29 марта 2024, пятница, 03:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 января 2007, 06:00

Выходцы из Закавказья в Москве

Центр демографии и экологии человека
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
ДЕМОСКОП Weekly

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ
«НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО»

117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47, ИНП РАН;
Телефон (495) 332-4289; Факс (495) 718-9771

Перепись 2002 года показала изменение национального состава населения Москвы

Расим Бабаев. Чайчи Мамед. 1971

Если верить сообщениям в СМИ о стремительном изменении «этнического лица» российской столицы, может создаться впечатление, что Москва уже давно перестала быть не только русским в своей основе, но и русскоговорящим городом. Особенно много мифов вокруг проживающих в столице «лиц кавказской национальности», их поголовного засилья в отдельных сегментах городского хозяйства. Такая ситуация побуждает исследователей изучать, что же имеет место на самом деле, чтобы противопоставить этим мифам достоверное знание.

Москва была и до сей поры остается городом, который привлекает к себе мигрантов самых разных национальностей, возрастов, социально-профессионального статуса. Сравнивая результаты переписей населения 1989 и 2002 годов, жителей Москвы разных национальностей можно разделить на 4 группы в зависимости от динамики их численности: тех, чья численность убывала (из крупных столичных этногрупп к этой категории относятся евреи); оставалась стабильной (украинцы, татары, белорусы); умеренно возрастала (русские); многократно увеличилась (азербайджанцы, армяне и грузины).

Если говорить об абсолютном приросте, то наибольшим был прирост русского населения. Из 1507 тысяч добавившихся между переписями жителей Москвы 845 тысяч составили русские. По-видимому, главную роль сыграли русские мигранты извне, их прирост оказался достаточным, чтобы не только компенсировать заметную естественную убыль русских москвичей, но и обеспечить существенный механический прирост. Возможно, какую-то роль сыграла и смена идентичности в пользу русских (рис. 1).

Рисунок 1. Прирост числа москвичей разных национальностей между переписями 1989 и 2002 годов, тысяч

Однако по относительным показателям прирост числа русских (на 11%) был более скромным, чем прирост всего населения Москвы (17%) и намного меньшим, чем прирост численности некоторых этнических групп, в частности грузин (в 2,7 раза), армян (в 2,8) и особенно азербайджанцев (в 4,8 раза). За то же число украинцев практически осталось прежним, татар увеличилось всего на 6%, число белорусов сократилось почти на 20%, а число евреев — снизилось более чем в 2 раза (рис. 2).

При переписи населения 2002 года далеко не полностью были учтены нелегальные мигранты, поэтому реальное количество представителей некоторых национальностей не поддается точному исчислению, и возможно многократно превышает официальные данные переписи.

Рисунок 2. Прирост числа москвичей разных национальностей между переписями 1989 и 2002 годов, 1989=1

Но даже и по официальным данным пропорции названных «закавказских» этногрупп в столичном населении особенно заметно выросли. Возможно, именно чрезвычайно высокие темпы прироста отдельных этнических групп запустили механизмы мигрантофобии, превратившейся в этнофобии, которые затем перекинулись и на соответствующие этнические группы постоянного населения Москвы.

Приток мигрантов, в основном из бывших советских республик, привел к заметному изменению этнического состава населения Москвы: доля русских снизилась с 89,7% в 1989 до 84,8% в 2002 году. Сократилась и доля в населении столицы трех других наиболее многочисленных и традиционных для Москвы этнических групп: украинцев — с 2,8% до 2,4%, татар — с 1,8% до 1,6%, евреев — с 2,0% до 0,8%. Совокупная доля азербайджанцев, армян и грузин в столичном населении, составлявшая в 1989 году лишь 0,9%, к 2002 году увеличилась до 2,6%, превысив долю украинцев. Удельный вес армянского населения в Москве возрос с 0,5% до 1,2%, а азербайджанского — с 0,2% до 0,9%, превзойдя долю еврейского населения в Москве. Грузинское население росло более медленными темпами, но и их удельный вес возрос с 0,2% до 0,5% (табл. 1, рис. 3 и 4).

Таблица 1. Этнический состав населения Москвы по данным переписей населения
Национальности Доля во всем населении, в % Изменениемежду 1989 и 2002 в процентных пунктах
1970 1979 1989 2002
Русские 89,2 90,2 89,7 84,8 -4,9
Украинцы 2,6 2,6 2,8 2,4 -0,4
Татары 1,5 1,6 1,8 1,6 -0,2
Евреи 3,5 2,8 2,0 0,8 -1,2
Белорусы 0,7 0,7 0,8 0,6 -0,2
Армяне 0,4 0,4 0,5 1,2 0,7
Азербайджанцы 0,1 0,2 0,2 0,9 0,7
Грузины 0,1 0,2 0,2 0,5 0,3
Другие национальности 1,8 1,4 1,9 3,1 1,2
Не указавшие национальность 0,0 0,0 0,0 4,0 4,0
Рисунок 3. Этнический состав населения Москвы по данным переписей населения, в %
Рисунок 4. Этнический состав нерусского населения Москвы по данным переписей населения, в %

Местные и неместные уроженцы

Современное население Москвы в значительной мере сформировано за счет миграции. Во время переписи населения 2002 года только 53,4% москвичей сказали, что они живут в столице с рождения. Миграция последнего времени влияет на этнический состав населения Москвы, но Москва давно уже стала многонациональным городом, поэтому среди представителей большинства населяющих ее этносов есть немало местных уроженцев.

Проведенное нами исследование [1] позволило выявить соотношение мигрантов и местных уроженцев среди представителей разных национальностей (рис. 5).

