29 марта 2024, пятница, 03:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 июля 2007, 19:26

Смертельный номер

12 июля в российский прокат вышел триллер "1408" по одноименному рассказу Стивена Кинга. Фанатов писателя вынуждены предупредить: к литературному первоисточнику фильм имеет примерно такое же отношение, как морская свинка к морю и свиньям. Это вполне самоценное произведение, в котором от рассказа остались разве что пара персонажей да сюжетная завязка. Тем не менее, как говорят, сам Кинг конечный результат одобрил – и есть за что.

Итак, вкратце о сюжете. Писатель Майк Энслин специализируется на книгах о привидениях и прочих паранормальных явлениях. Насколько это прибыльное дело, не очень понятно. С одной стороны, по ходу фильма периодически намекается, что продаются книги вполне неплохо. С другой – на его творческую встречу с читателями приходят жалкие полторы калеки. Сам же Майк – прожжённый циник, который не верит ни в Бога, ни в чёрта после смерти своей маленькой дочери.

Для своей последней книги – о призраках в гостиничных номерах – он решает провести ночь в печально известном номере 1408 гостиницы "Дельфин" в Нью-Йорке. Менеджер Олин отговаривает его как может – ан нет, писатели народ устойчивый. Хочу, мол, в пекло – вынь да положь!

Пригрозив юридическим разбирательством (официально постоялец может занять любой номер, если он свободен), Майк заселяется в пресловутый 1408. На свою голову. На которую и вываливаются все те демоны, которые всю жизнь копились у него в сердце.

Пересказывать всё дальнейшее – дело неблагодарное. Ночной кошмар не перескажешь всё равно, а финал – нельзя, должен же быть хоть какой-то саспенс.

Хотя ладно, всё равно проколюсь наверняка пару раз в последующем тексте. Итак, для читавших рассказ: Кинг, как известно, написал его начало для своих студентов – как пример завязки. А потом увлёкся сюжетом, и дописал финал. А у Кьюсака и компании вышла своя развязка – ну, тоже имеют право.

Если же перечислять отличия навскидку: у Кинга жена Энслина упоминается вскользь, а о дочери вообще ни пол-слова. В фильме же это одни из основных действующих лиц. Менеджер гостиницы Олин на бумаге – опрятный белый толстячок-хлопотун в костюме и вязаном галстуке. На плёнке – ну что тут говорить, Сэмюэл Л. Джексон. Брутальный бритый негр – собственно, получился его же персонаж из "Криминального чтива", решивший постричься, остепениться и уйти в гостиничный бизнес. Ох, похоже, не избавиться ему от этой торговой марки сколько жив будет.

Но главное даже не в этом. Суть в том, что имеется глобальная проблема: американские фильмы ужасов НЕ СТРАШНЫЕ. Точка. Какие-нибудь японцы не щадят ни себя, ни зрителя – и ведь могут за 15 копеек так напугать, что потом ночами не спишь. А при попытке переснять их в американ-стайле – реально страшный, например, "Звонок" и т.п. в Голливуде выливается в какую-то вялую мутотень. Посему нашли крайне оригинальное решение: на режиссёрское кресло пригласили и не американца, и не японца – а шведа. Микаэль Хафстрём уже успел засветиться как номинант на "Оскар" за "Лучший зарубежный фильм". Скандинавы уже давно заработали устойчивую репутацию "маргиналов, но не очень" – так что выбор был предопределён. В общем, вышло то, что, видимо, и задумывали. Это не радикально страшно (хотя местами вполне!), но и не голливудские сопли. Скажем так – нечто среднее.

Там, где в рассказе из стен выползают невнятные чёрные ротики и перекашиваются картины на стенах – в фильме из твоего же мозга выползают твои самые глубокие и сокровенные страхи, и давай шмыгать по комнате. И выйти не получится, и за каждым углом – подвох. Потому что никто не отменял великое правило: ищешь демона – ищи его внутри себя.

Ну и – само собой – нельзя обойти стороной название фильма. "1408" – с какой это радости, спросят многие. В фильме это не объясняется совершенно – если ты не убитый по голове нумеролог. А так – понятно, что всё крутится вокруг числа "13". И Кинг это особо не скрывает – даже педалирует и в открытую намекает в тексте. 1408 в сумме – 13. Это единственный такой номер на – формально – четырнадцатом этаже гостиницы (где нет тринадцатого – так как, по традиции американских отелей, после 12-го сразу идёт 14-й). Первая смерть в номере случилась в 1912-м году; адрес гостиницы – Лексингтон Стрит 2245 –просуммируйте сами.

Особую гордость у создателей вызывает тот факт, что они игнорировали все современные достижения в плане компьютерных спецэффектов. Если в стене должна быть трещина – её брали и раскалывали, без всяких "зелёных экранов".

Ну, осталось дождаться DVD-издания – там обещали ряд альтернативных вариантов концовки. История не закончена.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.