Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
7 декабря 2016, среда, 17:31
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

03 мая 2007, 09:10

Качество институтов и транспортные риски

На прошлой неделе во всем мире проходила неделя безопасности дорожного движения. Для нашей страны эта проблема остается, может быть, не самой болезненной на фоне многих других, но в то же время достаточно убийственной - в прямом смысле этого слова. Мы публикуем первую часть новой статьи крупнейших отечественных специалистов-транспортников Михаила Блинкина и Александра Сарычева, посвященной анализу транспортных рисков и факторов, с помощью которых ими можно управлять.

Введение

Ежегодно в мире гибнет в дорожно-транспортных происшествиях порядка 1,2 млн. человек. Это, бесспорно, одна из самых массовых эпидемий, от которых страдает человечество.

Для сравнения человеческих потерь в дорожно-транспортных происшествиях с другими массовыми факторами смертности населения (болезни, эпидемии, войны, природные и техногенные катастрофы, криминальные проявления и т.п.), используют показатель социальных рисков (Human Risks, D/P), выражаемый количеством погибших в ДТП на 100 000 жителей.

Для сравнения потерь в ДТП по годам и странам используют показатель «эпидемиологической опасности» автомобиля, или же так называемых транспортных рисков (Traffic Risks, D/N); он выражается количеством погибших в ДТП на 100 000 автомобилей.

В качестве «общего знаменателя» для сравнений социальных и транспортных рисков по годам и странам мира используют, как правило, уровень автомобилизации населения (N/P) — количество автомобилей на 1000 жителей.

Детализированные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Автомобилизации и смертность в ДТП [i]
Страны и регионы Показатели за 2004 год
Уровень автомобили-
зации (авто-
мобилей на 1000 жителей)
Соц. риски (погибших на 100 000 жителей) Транспорт. риски (погибших на 100 000 автомо-
билей)
Распре-
деление
парка авто-
мобилей по странам мира
Распре-
деление погибших в ДТП по странам мира
Весь мир 124 19 157,8 100% 100%
Страны с высоким уровнем дохода, в том числе: 627 12,6 20,1 75% 10%
страны G7, в том числе: 708 10,2 14,4 67,35% 6,35%
США 810 14,6 18 30,9% 3,60%
Италия 745 9,7 13,0 5,75% 0,47%
Германия 655 7,1 10,8 7,21% 0,50%
Франция 615 9,2 15,0 4,91% 0,47%
Канада 591 8,7 14,7 2,52% 0,23%
Япония 588 5,38 9,1 10,83% 0,80%
Велико-
британия
551 5,6 10,5 4,4% 0,28%
Страны со средним и низким уровнем дохода, в том числе: 35,5 20,2 568,5 25% 90%
Россия 201 23,93 119 3,8% 3,0%
Иран 62 38,7 624 0,5% 3,4%
Индия 33 20,0 607 4,6% 18,2%
Китай 19,7 13,33 677 3,4% 15,0%

В известных базах данных, например IRTAD [ii], а также в докладах ВОЗ и других международных организаций данные по автомобилизации и смертности в ДТП представлены с номинальной точностью до одного автомобиля и одного погибшего. На самом деле, все эти данные сугубо приблизительны, что связано с особенностями ведения национальной статистики в странах со средним и низким уровнем дохода.

При всем при том, даже общедоступные, весьма приблизительные, данные предоставляют достаточно содержательный материал для анализа и выводов.

Прежде всего, бросается в глаза огромный разрыв между «эпидемиологическими очагами» смертности на дорогах и местами наибольшей концентрации автомобилей — потенциальных носителей этой «специфической инфекции»: в то время как ¾ мирового автомобильного парка сконцентрирована в богатых странах, абсолютное большинство (90%) смертей на дорогах приходится на страны со средним и низким уровнем душевого дохода.

Согласно прогнозу (Peden M. et al., 2004), представленному экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в ближайшие 10-15 лет этот разрыв будет только увеличиваться.

В богатых странах количество погибших в ДТП на 100 000 жителей будет последовательно снижаться до уровня менее 8 единиц, впрочем, давно уже достигнутого и улучшенного в Швеции, Великобритании, Норвегии, Японии и ряде других стран.

В странах со средним и низким уровнем дохода рост смертности в ДТП продолжится темпом 1,5-2 процента в год, причем в разрезе всех региональных кластеров, включая Восточную Европу и Центральную Азию.

