Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 октября 2017, воскресенье, 14:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 августа 2007, 09:56

«Дмитрий Александрович Пригов» как художественный проект

Поэта Пригова не было. Не было и художника, скульптора, организатора многочисленных перфомансов с такой фамилией. Человека Пригова тоже не было. Хочется перефразировать Хармса: «так что непонятно, о ком идет речь». Но это было бы неуместно. Потому что был Дмитрий Александрович Пригов. Именно так, с именем и отчеством. И пусть не смущает это тех, кому еще в детстве объяснили интеллигентные учителя или родители, что у поэта нет отчества, а называть его надо исключительно по имени и фамилии. Потому что Дмитрий Александрович Пригов – это, как он сам о себе говорил, целый проект, распространяющийся на все грани бытия. И поэт, и скульптор, и художник, и сам человек были лишь элементами целостного проекта – и, соответственно, вели себя так, чтобы эту целостность поддержать и сохранить.

Поэзия занимала в этом проекте действительно ключевую роль. Наверное, потому, что Д.А. Пригову выпала грандиозная удача, которая выпадает только настоящему поэту: он нашел свой собственный стиль, свою неповторимую манеру письма, по которой не одно десятилетие его опознавали с легкостью. «Приговский стиль» стал таким же фактом русской литературы, как «онегинская строфа».

Но мало кто знает, что обретение своего поэтического голоса одновременно стало актом самоотречения. К началу 1970-х годов, когда стал формироваться тот Д.А. Пригов, которого мы сейчас знаем, поэт уже больше 10 лет писал стихи – вполне традиционные и нельзя сказать, чтобы плохие:

Необъяснима жизнь цветка,
Растущего без задней мысли,
Без пистолета у виска –
Судьбу хоть бы на гран превысить.

Но только запылает ночь,
Иной расчерченная мерой,
Он от себя уходит прочь,
Что среди нас слывет химерой.

И все несметные пути
Становятся одною нитью,
И можно со спины зайти
Любому слову и событью.

Пригов родился в 1940 году, а эти стихи написаны в 1969-м. При всех видимых влияниях, из которых, очевиднее всего – Борис Пастернак, они достаточно самостоятельны, лишены видимых штампов, финал яркий и риторический выверенный. В 29 лет можно было продолжать дальше совершенствовать взгляд на мир, отшлифовывать стих, расширять кругозор – и так поступают 99,9% поэтов.

Пригов же кардинально ломает свой метод, отказываясь в принципе от традиционной поэзии, так что мы можем только гадать, каким бы он стал поэтом, продолжай он развиваться в направлении, заданном в своих стихах 1960-х годов. Отныне он больше не пытается нанизывать метафоры и метонимии, создавать лирические сюжеты, отказывается от любого намека на пафос. Он приговорил к уничтожению полтора десятилетия своей поэтической работы и начал с нуля, с сотворения принципиально новой поэтической системы.

Пригов рассказывал после, как совершился в нем этот перелом:

«Я писал тогда, как и все в те годы, — в духе Ахматовой, Пастернака и Мандельштама — такой общепоэтический компот. И все мучился над проблемой, что же такое может быть адекватной реализацией концептуализма и соц-арта в литературе. И однажды на даче я вдруг все понял. Такое вот озарение в духе романтических поэтов. Но что поделаешь, именно так и случилось. И тогда же написал стихотворение под названием «Сталин и девочка». Потом сразу другое — «Калинин и девочка». Потом — «Ворошилов и конь». И пошло. С этого момента я полностью осознал, что делаю и что должен делать».

Стихотворение «Сталин и девочка» действительно стало первым текстом «нового» Пригова:

В этой жизни растаковской
Что-то понял Маяковский,
Что-то понял и Желтовский,
И, конечно, Дунаевский –

Все мы живы не острасткой,
Все мы жили башней Спасской.
Кстати в этой башне Спасской
Сталин жил,
С трубочкой дружил…

Тогда-то он и создал себе новый имидж – поэта Дмитрия Александровича Пригова – с именем-отчеством, что воспроизводило советскую традицию полного именования вождей.