Рисунок 5. Соотношение москвичей — уроженцев Москвы и мигрантов разных национальностей, %
Источник: материалы исследования в Москве 2002-2004 гг.
* «Новомигранты» — часть мигрантов, прибывшая в Москву в «перестроечный» и последующий период в течение последних 19 лет (преимущественно с 1986 по 2004 год).
** Уроженцы и мигранты-старожилы, исключая «новоприбывших».

В табл. 2 показано, какие районы России и ближнего зарубежья поставляли мигрантов разных национальностей в новейшее время (2002-2004 годы).

Таблица 2. Регионы — поставщики миграции в Москву (2002-2004 годы)
Национальности Москвы Российская Федерация Ближнее зарубежье
Все страны В т.ч. «титульная» республика
Русские 72 18 -
Украинцы 74 26
Татары 100* - -
Армяне 9 91 49
Грузины 9 91 86
Азербайджанцы 5 95 91
Источник: материалы исследования в Москве 2002-2004 гг.
* В том числе 30% из Татарстана.

Последней переписью впервые в числе социальных характеристик было отражено гражданство (табл. 3). Кроме типичного для москвичей российского гражданства, относительно заметными пропорциями выделялись лица, имеющие азербайджанское, армянское, грузинское и украинское гражданство. Теоретически сохранение нероссийского гражданства может говорить о перспективах возможного возвращения на родину этих групп. Но пока такая реанимация «кровного» гражданства представляется нереальной. Скорее наоборот утверждается практика обретения российского гражданства жителями Москвы, имеющими пока право временного проживания.

Таблица 3. Население Москвы, сохраняющее гражданство некоторых стран СНГ
Гражданство Население, тысяч человек В процентах*
От всей соответствующей этногруппы От ее трудоспособного населения
Украины 92 36 33
Армении 29 23 20
Грузии 20 37 21
Азербайджана 49 52 47
Источник: рассчитано по Итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., т. 2. с. 1930-1931.
* Расчет условный, так как группы по перечисленным странам в некоторых случаях могут не принадлежать к их коренному населению.

Этнодемографический состав населения Москвы складывается из постоянного и временного населения [2]. С точки зрения статистического учета, население Москвы включает три разных группы:

  • постоянное население Москвы (граждане РФ, имеющие регистрацию проживания и иностранные граждане, имеющие разрешение на проживание на территории Москвы);
  • временное население, имеющее регистрацию по месту пребывания (граждане РФ, имеющие регистрацию пребывания и иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание на территории Москвы);
  • временное население, не имеющее регистрации по месту пребывания (граждане РФ, не имеющие регистрации пребывания и иностранные граждане, не имеющие разрешения на постоянное или временное проживание на территории Москвы — незаконные мигранты).

Среди временного населения города значительную часть составляют российские граждане и резиденты, проживающие в городе, фактически, постоянно, но, в силу сложностей оформления постоянного проживания, оформляющие свой статус как временное пребывание.

Достоверные сведения об этнодемографическом составе населения Москвы имеются только по первой группе, по которой велась разработка материалов переписи 2002 года.

Судя по данным обследований, основная часть российских граждан, постоянно или временно проживающих в Москве, имеет законное на то основание, сведения об этнодемографическом составе этой группы более или менее адекватно отражают ситуацию, поскольку подавляющая часть ее представителей имеют постоянную регистрацию. (Хотя данные об этническом составе российских граждан, временно пребывающих в городе, отсутствуют).

Наибольшие сложности возникают с разработкой данных об этническом составе иностранных граждан, т.к. перепись 2002 года учла не более половины иностранных граждан, фактически постоянно пребывающих на территории города (табл. 4). Особые сложности возникают в связи с учетом лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории города.

Таблица 4. Оценки численности населения Москвы и источники сведений об этнодемографическом составе населения города, тысяч человек
  Постоянно проживающие [3] Разрешение на временное пребывание [4] Отсутствие разрешения на постоянное проживание или временное пребывание [5]
Российские граждане 9658 352
(2000 год)
200-600
Иностранные граждане и лица без гражданства 725 [6] 643 [7]
(2000 год)
600-800
Всего 10383 995
(2000 год)
800-1400
В т.ч. не этнические русские 1575 600-800 700-1200

Этнодемографический состав жителей Москвы, имеющих разрешение на временное пребывание, а также не имеющих на то законных оснований, существенно отличается от состава постоянного населения.

Во-первых, среди них существенно выше доля представителей титульных и других этнических групп стран СНГ (особенно меньшинств, активно включающихся в московский рынок труда в последние годы: азербайджанцев, армян, молдаван, таджиков, киргизов, узбеков и др.), а также выходцев из государств Юго-Восточной Азии.

Во-вторых, возрастно-половой состав этой группы населения существенно иной: среди них повышенная доля мужчин (особенно трудоспособного возраста), возрастной состав значительно моложе.

В-третьих, среди них существенно ниже уровень образования и квалификации.

В-четвертых, сферы их занятости значительно отличаются от сфер занятости постоянного населения.

Выходцы из Закавказья в Москве кто они?

В долгосрочной перспективе миграция может привести к существенным изменениям этнического состава населения столицы, к заметным социокультурныи сдвигам в населении. К наиболее «зримым» мигрантским группам относятся мигранты из стран Южного Кавказа (Закавказья) — азербайджанцы, армяне и грузины.

Расселение этих трех этнических групп в городе имеет свои особенности. В 1989 году их наибольшей концентрацией отличались старые центральные районы города — Ленинский, Свердловский, Москворецкий, Калининский, Бауманский, значительная сосредоточенность грузин и армян отмечалась и в таких районах, как Краснопресненский, Дзержинский, Фрунзенский, Октябрьский и Сокольнический, а азербайджанцев — еще и в Черемушкинском, Гагаринском, Люблинском и Красногвардейском районах столицы. Но превышение доли этих этнических групп в населении названных районов, в сравнении с долей во всем столичном населении, было не очень велико, что при незначительной общей численности закавказских народов в Москве не производило впечатления перенасыщенности.