Россия находится примерно посередине условного «мирового рейтинга» смертности на дорогах: наша доля в статистике «Crash Fatalities» в принципе соответствует проценту приходящегося на нас мирового парка автомобилей. Официальный прогноз, представленный в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», гораздо оптимистичнее прогнозов ВОЗ. Согласно ему, количество погибших в ДТП на 100 000 жителей России уже к 2012 году должно снизиться в 1,5 раза, то есть от нынешних 24 до 16 единиц.

Прогнозы такого рода принято считать политически мотивированными и поэтому малонадежными.

Что касается прогнозов смертности в ДТП, сделанных экспертами ВОЗ, то в предыдущие годы они подтверждались с высокой точностью. Есть все основания считать, что нынешний прогноз окажется не менее качественным.

Ответственные, объективистские прогнозы, выполняемые теми или иными международными и межправительственными организациями, основаны (в явном или неявном виде) на общепризнанных в профессиональной среде и достаточно нетривиальных гипотезах, к описанию существа которых мы и перейдем.

 

Закон Смида

В странах с высоким среднедушевым доходом массовая автомобилизация населения проходила, с той или иной интенсивностью, уже в 1920-1930-ые годы.

К 1938 году в Великобритании и во Франции на 1000 жителей приходилось уже по 70 автомобилей; это примерно столько же, сколько их было в СССР к моменту его распада. По уровню автомобилизации лидировали тогда Канада и Австралия (более 120 автомобилей), Новая Зеландия (180) и, разумеется, США (231).

Одновременно общественность этих стран стала осознавать оборотную сторону обретенной транспортной свободы и удовольствия вождения: смертность в ДТП впервые стала значимой компонентой убыли населения.

Уровень социальных рисков составил в разных странах от 10 до 26 погибших в расчете на 100 тысяч жителей; наихудший показатель был зафиксирован в самой автомобилизированной стране — США. В рамках представлений того времени это было вполне естественно: практически повсеместно наблюдалась жесткая корреляция роста социальных рисков с темпами развития автомобилизации.

В конце 1940-ых годов статистика развития автомобилизации и аварийности на дорогах впервые становится предметом научных исследований.

Профессор Р. Смид [iv] в статье (Smeed, 1949), опубликованной в ведущем мировом журнале по математической статистике — Journal of Royal Statistics, предложил простую, но как показал дальнейший опыт, чрезвычайно удачную модель, связывающую транспортные и социальные риски с уровнем автомобилизации. Он проанализировал статистику смертности в ДТП по 20 странам мира, располагавших к середине 1930-ых годов значительным автомобильным парком.

Для конструирования модели он пользовался эвристическими соображениями в духе «теории размерности». В частности, он предположил, что:

общее количество погибших в ДТП (D) должно быть степенной функцией от агрегата P2×N, то есть D ~ (P2×N)γ;

удельное количество погибших в ДТП в расчете на единицу парка автомобилей (D/N) должно быть степенной функцией от уровня автомобилизации (N/P), то есть D/N ~ (N/P)β.

Несложные вычисления показывают, что из этих предположений вытекает, что 2γ=−β, γ−1=β и, соответственно, γ=1/3, β=−2/3.

Отсюда получается «формула Смида» для транспортных рисков:

D/N=α×(N/P)−2/3 (1)

Ее очевидными следствиями становятся формулы для социальных рисков и общего количества погибших в ДТП:

D/P=α×(N/P)1/3 (2)
D=α×N1/3×P2/3 (3)

Коэффициент α — единственный подгоночный параметр, которым пользовался автор модели. Значение α=30 было вычислено по двадцати эмпирическим точкам, представленным в таблице 2. Статистические тесты показывают весьма высокое соответствие модели наличным эмпирическим данным (рис. 1): коэффициент корреляции r=0.87 и R2>0,7.

Таблица 2. Автомобилизация и смертность в ДТП в начале эпохи массовой автомобилизации
Страны Показатели за 1938 год[iii]
Уровень автомо-
билизации
Социальные риски Транспортные риски
Португалия 8 6 756
Испания 9 12 1311
Финляндия 16 8 489
Италия 16 6 367
Уэльс 23 8 333
Нидерланды 29 8 289
Швейцария 29 15 511
Бельгия 31 7 222
Норвегия 37 6 178
Южная Африка 38 11 289
Швеция 41 9 222
Северная Ирландия 44 9 211
Дания 48 9 189
Германия 50 11 222
Великобритания 68 15 222
Франция 70 11 156
Канада 127 14 111
Австралия 128 21 167
Новая Зеландия 181 14 78
США 231 26 111
Рисунок 1. Закон Смида в координатах «автомобилизация — транспортные риски» (оригинальный график Смида)

В рамках модели (1) смертность в ДТП в расчете на единицу парка автомобилей убывает гиперболически (с показателем −2/3) по мере роста автомобилизации населения.

