28 марта 2024, четверг, 16:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 ноября 2006, 11:26

Жизнь прекрасна

О чем может размышлять человек на пороге своего 80-летия, как не о своих взаимоотношениях с вечностью? Если речь о креативной личности, это делается с помощью искусства. Если это еще к тому же великий художник, в союзники призываются другие великие, уже отговорившие на эту тему.

Морису Бежару скоро 80 лет, 50 из которых он на виду всего культурного мира. Бежар не просто выдающийся хореограф, один из столпов современного танца. Уже давно пребывая в статусе мифа, Бежар обладает прекрасным свойством молодости – обновляться. Он всего вместе со временем, всегда окружен молодежью, всегда интересен себе и другим.

«Избранное» - программа, которую труппа «Балет Бежара в Лозанне» показала на гастролях в Москве. «Избранное» - не итоги творчества: четыре балета, казалось, произвольно взятые из разных лет, отличаются по смыслу, составу, стилю и вовсе не претендуют на то, чтобы составить портрет Бежара как одной из главных фигур танца 20-го века. «Избранное» не образует  миф, это просто подбор из разных кусков жизни. Сначала «Искусство быть дедушкой» (2004) на музыку Хьюго ле Бара, далее знаменитый шедевр – «Адажиетто» (1981) на музыку Густава Малера, после антракта – «Не смерть ли это?» (1970) на музыку Рихарда Штрауса и, наконец, - «Вена, Вена» (1982) на музыку знаменитых венцев – Иоганна Штрауса, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга. Но между этими непохожими созданиями есть внутренняя связь: их объединяет тема смерти, всегда волновавшая Бежара не столько как хореографа, столько как философа – в своем экзистенциальном значении. Депрессивность и индивидуализм, заостренные 20-ым веком, исключаются  - в этом вопросе Бежар, скорее классик, связанный с прошлым. Он не боится смерти: включая свое индивидуальное существование в вечный круг жизни, он опирается на австро-немецкую традицию - пантеизм, идущий от Гёте и поддержанный в начале 20-го века Густавом Малером, а в середине века – поздним Рихардом Штраусом. Смерть – не конец, а начало нового, свидетельство бесконечного движения материи – мысль, гениально выраженная Малером в финале «Песни о земле» (1910) на стихи древнекитайских поэтов, которая завершается ключевым для композитора словом, означающим непрерывность жизни, – ewig, ewig (вечно). Для Бежара, духовного наследника  Малера, композитора, который был ему всегда интересен, это слово тоже является одной из базовых ценностей.

Самое элементарное решение вопроса дается в первом балете, воспроизводящем ситуацию мэтра и молодежи («Искусство быть дедушкой»). Аlter ego  хореографа – танцовщик в черном плаще и красном шарфе с маской на затылке (художник в образе двуликого Януса, но слепая маска может означать и посмертную), мудрый и физически немощный, вступает в контакт с молодым поколением, желая заразить его своей одержимостью танцем. Попытка бессмысленная и бесполезная – молодых можно научить, но заставить быть такими же, найти сущностный контакт – едва ли. Им нет дела до проблем возраста, они не могут понять художника на закате жизни. Мэтра терпят, а по-настоящему он интересен только старинной даме в черном, насильно уводящей героя со сцены. В начале и конце этого балета звучит вступление к  «Morgen» Рихарда Штрауса - прекрасной песне о том, что завтра наступит в любом случае, и снова будет светить солнце. Даже если для тебя этот вечер прощальный. Гармония мира не изменится от  количества ее составляющих.

Бежар всматривается в фактуру жизни, пытаясь разглядеть в ней смерть. Может,  это подруга, спутница, возлюбленная? В процессе разгадывания проходит балет «Не смерть ли это?», представляющий дуэты героя с тремя разными  женщинами под музыку Четырех пьес для голоса с оркестром (1948) – предсмертного шедевра Рихарда Штрауса. Главный, сквозной дуэт идет без музыки – с четвертой, самой внимательной  подругой, с которой он остается в финале. Как и в первом балете, здесь отсутствует трагический взгляд на мир. Художник между молодостью и зрелостью, осмысляющий свою жизнь, видит себя словно со стороны: он – один из персонажей, входящих и выходящих из времени.

Пожалуй, единственный раз за весь вечер мысль о тщете человеческих желаний проявится как доминирующая в «Адажиетто» на медленную часть Пятой симфонии Малера – ту самуя, что нещадно использована Висконти в «Смерти в Венеции», героем которой стал композитор, имеющий прообразом  Густава Малера. «Адажиетто» -- не просто танцевальный шедевр об обреченности, но шедевр, неотделимый от образа Хорхе Донна - уникального танцовщика, любимца Бежара, бывшего лидера его легендарной труппы «Балет XX века», умершего от СПИДа. Ничего невозможно поделать, но когда «Адажиетто» танцует замечательный Жиль Роман, нынешний премьер труппы «Балет Бежара в Лозанне», это выглядит безжизненным римейком.

Смысл, однако, в том, что Бежару нечего скрывать – он открыто показывает как достоинства, так и недостатки материала, с которым работает. Бежар с азартом регистрирует все, что видит, не собираясь впадать в рефлексию по поводу того, что индивидуальности исчезают из искусства. Бежар работает, делает один за другим свои  балеты. Не только затем, чтобы бить тревогу по поводу экологии, как в балете «Мутации», или СПИДа, как в балете «Дом священника», показанных в предыдущем визите в Москву в 1998-м. Но и затем, чтобы выразить свое наслаждение танцем, как в балете «Вена, Вена». Балете про то, с каким разным смыслом можно танцевать под  знаменитую музыку Иоганна Штрауса. Про то, как под бессмертную музыку вальса «На прекрасном голубом Дунае» сменяются поколения. Про то, что жизнь прекрасна.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.