К 2002 году при существенном увеличении общей численности представителей закавказских народов в столице, ярко выявились микрорайоны и районы большей концентрации населения названных национальностей. Это окраинные районы Москвы, где велось интенсивное строительство, такие как Чертаново, Бирюлево, Сабурово, Дегунино, или районы, близкие к рынкам, особенно Черкизовскому рынку Москвы — Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки, где доля, например, азербайджанского населения в 4-5 раз превышает их долю в населении Москвы в целом и достигает почти 5% населения микрорайонов, что создает почву для возможных межнациональных столкновений и массовых протестных акций.

Представители закавказских народов, мигрирующие в столицу, значительно различаются по своим демографическим, образовательным, социально-профессиональным характеристикам, семейному положению, уровню владения русским языком. А эти характеристики, в свою очередь, оказывают определенное воздействие на скорость и результативность процессов их адаптации к столичной среде. Рассмотрим основные структуры мигрантов из Закавказья [8].

Подготовленность к жизни в Москве. Подавляющее большинство грузин и азербайджанцев, мигрирующих в столицу, составляли выходцы из республик «своей» национальности, не имеющие опыта жизни в «русском окружении», в инонациональной среде, адаптация для них более трудна в силу отсутствия привычного для них этнического состава населения, языка, обычаев и традиций, норм поведения, образа жизни в целом. Структура армянских мигрантов более сложная: значительную долю (около 40%) составляют в ней те, кто приезжает в Москву из других регионов России, т.е. мигранты-армяне более подготовлены к условиям жизни в «русском» городе.

Половозрастная структура. Абсолютное большинство (70-85%) в потоках миграции представлено мужчинами в трудоспособном возрасте. Это ведет к пополнению и существенному омоложению и мужского населения закавказских диаспор Москвы и всего столичного населения, что весьма важно в условиях высокой естественной убыли населения столицы, стремительных темпов постарения населения, особенно русского, значительного превышения женского населения Москвы над мужским в силу большей средней продолжительности жизни женщин.

Однако это создает и серьезные социально-психологические проблемы. Такое большое количество молодых мужчин из Закавказья воспринимается (особенно подростками и молодежью Москвы) как формирование конкурентной среды в сфере межполовых взаимодействий, тем более, что молодые мужчины из сел Закавказья практикуют в Москве свои навыки «ухаживания», во многом неприемлемые с точки зрения московских традиций, что неоднократно подчеркивали на проведенных фокус-группах как мужчины, так и женщины Москвы.

С другой стороны, при условии адекватной интеграции приезжих в локальную социально-культурную среду миграция в Москву титульных национальностей закавказских республик может в определенной мере затормозить депопуляционные процессы в Москве, способствовать повышению уровня брачности и рождаемости в столице.

В 1989 году среди русского населения столицы, как и населения в целом, наблюдался перевес женщин над мужчинами: на каждую сотню русских приходилось 44 мужчины и 56 женщин. У представителей титульных национальностей Закавказских республик, проживавших в Москве, напротив, отмечалось резкое преобладание мужчин над женщинами, особенно среди азербайджанцев. На каждые 100 жителей армянской национальности приходилось 58 мужчин и 42 женщины, у грузин соотношение мужчин и женщин составляло пропорцию 60 к 40, а у азербайджанцев — 69 к 31.

К 2002 году диспропорции полов у разных национальностей еще более усилились. В русском населении доля мужчин еще более сократилась и составляет лишь 40%. А в населении закавказских вырос перевес мужчин над женщинами: соотношение мужчин и женщин у армян составило пропорцию 62 к 38, у грузин — 65 к 35, а у азербайджанцев 80 к 20(!) (рис. 6).

Рисунок 6. Соотношение мужчин и женщин в населении разных национальностей Москвы в 1989 и 2002 годах, в %

Семейный состав. Семейное положение мигрантов оказывает существенное влияние на процессы их адаптации к новым условиям жизни.

Как показали материалы нашего исследования, азербайджанцы, армяне и грузины существенным образом различаются тем, в каком составе, с кем вместе они предприняли свой переезд в Москву (табл. 5, рис. 7). В одиночку чаще всего переезжают азербайджанцы (40%), среди армян такие переселенцы составляют около одной трети (32%), у грузин — 23%. «Семейные» переселения характерны в наибольшей мере для грузинских мигрантов. Среди них три четверти (75%) опрошенных переехали в Москву с семьями: с родителями (36%), с женой (мужем) (8%), с женой (мужем) и детьми (28%), с женой (мужем), детьми и родителями (3%). У армян семейные переселения составили 64%, у азербайджанцев — только 39%. Значительная доля азербайджанцев (18%) переезжает в Москву вместе с друзьями или земляками, подобные переселения у армян и грузин практически отсутствуют.

Таблица 5. С кем переехали в Москву? (в % от ответивших в данной группе)
С кем Вы переехали в Москву? Азерб. Армяне Грузины
Один 40 32 23
С женой(мужем) 18 14 8
С женой(мужем), детьми 8 25 28
С родителями 10 18 36
С женой (мужем), детьми, родителями 3 7 3
С друзьями 10 2 0
С земляками 8 2 0
Другое 3 0 2
Рисунок 7. С кем переехали в Москву? (в % от ответивших в данной группе)

Материалы исследования показали, что азербайджанцы, армяне и грузины существенным образом отличаются своим брачным состоянием. Особенно заметны эти отличия у азербайджанцев и грузин, у которых среди мигрантов более половины не состоят в браке (табл. 6)

