28 марта 2024, четверг, 23:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2006, 10:29

Выставка интеллекта

Открытие 8 Международной Ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction состоялось вчера, 29 ноября, в ЦДХ. В этом году участие в ней принимают более 250 участников из 20 стран, а сама Ярмарка заняла практически все пространство ЦДХ (около 6000 кв.м.), за исключением выставки «Образование и карьера», которая традиционно проводится одновременно с non/fiction и практически уже стала ее частью, привлекая тем самым молодое поколение к умной литературе. Работа ярмарки продлится до 3 декабря.

В соответствии с заявленным порядковым номером на Ярмарке многое завязано на этой знаковой цифре: 8 литературных премий, 8 некоммерческих специальных проектов, 8 авторов почетного гостя фестиваля – Израиля, и еще много семинаров, круглых столов, презентаций, встреч с авторами. Знаковость эта вызвала определенные опасения участников пресс-конференции, которая была проведена накануне открытия ярмарки: «Я страшно напуган речью В. Бычкова, потому что ярмарка восьмая и все здесь представлено в количестве 8. А представляете, пройдет еще немного времени, и будет 12, 15, 20…», - говорит Александр Гаврилов, главный редактор «Книжного обозрения».

Ярмарка проводится уже в восьмой раз. С каждым годом она разрастается как в количественном, так и в качественном эквиваленте. В этом году круг вопросов, связанный с тем, нужна ли подобная выставка интеллектуальной литературы вообще и кому, как верно заметила член экспертного совета, редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова, сузился, дав место размышлениям о соотношении убыточности и прибыльности фестиваля, об экономике книгоиздательства, о жизни печатной литературы в контексте современного электронного прогресса, о чертах интеллектуальной литературы и отборе участников, о вопросах просвещения и культуры чтения.

Из 12 представленных тематических разделов выставки «Художественная литература». На первом месте стоит более общее понятие «Гуманитарной литературы». Причем организаторы неоднократно подчеркивали значение значка «слэш», говорящий о том, что на выставке представлены как литература fiction, так и non-fiction. Поэтому среди прочих разделов присутствует «деловая литература», «научно-техническая литература», «периодические издания», «детская литература» и др.

Количество стран-участников возросло в 2006 году до рекордной цифры 20. Здесь представлены стенды из Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Канады, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Украины, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии, России. Почетным гостем фестиваля в этом году стал Израиль. Сейчас ведутся активные переговоры с Канадой и, возможно, именно Канада станет почетным гостем 9 фестиваля. Хотя есть претенденты из Голландии и Чехии.

В пресс-конференции перед открытием Ярмарки приняли  участие писатель Чингиз Айтматов, организатор Василий Бычков («Экспопарк»), члены экспертного совета Александр Гаврилов («Книжное обозрение»), Наталья Перова (издательство «Glas»), Ольга Морозова, Ирина Прохорова («Новое литературное обозрение»), специально приглашенный на выставку Президент Европейской федерации книготорговцев Джон Мак Нами, а также Юрий Сорочкин (проект «Эшколь»).

Как-то так получалось, что все вопросы и ответы на пресс-конференции, как и разговоры о новых книгах и тенденциях в современной литературе, так или иначе, решались в материальном ключе.  Началось все с того, что Василий Бычков радостно заявил, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям оказало не только традиционную моральную и информационную поддержку, но и выделило денежные средства на проведение Ярмарки: «В этом году ярмарка в первый раз за все 8 лет стала прибыльной, что дает надежду на дальнейший коммерческий успех». На это главный редактор «Книжного бизнеса» вспомнил, что господин Бычков за проект non-fiction в прошлом году получил премию журнала «Альтруист года», и заметил сразу, что, по-видимому, в том же году лауреат лишился почетного звания. Затем последовал саркастический вопрос: «Вы счастливы?», на который последовал утвердительный ответ: «Я очень счастлив, потому что это наш любимый проект», после чего журналистов заверили, что речь не идет о золотых горах, просто государственные средства помогли организаторам избавиться от неприятного чувства убыточности мероприятия. А самыми прибыльными все равно пока остаются выставки по дизайну и рекламе.

Затем тему прибыльности издательского дела продолжил и писатель Чингиз Айтматов, который на Ярмарке будет представлять свою новую книгу «Когда падают горы» с подзаголовком «Вечная невеста»: «Я рад, что здесь происходит деловая встреча, связанная с состоянием книгоиздания. Книга должна быть не только написана, но и соответствующим образом издана. У меня как раз произошло такое интересное совпадение: буквально несколько дней назад вышел мой новый роман. Состоялась презентация сначала в Санкт-Петербурге. Книга обратила на себя огромное читательское внимание. За два с половиной часа было распродано более 1000 экземпляров. Это живое свидетельство того, насколько активен читатель, если есть к чему проявлять эту активность. Пока что все идет потрясающе для меня. Ну бывают счастливые моменты в жизни».

