучным пастбищем стад пророка. Если такое случится, ответственность за это ляжет на плечи Тех или Иных Чуваков, которые выставляли писсуары, говны, отбросы во всех видах, расчлененные трупешники и продукты разложения.

 Несомненно, целостная, тотальная культура, отвергающая любое непослушание, даже изображение, как повод для соблазна, подчиненная одной идее, победит. Так что воронье каркающее право. Скорее всего, так оно и будет. А жаль Старушку, жаль Европу......

Красота по-итальянски? Так она, в нашем понимании, итальянцами-то и придумана. Возрождение, и проч.  Придуманы ими и Архитектура, и Живопись, и Музыка, и Балет, и Театр, и Опера, и Песня, и Венеция, и Флоренция, и Рим, и Неаполь, и Поэзия, и Кухня, и Цирк, и Феррари, и Футбол, и Софи Лорен, и Армани, и Московский Кремль, и Петербург, и Америка.......... (список можно продолжать). Итальянцами она придумана для всех, а все развивают ее каждый по-своему, на свой вкус и риск. То есть красота - во многом итальянка, а живет везде, изгнанница, потому что на родине признали ее горькой в угоду новой моде, и нанесли ей оскорбление. А кому это понравится?

Красота по-русски? Не в том ли она, что о красоте все еще говорят в России и не боятся?

ОЛЕГ ГАРКУША, поэт, музыкант (АУКЦЫОН)

Какой интересный и сложный вопрос одновременно. Человек, прежде всего, должен быть красивым не внешне, а в душе и располагать других людей к себе. Если человек к себе не располагает, то я с ним не общаюсь и не разговариваю. А если мне этот человек интересен, и он тоже получает удовольствие от общения, то и выходит, что он красив душой, и я с ним общаюсь. А красивым можно называть многие вещи: красивая девушка, машина, красивое дерево. Так что понятие довольно расплывчатое, но слово хорошее.

ОЛЕГ ПОПОВ, писатель (Москва)

Есть ли такие вещи, предметы, услуги, дома, города, профессии, которые тебе не нравятся? Причем, прежде всего именно  внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного"? Почему они тебе не нравятся? Просто что-то "сбилось в настройке", испортились представления о красоте? А на самом деле "все действительное красиво", только у тебя устарели "фильтры"? А современные художники эти самые современные настройки и предлагают, как новые версии "Windows"? Или же красота является неизменной величиной, и "некрасивые" вещи некрасивы всегда, потому что суть этих предметов-явлений некрасивая (соответственно, внешние ее проявления не могут быть красивы)?

Костя, ты ведешь себя как автомат Калашников, который, является признанным красивым предметом, но с которым невозможно вступать в диалог. Очередь ложится широким веером, каждая следующая пуля, не доделывает работу предыдущей, а попадает в новую тему. Например, только в первом предложении у тебя 6 разных вопросов. Поэтому я рискую тебя не понять и пытаюсь, по своим ощущениям, реконструировать общий образ твоего главного вопроса.
Есть всякое, что мне не нравится. Именно с точки зрения "прекрасного". Не все действительное - красиво, есть действительное  - уродливое. Каждый отдельно взятый художник или десять отдельно взятых художников, чего бы они не предлагали, не влияют на мое понимание «что красиво, а что нет». Они влияют как одни из бесчисленных слагаемых этого понимания. Как эта сумма получается - я не знаю. Думаю, что это (процесс) не поддается анализу, потому что и красота не поддается анализу. Как только она ему поддается – красоте конец. Конструкция «про фильтры» - технологическая, поэтому не может подходить к таким штукам, как красота. Я думаю, что красота - это неизменная величина, но не все способны её увидеть, некрасивые вещи часто некрасивы из-за того, что их суть некрасивая, но это не единственная причина некрасивости, их множество.

Может ли художник нарушать всевозможные табу, создавать новые "настройки красоты" - вызывает это в реальной жизни неприятные изменения или нет? 