Таблица 6. Состояние в браке населения отдельных национальностей Москвы в 1994 и 2002 годах (в скобках)
  Мужчины Женщины
Русск. Армяне Азерб. Грузины Русск. Армяне Азерб. Грузины
Все население в возрасте от 16 лет 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:
Никогда не состоявшие в браке 24,0
(26,0)
16,2
(24,1)
18,4
(27,9)
21,6
(23,4)
10,1
(19,0)
14,0
(19,5)
18,0
(16,2)
20,4
(20,0)
Состоят в браке 66,6
(56,6)
75,9
(59,7)
72,8
(54,6)
72,3
(59,6)
53,5
(47,6)
63,4
(56,9)
69,6
(68,2)
63,3
(56,6)
Из них:
В зарегистри-
рованном браке
64,7
(94,7)
71,9
(92,4)
67,9
(90,8)
67,3
(92,0)
51,8
(94,8)
59,9
(93,7)
67,4
(94,2)
61,1
(92,7)
В незарегистри-
рованном браке
1,9
(5,3)
4,0
(7,6)
4,9
(9,2)
4,5
(8,0)
1,7
(5,2)
3,5
(6,8)
2,2
(5,8)
2,2
(7,3)

Этнический состав браков мигрантов представителей закавказской диаспоры существенно отличается от этнического состава брачных пар старожильческого населения указанных национальностей: среди них очень небольшую долю составляют браки с русскими. Анализируемые материалы показали весьма значительные различия в установках на межнациональные браки у представителей разных национальностей. Наиболее ориентированными на однонациональный брак оказались грузины. У армянского населения подобные установки встречались в 1,5 раза реже, а у азербайджанцев — в 2,5 реже, чем у грузин. Отчасти такие установки мигрантов могут быть связаны с более значительной долей женщин среди грузинских мигрантов, в сравнении с армянами и азербайджанцами, которым свойственны более консервативные взгляды на этническую принадлежность брачного партнера, нежели мужчинам.

В брачном и репродуктивном поведении представителей закавказских диаспор в Москве существует сильная этническая дифференциация. Реальное поведение и установки на национально-смешанный брак и выбор национальности будущим детям от подобного брака свидетельствуют о сложных процессах адаптации грузин к московской среде. Высокий уровень национального самосознания, ориентации на выбор брачного партнера своей национальности, выбор детям от национально-смешанных браков с русскими практически исключительно своей национальности показывает высокую степень нацеленности на сохранение своей этнической линии в детях, на сохранение себя в первую очередь как носителя грузинского этноса, а не на слияние с доминирующей этнической средой, не на стремление быть только столичным жителей, москвичом.

Образовательная структура. Судя по динамике образовательного состава москвичей за последний более чем 15-летний период, мигранты исследуемых этнических групп оказывают существенное влияние на снижение доли образованных людей у представителей своих этнических диаспор в целом.

Таблица 7. Число лиц с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием на 1000 человек старше 15 лет
Национальности Имеют образование
Высш. и незак. высшее Среднее специальное
1989 1994 2002 1989 1994 2002
Все население 299 344 360 199 213 254
Русские 289 327 380 202 214 266
Азербайджанцы Нет св. 296 158 Нет св. 170 194
Армяне 551 567 399 144 166 208
Грузины Нет св. 514 373 Нет св. 173 227
Источник: Образование населения Москвы по данным микропереписи населения 1994 г. Стат. сб. № 71. М., 1996. С. 47-48. Распределение населения по образованию и национальностям. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Национальный состав и владение языками, гражданство. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4, кн. 2. М., 2004. С. 1442-1443.
Рисунок 8. Число лиц с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием в расчете на 1000 человек старше 15 лет

Владение русским языком. Различия в степени подготовленности мигрантов закавказских республик к жизни в Москве, в их образовательном и социально-профессиональном составе сказывается и на различиях между ними по степени владения русским языком.

Знание русского языка влияет не только на скорость адаптации мигрантов в Москве, получение ими работы, на межнациональные отношения с русским большинством, но и определяет образ жизни самого мигранта, а кроме того ухудшает качественные характеристики всего населения закавказских диаспор Москвы. В 1989 году среди всех живших в Москве армян 42,7% считали родным язык своей национальности, тогда как 56,7% назвали в качестве родного русский язык. Еще 39,8% армян свободно владели русским языком как вторым. Таким образом, свободно владели русским языком 96,5% армян.

У грузин языковая ситуация была несколько иной. Среди них 62,4% назвали в качестве родного язык своей национальности, и лишь 37,0% считали родным русский язык. Но 58,0% грузин отметили, что свободно владеют русским языком как вторым, так что в результате свободное владение русским языком (95,0%) у грузин было не намного ниже, чем у армян.

У азербайджанцев этот показатель был несколько ниже (90,2%), но тоже достаточно высоким. Почти три четверти азербайджанцев, живших в то время в Москве (73,6%), назвали в качестве родного азербайджанский язык и только 25,8% считали родным русский язык. Но 64,4% азербайджанцев заявили, что свободно владеют русским языком как вторым.

К 2002 году доля представителей закавказских национальностей, свободно владеющих русским языком как вторым, сократилась: у грузин до 44,2%, у армян — до 36,1%, у азербайджанцев — до 54,4%.

Вследствие притока мигрантов за последние 15 лет языковая ситуация ухудшилась. По данным упомянутого обследования 2004-2005 годов [9], если в среде армянских и грузинских мигрантов от 75 до 85% свободно говорят, пишут и читают на русском языке, то среди азербайджанских мигрантов свободно владеющие русским языком (разговорная практика, чтение, письмо), составили 45-63%. У азербайджанских мигрантов очень велика доля тех, кто плохо или совсем не владеет навыками чтения и письма на русском языке (18-20%) [10].

Что кавказцы ищут и находят в Москве?

Важным аспектом адаптации инонационального населения к условиям жизни в Москве и коренных москвичей к инонациональному населению служит социально-экономический, так как многие проблемы, существующие в этой плоскости, связаны нередко в большей мере с социально-экономическими вопросами, чем с этнокультурными.