Экономическую тему продолжил Джон Мак Нами, который прямо заявил, что цифровые технологии нужны книгоиздателям для того, чтобы не только выжить в будущем, но и хорошо заработать. Попытался отступить от финансов коллекционер Анатолий Боровков, представивший вторую ярмарка антикварных книг, - не получилось: «Антикварные книги важны, чтобы понимать истоки того, что мы обнаруживаем на втором этаже», - сказал Бычков. «Новая книга скоро станет антикварной, той, которая на аукционах Сотбис сейчас проходит по сотне тысяч долларов и выше. Вы, возможно, торгуете сейчас тем, что, возможно, в будущем тоже будет стоить больших денег. Внимательнее относитесь к авторам, произведения которых в последствии смогут стать шедеврами», - ответил ему  коллекционер.

У Чингиза Айтматова все журналисты спрашивали примерно одно и то же: что происходит с современной литературой, существует ли вечная литература, что представляет собой современный читатель. «Мы все вместе должны об этом думать пытаться постичь и осознать, что есть что. В моем представлении, все, что происходит, должно происходить, процесс изменения обстоятельств жизни, цивилизации, культуры всегда несет этот элемент обновления, привнесения того, чего не было, что, конечно, вызывает определенные волнения и сомнения. В итоге всего этого, всего этого многообразия, мне кажется, должен быть какой-то новый прорыв, новое открытие. Меняются имена, меняется литература, классика остается классикой, остаются общие ценности. Без рынка сейчас никакая литература не существует. Это влияет и положительно, и отрицательно. А у читателя должен быть выбор».

Примерно то же позже на выступлении финалистов конкурса «Большая книга» декларировал и писатель Александр Кабаков, заявивший, что для того чтобы у читателя не было выбора, нужно отменить демократию. «Я не думаю, что литература может что-то улучшить или ухудшить. Для писателя – это род невроза, для читателя – еда». Хотя в отношении читателя Кабаков высказался в более мрачных тонах. Когда-то нас всех учили, что литература – это духовная пища. Но кто-то ест вместе со всеми биг-мак, а кто-то от него отказывается. И вообще публика очень поменялась, как изменилась и жизнь. Поменялся тип читателя: «Я не понимаю, что происходит и чем я занимаюсь. И вообще желание все бросить возникает каждую секунду из тех 60, что входят в минуту. Большую часть людей составляют люди, мне неизвестные, называющие себя на сленговый манер "манагерами". Они сменили советскую интеллигенцию, которую я знал до последнего волоска. А теперь это люди, которые вкалывают с утра до вечера, поэтому просто не въезжают в Достоевского или Фолкнера, поэтому читают либо Бегбедера, либо Минаева»,- с отчаянием констатирует Кабаков.

Количество посетителей с каждым годом растет и с каждым годом возрастает интерес к тому, кто же эти массы почитателей интеллектуальной литературы: или публика умнеет с каждым годом, или понятие умной книги эволюционирует в меняющемся мире.

«Это ярмарка хорошей литературы. Человеческий мозг дан нам свыше и не предназначен для того, чтобы в него через уши и рот вливали что попало под названием «массовая культура», но и для того, чтобы думать. Может быть атрофирование мозга и произойдет когда-нибудь гигантским усилием масс-медиа, поэтому заставить читателя не думать вообще невозможно. Сюда приходят те, кому нужна эта литература, и эта прослойка пока еще достаточно велика», - замечает Бычков.

«Когда эта ярмарка начиналась в конце 90-х годов, надежды на успех было немного, поскольку многие ее воспринимали как самодеятельность, да и весь наш рынок интеллектуальной литературы походил больше на некое собрание безумцев, нежели на профессиональное сообщество. Всего через 8 лет ярмарка воспринимается как важнейшее место рынка. Может, это будет последний год, когда нам будут задавать вопросы, а нужна ли нашему обществу такая книга», - сказала Ирина Прохорова. «Я испытываю искреннюю радость, ведь когда-то очень давно мы придумывали ярмарку, которая не нужна никому, ярмарку для тех, кто читает противоестественные книжки – нехудожественную литературу. Выяснилось, что это важная площадка, на которой могут встретиться западные книготорговцы с отечественными теоретиками и практиками издательского бизнеса. Здесь Том Стоппард и Чингиз Айтматов оказываются в общем и достойном их пространстве. Оказывается, что стратегия «стоять на своем» и дает такие плоды, как дает она ответ на вопрос «как жить  меняющемся мире», - добавляет Александр Гаврилов.