В искусстве (искусство для красоты) не может быть табу. Табу может быть в этике (этика не для красоты) и т.п. Как искусство с этикой соотносится мне не очень интересно. Настройки создают дизайнеры, а не художники - они производят не "красоту", а прикладные предметы и опции. Я думаю, что мы даже с тобой не одинаково понимаем, что такое "реальная жизнь", поэтому нам будет трудно договориться. А неприятные изменения зрителю могут устроить и художники и дизайнеры и хулиган, если даст зрителю в глаз.

Пользуешься ли ты понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуешься ли при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства? Какими, например?

Словом таким я пользуюсь редко, потому что оно у нас в языке в том же состоянии, что и слово "любовь". Для меня человек, который часто употребляет такое слово - либо честный сумасшедший, либо воображала, либо святой.  Понятиями пользуюсь. "Руководствуешься ли при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства? Какими, например?" - это я не очень понял. Имеешь в виду, сравниваю ли что-то с произведениями искусства?  Сравниваю. С картинами твоими или Шевченковскими, бывает, сравниваю. Иногда вижу в жизни что-то такое, что напоминает твои картины или картины Шевченко. Без балды.

Являются ли уродство и ужас - тоже разновидностями красоты? В принципе, сжечь Рим - вполне эстетический поступок. Или вампиры, Дракула, пауки, скорпионы... Ты, как Король Ужасов, оцениваешь ли свое произведение с этой точки зрения: "Красиво получилось!"? Может ли красота быть злой? Глупой? Дисгармоничной (например)? И при этом все равно притягивать к себе? Если "да", то чем?

Уродство не является разновидностью красоты. Это ей противоположность. Воспевать уродство могут только сумасшедшие, воображалы и святые. Для них - сжечь Рим – говно вопрос. Как Короли Ужаса, мы с Вовой не любуемся вампирами, Дракулой, пауками и скорпионми. Если мы пишем про них - они часть традиционной драматургической конструкции, как в японском театре какие-нибудь маски, или в греческом какой-нибудь хор, или какой-нибудь Петрушка, или веселые человечки. Можно отдельно от "действия" оценивать котурны, "бога на машине", балетные  пачки? Мы оцениваем не их, а как "красиво получилось" в целом. Красота может быть злой, может быть глупой, а дисгармоничной не может. Красота притягивает своей неизъяснимостью. Недавно одноклассница из Бухареста рассказала историю о том, как одна невеста по неосторожности выстрелила из ракетницы своему жениху в глаз. Он остался жив, и не потерял сознания, пока ракета горела у него в глазу и пока она не догорела, потому что её нельзя потушить, пока она не догорит. В сознании его отвезли в больницу. Сделали множество операций. Дела уголовного он возбудить не дал. Невеста один раз навестила жениха в больнице, а потом её родители позвонили и сказали, что не для того они воспитывали дочку, чтобы она всю жизнь ухаживала за одноглазым инвалидом. Он прожил еще лет десять, а потом умер от эпилепсии. Эта история страшная и красивая "не почему". Своей неизъяснимостью.

К.С.: Ладно, от моего Калашникова ты отбился своей ракетницей, а вот я тебя гранатометом:
Красота, как ты говоришь, непонятная штука, анализировать ее вредно, точно! Значит, она имеет отношение к тайне, т.е., к непознаваемому в принципе?

О.П.: Она познаваемая. Только разговорные дисциплины - вроде философии и т.п. - её не объяснят, потому что красота "образная", а они "рассуждательные". Образом можно напрямую познать или выразить красоту, а философия - её искусственный спутник, она крутится где-то в жопе.

К.С.: Тогда, получается, что все системы, теории, "золотое сечение" и пр. критерии прекрасного - в общем-то чушь собачья?

О.П.: Если б все сводилось к одним только "золотому сечению" и "пр. критерям прекрасного", то на фига тогда бы художникам париться? Размножали бы себе на ксероксе план "золотого сечения" и наслаждались бы красотой А4, А3 и т.п. Над этим трудятся целые индустрии, а все равно ясно, что это разводка и кидалово. Критериев у прекрасного тоже не может быть, это другой язык.