В полдневный зной в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я
Я! Я лежал – Пригов Дмитрий Александрович
Кровавая еще дымилась рана
По капле кровь сочилась – не его! не его! – моя!

«Поэта – далеко заводит речь», – писала Марина Цветаева. Иосиф Бродский любил и часто цитировал эту строчку в доказательство того, насколько поэт зависит от языка, являясь, по сути, его функцией. И Пригов нашел свое вдохновение и материал для творчества в той стихии, которая, казалось бы, была в принципе несовместимой с любым творчеством – в языке брежневской эпохи.

Люди, жившие в это время, либо смеялись над развешанными на каждом шагу лозунгами, над казенными бессмысленными штампами дикторов радио и телевидения, либо механически повторяли вызубренные с детства формулировки, не вдаваясь особо в их содержание. Пригову еще раз удалось подтвердить правоту известных ахматовских строк «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи не ведая стыда». Он полностью подчинил себя стихии советской речи, сделал её язык своим языком.

Его поэзия возникала на стыке внутренней логики советских штампов и отстраняющего взгляда поэта, позволяющего этой логике развиваться до своих пределов и тем самым разрушать самою себя. Неожиданно оказалось, что для деконструкции советского художественно-идеологического штампа вовсе не обязателен взгляд извне, – достаточно обнажить его абсурдный характер.

Это обнажение происходит по-разному. Например, одним из излюбленных приемов Пригова стало дополнение хорошо известного и идеологически значимого в советской культуре текста элементами, казалось бы, того же стиля. Но штамп тем и отличается, что он – структура застывшая и мертвая, даже искренняя попытка его «улучшения» или развития немедленно приводит к его разрушению. В свое время это блестяще продемонстрировал один из литературных «отцов» Пригова – Даниил Хармс в рассказе «Рыцарь». Герой этого рассказа по имени Алексей Алексеевич нашел способ просить милостыню в первые послереволюционные годы:

«…Алексей Алексеевич сочинил революционную песню и, завидя на улице человека, способного, по мнению Алексея Алексеевича, подать милостыню, делал шаг вперед и, гордо, с достоинством, откинув назад голову, начинал петь:

«На баррикады
мы все пойдем!
За свободу
мы все покалечимся и умрем!»

И лихо, по-польски притопнув каблуком, Алексей Алексеевич протягивал шляпу и говорил: «Подайте милостыню, Христа ради». Это помогало, и Алексей Алексеевич редко оставался без пищи».

Вставка всего одного слова («покалечимся»), которое вроде бы не противоречит семантике текста, а в чем-то даже развивает его «сюжет», приводит к разрушению целостности стилистически узнаваемой конструкции «революционной» песни.

Примерно так же действует и Пригов в одном из самых известных своих стихотворений середины 1970-х годов – «Широка страна моя родная». Он полностью воспроизводит эту официозную песню, написанную в 1936 году В. Лебедевым-Кумачом и И. Дунаевским для фильма «Цирк», вставляя в нее бесконечные ряды «уточнений». Механизм деконструкции тот же самый – и он сходен с деконструкцией любого мифа, в котором каждый элемент сакрален и его изменение приводит к убийственным для мифа эстетическим и идеологическим результатам:

«Всюду жизнь привольна – без эксплуатации человека человеком, без национального, расового и религиозного гнета,
и широка
Словно Волга, Дон, Днепр, Днестр, Лена, Кама, Ока, Индигирка, Нева, Москва-река, Терек, Заравшан, Кура, Ангара, Сев. Двина, Нижняя и Верхняя Тунгуски, Обь, Иртыш, Витим, Алехма, Алдан, Истра, Нерль, Амур, Байкал, Гильменд, Амударья, Сырдарья и др.
течет,
Молодым – до 35 лет – везде – в университеты, институты, техникумы, профессиональные училища, вечерние школы и институты, аспирантуры, профессуры и т.д.
 у нас дорога,
Старикам – женщинам после 50, а мужчинам после 55 лет – везде у нас почет и бесплатные пенсии от 60 руб. и выше, вплоть до персональных пенсий для особо заслуживших большевиков, и все это, не считая бесплатного лечения, образования, низкой квартирной платы и платы за коммунальные услуги, и т.п.»