В рамках модели (2) смертность в ДТП на душу населения растет по мере роста автомобилизации населения затухающим образом (~ (N/P)1/3), то есть в рамках этой модели «маргинальная вредность» роста автомобилизации — величина хотя и положительная, но убывающая. Кривая Смида для социальных рисков (рис. 2) имеет несколько худшие показатели соответствия с эмпирическими данными, нежели кривая для транспортных рисков.

Рисунок 2. Закон Смида в координатах «автомобилизация — социальные риски» (оригинальный график Смида)

Значение параметра α=30 означает следующей гипотезы: при высоких уровнях автомобилизации как транспортные, так и социальные риски асимптотически приближаются к отметке 30 погибших на 100 000 автомобилей (соответственно, и на 100 000 жителей).

Во многих публикациях последующих лет предпринимались попытки проверить справедливость «закона Смида» на новом эмпирическом материале, то есть для стран, вступивших на путь автомобилизации с опозданием на несколько десятков лет, также как и для уровней автомобилизации, заведомо более высоких, чем наблюдались в 1930-ые годы.

Данные, представленные на рис. 3, позволяют считать, что исходная модель не входит в противоречие с новейшей статистикой: точки, характеризующие аварийность в самых различных странах за длительный период времени вплоть до последних лет, расположились не слишком далеко от предсказанных значений, а наблюдаемые отклонения в принципе не противоречат логике автора модели.

Рисунок 3. Закон Смида как «мировая линия» в координатах «автомобилизация — транспортные риски»

Заметим, что «координаты» стран Западной Европы, США, Японии, Австралии, других развитых стран лежат ниже «кривой Смида». В то же время, «координаты» Бразилии, России, Индии, Китая и, особенно, Ирана, Нигерии, Венесуэлы расположились заметно выше этой же линии.

Предпринимались многочисленные попытки опровергнуть «законы Смида» на основе данных национальной статистики наиболее развитых стран (Великобритания, Швеция), или же, напротив, с использованием данных из стран с низким и средним уровне дохода.

Наиболее продуктивные модификации модели Смида связаны с заменой косвенных измерителей масштабов национальной транспортной системы, выражаемых численностью населения (P) и уровнем автомобилизации (N/P), непосредственным измерителем — суммарным годовым пробегом парка автомобилей. К сожалению, регулярные и надежные данные по этому показателю имеются в национальной статистике весьма немногих стран мира.

Радикальные критики высказывались в том духе, что законы Смида носят фаталистический характер; мол, «из них вытекает, что все усилия в деле повышения безопасности движения являются пустой тратой времени, так как смертность на дорогах определяется простой зависимостью от населения и парка автомобилей. К счастью для нас, мы сумели уйти весьма далеко от прогнозов Смида. Начиная с 1966 года, прогнозные значения по Смиду продолжают расти, в то время как реальная смертность на дорогах ощутимым образом падает. В 2004 году фактические значения были уже в 4 раза ниже прогнозных» (SAFESPEED, 2005).

Робен Смид в своей позднейшей работе (Smeed, 1968) заранее отвел подобные обвинения: «Мы должны руководствоваться данными, а не нашими предубеждениями ... Количество погибших в ДТП в любой стране есть ровно то количество, с которым страна готова смириться...». Располагая данными конца 1960-ых — начала 1970-ых годов, Смид не стал вносить понижающие корректирующие поправки в собственную модель, прекрасно осознавая, что она становится ни сколько инструментом технического прогноза аварийности для конкретной страны, столько своего рода «мировой линией аварийности».

Модель Смида разделяет «координаты» стран с различным уровнем «национальной транспортной культуры», другими словами, страны, которые по мере роста автомобилизации в целом решили, или же, напротив, не решили проблему снижения смертности в ДТП.

