28 марта 2024, четверг, 14:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 декабря 2007, 10:40

Срок для президента

Теплым октябрьским вечером мы сидели на террасе парижского кафе с коллегой Армель Роллан и обсуждали наши недавние поездки. Она наблюдала за парламентскими выборами на Украине для ОБСЕ, а я исследовал условия содержания под стражей и гражданское общество (условия содержания под стражей гражданского общества?) в Беларуси. Потом перешли к России, недавнему выдвижению кандидатуры В. Путина во главе избирательного списка «Единой России» и «двум срокам подряд».

– А если Путин уйдет в отставку сразу после парламентских выборов, чтобы избираться вновь, это будет «не подряд»? – спросила Армель.

– Это лишит Конституцию всякого смысла, – ответил я.

Но идея, пришедшая в одну голову, не может не прийти в другую. Через месяц, 15 ноября, такое предложение появилось в СМИ, а 26 ноября председатель Совета Федерации предложил, как обойти запрет баллотироваться на новых выборах Президенту РФ, ушедшему в отставку…

Уже давно внимание российского общества сконцентрировано на последнем слове ч. 3 ст. 81 Конституции РФ: одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Вокруг этой нормы появилось множество вопросов: а допускаются ли два срока не подряд? может ли В. Путин баллотироваться на президентских выборах, следующих за выборами марта 2008 г. (речь не обязательно о 2012-м, новый Президент может досрочно уйти в отставку)? может ли В. Путин баллотироваться на выборах 2 марта 2008 г., если предварительно уйдет в отставку, получив, например, депутатский мандат?

Иначе говоря, может ли В. Путин, сохраняя видимость соблюдения Конституции, быть Президентом РФ после весны 2008 г.?

Действительно, конституционный смысл слова «подряд» позволяет задавать такие вопросы. Небольшое (и, вероятно, не полное, поскольку быстрое) исследование позволяет предложить ответ.

****

В 1993 г. на Конституционном совещании обсуждался проект Конституции, предложенный Президентом РФ, но участники совещания часто обращались и к проекту, подготовленному Конституционной Комиссией. Проект Комиссии в ч. 4 ст. 92 предусматривал запрет для Президента РФ занимать эту должность более двух сроков. В то же время, президентский проект формулировал этот запрет как «двух сроков подряд». Соответственно, Верховным Советом Адыгеи Конституционному совещанию была предложена поправка, исключавшая слово «подряд» из президентского проекта.

На фоне длительных дебатов о роли и функциях Президента РФ в новой системе органов власти это различие в проектах выглядело малозначительным и не удостоилось подробного обсуждения. Однако те следы дискуссии, которые нам удалось найти в двадцатитомнике «Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля – 10 ноября 1993 г.» (М., 1995-1995; далее в скобках ссылки даются на том и страницу) чрезвычайно полезны для прояснения смысла слова «подряд».

11 июня 1993 г. группа представителей федеральных органов государственной власти обсуждала поправку к ст. 71 президентского проекта, исключавшую слово «подряд». Не представившийся член группы задал вопрос, возможно ли Президенту РФ «пропустить» третий срок и баллотироваться на последующих выборах. Председательствующий А.М. Яковлев ответил, что «так это и замыслено» (6, 77). Тогда этот же неизвестный оратор указал на опыт «латиноамериканских и иных конституций, [который] показывает, что можно после президента, после двух сроков, избрать, например, его жену или внучатую племянницу, при которой он будет реально управлять, после чего его опять избирают, и так далее» (там же). Поправка о запрете одному и тому же лицу занимать президентский пост более двух сроков вообще была принята 20-ю голосами против 7-ми (6, 78). По причинам, не отраженным в материалах Конституционного совещания, эта принятая в группе поправка не попала на обсуждение рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ (12, 288 и след.).