Мотивы миграции в Москву. Структура миграционной мотивации у респондентов разных национальностей существенным образом различается. Преобладающий мотив миграции в Москву у грузин — война, ибо приезжающие в Москву грузины — это главным образом мигранты из Абхазии: 70% опрошенных сослались на нее, как главную причину их переезда из республики. Второе и третье места делят такие мотивы миграции, как межнациональные конфликты (15%) и безработица (16%).

В структуре миграционной мотивации армян на первом месте находятся межнациональные конфликты, так как подавляющее большинство армян — это выходцы из Азербайджана: 60% респондентов определили их в качестве основной причины выезда с прежнего места жительства. Еще 5% армян назвали в качестве причины их переезда войну, главным образом, это те армяне, кто приехал в Москву из Грузии. Таким образом, практически две трети мигрантов-армян вынуждены были поменять место жительства, переехать в Москву из-за межэтнических конфликтов, разгоревшихся в Закавказье. Именно среди мигрантов-армян наиболее значительна доля имеющих статус беженцев (табл. 8).

Таблица 8. Наличие у опрошенных статуса беженца или вынужденного переселенца, %
Имеете ли Вы статус беженца, вынужденного переселенца? Азерб. Армяне Грузины
Имею статус беженца 18 42 13
Имею статуе вынужденного переселенца 6 9 8
Не имею статуса 75 47 77
Нет ответа 1 2 2
Итого 100 100 100

На втором месте среди мотивов миграции в Москву армян стоит желание продолжить образование (27%), на третьем — низкая заработная плата в прежнем месте жительства (18%).

Структура мотивов миграции азербайджанцев более разнообразна. Преобладающей здесь можно назвать экономическую составляющую мотивации: 35% азербайджанцев сослались на низкую заработную плату в месте их прежнего жительства и еще 23% назвали в качестве основного мотива миграции безработицу. Но и среди азербайджанцев каждый четвертый (25%) мотивировал свой переезд с прежнего места жительства в Москву межнациональными конфликтами.

Планы, связанные с переездом в Москву и их реализация. Надежды, планы, связанные с переездом в Москву, у представителей закавказских народов очень разнообразны (табл. 9). Азербайджанцы, самые молодые, потенциально наиболее активные мигранты, в том числе в предпринимательской деятельности, в наибольшей мере связывали свой переезд в Москву с мечтами о возможности открытия собственного «дела» в столице (свое предприятие, магазин, кафе и т.п.) (23%) и надеждой на быструю карьеру (20%). Армяне надеялись прежде всего устроить личную жизнь (19%), но им не чужды были и стремления к быстрой и успешной карьере (16%). Надежды на устройство личной жизни были доминирующими в планах грузинских мигрантов (20%), но они предполагали также найти высокооплачиваемую работу в Москве (12%) и, возможно, сделать успешную карьеру в столичном городе (10%). Это те факторы притяжения Москвы, которые мигранты оценивали очень высоко. Кроме того, пребывание в Москве как возможность переждать трудности на родине, избежать службы в армии и участия в войне отмечали и азербайджанцы, и армяне, и грузины (соответственно 18%, 14% и 9%).

Таблица 9. Планы связанные с переездом в Москву (в % от ответивших в данной группе)
Какие надежды, планы были связаны с переездом в Москву? Азерб. Армяне Грузины
Найти интересную работу 0 9 0
Найти высокооплачиваемую работу 5 7 12
Сделать быструю карьеру 20 16 10
Открыть свое предприятие, магазин и т.п. 23 11 8
Продолжить образование 0 2 2
Приобрести жилье 5 2 3
Устроить личную жизнь 8 19 20
Пережить трудности на родине 13 12 2
Желание жить в большом культурном центре 5 5 2
Желание избежать службы в армии, участия в воине 5 2 7
Итог может быть не равен 100%, т.к. не учтены другие ответы и не ответившие.

Как же осуществились эти планы? Что мешало и что в наибольшей степени способствовало их реализации? Наиболее пессимистично оценивают реализацию своих намерений грузины: каждый седьмой мигрант ответил, что ничего из надежд и планов, связанных с переездом в Москву, не осуществилось (табл. 10). Из того же, что было реализовано, следует отметить высокий процент продолживших в Москве свое образование (43%), нашедших интересную (15%) и высокооплачиваемую (14%) работу. У армян картина реализации их надежд и планов выглядела более оптимистичной: лишь 7% опрошенных заявили, что ничего из намеченного не удалось реализовать, но среди армян были и такие (правда, совсем немного), кто ответил, что «осуществилось все, о чем мечтал». Армяне, как и грузины, успешно использовали потенциал Москвы как крупного культурного и образовательного центра России для продолжения своего образования (19%) и получения интересной работы (16%). И у армян, и у азербайджанцев довольно высок процент устроивших свою личную жизнь, что, очевидно, связано с преобладанием среди мигрантов этих национальностей мужчин. Азербайджанцы в большей степени, нежели мигранты других национальностей, были удовлетворены тем, что нашли высокооплачиваемую (23%) и интересную (20%) работу, что очевидно связано с преобладанием в структуре азербайджанской миграции так называемых экономических, трудовых мигрантов.

Таблица 10. Осуществление планов (в % от ответивших в данной группе)
Что из этих планов осуществилось? Азерб. Армяне Грузины
1. Ничего 5 7 14
2. Нашел интересную работу 20 16 15
3. Нашел высокооплачиваемую работу 23 11 14
4. Сделал хорошую карьеру 0 2 0
5. Открыл «свое дело» 5 2 0
6. Поступил в вуз, техникум 8 19 43
7. Устроил личную жизнь 13 12 4
8. Избежал службы в армии, участия в воине 5 5 0
10. Осуществилось все, о чем мечтал 0 2 0
Итог может быть не равен 100%, т.к. не учтены другие ответы и не ответившие.