Такая интерпретация подтверждается высказыванием еще одного классика мировой транспортной науки Ф. Хейта [v] (Haight et al., 1988): «если формула Смида не согласуется с наблюдаемыми данными, мы склонны предположить, что в конкретной стране дела с безопасностью дорожного движения обстоят лучше или, соответственно, хуже, чем это могло бы быть в принципе...».

В 1980-ые годы профессор Джон Адамс (Adams, 1987) назвал модель Смида «кривой национального самообучения». Процесс «национального самообучения по Адамсу» основан на развитии и последовательном укреплении многообразных гражданских институтов и общественных практик, позволяющих сформировать:

  1. национальную дорожную сеть, отвечающую транспортным потребностям, порожденным фактическим уровнем автомобилизации, а также национальным представлениям о цене жизни, времени и здоровья граждан;
  2. грамотное, ответственное, дружелюбное, и поэтому безопасное транспортное поведение участников дорожного движения.

Общепризнано, что в параллель с этими процессами происходит непрерывное улучшения параметров активной и пассивной безопасности автомобиля, диктуемое в основном факторами рыночной конкуренции.

Успешность и темпы прохождения «национального самообучения по Адамсу» можно проиллюстрировать на ряде характерных примеров. В рис. 4-6 представлены данные:

  • типичных стран «пионерной автомобилизации» (США, Великобритании, Австралия),
  • типичной стране «догоняющей автомобилизации» (Республика Корея),
  • Российской Федерации.
Рисунок 4. Траектория транспортных рисков в странах «пионерной автомобилизации» (США, Великобритания, Австралия)
Рисунок 5. Траектория транспортных рисков в типичной стране «догоняющей автомобилизации» — Республике Корея
Рисунок 6. Траектория транспортных рисков в Российской Федерации

В Великобритании процесс национального обучения наиболее интенсивно протекал в период 1965-1995 гг., за это время уровень автомобилизации вырос с 220 до 440 автомобилей на 1000 жителей. Одновременно, транспортные риски снизились в абсолютных цифрах с 68 до 14 погибших на 100 000 жителей, а относительно «мировой линии» с отметки −17% «от Смида» до отметки −72%.

«Национальное самообучение по Адамсу», или, другими словами, адаптация коллективного транспортного поведения нации к растущей автомобилизации — критически важный императив. Вот цена вопроса: при сохранении «эпидемиологической опасности» одного автомобиля на уровне 1938 года смертность в ДТП составляла бы США порядка 1 млн. человек в год (вместо фактических 42 тысяч), а в Великобритании — порядка полумиллиона (вместо фактических 3,2 тысячи).

Не менее впечатляющим является пример Республики Корея. За 30 лет (с 1975 до 2005 года) страна прошла ускоренный процесс автомобилизации: с 5 до 550 автомобилей на 1000 жителей. Одновременно, транспортные риски, находившиеся на уровне, характерном для наименее развитых стран (около 2000 погибших на 100 000 автомобилей, то есть +100% «от Смида»), снизились до показателя в 26 единиц, или −40% «от Смида», что вполне сравнимо с уровнем наиболее развитых стран.

Показатели Российской Федерации находились и продолжают находиться строго выше «мировой линии», в 2005 году «отклонение от Смида» составило +32%. Упомянутая федеральная целевая программа содержит по сути дела гипотезу о выходе к 2012
 году на 20-процентное отрицательное «отклонение от Смида».

Обратим внимание, что практически все точки, относящееся к высоким значениям автомобилизации (более 300 автомобилей на 1000 жителей), располагаются на рис. 2 и 4 заметно ниже «кривой Смида». В таблице 3 представлены данные по «выборке Смида» [vi] за 1938 и 2004 годы.

