24 апреля 2018, вторник, 15:16
Facebook Twitter VK.com Telegram

В защиту автономии науки

Полит.ру публикует тексты обращения к научному сообществу и письма министру образования и науки Российской Федерации, распространяемые инициативной группой от имени Санкт-Петербургского союза ученых.

Обращение

В последнее время представители клерикальной части общества всё настойчивее публично указывают на необходимость введения образования на религиозной основе в государственные средние и высшие образовательные учреждения страны. Эти высказывания сопровождаются нападками на научные основы преподавания, особенно на эволюционную теорию («дарвинизм»), поскольку та противоречит религиозной мифологии.

Недавно данная точка зрения получила фактически официальное одобрение и публичную поддержку со стороны главы Русской православной церкви. Согласно сообщению «РИА Новости» от 29 января 2007 г., патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, выступая на пятнадцатых Рождественских образовательных чтениях в Государственном Кремлевском дворце, заявил о благотворности введения религиозного образования в школе и о недопустимости навязывания школьникам теории происхождения человека «от обезьяны». Это заявление транслировалось в новостных передачах главных телевизионных каналов страны.

Аргументация, которой пользуются как представители церкви, так и ее активные сторонники (судя по средствам массовой информации), свидетельствует об их незнании достижений современной науки и непонимании логики ее развития. Вызывает также удивление нежелание этих людей считаться с Конституцией России, где четко указано на светский характер государства, в котором они проживают. Одновременно предпринимаются различного рода попытки обойти это кардинальное положение Основного закона страны.

Мы выражаем свою обеспокоенность за будущее полноценного и общедоступного светского (научного) образования в нашей стране. Мы глубоко убеждены в том, что Россия сможет достичь выдающихся успехов в экономике, культуре и политике, добиться действительной свободы и процветания только при условии сохранения и развития образования, основанного на достижениях науки.

Мы призываем всех, кто разделяет эту обеспокоенность, поддержать нашу позицию, выраженную в Открытом письме Министру науки и образования России. Мы обращаемся ко всем гражданам страны – ученым, учителям, врачам, инженерам, журналистам, людям других профессий, государственным и общественным деятелям, наконец, к думающим родителям – предпринять как можно скорее все разумные и необходимые на Ваш взгляд действия в целях сохранения и развития светского научного образования в стране.

Если Вы готовы присоединиться к нам, то, пожалуйста:

1. Отправьте Открытое письмо Министру науки и образования России на обычный почт. адрес: 125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул. , д. 11, или по факсу: +7 (495) 629-08-91, или на электронный адрес info@mon.gov.ru (Справочный тел. Министерства: +7 (495) 629-70-62, сайт: http://www.mon.gov.ru). Просьба указать свои инициалы, фамилию, профессию, научную степень (если есть), должность, место работы (по желанию), город (поселок).
  2. Сообщите нам об этом по адресу komitet-06-02-07@mail. ru для того, чтобы мы смогли включить Вас в общий список сторонников светского образования на научной основе.
  3. Разошлите данное Обращение и Открытое письмо всем своим коллегам и знакомым – сторонникам светского образования.
  4. Постарайтесь опубликовать Обращение и Открытое письмо — а) на сайтах и б) в различного рода изданиях, особенно в средствах массовой информации, местного, регионального и федерального уровня.

Мы планируем сформировать Комитет за светское (научное) образование и были бы благодарны Вам за участие в его работе, любые советы и предложения.

Наш электронный адрес: komitet-06-02-07@mail.ru

Почтовый адрес для писем: Санкт-Петербург 199034, Университетская набережная, 5, офис 300, Санкт-Петербургский союз ученых, Л. Я. Боркину.

И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук, главный научный сотрудник научно-испытательного центра «Гипроцемент-Наука», г. Санкт-Петербург. dialego@ia12703. spb. edu

Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых, г. Санкт-Петербург, lborkin@gmail. com

В. В. Быков, пенсионер, г. Санкт-Петербург

А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заведующий редакцией ветеринарной и биологической литературы издательства «Лань», г. Санкт-Петербург, yamamura@yandex. ru

Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук, заведующий сектором истории техники Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург.

М. Б. Конашев, историк генетики, кандидат биологических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург, mbkonashev@mail. ru

6 февраля 2007 г., Санкт-Петербург

Открытое письмо министру также поддержали:

И. С. Дмитриев, доктор химических наук, директор Музея-архива Д. И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург

С. Я. Цалолихин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

Л. В. Максимов, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательский и технологический институт оптического материаловедения, г. Санкт-Петербург

Д. А. Баратова, кандидат медицинских наук, гематолог Санкт-Петербургской клинической больницы Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

А. Л. Тимковский, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Петербургского института ядерной физики РАН, г. Санкт-Петербург

Н. И. Диденко, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

В. Р. Алексеев, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

А. Б. Георгиевский, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник СПб филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

С. А. Кугель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, Центр социолого-науковедческих исследований, г. Санкт-Петербург

К. В. Манойленко, доктор биологических наук, г. Санкт-Петербург

Д. И. Раскин, доктор исторических наук, начальник отдела научных исследований и публикаций Российского государственного исторического архива, член правления Санкт-Петербургского союза ученых, г. Санкт-Петербург

А. Н. Кирейчук, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Зоологического института Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург

Г. А. Лада, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой зоологии Тамбовского государственного университета, г. Тамбов.

Р. Э. Арбитман, литературный критик, член Союза российских писателей, г. Саратов