Первые трудности в Москве. Две самые большие сложности московской жизни отмечены мигрантами всех национальностей: получение прописки (41-58%) и поиски жилья (23-55%). Помимо этого, азербайджанцы ссылались на трудности в поисках работы (35%) и плохое отношение московских властей (35%). Для грузин и армян был характерен и такой ответ: «чувство одиночества» (соответственно 26 и 30% ответов).

Прописка. В Москве нет полной, достоверной, надежной информации о проживающем на ее территории населении, ибо значительная часть прибывающих в столицу живет здесь, не имея прописки. Так, по данным нашего исследования значительное число мигрантов титульных национальностей Закавказских республик проживает в Москве без всякой прописки и регистрации. Среди азербайджанцев и армян подобная категория людей составляет 12%, а среди грузин — 46%.

Постоянной пропиской в Москве в наибольшей мере обеспечены армяне (37%). У грузин и азербайджанцев лишь каждый четвертый-пятый мигрант имеет таковую. Кроме того, среди армян каждый третий мигрант имеет временную прописку в Москве, у азербайджанцев и грузин временно прописанных в Москве — 13-20%. Больше половины азербайджанцев (55%) живут в Москве по «гостевой» прописке.

Что нравится и что не нравится в Москве. Азербайджанцы наиболее высоко оценивают широкие возможности, предоставляемые Москвой, для открытия собственного дела (53%), богатые возможности проведения досуга в столице (40%) и большой выбор невест (25%) (табл. 11).

Таблица 11. Что нравится в московской жизни (в % от ответивших в данной группе)
Что в московской жизни Вам нравится сейчас больше всего? Азерб. Армяне Грузины
Хорошее жилье 0 15 9
Широкие возможности устройства на работу 18 34 6
Широкие возможности получения образования 15 29 15
Широкие возможности открыть «свое дело» 53 22 8
Отсутствие межнациональной напряженности 18 39 8
Хорошее снабжение продуктами, товарами 13 36 18
Широкие возможности проведения досуга 40 27 15
Большой выбор невест, женихов 25 14 5
Возможность жить, как хочу 13 22 15
Отсутствие контроля со стороны родственников 0 2 7
Итог превышает 100%, т.к. можно было выбрать более одного варианта ответов.

Армяне дают положительную оценку несколько иным сторонам жизни в Москве: отсутствию межнациональной напряженности (39%), хорошему снабжению продуктами и товарами (36%) и широким возможностям трудоустройства (34%). Грузинам же в московской жизни более всего нравится хорошее снабжение (18%), широкие возможности получения образования и проведения досуга (15%).

Какие негативные стороны жизни в Москве отмечают мигранты (табл. 12)? Азербайджанцы в наибольшей степени недовольны трудностями с получением жилья (55%) и постоянным контролем милиции (45%). Армяне также отмечают жилищные проблемы (47%) и высокий уровень преступности в городе (33%). Грузин в наибольшей мере раздражает постоянный контроль милиции (54%) и отсутствие поддержки властей (39%). Почти треть грузинских и армянских мигрантов угнетает чувство одиночества, которое они испытывают в Москве и сейчас. Только армяне отметили в качестве негативной стороны жизни в столице отсутствие школ, театров, газет на родном языке (21%).

Таблица 12. Что не нравится в московской жизни (в % от ответивших в данной группе)
Что в московской жизни Вам не нравится? Азерб. Армяне Грузины
Система налогообложения 28 9 11
Отсутствие поддержки властей 30 28 39
Трудности в получении жилья 55 47 20
Высокие цены 30 32 16
Трудности, с получением образования 5 2 7
Трудности с получением высокооплачиваемой работы 30 2 13
Трудности с получением любой работы 0 5 26
Постоянный контроль милиции 45 18 54
Чувство одиночества 15 32 28
Высокий уровень преступности 20 33 23
Большое скопление народа, суета 8 18 11
Плохая экология 23 21 18
Отсутствие школ, театров, газет на родном языке 0 21 0
Итог превышает 100%, т.к. можно было выбрать более одного варианта ответов.

Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности?

Один из важнейших факторов, притягивающих мигрантов в Москву и «закрепляющих» их здесь на то или иное время, — благоприятные условия для трудоустройства, в том числе интенсивное развитие в городе тех отраслей, в которых от работников не требуется ни длительной профессиональной подготовки, ни высокого образования, ни даже хорошего знания русского языка. Это сферы торговли, обслуживания, строительства, транспорта, социального страхования, жилищно-коммунального хозяйства и так называемой, индустрии развлечений, включая игорный бизнес. Весьма благоприятным фактором можно назвать интенсивное развитие в Москве частного сектора в названных отраслях. Руководство частных предприятий имеет немалую административно-хозяйственную самостоятельность, в том числе в подборе кадров, что дает возможность «закрепившимся» в Москве «новым» москвичам помогать в трудоустройстве своим бывшим соотечественникам.

Как видно из рис. 9, среди представителей большинства национальностей Москвы доля работающих выше, чем среди русского населения. Меньше среди жителей Москвы, не относящихся к ее основному этносу, и безработных.

Рисунок 9. Распределение представителей разных национальностей по занятиям, Москва

Присущие представителям народов Кавказа и Закавказья тесные родственные и соседские связи играют важную позитивную роль в их трудоустройстве в Москве. По данным опроса, 70-80% респондентов устроились на работу, благодаря помощи московских родственников и друзей.

