Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 ноября 2017, вторник, 07:38
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 июня 2006, 10:35

“В такой ситуации психологическая дистанция не нужна”

В ситуации господства мифа о повальной коммерциализации образования в России появляются и продолжают существовать вполне “добровольческие” проекты – “летние школы”, дающие школьникам возможность получения элементов качественного образования, выведения их на дорогу, часто ведущую в науку или не менее социально важные сферы. О феномене летних школ и возможности его воспроизведения мы побеседовали с основателем Летней Экологической Школы (ЛЭШ), ее многолетним директором, а ныне - преподавателем, учителем биологии лицея “Интеллектуал”, соросовским учителем, методистом Федерального детского эколого-биологического центра Минобразования России, научным сотрудником Института теоретической и экспериментальной физики им. Алиханова Минатома России Игорем Окштейном. Интервью взяла Яна Войцеховская.

Что такое

ЛЭШ?

Технологически все выглядит достаточно просто. Порядка сотни детей - от окончивших пятый класс до окончивших десятый - вывозятся в сельскую местность, где с ними занимаются преподаватели. Занятия проходят обычно в сельской школе, рядом разбивается палаточный лагерь, в котором все и живут. С момента основания на Летнюю Школу приглашается много студентов, которые берут на себя приготовление еды, ведут факультативы и помогают преподавателям во многих других случаях.

Чтобы попасть в ЛЭШ, школьник должен пройти некоторый довольно существенный конкурс, в среднем порядка трех человек на место, примерно как в Университете. Проходит этот конкурс в феврале-апреле, а к июню подводятся итоги, и школьники, отобранные в ЛЭШ, могут готовится к Школе.

Кроме биологического сейчас есть много других отделений – гуманитарное, математическое, физическое, медицинское и социальных наук. На всех этих отделениях есть отдельный конкурс и критерии отбора у них свои. Сейчас Летняя Школа разделилась на две части – в нашей части человек 200, их них 120 – школьники, а остальные – преподаватели.

Понятно, зачем школьнику, который интересуется полевой биологией, ехать в поле смотреть животных и растения. А зачем ехать в поля и жить в палатках, чтобы изучать например, цитологию, медицину или математику?

Ну, во-первых, факультативы, явно использующие живую природу в качестве объекта. В любом случае, есть какие-то практические занятия, экскурсии, есть какие-то животные, которых надо посмотреть, исторические памятники, которые можно увидеть в округе, фольклор, который можно собирать в деревне - то есть этого всего не так уж мало.

Кроме того, существенна изоляция. Существенно, что нет родителей, которые присматривают, а есть коллектив единомышленников, который живет какой-то достаточно интересной жизнью.

На Школе очень много возможностей. Обычно бывает около 70 различных факультативов, и школьник должен для себя что-то выбрать. Это значит, что он все время должен самоопределяться, что ему интересно, а что нет. И получается, что за время Школы школьник имеет возможность довольно сильно уточнить сам для себя, что ему важно и интересно.

А есть ли какая-то проверка полученных знаний?

Еще бы! Школа идет месяц. Этот месяц разделен следующим образом. Там есть два теоретических цикла в начале, полевой цикл в середине и еще два цикла в конце. Цикл – это примерно 5 учебных дней и один выходной. В конце каждого цикла обычно сдается экзамен по пройденным предметам. Если обязательных пар две, то и экзаменов получается два. Бывают занятия, которые идут не один цикл, а два или три, но в среднем получается, что за это время школьник сдает 6-8 обязательных форм отчетности. Это нагрузка, как в сессию.

А бывает так, что дети перестают ходить на занятия, если им что-то не нравится?

Перестают ходить – это редчайшее исключение. Бывает, что школьник теряет к чему-то интерес, и в этом случае в его интересах просто переопределиться. Если какой-то курс не нравится, школьник имеет возможность буквально в первый день понять, что ему не нравится и сбежать на другой курс (конечно, по согласованию с куратором). Тогда можно увернуться от этого зачета и приобрести другой.

