29 марта 2024, пятница, 08:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 июня 2006, 13:37

Фестиваль пошел в отказ

На пресс-конференции Московского международного кинофестиваля, которая состоялась вчера, 14 июня, главным событием должно было стать объявление программы фестиваля, который в этом году пройдет в двадцать восьмой раз с 23 июня по 2 июля. Тем не менее, практически единственной темой пресс-конференции стал отказ австрийского режиссера Михаэля Ханеке от председательствования в жюри.  Официальная версия гласит, что Ханеке чисто по-режиссерски предпочел съемки нового фильма десяти дням интенсивной кинопрограммы в российской столице. Таким образом, меньше, чем за десять дней до начала фестиваля, у него нет председателя жюри и объявлена только конкурсная программа – хотя все внеконкурсные программы уже определены, но полного списка фильмов нет ни на сайте, ни в пресс-релизе.

Скандал с Ханеке и открытым письмом, опубликованным на сайте кинофестиваля, никто из организаторов и не пытался замять. Напротив, он активно педалировался, как будто уводя внимание от других проблем. Понятно, что для журналистов скандал оказался важнее кинофестиваля – в том числе и потому, что он еще раз показывает отношение к ММКФ, как к провинциальному фестивалю на обочине Европы.

Между тем масштаб ММКФ становится все скромнее. Все меньше площадок для показа конкурсных фильмов - в этом году главной площадкой фестиваля станет вновь отстроенный кинотеатр «Октябрь», а главный кинозал страны – «Пушкинский» примет только открытие и закрытие фестиваля. Каждый год сокращается список кинозалов, в которых можно увидеть фестивальные фильмы – и в этом году зрителям практически придется болтаться между «Октябрем» и специальными программами в скромных залах кинотеатра «Ролан». Это связано, видимо, также и с тем, что фестиваль практически закрыт для зрителей – при огромном количестве гостей и приглашенных покупка билета на него до сих пор является предприятием космической сложности, и нередко можно видеть такую картину, что при пустующих залах зрители не могут купить билет, чтобы попасть на просмотр. Значит, обилие площадок – вопрос только престижа и не несет прямой выгоды ни кинотеатрам, ни, как видно, фестивалю.

Вторым важным моментом престижа всегда была программа фестиваля – не всегда идеальная конкурсная программа компенсировалась специальными программами как для эстетов и знатоков кино, так и простых зрителей. Если «пряником» для первых были программы «Восемь с половиной фильмов» и «Азиатский экстрим», то «Гала-премьеры» и «Национальные хиты» были приманкой для зрителей попроще. Отборщиком (и часто инициатором) большей части специальных программ являлся программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. В этом году в дирекции нет ни Кирилла Разлогова, ни Петра Шепотинника. Из критиков – кинообозреватель газеты «КоммерсантЪ» Андрей Плахов, которому, видимо, и пришлось отдуваться и за экстрим, и за эстетство. Что у него получилось – из программы пока не видно, да и вопрос остается вопросом – много ли фильмов может вместиться в кинотеатры «Ролан» и «Иллюзион»…

На пресс-конференции была оглашена и программа документального кино – «Свободная мысль». Эта внеконкурсная программа московского кинофестиваля должна стать своего рода альтернативным фестивалем документального кино – поскольку, по утверждению организаторов, в России нет ни одного международного фестиваля подобного рода. Между тем, в России есть год от года набирающий обороты фестиваль «Кинотеатр.doc», собирающий документальные фильмы молодых отечественных режиссеров, и с ним тоже стоит считаться. И до объявления полной программы «Свободной мысли» есть сомнения в том, что новые фильмы Вернера Херцога, которые любой желающий может купить на Горбушке, окажутся интереснее работ Руминова и Хомерики.

Что до основной программы, то и тут есть вопросы, ответить на которые сможет только сам фестиваль. Отличительной чертой ММКФ всегда было балансирование между Востоком и Западом, которые соединялись в конкурсе, представляя калейдоскоп фильмов со всего мира. Один фильм из Японии, один из Польши, один из Израиля вряд ли в полной мере представят противостояние первого и третьего мира в конкурсе. И хотя, конечно, приятно видеть в программе новые фильмы Иштвана Сабо и Бертрана Блие, остается непонятным – чем Московский фестиваль отличается от любого другого среднего европейского кинофестиваля?

В общем, отказался Ханеке от председательства в ММКФ, и бог с ним. Интереснее другое. Гораздо острее вопрос – не правильно ли он сделал, отказавшись.  Кинофестиваль этого года обещает много сюрпризов – но разочарований, возможно, будет еще больше.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.