Однако вопросы с трудоустройством решаются у представителей разных этнических групп не всегда одинаково. Наиболее легко устраиваются на работу азербайджанцы и армяне. Гораздо сложнее — грузины. Это связано с социально-профессиональным составом прибывающих людей разной этнической принадлежности, их социальными запросами и возможностями их этнических диаспор в Москве. Среди азербайджанцев больше рабочих, людей с невысоким образовательным уровнем, готовых на любую работу. Их московские земляки, сами в большинстве случаев занятые физическим трудом, устраивают на соответствующую работу и мигрантов. У прибывающих в Москву армян выше образовательный уровень и профессиональные претензии, но им помогают найти более или менее «приличное» место их земляки, уже достигшие в Москве определенного положения. Грузины шире представлены интеллигенцией и более «капризны». В составе не только грузин-мигрантов, но и грузин-старожилов сравнительно высокий процент безработных (рис. 10).

Рисунок 10. Характер труда у представителей отдельных национальностей
Рисунок 11. Доля (%) занятых физическим трудом у представителей отдельных национальностей в группах с разной длительностью проживания в Москве

Значительная часть мигрантов, независимо от национальности, понижает свой социальный статус после переезда в Москву, причем даже по сравнению со своими родителями. Особенно это характерно для грузин. Подавляющее большинство прибывших начинает работу в Москве в качестве наемных работников физического труда. Принципиально важно, однако, что постепенно происходит «перелив» части мигрантов в те отрасли, в которых они работали до переезда, в том числе в образование, медицину, науку, культуру (армяне и грузины), промышленность (азербайджанцы), соответственно растет и их статус. Старожилы этих национальностей, особенно армяне и грузины, резко отличаются от мигрантов по отраслевому и социально-профессиональному составу (рис. 13), занимая сравнительно высокие ступеньки на социальной лестнице, в том числе становясь предпринимателями, владельцами предприятий и т.п.

Рисунок 12. Распределение представителей отдельных национальностей по отраслям народного хозяйства Москвы
Рисунок 13. Занятость представителей отдельных национальностей в отраслях народного хозяйства Москвы в зависимости от длительности проживания

Несмотря на нередко тяжелые условия труда, отсутствие гарантий со стороны работодателей (устное трудовое соглашение), нерегулярные выплаты заработанного и т.п. сложности, многие мигранты удовлетворены своей работой, особенно малопритязательные азербайджанцы. Наиболее высокий уровень фрустрированности у грузин. У старожилов уровень удовлетворенности трудом еще более высокий, однако, этнические различия сохраняются и среди них.

Для мигрантов и старожилов исследуемых этнических общностей характерен довольно высокий уровень оптимизма при оценке перспектив своей работы (он растет «от грузин к азербайджанцам»), который, видимо, обусловлен их демографическим составом и определенными психологическими характеристиками. Практически никто не боялся увольнения или каких-либо других «неприятностей» на работе. Правда, довольно многие мигранты жаловались на конкуренцию со стороны русских и представителей других этнических групп в Москве, отмечая влияние этнического фактора на шансы социальной мобильности. Старожилы этот фактор называли реже, но и в той и другой группе довольно резко выделялись грузины, считающие себя особенно ущемленными в социальном росте. В действительности, отношение к грузинам было наиболее лояльным, а позиции их на социальной лестнице довольно высокими.

Многие этнические мигранты (около половины по данным опроса) довольно толерантны по отношению к людям других национальностей в трудовой сфере. Однако они нередко отдают предпочтение работе в мононациональном коллективе. Принципиально важно, что чем дольше человек живет в Москве, тем он не только становится большим интернационалистом, но и начинает испытывать более сильные симпатии к русским, например, чаще называя русского в качестве желаемого коллеги или начальника, нежели человека своей национальности. Особенно это относится к азербайджанцам и армянам.

Важным выводом нашего опроса можно назвать заключение о довольно высоких социальных планах этнических мигрантов, причем, в первую очередь, низкостатусных азербайджанцев, рассчитывающих в будущем занять в Москве солидные руководящие должности. При этом, если армяне и грузины собирались использовать для достижения своих целей преимущественно самообразование, то азербайджанцы — связи с нужными людьми. Правда, с течение времени эти планы значительно корректируются, как и средства для их достижения. У старожилов они более реальны, приближены к московским реалиям.

Следует отметить настораживающий факт: и мигранты, и старожилы одной этнической группы, чрезвычайно высоко оценивая собственные способности и возможности, довольно низко отзываются о соответствующих чертах у представителей других этнических общностей. Только грузин азербайджанцы и армяне оценили более или менее позитивно, но, конечно, ниже, чем свою этническую группу. Невозможность достичь намеченных высоких социальных целей на фоне ревнивого отношения к людям других национальностей, которые, возможно, незаслуженно (по мнению респондентов) достигают успехов в жизни, может отрицательно сказаться на межэтнических отношениях в Москве, на ситуации в трудовой сфере.

Нельзя не отметить и то, что большинство этнических мигрантов, намечая свои грандиозные планы, не готовы «вписаться» в московскую культуру, русскоязычную среду. Даже особенно плохо владеющие русским языком азербайджанцы не собирались совершенствовать его знание. Правда, молодежь своей национальности уже многие ориентировали на овладение русским языком. Грузины, помимо этого, чаще предлагали «своим» молодым людям уехать из Москвы.

Необходимо также отметить весьма неоднозначное отношение русских москвичей к представителям разных этнических групп. Более высоко оценивали русские деловые и профессиональные качества армян (первое место) и грузин (второе), к азербайджанцам отношение было менее позитивным. В этом, однако, на наш взгляд, сказывается не столько этнокультурная дистанция (в том числе конфессиональная), сколько общекультурная, так как азербайджанцы — и мигранты, и старожилы — ниже по уровню образования и по социальному статусу. Возможно, именно этим объясняются вызывающие раздражение у коренных москвичей (не только русских) особенности их поведения в Москве.