Группы представителей местного самоуправления и представителей товаропроизводителей и предпринимателей не обсуждали эту поправку (3, 235 и 6, 411 соответственно). Интересно, что в двух других группах – представителей республик, краев, областей (и других регионов) и представителей профсоюзов и других общественных организаций (названия групп сокращены) – эта поправка была сочтена идентичной по смыслу тексту президентского проекта (8, 124 и 9, 289-290 соответственно).

Таким образом, несмотря на сохранение слова «подряд» в тексте проекта, все группы понимали конституционную норму одинаково: одно и то же лицо может быть Президентом РФ два срока, не более.

****

Отдельный интерес представляет Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Государственная Дума обратилась в КС с запросом о том, может ли Б.Н. Ельцин баллотироваться на президентских выборах 2000 г. Сейчас забытый вопрос имел тот подтекст, что раз первый президентский срок Б.Н. Ельцина начался во время действия исправленной и дополненной Конституции 1978 г., не был ли он избран на первый срок по Конституции 1993 г. в 1996 году? Конституционные судьи не усмотрели неопределенности в поставленном вопросе: в 1996 г. сам Президент, ЦИК, избиратели имели однозначное представление, что Б.Н. Ельцин избирается на второй срок, соответственно, в 2000 г. он не может быть вновь кандидатом. Иное понимание исчисления президентских сроков, по мнению КС, вступило бы в противоречие с выраженной на выборах волей народа.

КС РФ добавил к Определению и вот какой абзац:

Необходимо учесть, что сам Президент РФ, являясь согласно статье 80 (часть 2) Конституции РФ гарантом Конституции РФ, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента РФ на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции РФ, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры (курсив наш – К.К.).

Ничего не напоминает?

Хотя судья Т.Г. Морщакова справедливо критиковала в особом мнении КС РФ за использование правоприменительных решений для толкования Конституции, Определение от 5 ноября 1998 г. № 134-О связывает действующего и завершающего свой мандат Президента РФ его словами о том, что он не будет выдвигать свою кандидатуру на новый срок. Потому что это будет нарушением Конституции РФ и выраженной на выборах воли народа.

Итак, два срока, как говорил и сам В. Путин, не более.

****

Исследования подготовительных материалов Конституции РФ и одного определения КС многим может показаться недостаточно для заключения об окончательном смысле слова «подряд». Действительно, оно не было исключено из конституционного текста, а намерения его создателей (не только участников Конституционного совещания, но и всего российского народа, принявшего Конституцию) – материя историко-психологическая…

Но несомненно, что конституционные нормы были приняты не для заполнения книжки с заголовком «Конституция», а для того чтобы осмысленно регулировать отношения в обществе. Если ч. 3 ст. 81 Конституции РФ позволяет Президенту за три месяца до окончания своего второго срока уйти в отставку, стать депутатом Государственной Думы, а затем вновь выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, какой смысл в ограничении количества президентских сроков? Два срока, потом еще два и еще два – и все это вполне конституционно…

Но раз уж было введено такое ограничение, оно должно быть эффективным и выполнять свою главную цель – препятствовать несменяемости власти, установлению бессрочного правления одного лица (пусть и с небольшими, от четырех лет до трех месяцев, перерывами). И только принимая во внимание эту (единственную) цель ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, можно оценить смысл нормы: одно и то же лицо может быть Президентом РФ два срока, не более.

****

К сожалению, судебная практика КС РФ учит нас, что то, что еще вчера являлось незыблемой конституционной нормой (главы субъектов РФ выбираются народом субъекта РФ), в одночасье может быть отброшено и забыто (Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по жалобам В.Ф. Гришкевича и других).

2 декабря этого года в Венесуэле состоялся референдум, на который президент Уго Чавес вынес конституционные поправки, позволяющие ему баллотироваться на высший пост страны без ограничения сроков. Но Венесуэла оказалась не готова встать на путь Беларуси, где норма об ограничении мандата Президента двумя сроками (слова «подряд» в белорусской Конституции не было) была отменена всеобщим голосованием, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана…

Не для того ли в России принималась Конституция, чтобы сия чаша минула и нас?..

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.