Но это еще не все. Материал сданных зачетов дальше может быть спрошен при собеседовании продолжающего в следующий класс. То есть, когда этот же школьник, отучившись в 5 классе, приходит поступать в 6-ой в Летнюю Школу, он опять проходит через систему собеседований, только для продолжающих эти собеседования в большой степени являются проверкой того, помнит ли он то, чему его научили. На этот счет есть шуточная поговорка “ни одна собака не уйдет необученной”, а не в шутку – все, чему школьника научили, дальше накапливается и может быть спрошено. Это система.

Ну, конечно, жизнь богаче, бывает, что для кого-то делаются какие-то исключения по общему решению, но в целом это работает именно так – случается, что школьника, пришедшего поступать в 8-ой класс, спрашивают о том, чему его учили в 5-ом, и если он вдруг этого не знает, ему приходится это специально учить.

Эта система радикально отличается как от школьной, так и от вузовской. От вузовской - тем, что не работает принцип “выучил, сдал, забыл”, потому что спросят, а потом еще раз спросят, а потом еще, и интервалы между этими “спросят” порядка года. А от школьной системы отличается отсутствием текущего контроля.

То есть школьник сам должен помнить о том, что ему нужно все это выучить, прийти на занятия?

Здесь система работает очень просто: тот, кто не помнит, просто отсеивается в первый же год, то есть больше не приезжает на Летнюю Школу. Правда, есть правило, позволяющее сделать вот что: школьник может пропустить год, не приехав на Школу, и через два года поступать как новенький, и в этом случае его не спрашивают о том, чему его учили раньше.

Что в конце концов происходит с этими школьниками, то есть куда они попадают, когда вырастают?

Львиная доля поступает в МГУ. Большая часть идет на биофак, некоторая часть – на факультет фундаментальной медицины, факультет почвоведения и факультет биоинженерии и биоинформатики. Меньшая часть идет на химфак и в медицинские вузы.

Дальше оценить сложнее, но например, количество кандидатов наук, когда-то учившихся в ЛЭШ, уже очень большое, что естественно, так как поступившие в МГУ с большой вероятностью становятся кандидатами наук. Есть какое-то количество докторов. Точнее сейчас не могу сказать, но процент остающихся в науке довольно велик. И есть определенный процент ушедших в педагогику и медицину.

Естественно, часть этих людей попала в замечательные времена с 90-ого года, когда экономически все очень ухудшилось. Значительная часть представителей этой волны просто уехала в США и Западную Европу. Сейчас, кстати, многие возвращаются. Причем все вернувшиеся так или иначе объясняют, что им там не понравилось, что работать там хорошо, а жить как-то не очень - не экономически, а психологически, что тут как-то теплее. Вернулась часть людей, там вполне успешных, ну и вернулись, естественно, люди, которые были там не очень успешны.

А существуют ли аналоги ЛЭШ на Западе? Что-нибудь известно?

Скажем так: не до такой степени. Почти нет. Был разговор, что математики то ли сделали, то ли собираются что-то похожее сделать, но тут я подробностей не знаю. Есть какие-то занятия со школьниками в Израиле, там что-то есть при Институте Вейсмана в Реховоте, но подробностей я тоже не знаю. Знаю только, что занятия со школьниками у них происходят прямо на территории Вейсмановского института. Но вообще на Западе это поразительно мало развито. По крайней мере, насколько я знаю, это не достигает такого уровня сложности, там довольно простые занятия.

Получается, что Летняя Школа – это некая система, которая отбирает школьников для вузов, для каких-то конкретных вузов…

Для элитных московских вузов. Конечно. Так исторически сложилось, никто специально этого не делал, просто преподаватели так или иначе были людьми университетскими или вокруг него собирались, а все остальное получилось само собой.

В России существуют другие летние школы?