К.С.: Но тогда и сама красота - той же самой собаки чушь, вещь не очень значительная, как и всё остальное в жизни - если мы тут пишем слово "тайна" с маленькой буквы. Ну есть она - ну нет... Чего говорить-то?

О.П.: Очередь опять зафигарил. Я не параноик, я не параноик, я не параноик.

К.С.:  Нет, погоди, получается, что «красиво/некрасиво» не так уж важно, ну, в смысле не в первой десятке. Есть вещи поважнее. Если тайну красоты мы пишем с маленькой буквы, как счастливую случайность, то единственное, что тогда остается самым важным в жизни: "больно / не больно", тут случайностей меньше. Я опять про злую красоту, про жестокую, больную и пр.
Вот, к примеру, Лермонтов, "Герой нашего времени". Очень жестокая вещь - ну, там в глаз из ракетницы не стреляли, но в каждой главе кому-то капец: контрабандисты, Бэла, Грушницкий, Вакулич, да и сам Печорин... Причем, просто так всех уделали, со скуки. Для красоты. Как в глаз из ракетницы. Книга совершенно аморальная, но никто об этом и не задумывается. Даже в школе проходят, потому что жутко красивая вещь получилась. Почему? Может, если писать "тайна" с маленькой буквы, то красота неизбежно придет к этой боли, насилию, как самому главному, что остается в жизни? Ядовитый модерн, сумасшедший Врубель, и т.д.

О.П.: Может быть, мы об этом в предыдущей порции говорили? Ты здесь утверждаешь - "ГНВ" - это ужас в нынешнем смысле  - «хоррор», «триллер» и т.п.. Ты утверждаешь - это красиво. Я согласен. Ведет ли это к каким-то очевидным выводам, кроме того, что Лермонтов хорошо писал прозу? По-моему, нет. Переход к тайне, ядовитому модерну и сумасшедшему Врубелю непонятен. Отдельно скажу, что быть сумасшедшим - не красиво.

К.С.: Или же насилие (ну, или вообще, грех в строго конфессиональном смысле) - это и есть необходимая плата за красоту? Насилие над рабами, строящими египетские пирамиды и сфинксов (роскошное египетское искусство, обожаю!) Насилие над советскими гражданами, строящими "самый прекрасный мир" (сталинская архитектура, соцреализм, кино с тысячными массовками - вещь! Демократическая архитектура пожиже будет). Да и А.С. Пушкин, когда писал "Евгения Онегина" - сколько там мужиков вкалывало на него, обеспечивало необходимыми для писания и развлечения средствами?

О.П.: Это не очень убедительное оправдание для интеллигентного маньяка - извращенца, который захотел кого-то замучить и ищет для себя убедительных объяснений, почему ему без этого никак не обойтись.

К.С.: Погоди, я к тому - ты специалист по ужасам: нет ли тут какой-то связи, что красота (без Тайны) оказывается результатом (утешением?) за что-то совершенно некрасивое?
Например, шарахнули из гранатомета - а потом такая тишина! И небо над Аустерлицем - такое прекрасное!

О.П.: Я говорил уже - "ужас" - это не противоположность "красоты", это такой жанр. Он используется для того, чтобы красоту создавать или ей соответствовать, как и все прочие жанры. Противоположность красоты - уродство. Оно также не из области описательной, а из области познаваемого неизъяснимого. Уродство, это не то, что не соответствует "золотому сечению" и "критериям красоты". Уродство - это такая штука, которая не может привлекать. Оно шепчет - приблизишься ко мне, запомоишься на всю жизнь. Это все не имеет отношения к разным фрикам, оригиналам и т.п. Это настоящее глобальное противостояние - два полюса.
Эти вещи обобщать невозможно, как и "золотое сечение". Это может быть прекрасно, а может быть и наоборот, а может быть никаким вообще, ну шарахнули от нечего делать из гранатомета, ну и что? Подумаешь ерунда какая - ты еще небо над Аустерлицем не видал!