Чем дальше стихотворение, тем больше в него вводится «уточняющих подробностей», так что, в конце концов, возникают строчки длиной несколько страниц. Пятистопный хорей Лебедева-Кумача превратился в верлибр. В результате, возникла и стиховая новация – этот текст покойный стиховед Максим Шапир отметил как рекордный по длине строки в русской поэзии: в самой длинной из них – 429 фонетических слов.

Деконструкция одного советского штампа происходит за счет введения в него других советских штампов или же за счет введения в него авторского текста, который становится как бы комментарием для штампа. Этот навязший в зубах и стершийся идеологический штамп, реализованный в советском искусстве, стали именовать концептом, а направление, избравшее этот концепт для деконструкции, – концептуализмом. Пригов стал одним из первых русских поэтов-концептуалистов.

Избрав этот путь, Пригов потерял возможность состояться как поэт, творящий новую эстетическую реальность (а значит, – и вообще как поэт в понимании XIX века), но зато он открыл новый подход к работе с существующей реальностью второго порядка (если так определять искусство). Постмодернизм, одной из основных ветвей которого является концептуализм, исходит из того, что всё, что можно было сделать в искусстве, уже сделано, – и задача художника (поэта) – лишь переставлять по-разному те «кирпичики», которые уже однажды были задействованы в чужом творческом процессе.

В этой области Пригову удалось добиться, наверное, всего, чего ждут от поэта читатели и филологи. Вот он создает знаменитый образ «Милицанера», наверное, самый знаковый для его поэзии:

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер —
Взгляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли...
Да он и не скрывается.

Приговский «милицанер» – это советский извод петербургского мифа о Медном Всаднике. Он находится в абсолютном центре Москвы, при этом его рост соответствует росту культурного героя – он сопоставим с высотой московских зданий, так, чтобы любой человек мог видеть его присутствие в своей жизни и знать, что он следит за ним, как следит за каждым Благодетель в романе Замятина «Мы» и Большой Брат в романе Оруэлла «1984». Цикл Пригова о «Милицанере» (не случайно и написание с заглавной буквы) – редкий пример сатирического изображения сущности тоталитарного мира.

Мало кто замечал, что московское пространство в этом стихотворении тоже оказывается деформированным. В свое время академик Владимир Топоров, сравнивая московский и петербургский текст, обратил внимание на то, что сущностную разницу в организации пространств этих городов может продемонстрировать мысленный эксперимент по определению количества наблюдателей, которые должны быть так расставлены на перекрестках города, чтобы в совокупности просматривать все его улицы. Москва по площади превышает Санкт-Петербург примерно в 1,8 раза, но наблюдателей в Москве потребуется во много раз больше – из-за неплоского рельефа. Пригов фактически превращает московское пространство в петербургское, поскольку именно последнее наиболее удобно для пресловутого наблюдающего взгляда, пронизывающего насквозь улицы, проспекты, дома…

Создание образа, который стал фактически эмблемой приговского творчества, было важной вехой в его поэтической эволюции. Следующим достижением Пригова стало создание лирического героя, который до него был лишь у Николая Олейникова, а в прозе – у Михаила Зощенко. Это – представитель городских низов, чуждый культуре, но зато овладевший грамотой и пытающийся высказываться. Именно о таких людях в свое время сказал Маяковский:

Улица корчится безъязыкая -
Ей нечем кричать и разговаривать.

У Зощенко эти люди впервые заговорили в литературе своим языком в прозе (до этого писатели вкладывали в уста подобных персонажей либо стилизованную псевдонародную речь, либо вполне литературную – посмотрите, как разговаривают босяки и воры в пьесе Горького «На дне»), а у Олейникова – впервые в стихах. Но если их персонажи овладели только грамотой, то у Пригова они хорошо знают и политграмоту, которой им постоянно промывали головы советское радио, телевидение, газеты… И герои Пригова заговорили языком советских СМИ.

