29 марта 2024, пятница, 16:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 ноября 2007, 09:12

«Попытка дать независимую оценку качества социологического образования на Соцфаке провалилась»

1. Как бы вы охарактеризовали уровень образования на социологическом факультете МГУ? Насколько, на ваш взгляд, он соответствует современным научным требованиям? Какие конкурентные преимущества имеет социологический факультет МГУ на рынке социологического образования?

Социологический факультет МГУ с момента своего основания не был нацелен на производство качественного социологического образования. Его создатели преследовали множество целей - в том числе цели личного обогащения под широким зонтом МГУшного бренда - но задача создать "лучший социологический факультет в лучшем вузе страны" ими не ставилась. Поскольку никакой "игры на повышение" факультетом не велось, о конкурентных преимуществах факультета на рынке образования сегодня говорить бессмысленно...

2. Были ли сформулированы в ходе конфликта и его обсуждения какие-то проблемы, значимые с точки зрения социологии и преподавания социальных наук? Какие? Если ничего нового сказано не было, какие из обсуждавшихся проблем современной российской социологии, на ваш взгляд, являются наиболее серьезными?

Главная проблема, сформулированная в ходе конфликта, - это проблема качества преподавания социологических дисциплин и возможности его независимой оценки. Итоги конфликта неутешительны: социологическое сообщество фактически расписалось в своем бессилии и неспособности к минимально эффективной саморегуляции - попытка дать независимую оценку качества социологического образования на соцфаке провалилась (не в последнюю очередь - по политическим причинам).

3. На ваш взгляд, почему проблема плагиата, затронутая студентами, не стала предметом профессиональных дискуссий последних лет? По вашим сведениям, насколько и в каких формах распространена практика плагиата в российских социальных науках? Какими способами эту проблему можно решать?

О проблеме плагиата среди студентов в последние годы было написано немало статей - о той логике, которая движет плагиатором, сшивающим куски собственных и чужих текстов, о "растворении авторства" и технизации интеллектуального производства как такового. Однако разговор о плагиате среди самих производителей научного знания был воспринят как удар не по соцфаку, а по социальной науке. В итоге диспутанты предпочли отказаться от столь горячей темы во имя сохранения чести мундира. Осуждать это решение (сознательное или имплицитное) я не могу - его основания мне по-человечески понятны.

Даже доказанных случаев плагиата (в книгах А. Кравченко) достаточно для того, чтобы говорить о распространенности этого явления (хотя, откровенно говоря, другие примеры столь циничного плагиата я привести затрудняюсь). Решить эту проблему в отсутствие эффективных механизмов саморегуляции профессионального социологического сообщества невозможно...

4. Как вы оцениваете действия студентов и коллег-социологов в ситуации конфликта? Повлияло ли развитие конфликта на ваше представление о российской социологии, о коллегах? Могли бы вы кратко сформулировать свои впечатления?

Я затрудняюсь дать какую-либо однозначную оценку действиям коллег и студентов. Прежде всего, потому что само разделение на "коллег" и "студентов" кажется мне абсурдным: если студенты с самого первого дня своего обучения не являются нашими коллегами, о каком качественном социологическом образовании может идти речь?
Изначально выход студентов "на баррикады" представлялся как "бунт во имя знания", как своего рода попытка политическим путем добиться того, что предполагал сам факт их поступления на социологический факультет МГУ - получения качественного образования и интеграции в социологическое сообщество. Затем у меня возникли сомнения в искренности таких деклараций - действительно ли это "бунт во имя знания" или, скорее, "бунт во имя бунта"? Как только "трансцендентное", ценностное измерение конфликта отошло в тень и речь зашла о вопросах исключительно политических - "должен ли Добреньков занимать этот пост?" и т.п. - конфликт перестал быть мне интересен.

5. Как, на Ваш взгляд, конфликт на социологическом факультете МГУ повлиял на ситуацию в социологии в целом, на состояние социальных наук? Как, на ваш взгляд, он отразился на преподавании социологии? На отношениях между преподавателями и студентами? На отношениях между коллегами?

Никак.

См. также:

См. также ответы других опрошенных экспертов:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.