29 марта 2024, пятница, 13:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 сентября 2006, 09:00

Общественная палата занялась границами и выбросами

На прошлой неделе состоялось заседание Комиссии Общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды, посвященное пограничным зонам и экологичности топлива. Директор Всемирного фонда дикой природы России И.Е. Честин обратился к Палате с предложением рассмотреть вопрос о восстановлении пограничных зон.

В СССР, предусматривалось выделение особых зон, для въезда в которые российским гражданам было необходимо получение разрешения, в то время как иностранным гражданам доступ на эти территории был закрыт. В пограничные зоны попадают множество населённых пунктов (в Приморском крае, например, около трети), жители которых последние годы зарабатывали на жизнь благодаря развитию туризма. Однако необходимость получать специальные пропуска, по мнению Игоря Честина, отпугнёт многих отдыхающих, и снижение доходов местного населения может вызывать резкий рост браконьерства. Вопрос о сохранении биологического разнообразия входит в повестку дня Комиссии Общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды, но пограничные зоны были восстановлены по инициативе ФСБ, поэтому разговор об отмене или пересмотре соответствующего нормативного акта должен состояться на самом высоком уровне. Председатель Комиссии, директор Центра экологической политики России В.М. Захаров предложил обсудить эту проблему с Комиссией по развитию предпринимательства и Комиссией по международному сотрудничеству и счёл возможным в результате направить обращение от лица всей Палаты к высшим органам государственной власти.

Второй вопрос был рассмотрен по инициативе группы учёных из МИФИ, ВНИГНИ и НАМИ, которые изобрели технологию для экономии топлива и уменьшения экологических выбросов после сгорания в различных модификациях автомобильных двигателей. Выступавший от имени разработчиков И.Т. Новиков рассказал об этой технологии. Она основана на использовании прибора «Элитон-экономайзер», резонансное колебание которого вызывает уменьшение вязкости нефтепродуктов. При установке на бензобак устройства «Экономайзер элитон» достигается экономия топлива в зависимости от условий эксплуатации двигателей от 10% до 25%, снижается объем вредных выбросов по основным компонентам (CO , NO и т.д.) до 60%, а так же увеличивается мощность двигателя (усиление крутящего момента коленчатого вала) до 10 %. Уже было выпущено несколько тысяч таких приборов, стоимость каждого из которых – около 500 руб. Учёные нуждаются в государственном заказе: выпуск больших партий приборов обеспечит экономию топлива на национальном уровне, а кроме того снизит стоимость приборов благодаря эффекту масштабного производства. Разработчики предлагают применять это устройство не только в автомобилях, но и в самолётах, а также на мазутных ТЭЦ. В целом изобретение было одобрено, однако сама постановка вопроса – помощь в продвижении товара – требует дополнительного обсуждения.

Доктор биологических наук В.А. Филин предложил комиссии рекомендовать внести изменения в закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, дополнив его техническим регламентом «О требованиях к визуальной среде населённых территорий». По мнению В. Филина неправильно построенные города вызывают ухудшение здоровья населения и рост социальных проблем. Среди основных ошибок в планировании населённых пунктов были названы большое количество углов, чрезмерная высота зданий, цветовое насыщение элементами визуальной среды города. В. Филин предложил строить невысокие города, так как это менее вредно для психического здоровья граждан, а кроме того решит проблему загазованности городских центров и пробок на дороге, так как распределит жилые дома и бизнес-центры более равномерно. Размер городов также должен быть ограничен, например, население Москвы не должно превышать 10 млн. человек. В процессе обсуждения предложения членами Комиссии первоначальный акцент был смещён с нездоровой архитектуры на проблему пробок и загазованности, и было решено подготовить положительное заключение. Одним из его возможных адресатов может стать вице-премьер Дмитрий Медведев, в одном из своих выступлений ратовавший за малоэтажное строительство.

Последним выступил Ф.Ф. Метлицкий, председатель Международного экологического фонда. Он рассказал о проблемах экологической сертификации и экологической маркировки. Сегодня экологическая сертификация товаров в обязательной форме не проводится, хотя необходимая законодательная база для этого имеется. Еще в 2002 году был принят федеральный закон «Об охране окружающей среды», в статье 31 которого записано, что экологическая сертификация на территории страны должна проводиться в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности, а порядок проведения обязательной сертификации должен быть определён Правительством РФ. Однако Правительством не принят нормативный правовой акт «Об осуществлении обязательной экологической сертификации», хотя он был подготовлен в том же 2002 году. Известно, что сегодня любая компания может поставить на свой товар знак экологически чистого продукта, что вводит в заблуждение покупателя, так как зачастую маркировка осуществляется с нарушением международных стандартов ИСО (14020, 14021, 14024) и положений федерального закона «О защите прав потребителя» (ст. 10, п.2). Ф.Ф. Метлицкий предложил создать национальную программу по экологической маркировке, как это сделано в многих странах мира (Германии, Канаде, Китае, Таиланде, США, Швеции, Японии). Предложение было одобрено, конкретные действия по его реализации будут обсуждены комиссией позднее.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.