Адрес: https://polit.ru/article/2006/06/05/bpr/


05 июня 2006, 11:17

Будущий президент России

Вопрос о преемнике (а именно так и только так называют у нас будущего кандидата в президенты) становится главным. Не потому, что мало осталось времени до следующих выборов, а потому, что выборы кажутся невозможными. Мы до сих пор не видели настоящих кандидатов, все говорят, что “выберут, на кого укажут”, на самом деле, не веря в это.

Александр Коновалов

С момента стремительного “вброса” Александра Коновалова в высшую когорту госслужащих, на политической арене появился человек, действительно похожий на будущего президента.

Он совершил очень быстрый карьерный рывок в 2005 году – сразу через два административных уровня: от прокурора Башкирии к полномочному представителю президента в ПФО. До этого была чрезвычайно ответственная задача в этой республике, на решение которой можно было направить только своего и только очень надежного человека. Очевидно, он попал в обойму.

Обращаем внимание на то, что этот тезис теперь уже не только наш, на это вполне прозрачно намекает, в частности, субботняя передовица в “Комсомольской Правде” – самой массовой газете страны, привычном месте для фундаментальных идеологических “сливов”.

Даже просто попадание Александра Коновалова в круг объявленных претендентов на должность Генерального прокурора – это номинация, если учитывать роль и место этого института в политической системе России.

Понятно к тому же, что Александр Коновалов является близким к нынешнему президенту по происхождению (Питерский университет, юрфак), но при этом не имеет жестких завязок на кремлевские “башни” и кремлевские склоки и, таким образом, не нарушает равновесия.

Он вполне соответствует определению Владимира Путина о том, что на роль преемника должны претендовать “молодые, грамотные, эффективные управленцы”.

Но все это – аргументы за то, что Коновалов может быть кандидатом в преемники. Важнее аргументы на уровне институционального ощущения о том, что – похож.

Дмитрий Медведев, Сергей Иванов и Владимир Якунин выглядят не очень убедительно в этом качестве, а рост их присутствия в телевизоре только увеличивает видимое несоответствие. Что бы мы ни думали об институте преемника, кандидат в “цари” должен соответствовать позиции, так сказать, по личным качествам.

Понятно, что есть физиогномическое сходство – выразительное, и при этом вполне узнаваемое, “типичное” фактурное лицо, с еще, конечно, наивными для политика высокого уровня, но вполне перспективными мимическими реакциями. Люди с тонким чувством советского юмора отметят, что он к тому же велик ростом и волосат, что соответствует народным представлениям о чередовании лысых и волосатых на высшей трибуне.

Немногие публичные выступления Александра Коновалова содержат не только более или менее рациональные рассуждения (например, о малоэтажном загородном строительстве и массовом отводе земель в рамках жилищной программы), но и попытки яркой речи. Так, например, в интервью “Известиям” про Башкирию: “Советская дурь и показуха сохраняются до сих пор, как и традиция показывать начальству потемкинские деревни”.

Или забавная фиксация про культурные и нравственные нормы и воспитание: “пусть один ходит в церковь, другой — в мечеть, а третий — в военно-патриотический клуб”.

Здесь мы переходим к тонким материям, к “чувству популяции” и “чувству культуры”. Как известно, он – искренний православный. Перед главным на сегодня карьерным испытанием в своей жизни – назначением в Башкирию – он съездил на Афон.

Немногие знают, какое значение паломничеству на Афон придавал Владимир Путин. Среди православных было известно, что Афон долгое время “не пускал” президента России. И это воспринималось как тревожный, нечистый знак, особенно когда путешествие президента прервал теракт в Беслане.

Соответствие по признакам “устоев” и личного масштаба – это важное требование на ближайший цикл выбора первого лица.

В том немногом, что можно увидеть в открытых источниках на сегодняшний день, угадывается сдержанное, но существенное содержание: почти забытая культурная модель служения, принятия судьбы. Но в то же время следует отдавать себе отчет в том, что при вполне ожидаемом публичном выхолащивании это содержание может раствориться и все вышесказанное не будет иметь никакого смысла.

Есть еще  есть важнейшая интрига  –  Александр Коновалов не женат. И это хорошо бы быстро, но удачно исправить.

Дмитрий ИЦКОВИЧ