29 марта 2024, пятница, 00:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 июня 2007, 14:25

Русская Академия: предварительные заметки

28 июня 2007 года Фонд стипендий Памяти Иосифа Бродского сообщил, что очередные  стипендии Фонда присуждены поэту Николаю Байтову и художнику Вадиму Захарову. Вот история стипендий: осенью 1995 года Иосиф Бродский обратился к мэру Рима с предложением о создании Русской Академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Бродский особо указывал на то, что семидесятилетняя изоляция прервала давнюю традицию культурного обмена между Россией и её европейскими соседями. Бродский хотел возродить эту традицию, создав независимую Русскую Академию. После смерти Бродского в 1996 году, эта идея была подхвачена его друзьями, которые, с целью её реализации, учредили благотворительные фонды в Италии и США. Пока Русской Академии в Риме еще нет, но фонд уже сейчас предоставлять стипендии поэтам и художникам.

Проект Академии, разработанный И.Бродским, впервые был опубликован в "Новом Русском Слове", в номере  за 9-10 марта 1996 г. Перевод - Евгения Штейнера.

1. Преамбула

По очевидным причинам русское искусство за последние двести лет в большом долгу перед итальянской культурой. На русских художников, архитекторов, музыкантов и писателей, постоянно общавшихся с нею на протяжении двух столетий, эта великая культура оказала бесспорное влияние, которое невозможно переоценить. Великий Осип Мандельштам писал о православных <московских> соборах "с их итальянскою и русскою душой"; у нас не было бы опер и симфоний Чайковского, если б он не жил в Италии; развитие русской школы живописи было бы немыслимо без многих лет, проведенных Александром Ивановым в Риме; а что касается литературы, то мы бы по-прежнему пересказывали народные сказки, если б не опыты Пушкина по переводу Данте или не житье Гоголя на Виа Систина.

Можно продолжить этот ряд и упомянуть влияние итальянского футуризма на русское искусство и литературу в начале нашего века, но не стоит перечислять очевидное. Преамбула должна быть короткой. Поэтому ограничимся лишь признанием факта: итальянская культура является матерью русской эстетики. И в течение семидесяти последних лет связь между матерью и ее чадом была- искусственно разорвана. Многое из того, что произошло в России - особенно изменения в ее духовном климате, - прямое следствие этого злосчастного разрыва. Цель устройства Русской Академии в Риме - восстановить культуру-восприемницу в ее естественном, здоровом состоянии.

2. Основные принципы

Русская Академия в Риме должна быть создана по образцу ее сестер — Французской и Американской Академий, но с одной неизбежной особенностью: она должна финансироваться из частных источников, по крайней мере на первых порах. Частному фонду следует отдать предпочтение не только из-за весьма тревожного финансового положения нарождающейся российской демократии, но также для того, чтобы оградить независимость создаваемого института от капризов политического климата России в ближайшем будущем.

На начальном этапе финансирование должно быть итальянское (на муниципальном уровне или уровне отдельных корпораций), равно как итальянским же должно быть и административное управление Академией. Впоследствии, можно будет принять финансирование и со стороны России - при условии, что оно будет частным и исходить от организаций, которые работают в Италии или имеют деловые связи с Италией. Участие российского государства в начальный период - скажем, в течение пяти лет - должно быть исключено.

Отбор кандидатов на получение стипендии и проживание в Академии должен проводить независимый совет людей искусства и науки, чья высокая репутация признана как в России, так и за ее пределами. Номинации для русского эквивалента Римской Премии (Prix de Rome) должны направляться этому совету от Российской Академии наук и от Института Данте в Петербурге и в Москве, а также, возможно, и от министерства культуры России. Следует четко представлять, тем не менее, что функции вышеназванных организаций будут исключительно рекомендательными, а не отборочными. Отбор и утверждение кандидатов должно быть доверено вышеупомянутому совету художников, литераторов и ученых (итальянских и русских).