В России такого рода школ не так уж мало. Ну, есть Красноярская летняя школа - КЛШ, которая старше, чем наша. Есть несколько летних школ в Туле, есть Летняя школа в Кирове (Вятке) и другие. Такого рода попыток (во всяком случае) проводится очень много. И есть, конечно, “Химера” – химическая летняя школа, которая ответвилась от одного и того же с нами корня. В1989 году школа называлась “Химера”, организаторами были Вячеслав Загорский и Аркадий Мушегян, а в 1990 году она разделилась на ЛЭШ и собственно “Химеру”.

Идея в любом случае состоит в том, что устраивается некоторый отбор, после чего школьники вывозятся на природу, и там им преподают разные науки. Кстати, есть интересная закономерность: каждая такая школа неизбежно норовит превратиться в микрокосм, то есть вокруг одного отделения постепенно начинают нарастать другие, к биологам добавляются физики, к математикам еще кто-то, химикам вдруг нужны биологи. В Красноярской школе когда-то были одни математики, потом появились и биологи, и химики и все прочие.

Можно ли этот опыт распространить на общую систему образования?

Это сложный вопрос. Во-первых, хороших учителей биологии совсем не так много. А это очень большое ограничение, потому что слабый учитель биологии, как правило, не очень заинтересован в активности школьников. А весь опыт летних школ так или иначе связан с тем, что школьники становятся очень активными, задают массу вопросов преподавателю, начинают сами читать книжки и так далее. Получается, что провоцирование активности далеко не всегда входит в интересы учителя. И это, я бы сказал, основное препятствие.

Следующий момент. Даже если учитель хороший, кое-что просто трудно сделать в одиночку. Ну, сколько лет один и тот же школьник может учиться биологии у одного и того же человека? Ну, два года. Ну, три. Понятно, что запасы эти исчерпываются, и либо надо своих учеников, доучив их до какого-то уровня, куда-то перенаправлять, либо надо создавать некий коллектив. Причем этот коллектив должен быть многоплановым, маленьким этот коллектив не может быть, потому что интересы у школьников разные. Вот отсюда и вытекает создание системы такого рода, похожей на Летнюю Школу.

Вот мы уже основные гвозди забили: во-первых, это должны быть сильные учителя, во-вторых, большой коллектив сильных учителей, и собственно, уже из этого понятно, что вряд ли это может быть вокруг обычной школы, это в любом случае, какой-то вуз, при котором это все осуществляется. Я думаю, что это скорее система, в которой вокруг вуза консолидируются разные общеобразовательные силы и общими усилиями вот что-то такое рождается.

Вот в таком виде, я думаю, это исполнимо, но дальше все начинает упираться в сравнительно слабый уровень обучения в периферийных вузах. Я ничего не хочу сказать плохого про какие-то конкретные вузы, но надо понимать, что при сильном вузе это возможно, а при слабом – нет. Если эти условия выполнены, то возникает масса возможностей: можно общаться с другими летними школами, обмениваться преподавателями и школьниками, можно проводить всероссийскую олимпиаду в школах. Кроме того, такое место сразу становится центром притяжения, про такую школу люди как-то узнают, можно сайт завести в Интернете.

В этом виде наш опыт, безусловно, распространим, хотя, с другой стороны, во всех известных мне случаях начинается все с одного, совершенно определенного человека, который выступает в роли энтузиаста и все это раскочегаривает. Когда система раскочегарена, оказывается, что все уже проще.

И можно твердо сказать, в каком виде это не может существовать. Если существует некий один энтузиаст учитель в каком-то отдаленном регионе, причем в месте, где рядом нет вуза, то такое сделать очень трудно, потому что коллектива там собрать не получается. В этом случае можно ориентироваться на другие формы обучения.

А как быть с тем фактом, что большинство школьников вынуждены ходить в нелюбимую школу и учить нелюбимые уроки и им часто совсем не понятно, зачем это вообще нужно делать - они не хотят учиться. Что делать в этой ситуации?