Возникло серьезное противоречие: советский концепт предполагает небольшой словарный запас, его не хватает на стихотворение. И лирический герой Пригова поступает так же, как советские СМИ: начинает бессмысленно варьировать одни и те же штампованные конструкции, причем создается впечатление, что язык как бы путается в создаваемых конструкциях:

Вот избран новый Президент
Соединенных Штатов
Поруган старый Президент
Соединенных Штатов
А нам-то что
ну, Президент
Ну, Съединенных Штатов
А интересно все ж
Прездент
Соединенных Штатов.

Фонетическое письмо в последних строчках передает эту усталость, которая от языка словно передается артикуляционному аппарату.

Вот умер Мао – председатель
Народа своего родитель
И за другие все радетель
За гробом йдет китайц-рыдатель

Он мыслит Мао-председателя
Почти что как земли родителя
Почти что до небес радетеля
Почти ни капли что рыдателя

А Мао щас идет рыдателем
Идет к небесным он родителям
За псмертную судьбы радетелем
И на смех разве – председателем…

Создал Пригов и собственную стиховую конструкцию – каким бы размером ни писалось стихотворение, оно завершалось короткой (как правило, вдвое короче, чем остальные), чаще всего – безразмерной строкой, ярко диссонирующей с предыдущими и создающей остановленного разбега, когда лирическому герою уже больше совершенно нечего сказать – и он резко прерывает текст.

Петор Первый как злодей
Своего сыночечка
Посреди России всей
Мучил что есть мочи сам

Тот терпел, терпел, терпел
И в краю березовом
Через двести страшных лет
Павликом Морозовым
Отмстил

Разумеется, такой метод давал возможность писать стихи в неимоверных количествах. Даже в начале творческого пути Пригов уделял большое внимание количественным показателям. Позже он так вспоминал об этом:

«Когда я только начинал писать стихи, в 1960-х, я решил, что надо написать тысячу, чтобы понять, что это такое и стоит ли этим заниматься. Я писал в большой амбарной книге, написал в ней где-то стихотворений семьсот и потом ее где-то забыл. И у меня была проблема – включать ли потерянное в тысячу или заново тысячу писать. Тогда я написал новую тысячу».

Но после перелома, происшедшего с ним в 1970-е годы, эти числа, внушающие ужас любому ценителю поэзии, превратились в ничтожные. Незадолго до смерти поэт сообщил в интервью, что написал в общей сложности уже более 35 тысяч стихотворений, но собирался написать еще несколько тысяч. Не успел…

К стихам своим он относился как к части общего проекта «Дмитрий Александрович Пригов», реализовав давнюю идею полного стирания границы между жизнью и искусством. Он хоронил свои стихи в спичечных коробках и консервных банках, раздавал их друзьям и знакомым. Его называли графоманом, – вкладывая в это слово ругательное значение, но ведь оно характеризует только способ и производительность творчество, а никак не его качество. То, что писал Пригов, не могло и не должно было оцениваться, как произведения любого другого поэта, его стихотворения не существовали поодиночке, они должны были восприниматься в целостности, как огромный саморазвивающийся организм. Непрерывное продуцирование текстов было одним из неотъемлемых признаком развития этого организма.

Поэзия Пригова во многом возникла из страстного неприятия пафоса. Разумеется, речь идет о пафосе советском, но постепенно это распространилось на любой пафос. Средства борьбы с ним известны: ирония, гротеск, риторика, – и их Пригов применял постоянно. Но в начале 1990-х годов за этой иронией вдруг неожиданно проглянуло пророчество собственной смерти, которое свойственно поэтам:

Прости меня, я умираю
Врачи мне вырезали печень
И съели
И следом мозг - чтоб мыслить нечем
Было
Тоже съели
Мне это показалось раем
Поначалу
Все перестало вдруг вертеться
Повисло тихое! Но сердце
Сердце! сердце! сердце!
Бедное!
Все страдает…

Д.А. Пригов скончался в ночь на 16 июля 2007 года от последствий обширного инфаркта.

Остался узнаваемый «приговский» стиль, остались его знаковые персонажи. Осталось его место в литературе.