3. Стипендии

Стипендии в Русской Академии в Риме должны назначаться на один год и состоять из помесячных выплат (собственно стипендии, размер которой должен быть определен позднее) и бесплатного проживания в течение всего срока. Проезд из России в Италию и обратно, а также расходы на питание должен взять на себя сам стипендиат.

На первое время предусмотрены четыре отделения для членов-стипендиатов: архитектура, музыка, живопись и литература (поэзия и стихотворный перевод). Стипендия является предметом особого соглашения; желательно, чтобы она оплачивалась российской стороной. Однако Академия попадет в кризисное положение, если российская сторона откажется субсидировать кого-либо, кому независимый совет присудит годичное членство в Академии, исходя из его заслуг. В этом случае должна взять на себя выплату стипендии итальянская сторона и производить ее по прибытии стипендиата в Академию.

Размер стипендии должен незначительно варьироваться в зависимости от заслуг стипендиата.

4. Возможное помещение и особенности управления

а)  Римский муниципалитет предоставляет Русской Академии здание (или группу зданий),  достаточно большое для размещения в нем администрации и четырех или более членов.  Желательно, чтобы стипендиаты отделений живописи и музыки были обеспечены мастерскими.

б)  Помещения для администрации должны быть достаточными для размещения как минимум трех сотрудников - директора-координатора и двух его помощников, административного и финансового. Поскольку ими должны быть граждане Италии и жители Рима, место для их проживания при Академии не потребуется. Офис должен быть оборудован  телефоном,   ксероксом и факсовым аппаратом.

в)  Условия для проживания членов должны быть не хуже, чем в двухзвез-дочных гостиницах. Необходима горячая и холодная вода, центральное отопление, а также услуги прачечной.

г) Желательно, чтобы в помещении Академии было место для библиотеки и зала для собраний или гостиной, где члены могли бы принимать гостей или демонстрировать плоды своей текущей работы.

д) Вход в здание и территория Академии,  должны, охраняться муниципальной полицией - в предвидении возможных политических демонстраций, а также для того, чтобы русские туристы не мешали работе академиков.

е) Администрация Академии и ее спонсоры должны сделать все возможное для обеспечения сотрудничества с подобными же институциями и помощи с их стороны русским коллегам, поскольку Французская, Американская или Немецкая Академии в Риме, а также Британский Институт имеют богатый опыт и фонды, которые могли бы использовать бесплатно или за минимальную плату русские стипендиаты.

Нет никакого сомнения, что подобное сотрудничество можно установить по крайней мере с Американской Академией в Риме.

5. Сбор денег

Независимо от доброй воли Римского муниципалитета, осуществление проекта потребует значительной материальной поддержки, особенно в первое время. В связи с этим нижеподписавшийся гарантирует активное участие нескольких известных русских деятелей искусства. В частности, проект этот обсуждался с Михаилом Барышниковым, который от всего сердца согласился включиться в кампанию по сбору денег, то есть разработать программу концерта, в котором участвовали бы виолончелист Мстислав Ростропович и пианисты Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази. Усилия по сбору денег в дальнейшем могут умножиться и проходить в различных формах, чтобы отвечать нуждам академических программ.

Тем не менее основным исполнителем этого проекта является (и пребудет какое-то время) Римский муниципалитет. В представлении нижеподписавшегося, основной проблемой являются не деньги, а здание. Как видится отсюда, оно могло бы быть довольно большое, никем больше не занятое, с водопроводом и электричеством, желательно без капитальных повреждений. И не обязательно, чтобы оно стояло в центре Рима. Разумеется, было неплохо, чтобы у дома была бы какая-то родословная, но в этом отношении русские скорее функционалисты, чем романтики. В два-три года русская национальная гордость и тщеславие преобразуют это место в  нечто изысканное и процветающее. Все, что требуется Русской Академии в Риме, - помощь на старте. Последствия для всех участвующих сторон уже сейчас, не говоря о будущем, могут быть самые выигрышные, поскольку теперь русская жажда своего итальянского наследия особенно сильна. Италия была для русских откровением. Ныне она может стать источником для их возрождения.

ограждения из нержавеюжщей стали

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.