Таблица 3. Снижение транспортных рисков в странах развитой автомобилизации
  1938 2004
Уровень автомо-
били-
зации
Транспортные риски Уровень автомо-
били-
зации
Транспортные риски
Факт Модель Смида Отклонен. (факт-
модель), %%
Факт Модель Смида Отклонен. (факт-
модель), %%
Португалия 7,8 755,6 764,2 -1,1% 748,0 16,57 36,4 -54,5%
Испания 8,9 1311,1 699,1 87,5% 573,0 20,04 43,5 -53,9%
Финляндия 15,6 488,9 481,4 1,6% 504,0 14,27 47,4 -69,9%
Италия 15,6 366,7 481,4 -23,8% 745,0 9,70 36,5 -73,4%
Нидерланды 28,9 288,9 318,6 -9,3% 516,0 9,59 46,6 -79,4%
Швейцария 28,9 511,1 318,6 60,4% 554,0 12,47 44,5 -72,0%
Бельгия 31,1 222,2 303,3 -26,7% 523,0 20,83 46,2 -54,9%
Норвегия 36,7 177,8 271,8 -34,6% 525,0 10,69 46,1 -76,8%
Швеция 41,1 222,2 251,9 11,8% 502,0 10,64 47,5 -77,6%
Дания 47,8 188,9 227,8 -17,1% 427,0 17,31 52,9 -67,3%
Германия 50,0 222,2 221,0 0,5% 655,0 10,80 39,8 -72,9%
Великобритания 67,8 222,2 180,5 23,1% 551,0 10,50 44,6 -76,5%
Франция 70,0 155,6 176,6 -11,9% 615,0 15,00 41,5 -63,9%
Канада 126,7 111,1 118,9 -6,6% 591,0 14,70 42,6 -65,5%
Австралия 127,8 166,7 118,3 40,9% 635,0 13,48 40,6 -66,8%
Новая Зеландия 181,1 77,8 93,7 -17,0% 690,0 14,42 38,4 -62,4%
США 231,1 111,1 79,7 39,4% 810,0 18,00 34,5 -47,8%
Среднее значение отклонения (факт-модель)/модель +6%   -67%

Представленные данные показывают, что несколько десятилетий «коллективного национального самообучения» обеспечили последовательное и радикальное снижение показателей транспортных (и социальных) рисков по всех развитых странах мира. При этом транспортные риски не просто снижаются по закону Смида по мере роста автомобилизации, но выходят на значительно (втрое !!) более низкий уровень по сравнению с общим трендом, заданным этим законом.

Фактический уровень транспортных рисков во всех странах развитой автомобилизации находится в настоящее время диапазоне от 9-12 (Норвегия, Швеция, Великобритания, Германия, Австралия, Япония...) до 18 (США), то есть заметно ниже предсказанного Смидом асимптотического значения ≈ 30 погибших на 100 000 автомобилей.

Исходя из современных данных, в указанном диапазоне автомобилизации модель Смида может быть скорректирована: «осовремененное» асимптотическое значение составляет ≈ 8 погибших на 100 000 автомобилей (рис. 7).

Рисунок 7.

Характер этой коррекции, или «осовременивания» закона Смида особенно наглядно проявляется применительно к социальным рискам. По сути дела мы имеем следующую закономерность: смертность в ДТП в расчете на душу населения растет, пока уровень автомобилизации не достигнет некоторой критической отметки (порядка 300-400 автомобилей на 1000 жителей) и падает по мере дальнейшего роста автомобилизации (рис. 8).

Рисунок 8. «Осовремененная» модель Смида в координатах «автомобилизация — социальные риски»

Во всех странах развитой автомобилизации социальные риски находятся в диапазоне заметно ниже предсказанного законом Смида: от 5-7 (Норвегия, Швеция, Великобритания, Япония...) до 14 (США) погибших на 100 000 жителей.

Представленные фактические данные и межстрановые сравнения позволяют сделать следующие выводы.

  • Модель Смида для транспортных рисков (1) является идеальной шкалой для сравнения национальных показателей в координатах «автомобилизация — смертность в ДТП» с общемировым трендом.
  • В диапазоне до 300 автомобилей на 1000 жителей модели Смида для транспортных (1) и социальных (2) рисков сохраняют удовлетворительное соответствие с фактическими данными, наблюдавшимися в странах, вставших на путь автомобилизации во второй половине XX века.
  • В странах развитой автомобилизации в результате нескольких десятилетий «коллективного национального самообучения по Адамсу» с ростом числа автомобилей в диапазоне более 500 единиц на 1000жителей:
    • продолжается снижение транспортных рисков с приближением к асимптоте, расположенной значительно ниже исходной асимптоты Смида,
    • происходит, вопреки исходной модели Смида, последовательное снижение социальных рисков.
  • В рамках логики построения моделей Смида современные показатели наиболее «безопасных» стран, составляющие 5-6 погибших на 100 000 жителей, или 9-12 погибших на 100 000 автомобилей могут быть расценены как практически неустранимые проявления «чистой случайности», при полном элиминировании всех систематических факторов аварийности.