Здесь есть несколько важных психологических моментов. На Летней Школе обычно и могло бы войти в современную школу – это то, что наша система многопрофильна (некоторый аналог этому можно найти в проекте профильной школы“Полит.ру”). Это система, в которой школьник может довольно свободно выбирать профиль и желательно выбирать даже не профиль, а отдельные курсы.

Должен быть обычный школьный набор предметов. В сильной школе можно даже с сокращенными часами. А оставшаяся нагрузка добирается спецкурсами, которые школьники могут выбирать.

А вести эти курсы будут те же самые учителя?

Ну, хорошо бы их вели, кроме учителей, еще университетские специалисты или хотя бы студенты. Я понимаю, что это не везде возможно, но я бы очень это рекомендовал. Во-первых, школа сразу становится проточной системой. Это означает, что слабый учитель в ней надолго не задержится.

Во-вторых, при такой системе ни с кем не приходится мучиться, потому что сильный школьник начинает учиться у достаточно сильных специалистов, школьники послабее начинают группироваться вокруг школьных учителей, более или менее обычных, но все-таки достаточно хорошо обучающих, кто-то ограничивается минимумом, а главное, что все всё делают добровольно. От минимального среднего образования никуда не денешься, но все что сверх – можно выбирать, можно не выбирать. Главное, что при этом не получается сильного принуждения, и с дисциплиной в такой школе заведомо гораздо лучше.

То есть, нужно открыть школу для преподавания в ней студентов и работников вузов?

Да. Сделать систему, в которой такого рода начинания, как минимум, не подавляются, как максимум – активно поощряются. Понятно, что далеко не все студенты хорошо ведут занятия, но от проб такого рода в режиме кружков или факультативов точно ничего плохого не будет.

Примерно в таком режиме работает московский лицей “Интеллектуал”, в котором я преподаю биологию. Там не очень много школьников, у них бывают “дырки” между уроками в течение дня, у них есть время, когда они свободны. Но там есть большая библиотека, куда эти школьники могут пойти и взять книжку, есть зал, где они могут играть. То есть, они имеют возможность проводить время в “дырках” между обязательными занятиями. А дальше часть этих “дырок” заполняется факультативами, и факультативов таких много.

Есть еще и другая, психологическая, сторона обучения. Происходит так, что учитель в нынешней средней школе по совместительству исполняет обязанности укротителя. Это влечет за собой необходимость психологической дистанции, потому что, только внушая страх, он может держать дисциплину и заставлять детей учить свой предмет.

Это приходится делать еще и потому, что соотношение учителей и детей в школе в лучшем случае 1:20. При таком соотношении слишком мало внимания достается каждому из учеников. Для сравнения, в Летней Школе соотношение учителей и учеников 2:3 или в худшем случае 1:3. В такой ситуации психологическая дистанция не нужна. Ученик может общаться со многими учителями, а учитель – со многими учениками, получается что-то вроде сетевой структуры. При этом у всех всегда есть дело: если учитель не на занятии, он может готовить еду вместе с учениками, пойти с ними собирать ягоды или что-нибудь еще.