Определенно публика ценит умную выставку. По крайней мере, организаторы ожидают в этом году более 30 000 посетителей за 5 дней работы Ярмарки. Показательно, что только за первые два часа ее работы гардероб, рассчитанный как минимум на 2300 мест был заполнен, а многие, переполненные стремлением к высокому, предпочитали не задумываться о земных неудобствах. Хотя и без того на входе посетителей ожидало несколько препятствий. Во-первых, в целях знакомства со своей целевой аудиторией в этом году при входе была введена регистрация гостей. Об этом говорили крупные плакаты, где белым по красному написано «регистрация обязательна!», поскольку без специального бэджа проход на ярмарку был невозможен. А для его получения нужно было заполнить довольно стандартную анкету: ФИО, возраст, профессия, сфера занятости, контакты. Во-вторых, дорогих гостей долго не пускали, затянув церемонию открытия краткими речами организаторов и участников. От краткости отступился разве что писатель, член экспертного совета Дмитрий Пригов, который в свойственной ему оригинальной манере поприветствовал публику: «Я не намерен придерживаться краткости выступления. Такая выставка не может быть не осенена такими великими именами, типа Пушкина, и даже больше – древней традиции, архаической, посему я решил вам преподнести мантру высокой русской культуры – вторую строфу "Евгения Онегина"». Саму строфу, однако, писатель не прочитал, понадеявшись на уровень образованности аудитории, поэтому сразу перешел к чтению той же строфы, но в древне мантрическом звучании, т.е. с помощью некого подобия звуков, издаваемых при медитации. Сначала публике было смешно, однако после 7 минут монотонного гудения, то нарастающего, то вновь затихающего как-то все приуныли. Подействовало.

Но, пока аналитики тестируют и делают прогнозы, объект их исследований – «умный читатель» – все  же дорвался до высокой цели. Залы быстро заполнились посетителями. И действительно, здесь было что посмотреть: известные и неизвестные, русские и иностранные, малые и большие издательства. Кстати, интересно, что достаточно много стендов посвящены духовной литературе типа «воспитай себя сам». Но тут не поспоришь – интеллектуальное чтение. На одном стенде за покупку такой книжки даже давали горячие булочки. Видимо, хотели показать, что духовная пища не отменяет материальной.

Стенды сменяются экспозициями специальных проектов, поэтому, бродя по узким проходам между стендами создается впечатление, что ходишь по большому книжному городу, а иногда выходишь на центральные площади.

В этом году даже повышение цены до уровня цен со среднероссийскими показателями за аренду места, не повлияло на количество участников. Как таковых жестких требований к издательствам нет, но организаторы объясняют выбор приглашенных интуитивно-подсознательными мотивами. Хоть издатели и сами понимают значение non/fiction, куда попадает далеко не вся литература. Но, по словам организаторов, есть понятие вкуса и понятие интеллектуального искусства, поэтому иногда достаточно одного взгляда на презентацию издательства, чтобы понять, подходит оно или нет. В этом плане, по словам Бычкова, уровень этой ярмарки – самый высокий. «Та же Франкфуртская ярмарка – это ярмарка всего издательского мира. Там не регламентируется издательская политика».

Проработав журналистов  финансовой составляющей Ярмарки, участники решили во торой раз попытаться отклониться от этой темы хотя бы перед широкой публикой. Наталья Перова назвала non/fiction важным интеллектуальным событием для литературной жизни столицы и сказала, что если наши чиновники всплескивают руками и говорят, что надо что-то делать, чтобы продвигать нашу современную культуру, то на ярмарке этот процесс происходит уже 8 год. А это все-таки некоммерческий проект. Финансовый момент стоит на втором месте. Также как и малые издательства, и другие ярмарки ставят своей целью нащупать новые тенденции, дать площадку для всех людей, несущих новые идеи. О просвещении сказала и Начальник управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РосПечать Литвиненко Нина Сергеевна: «Чем больше выставок, тем интереснее наша книжная жизнь. Non/fiction заняла очень прочное место в нашей жизни. У этой ярмарки есть свой контингент, свои приверженности, это люди, которые читают постоянно. Мы сейчас вместе с комитетом по телекоммуникациям много внимания уделяем чтению. Создана национальная программа по поддержке чтения, где данной ярмарке отведено особое место».

Но заданный курс на путь просвещения опять был испорчен: «Покупайте наши книги! Поддержите наших издателей! А уж потом как-нибудь прочтете», - проскандировала Ирина Прохорова.

В общем, от выставки сложилось двойственное впечатление. Вроде бы праздник умной книжки, вроде бы и публика собралась особая, интеллектуальная, но в то же время, все время говорят о финансовой выгоде. Да, уж видно, никуда от этого не денешься. Поэтому будем просто наслаждаться праздником!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.