Обсудить статью

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:51 Экс-посол РФ рассказал о проблемах в американской политике
14:26 Журналист Феруз получил орден мужества имени Сахарова
13:50 Навальный не стал комментировать выдвижение Собчак в президенты
13:31 Экс-президенты США собрали на благотворительном аукционе более 30 млн долларов
13:04 Израильский самолет опасно приблизился к другому борту в Подмосковье
12:24 Глава МИД Испании объяснил действия в отношении Каталонии
11:46 В ВОЗ пересмотрят назначение Мугабе послом доброй воли
11:26 Путин заявил о динамичном развитии диалога с Казахстаном
10:56 Россия вошла в тройку лидеров по выбросам космического мусора
10:37 В Словении стартовал первый тур выборов президента
10:13 СМИ заявили о тайном освобождении Навального из спецприемника
10:05 СМИ сообщили о внесении РФ Браудера в базу Интерпола
09:50 Минобороны сравнило бомбардировку Ракки США со Второй мировой
09:27 Глава ЦРУ попросил не обращаться к нему при исчезновении Ким Чен Ына
09:21 Лидер правоцентристского движения в Чехии заявил о желании сотрудничать с ЕС
09:12 Саакашвили заявил о депортации своих соратников в Грузию из Украины
21.10 21:08 Россияне заняли весь пьедестал на этапе Гран-при по фигурному катанию
21.10 20:56 В Красноярском крае при аварии опрокинулся рейсовый автобус
21.10 20:42 В Киеве за стрельбу задержан глава Организации украинских националистов
21.10 20:21 Генпрокурор ЛНР ушел в отставку ради научной работы
21.10 20:01 Журналистку «Москвы 24» уволили после статьи о духоте в метро
21.10 19:39 Путин попрощался с участниками фестиваля молодежи на английском
21.10 19:21 Сирия пожаловалась в ООН из-за обстрела со стороны Израиля
21.10 19:02 Трамп сообщил о готовности рассекретить документы по убийству Кеннеди
21.10 18:45 Одного из тыловиков МВД отправили под домашний арест
21.10 18:29 Путин на встрече с молодежью рассказал о Косыгине и важности «soft skills»
21.10 16:39 В Москве задержан сообщивший о минировании больницы телефонный хулиган
21.10 16:23 Полиция Мюнхена не нашла религиозных мотивов в нападении на прохожих с ножом
21.10 16:06 ВОЗ назначила 93-летнего президента Зимбабве послом доброй воли
21.10 15:36 Россия сняла запрет на ввоз турецких томатов с 1 ноября
21.10 15:14 Испанское правительство запустило процедуру прямого управления Каталонией
21.10 15:00 Бывший глава МИД России ответил Путину на обвинения в безголовости
21.10 14:38 Познер призвал голосовать за Собчак
21.10 14:28 Дефицит бюджета США достиг 666 млрд долларов
21.10 14:08 Полиция Мюнхена задержала подозреваемого в нападении на прохожих
21.10 13:55 В НАТО опровергли уязвимость перед Россией на Балтике
21.10 13:33 МВД проведет тотальную проверку частных домов престарелых
21.10 13:11 В Польше начал действовать закон о сносе коммунистических памятников
21.10 12:46 В МИДе заявили о подготовке к выходу США из ядерной сделки с Ираном
21.10 12:39 Мужчина набросился с ножом на прохожих в центре Мюнхена
21.10 12:20 Израиль выдал США обвиняемого в кибермошенничестве россиянина
21.10 11:55 В Петербурге задержан глава местного отделения Российского союза молодежи
21.10 11:41 Миллиардер-демократ начал кампанию за импичмент Трампа
21.10 11:26 «Роскосмос» запланировал всего два пуска с Восточного в 2018 году
21.10 11:09 СМИ узнали о планах Трампа не дать рассекретить документы о смерти Кеннеди
21.10 10:52 Spiegel узнал о слабой защищенности Прибалтики от нападения России
21.10 10:27 Украинский депутат сообщил о причастности к ДТП в Харькове сотрудника СБУ
21.10 10:03 Собственник «Магнита» потерял 600 млн долларов за день из-за обвала акций
21.10 09:47 При столкновении с террористами в Египте погибли десятки полицейских
21.10 09:25 Предлагавшие Трампу компромат на Клинтон россияне дали показания в Сенате
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.