К.С.: Ага, вот, здорово! Два полюса: красота и уродство, точно. Только почему оно не может привлекать? Привлекает, еще как! Вот, кстати, Ф.М., помнишь про старика Карамазова с Елизаветой Смердящей? Почему-то иногда и уродство привлекает, даже в таком гнусном виде – только начни изучать-интересоваться. Привыкнешь ходить на выставки О. Кулика – уже и нравиться со временем будет, как дяденьки любят своих собачек, уже обыкновенные пейзажи-натюрморты смотреть будет скучно... Два полюса... Да... Но – одного явления-природы?

О.П.: Я думаю это явления разного порядка. Например, человек может здорово чувствовать красоту и при этом быть отвратным извращенцем. Это разные плоскости. Когда человек тянется к уродству - это связано не с пониманием-непониманием красоты, а с другими вещами. Чаще всего этот человек любит себя жалеть, и ему сладко себя растаптывать, или у него кураж  - противопоставить себя всему и всем и тому подобные комплексы. Но это в разных плоскостях. В целом и контемпорари арт может быть красотой.

К.С.: И еще про глупость. Как там, у греков - Истина, Добро и Красота. Хочется пощупать на излом: Истина, Зло и Красота (Ослепительный Ужас). И второе (стреляю из потайного пистолета): Глупость вместо Истины. Т.е., прежде всего, Абсурд. А затем (мне лично интересней) - Глупость, как у дураков, как у детей: детские рисунки, на мой взгляд, очень красивы, хоть ума там ноль. Истина там весьма неразборчива. А глупость видна,  и очень даже привлекает. Глупость, как смирение перед истиной. Вы ведь тоже глупостью интересуетесь? Зачем? Чтобы ужас "понарошку" сделать?

О.П.: Ты гранатометом пугал, теперь потайным пистолетом пугаешь, а получается все равно  автомат. Как только целое распилишь на Истину, Добро и Красоту, то сразу из художника, который фигарит образами, становишься философом, который фигарит рассуждениями. Я не хочу быть философом. Мне не интересна философия.

Для меня есть Целое (оно может сложится из слагаемых, но оно Целое, а не композиция из свободно вынимаемых и переставляемых модулей), зачем его пилить, изламывать? Если это вопрос к тому, чем мы с Вовой занимаемся - я скажу – так (возможно Вова, по-другому, думает): мы любим рассказывать истории, любим, когда другие рассказывают истории. Когда сама история находится в гармонии с её «рассказыванием» - то и получается красота, а глупость, ум, истина – это, как говорили в школе, «второстепенные члены предложения» и они сами по себе мне неинтересны. В тех категориях, конечно, которые ты предлагаешь. А вот образ глупости, образ ума и образ истины интересовать могут. Образ "ужаса" не лучше и не хуже образа "ужаса понарошку", это не самостоятельная ценность, это все равно, что  - цветными ты карандашами рисуешь или простым, крестиком вышиваешь или гладью. Я не мыслитель. Отдельных мыслителей я люблю и уважаю, но по мне  - самому становиться мыслителем - западло.

К.С.: Ладно, а кушать тебе не западло? Последнее: как считаешь, есть что-то общее между красотой и вкусом? "Красиво - не красиво", как "вкусно - не вкусно" можно сказать?

О.П.: Лично мне кушать не западло. Я считаю, что нельзя эти вещи рядом ставить. Я, например, не ем никаких морских продуктов, поэтому если я заявляю в компании, что рыба на вкус  - как тухлое мясо, то разговор пойдет вовсе не в сторону красоты - это легко проверить. Или вот пример - http://op.livejournal.com/446028.html .

(Писатель Олег Попов действительно не ест рыбу, он даже не ест черную и красную икру, устриц, мидий, лобстеров, раков и креветок... И еще, насколько я понял, Попов не ест мед. Так что я действительно, лопухнулся, спросив его про «вкусно – не вкусно». Зато он сильно разбирается в том, как нужно заваривать чай. И еще у них с Белобровым выходила очень хорошая книжка «Уловка водорастов» - там отрицательные персонажи разбавляют пиво водой. От чего пиво становится невкусным. Что-то тут все-таки есть, надо разбираться и разбираться... – К.С.)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.