По сути дела именно на эти соображения опираются представленные выше «объективистские» прогнозы:

  • в странах с высоким уровнем дохода, несмотря на огромный и продолжающий расти парк автомобилей, транспортные риски, а также абсолютные показатели смертности в ДТП будут неуклонно падать,
  • в прочих странах, несмотря на существенно меньшее количество «источников повышенной опасности», эти показатели будут в кратко- и среднесрочной перспективе расти.

Упомянутый выше российский официальный прогноз предполагает, что в ближайшие 5 лет мы успешно перейдем обозначенную «мировую линию» и окажемся, тем самым, в группе относительно успешных стран.

С методической и, самое главное, с сугубо практической точки зрения чрезвычайно важно понять, насколько это правдоподобно. Вопрос в том, при каких условиях Россия, чьи современные координаты расположены существенно выше кривой Смида, сможет, одновременно с неизбежным ростом автомобилизации, выйти на уровень показателей транспортных (и социальных) рисков, хотя бы приближенный к лучшим зарубежным образцам.

Более широкий вопрос заключается в том, от чего в принципе зависит уровень безопасности движения на дорогах. В частности, в том, проходит ли модель догоняющего развития: реально ли посредством перенесения технических достижений и административных практик развитых стран на собственную почву выйти на характерный для них уровень транспортных и социальных рисков?

Ответы на эти вопросы мы постараемся дать во второй части наших заметок.

 

Литература

Adams J.G.U. Risk and Freedom: the record of road of road safety regulation. Transportation Publishing Projects, Cardiff, 1985.

Adams J.G.U. Smeed's Law: some further thoughts. Traffic Engineering and Control (Feb), 1987, 70-73.

Cole T.B. Global Road Safety Crisis Remedy Sought. The Journal of American Medical Association (JAMA). 2004; 291:2531-2532.

Haight F. et al. Reducing Traffic Injury — A Global Challenge. Royal Australasian College of Surgeons, Melbourne, Australia, 1988, Volvo Traffic Safety Award.

Peden M. et al. eds. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2004.

“SAFESPEED”, материалы британской неправительственной организации, 2005. www.safespeed.org.uk/smeed.html

Smeed R.J. Some statistical aspects of road safety research. J. Royal Stat., A (I), 1949, 1-34.

Smeed, R.J. Variations in the pattern of accident rates in different countries and their causes. Traffic Engineering and Control 10:364-371; 1968.

Transportation and Traffic Engineering Handbook. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1976. Русский перевод: Автомобильные перевозки и организация дорожного движения. Справочник. М.: «Транспорт», 1981 г., 591 с.

Комиссия ЕС, доклад. Справедливая плата за пользование инфраструктурой. Брюссель 1998 г.

 

Примечания

[i] Использованы базы данных IRTAD, OECD Road Transport Research, EC Road Safety Observatory, Global Road Safety Partnership (GRSP), DSA. К моменту опубликования настоящих заметок полная статистика летальной аварийности за 2005-2006 гг. доступна только для стран — членов OECD.

[ii] IRTAD (International Road Traffic and Accidental Database) — авторитетный международный проект, в рамкам которого аккумулируются, обобщаются, анализируются и распространяются данные о дорожно-транспортных происшествиях и рекомендации по повышению безопасности дорожного движения. Участниками проекта IRTAD являются транспортные ведомства и ведущие научные центра по БДД развитых стран мира. Российская Федерация в данном проекте не участвует.

[iii] Данные получены сканированием оригинального графика Р. Смида.

[iv] Робен Джейкоб Смид (Reuben Jacob Smeed, 1909-1976) — один из наиболее авторитетных ученых-транспортников XX века. Был первым профессором транспортных исследований в истории Лондонского университетского колледжа (University College London, UCL). Автор фундаментальных и широко цитируемых работ по проблемам городского транспортного планирования, организации дорожного движения, анализа статистики дорожно-транспортных происшествий. Международная премия Смида (Smeed Price) ежегодно вручается за лучшую работу молодых ученых в сфере транспортных исследований.

[v] Фрэнк Хейт (Frank Haight, 1919-2006) — один из наиболее авторитетных ученых-транспортников XX века, почетный профессор калифорнийского Института транспортных исследований (The Institute of Transportation Studies, University of California, Irvine). Автор классической монографии по теории транспортного потока (Haight, 1963), переведенной на основные языки мира, а также многих широко известных работ в области приложений теории случайных процессов, организации и безопасности дорожного движения, причин возникновения и «эпидемиологии» ДТП. Основатель и редактор международных журналов: Transportation Research, Part A (Методология транспортных исследований), Transportation Research, Part B (Математическое моделирование в транспортных исследованиях), Accident Analysis&Prevention (Анализ и предотвращение ДТП).