Наиболее результативной следует признать адаптацию в Москве армян, которая проходит здесь достаточно легко и безболезненно. Этому способствует давнее проживание в городе, прочные социально-экономические и культурные позиции армянской диаспоры, помогающей новым мигрантам закрепиться в городе. Важную роль играет то обстоятельство, что многие армяне приезжают в Москву из других районов России, а не из республики своей национальности, уже имея опыт совместного длительного проживания среди представителей доминирующего русского этноса, а также наличие у большинства мигрантов-армян гражданства России.

Наиболее сложно адаптация в Москве проходит у грузинских мигрантов, многие из которых покинули Грузию (Абхазию) из-за военных действий и межэтнических конфликтов и рассматривают Москву в качестве временного места пребывания, дающего возможность переждать трудности жизни дома. Эти мигранты, будучи в подавляющем большинстве гражданами Грузии, испытывают множество трудностей при получении регистрации, а следовательно, и работы в Москве. Грузинские мигранты острее переживают чувство одиночества, оторванности от родных мест, семьи, друзей; тяжелее всего воспринимают недружелюбное отношение к себе со стороны москвичей. Имея нередко достаточно высокий уровень образования и квалификации, они вынуждены заниматься работой, далекой от их интересов и склонностей, или оставаться безработными, довольствоваться более низким социальным статусом, нежели тот, который был у них в Грузии.

Миграция азербайджанцев в Москву в наибольшей мере носит характер временного пребывания. Многие из них нацелены на решение определенных задач, чаще всего экономического характера, реализацию краткосрочных адаптивных стратегий. Они чаще других ориентированы на «свое» государство, его гражданство, возвращение на родину, но в то же время активно используют пребывание в столице для развития предпринимательской деятельности и улучшение своего материального положения. Поскольку азербайджанские мигранты — преимущественно молодые несемейные мужчины, с более низким, чем у армян и грузин, уровнем образования, они менее притязательны к условиям московской жизни, в том числе к характеру занятости.

Представители старожильческой части азербайджанской, армянской и грузинской диаспор в своем большинстве полностью «вписались» в московскую среду. Тем не менее, и здесь грузины отличаются более массовыми установками на отъезд из Москвы.

Ссылки по теме номера

  1. Вендина О. Москва этническая: грозит ли городу геттоизация?
  2. Тишков В., Степанов В. Российская перепись в этническом измерении
  3. Махрова А. Рынок жилья и расселение в московском регионе
  4. Арутюнян Ю. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе
  5. Богданова Л. Социально-географическая оценка результатов этнической миграции (к вопросу о социальной адаптации этнических мигрантов на примере Тверской области)
  6. Стельмах В. Москва: «маленький» Кавказ — большие проблемы
  7. Витковская Г. Масштабы и характер миграций из южнокавказских стран в России
  8. Карачурина Л. Мигранты и рынки труда крупных российских городов: согласование взаимных интересов
  9. Филиппов В. Как менялся этнический состав москвичей
  10. Карпенко О. Языковые игры с «гостями с юга»: «кавказцы» в российской демократической прессе 1997-1999 годов
  11. Левинсон А. «Кавказ» подо мною. Краткие заметки по формированию и практическому использованию «образа врага» в отношении «лиц кавказской национальности»
  12. Из всех российских фобий сильнейшая — кавказская
  13. Титов В. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы)
  14. Мукомель В. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии)
  15. Савоскул М. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации
  16. Пешкова В. Контент-анализ прессы Московского мегаполиса об азербайджанской общине
  17. Щедрина О. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России?
  18. Болдышева Н. Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России?

Примечания

[1] Исследование было выполнено в рамках среднесрочной целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)» Центром исследования межнациональных отношений Института социологии РАН (руководитель проф. Дробижева Л.М.) при участии советника РАН, чл.-корр. Ю.В. Арутюняна. В ходе исследования были заново проанализированы базы данных ранее проведенных (1998-2005 годы) социологических исследований представителей пяти основных этнических групп Москвы — русского большинства, татар, азербайджанцев, армян, грузин, как уроженцев и старожилов Москвы, так и мигрантов последних 10 лет (в целом более 3 тысячи респондентов). В качестве дополнительного источника использовались данные переписей населения 1989 и 2002 годов.

[2] Без учета транзитных мигрантов и маятниковых мигрантов. По оценкам, с учетом всех категорий мигрантов, численность дневного населения Москвы составляет 13-14 млн. человек. (Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы, раздел «Миграционная ситуация в Москве»).

[3] Перепись 2002 года.

[4] Московская городская программа регулирования миграции на 2002-2004 годы, паспорт. В 2004 г. разрешение на временное пребывание получили 7,3 тысячи иностранных граждан, в 2003 — считанные единицы.

[5] Оценки обобщены по различным источникам В.И. Мукомелем.

[6] В т.ч.: 53 тысячи граждан дальнего зарубежья, а также 672 тысячи граждан государств СНГ, лиц, имеющие двойное гражданство, лица без гражданства и не указавшие гражданство.

[7] Граждане государств СНГ.

[8] Характеристики структуры мигрантов из Закавказья основаны на данных этносоциологических опросов проведенных в рамках проектов «Проблемы социально-культурной адаптации национальных меньшинств в Москве» (авторы: В.К. Малькова, Л.В. Остапенко, И.А. Субботина, 1998 год, квотная выборка — 400 респондентов трех этнических групп — азербайджанцы, армяне, грузины) и этносоциологического обследования 2004-2005 годы (руководитель — Ю.В. Арутюнян, квотная выборка 3000 респондентов, подробности см.: Арутюнян Ю.В. Москвичи глазами этносоциолога. М. 2006.)

[9] Арутюнян Ю.В. Москвичи глазами этносоциолога. М. 2006.

[10] Вариации связаны с различием во владении языком в зависимости от срока проживания, образования, характера профессиональной деятельности. Даны нижний и верхний пределы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.