29 марта 2024, пятница, 15:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 марта 2007, 09:52

Свобода от столиц

Оказывается, у нас все-таки есть другое телевидение. С человеческим лицом. С негромкой интонацией. Интересное. Острое. В этом многие уже сомневаются, но теперь я точно знаю, что оно есть. Телевидение, адресованное не стране, не народу, не электорату, а конкретному человеку. Простое и доступное. Тихое и негламурное. Мужественное, если это требуется, и доброе. Для того, чтобы стать зрителем такого телевидения, надо просто выехать из Москвы.

Я никогда не узнал бы о существовании такого телевидения, если бы волею случая не попал на конкурс “ТЭФИ-Регион”. Проходит он вот уже несколько лет, победителям вручают точно такие же бронзовые статуэтки работы Эрнста Неизвестного, какие выдают лауреатам главного конкурса “ТЭФИ”. Только лица, слова, интонации тут совсем другие. И программы региональных телеканалов отличаются от того, что показывают на каналах федеральных, иногда так разительно, будто созданы на разных планетах.

Нет, конечно, среди сотен программ есть и абсолютные клоны столичных рейтинговых лидеров. Есть города и целые регионы, где телевидение местное ничем не отличается от центрального – разве что побледнее и пожиже. И все-таки пересмотрев несколько сотен региональных выпусков новостей, репортажей, комментариев и интервью, обращаешь внимание на то, что где-нибудь в Томске или Нижнем Новгороде, Екатеринбурге или Сочи, Ханты-Мансийске или Красноярске сохранилось живое телевидение, адресованное простому человеку и отстаивающее его интересы. Сохранилась честная, независимая журналистика. Сохранился плюрализм мнений в телеэфире. Все это временами и местами живо – то ли как рудимент прошедших бурных времен, то ли как частные победы отдельно взятых борцов за свободу слова в стране победившей цензуры.

Чтобы было понятно: региональный “ТЭФИ” состоит в этом году из трех этапов. Недавно в Ростове-на-Дону прошел первый – соревновались и определяли финалистов представители информационного телевидения. В конце марта в Сургуте соберутся те, кто делает просветительское и развлекательное ТВ. Наконец, в апреле в Сочи будут определены победители по всем 16 номинациям.

В Ростове-на-Дону среди информационных и аналитических программ оказалось немало смелых, острых, высокопрофессиональных журналистских материалов. Дедовщина в армии, коррупция и мздоимство чиновников, проблемы свободы слова, чудовищное состояние жилищно-коммунального хозяйства – эти и многие другие темы, давно исчезнувшие с наших московско-питерских телеэкранов, все еще звучат в региональном телеэфире.

Разумеется, главной темой обсуждений и круглых столов в Ростове-на-Дону были отношения журналистики и власти. Где-то начальники одерживают частные победы, как это случилось в Сочи. Там на канале “Макс ТВ” выходила еженедельная программа “В итоге…”, которую вела журналист Тамара Карташова. Когда-то она была корреспондентом телеканала НТВ (еще того, старого, киселевского), потом вместе со старой энтэвэшной командой успела поработать на ТВ-6 и ТВС. Возможно, слово “итоги” в названии программы Тамары Карташовой – дань уважения самой легендарной передаче старого НТВ.

Так вот, программа “В итоге…” была. Жестко и абсолютно по делу (то, что по делу, видно из представленных в Ростове программ – критика здесь была аргументированная и документированная) прессинговала местную власть, чем, видимо, власти не угодила. И то ли мэрия, то ли губернатор, то ли все сообща додавили: частный телеканал ради самосохранения вынужден был программу закрыть. Сочинцы рассказывали, что выйдя в последний раз в эфир Карташова сказала всего одну фразу: “Если нам не дают говорить, значит мы будем молчать”. И покинула студию, оставив зрителям пустой экран.

Кстати, жюри ростовского этапа конкурса “ТЭФИ-Регион” дало и Тамаре Карташовой как ведущей, и ее закрытой программе путевку в финал конкурса, который по иронии судьбы пройдет именно в Сочи. И есть шанс, что каким-нибудь высоким местным начальникам, которых обычно зовут на открытия и закрытия теле- и кинофестивалей, предстоит поздравлять ее с победой.

А вот пятикратному победителю конкурса “ТЭФИ-Регион”, ведущему программы “Итоги недели” Четвертого екатеринбургского канала Евгению Енину путевку в финал не дали. По признаниям членов жюри, это было трудное решение, расколовшее их. Спор вызвало интервью в прямом эфире с помощником местного архиерея по поводу принятой “Всемирным русским народным собором” Декларации прав человека, которая вроде бы должна стать альтернативой традиционной либеральной концепции прав человека. На мой взгляд, блестящая журналистская работа. Кстати, с этим согласились и многие коллеги Енина из других городов - на заключительном обсуждении по поводу этого интервью тоже долго спорили. Енин “позволил себе” наступательный тон в разговоре со святым отцом. Он задавал гостю абсолютно естественные вопросы. Зачем, к примеру, принимать новую православную декларацию, когда есть Конституция? Чем не угодила церкви прежняя концепция прав человека? Как гармонично сочетать соблюдение прав верующих и атеистов? Отец Владимир горячо, хотя и несколько путано говорил о том, что у русских людей отняли все права. “Каких конкретно прав нет у русского народа? – спрашивал Енин. В финале его собеседник, в несколько перепутав названия, привел как главный аргумент несостоявшийся в Москве гей-парад - он назвал его “гейш-парадом”.

Енин показал пример честной и смелой журналистики. Сегодня, в глянцевую гламурную эпоху, не принято задавать неудобные, но важные вопросы. Вопросы могут быть только приятные для собеседника, если собеседник – крупный чиновник, военный или церковный начальник. Так, по крайней мере, принято у нас, в Москве. “Неудобные”, но честные интервью, репортажи можно еще увидеть в провинции.

Вот один из сюжетов томской программы “Час пик” - легендарной, удостоенной множества наград, в том числе и статуэток ТЭФИ. Рассказ о том, что осталось за кадром грандиозного ежегодного политического телешоу. В сценарии “Прямой линии с Президентом России” было включение Томска. Корреспонденты “Часа пик” рассказали и показали, как перекрывали доступы к площадке, где установлен так называемый свободный микрофон, как пускали туда по утвержденным спискам, как по заранее утвержденному плану было известно, кто и какие вопросы задаст.

Таким неожиданным образом соединились, переплелись на телеэкране федеральное и региональное ТВ. Приглаженное, причесанное, застегнутое на все пуговицы, политкорректное и в сущности далекое от повседневных проблем телевидение центра дополняется, а иногда опровергается телевидением периферии. Конечно, и там, в регионах, местная власть прессингует телевизионщиков, навязывает свое видение жизни, преследует журналистов, закрывает телепрограммы (см. сочинскую историю). Но что-то осталось. И, честное слово, российским зрителям было бы интересно и полезно, если бы они могли смотреть программы некоторых провинциальных студий.

Следующий сургутский этап конкурса “ТЭФИ-Регион” интересен хотя бы тем, что покажет, прижились ли в российской провинции популярные форматы центральных каналов. В конкурсе собраны развлекательные, документальные, детские программы, телевизионный дизайн. 238 названий, 70 городов – тем, кому интересно, как и чем живет Россия, стоит обратить внимание на этот скромный, но достойный конкурс.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.