28 марта 2024, четверг, 13:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 июня 2006, 10:32

Симфоническое обустройство России

Что название, что суть поражают воображение до основания. Пожалуй, в области классической музыки это самая масштабная затея сезона, перешибающая впечатление от недавно прошедшего Пасхального фестиваля. Там, конечно, все было очень и очень круто: две недели один Гергиев на всю Россию; от Москвы до самых до окраин -- Мариинский театр, точнее – Симфонический оркестр Мариинского театра. Тут наоборот: одна декада, исключительно Москва и только одна площадка – Колонный зал Дома союзов. Зато пять оркестров из разных географических широт: Ближний Восток (Израильский филармонический), Италия (Симфонический оркестр Тосканини), две Франции (Академия Святого Мартина в Полях и Филармонический оркестр Радио Франции) и одна Россия (Новосибирский симфонический оркестр).

Смысл проекта свеж и прекрасен: показать качественные оркестры, являющиеся мировыми брэндами, определив тем самым симфоническую планку России; продемонстрировать в деле по-настоящему больших дирижеров современности (Зубин Мета, Лорин Маазель, Мюнг Вун Чунг); позиционировать Россию как игрока на мировом симфоническом поле; наконец, приурочить этот  проект к Дню независимости России, что отмечается 12 июня. Словом, даже постороннему не нужно объяснять, что Фестиваль симфонических оркестров мира, прошедший с 3 по 11 июня, – событие, уникальное для столичной культурной жизни. Помимо художественной цели, здесь важен общественный пафос: симфоническая музыка официально признается базовой ценностью государства, впервые решившего отметить свой главный праздник таким шикарным жестом.

Сосредоточившись на  художественном уровне фестиваля, признаем, что результат соответствует замаху. Выступившие оркестры, кроме Филармонического оркестра Радио Франции, не входят в европейский топ-список (первые здесь Венский филармонический, Берлинский филармонический, амстердамский Концертгебау, Оркестр Баварского Радио), зато, являясь вполне реальными игроками, образуют качественный симфонический мейнстрим. У каждого оркестра свое лицо, свой стиль и воспитанное чувство достоинства. Каждый появился в Москве с полным понимаем своих задач и возможностей, что было понятно без комментариев.

На глаз средний возраст музыкантов Израильского филармонического -- полвека. Под стать и лидер – дирижер Зубин Мета, ровесник своего коллектива (оба родились в 1936-м). Вместе они с 1981-го, что по мировым понятиям – вечность (смена уз происходит, как правило, не реже, чем раз в десятилетие). Понятно, что при таком солидном супружеском стаже обе стороны настолько прониклись взаимными чувствами, что почти не замечают друг друга. Стиль игры, соответственно, респектабельно-монументальный. Как «Мерседес», равнодушный к любой дороге и водителю – в нем комфортно везде и всем. Так и с Израильским филармоническим -- с ним хорошо всем мейнстримным авторам: немцам Бетховену (увертюра «Леонора № 3») и Рихарду Штраусу (симфоническая поэма «Веселые проказы Тиля Уленшпигеля»), французу Берлиозу (Фантастическая симфония) и нашему Прокофьеву («Гибель Тибальда» из Сюиты из балета «Ромео и Джульетта»). Все части программы сыграны с отменным качеством, сообщая известное об известном. Энергообмена между оркестром и лидером нет, но все настолько солидно, что содержанием вечера становятся простые симфонические радости: оркестровый баланс, замечательные соло и взвешенное чувство времени, когда все случается отменно точно – даже романтические неистовства (Берлиоз). И, оказывается, этого вполне довольно, чтобы почувствовать себя если и не на вершине счастья, то вполне на подступах к нему. Что уже очень неплохо.

Непрерывное счастье – это когда играет Симфонический оркестр Тосканини. Коллективу всего несколько лет (создан в 2001-м), а его средний возраст на глаз – 30. Лидер Лорин Маазель (родился в 1930-м) стоит на дирижерском подиуме с 9 лет и за выдающуюся память прозван компьютером. Маазель – не самый горячий дирижер в мире. Зато его молодой оркестр настолько отзывчив, что вступление любой группы (особо прекрасны первые скрипки) становится чем-то исключительно духоподъемным. Героическая симфония Бетховена, пролетевшая словно на одном дыхании, убедила: ничто не может сравниться со звучанием большого симфонического оркестра. Когда масса профессионалов сливаются в идеальном синхроне, их тутти излучает такое безумие, что ощущения напоминают спуск на горных лыжах. Не раз за время Героической живое звучание симфонического оркестра вызывало физиологический восторг, управлять которым было невозможно. Его стоило лишь дозировать. Не у всех же такая железная выдержка, как у Маазеля, способного сыграть на бешенной скорости Венгерский танец Брамса и моментально переключиться на эстремального Вагнера (Антракт к 3 д. «Лоэнгрина»). Все же, публику иногда стоит и пожалеть.

На фото - концерт Симфонического оркестра Тосканини (Колонный зал Дома союзов, Москва, 5 июня 2006 г.)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.