Конечно, увеличение количества учителей в школах создаст финансовые проблемы, но это вопрос не ко мне. Важно, чтобы психологическая дистанция между учителями и учениками уменьшалась. Я думаю, что психологически современная школа будет приближаться к Летней тем больше, чем меньше в ней будет принуждения. Надеюсь, это так и будет происходить.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20.11 20:52 Трамп объявит КНДР спонсором терроризма
20.11 20:33 Меркель отказалась уходить в отставку
20.11 20:10 Посольство РФ в Сирии пострадало при минометном обстреле
20.11 19:59 Спасатели зафиксировали стук в районе поисков аргентинской подлодки
20.11 19:34 В Москве суд уменьшил срок участнику протестов 26 марта
20.11 19:23 Глава ФНС посулил прозрачность мира и большую «беду»
20.11 18:59 Глава Минкомсвязи исключил легализацию биткойнов в РФ
20.11 18:46 Караченцов успешно начал курс лечения от рака
20.11 18:21 В Киеве задержан подозреваемый в убийстве Пола Хлебникова
20.11 18:00 СМИ узнали о допросе свидетелей перестрелки в «Москва-Сити»
20.11 17:43 Президент ФРГ потребовал сформировать новое правительство
20.11 17:30 Курортный сбор в Крыму составит 10 рублей в день
20.11 17:24 В Зимбабве готовят импичмент Мугабе
20.11 17:19 Посол США допустил возобновление визовых собеседований в регионах
20.11 17:07 Капитализация китайского интернет-холдинга достигла уровня Facebook
20.11 16:59 Ирина Яровая призвала отказаться от гендерного равенства
20.11 16:36 В Белоруссии раскрыли украинскую шпионскую сеть
20.11 16:10 В Минфине допустили использование криптовалют в Крыму
20.11 15:48 Кремль пообещал рассмотреть жалобы бизнеса на новые сборы
20.11 15:36 Путин и Песков наблюдают за формированием коалиции в правительстве ФРГ
20.11 15:30 Один вид голожаберных моллюсков разделили на четыре
20.11 15:09 Сбившая мальчика в Балашихе подаст иск против его отца
20.11 14:46 «Альтернатива для Германии» призвала Меркель к отставке
20.11 14:27 Школьника из Нового Уренгоя осудили за слова о «невинно погибших» солдатах вермахта
20.11 14:12 Останкинскую телебашню проверяют после звонка о минировании
20.11 13:54 Патриарх Кирилл заявил о скором конце света
20.11 13:45 ФАС не нашла нарушений в жалобе на цены iPhone X
20.11 13:39 Деревянные башмаки вызывали остеохондрит у голландских крестьян
20.11 13:24 Управление СК по особо важным делам будет расследовать стрельбу в «Москва-Сити»
20.11 12:58 Путин пожелал патриарху Кириллу не перетрудиться
20.11 12:38 Виновные в гибели 69 человек при крушении траулера получили реальные сроки
20.11 12:19 Мать и сестра полковника Захарченко выехали за пределы России
20.11 11:59 СМИ узнали о согласии Мугабе с условиями ухода в отставку
20.11 11:34 СМИ узнали о массовой перерегистрации ИП из-за «черных списков» ЦБ
20.11 11:09 Источник сообщил о покупке Foodfox сервисом «Яндекс.Такси»
20.11 10:49 Пятая часть россиян высказала недовольство школами
20.11 10:48 МИД РФ сообщил о создании ФСБ базы иностранных террористов
20.11 10:33 Опрошенные россияне рассказали о главном недостатке Путина
20.11 10:30 Зарастание торфяников способствует потеплению климата
20.11 10:02 Госдума рассмотрит запрет криминальной субкультуры в соцсетях
20.11 09:35 СМИ узнали о жалобе предпринимателей Путину на новые сборы
20.11 09:32 Тельман Исмаилов заявил о своей непричастности к организации убийств
20.11 09:14 Сорванные переговоры немецких партий могут привести к перевыборам бундестага
20.11 09:04 Убийца Чарльз Мэнсон умер в заключении
20.11 08:49 ВМС США направили на поиск аргентинской подлодки четыре дрона
20.11 08:33 Роберт Мугабе в обращении к народу ничего не сказал о своей отставке
19.11 20:43 В Черное море вошел французский фрегат-«невидимка»
19.11 20:11 Источник сообщил о согласии Мугабе на отставку
19.11 19:34 В Росгвардии сообщили о похищении пистолета у своего бойца в «Москва-Сити»
19.11 18:55 Мединский ответил на обвинения Райкина в мести чиновников
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.