[vi] Кроме Уэльса и Северной Ирландии, статистические данные по которым входят в настоящее время в сводную статистику Великобритании, а также Южно-Африканской Республики, которая выбыла из числа стран с высоким уровнем автомобилизации.

См. также:

Блинкин, Сарычев. Качество институтов и транспортные риски. Часть 2

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:17 Исинбаева возглавила набсовет РУСАДА
17:15 Обвинение потребовало вынести пожизненный приговор Ратко Младичу
17:05 Для борьбы с вредителем пальм использовали следящие устройства
16:59 Очевидцы предположили гибель всех пассажиров упавшего пакистанского лайнера
16:57 «Антонов» предложил Трампу свой президентский самолет
16:36 Суд оштрафовал «Мемориал» на 300 тысяч рублей
16:30 Глава Минздрава пообещала закупать уникальное медоборудование за рубежом
16:16 В Ирландии разморозили 100 млн евро Ходорковского
16:00 Time выбрал Трампа человеком года
15:56 Еврокомиссия оштрафовала участников банковского картеля почти на полмиллиарда евро
15:47 Пропавший в Пакистане пассажирский самолет разбился
15:44 Путин напомнил офицерам ФСИН о человеческой стороне заключенных
15:26 Экспертиза «Полит.ру»: Обвинять в госизмене за СМС нельзя, если оно адресовалось частному лицу
15:24 Путин призвал заранее избегать экономических рисков безопасности РФ
15:16 Пакистанский самолет с 40 пассажирами пропал с радаров
14:58 Черногория объявила в розыск подозреваемых в подготовке путча россиян
14:46 Милонов потребовал проверить «Медузу» на экстремизм
14:36 В Казахстане арестована группа причастных к хищению нефти исламистов
14:34 В Москве задержали еще 12 предполагаемых экстремистов
14:28 Медведев пообщается с журналистами 15 декабря
14:23 Путин поручил посмертно наградить погибших в Алеппо военных
14:14 Захарова пообещала аналогичный ответ на ограничение поездок дипломатов по США
14:08 Баста заплатит Децлу 50 тысяч рублей за «лохматое чмо»
13:56 Экс-сотрудник СКР проиграл иск к ФСБ по поводу командировки в Южную Осетию
13:47 Треть шампанского из российских магазинов признано некачественным
13:34 В Кремле не нашли мирных жителей в восточном Алеппо
13:24 Реставраторы спасли редкую карту XVII века
13:22 Украина призвала государства признать голодомор геноцидом
13:14 Власти Таиланда заподозрили BBC в оскорблении нового короля
13:13 В Израиле из-за подаренного Медведеву дрона начнут служебное разбирательство
13:04 Bloomberg перечислил главные угрозы 2017 года
12:49 В Кремле отказались комментировать запрет на импорт томографов
12:41 ЦУП опроверг причину падения «Прогресса»
12:30 Подмосковье потратит 169 млрд рублей на повышение эффективности власти
12:21 «Нафтогаз» анонсировал рост цен на российский газ в 2017 году
12:03 В Казахстане началась масштабная спецоперация
11:46 Совет директоров АвтоВАЗа решил продать акции концерна на сумму 330 млн рублей
11:44 Самым вирусным видео YouTube этого года стало автокараоке с Адель
11:33 Минздрав разрешит целителям работать по лицензии с 2017 года
11:24 Минобрнауки опровергло сокращение департамента
11:19 В 2019 году в Венесуэле начнется производство автоматов Калашникова
11:17 В США создан прыгающий робот
11:08 Белоруссия объяснила блокировку Tor борьбой с запрещенными сайтами
10:50 Комитет ГД и Мособлдума разошлись в оценке укрупнения муниципалитетов
10:48 В Сирии погиб российский офицер
10:45 Стала известна официальная причина аварии «Прогресса»
10:38 По делу о гибели бразильских футболистов задержан глава авиакомпании
10:31 Кадыров перенес операцию
10:17 Правительство задумалось о введении реестра лиц с психическими расстройствами
10:14 МВД открыло аукцион на закупку ПК с иностранным софтом на сумму 800 млн рублей
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.