Адрес: https://polit.ru/article/2006/06/01/lesh/


01 июня 2006, 09:49

Питательный бульон российской науки

Представьте себе школьника, но не «среднестатистического», а умного, который любит читать книжки и чем-то пытается интересоваться. Кроме общих со сверстниками проблем, у него появляются свои собственные: не всегда есть с кем поговорить о научных интересах, не во всякой школе найдется учитель-предметник, способный поддержать и углубить возникший интерес к его (а тем более – к смежной) дисциплине. Ну и, наконец, наш школьник наверняка не обладает достаточными навыками жизни в коллективе: недостаточно общается со сверстниками, не всегда контактен с родителями (если они не склонны поддержать его увлечения, а постоянно гонят погулять во дворе или поработать на даче). Конечно, образ утрирован, но подобный персонаж в разной степени соответствия легко находится в любой школе, если не в любом классе.

Так вот этому утрированному школьнику явно нужно что-то кроме того, что получает школьник обычный, – другие учителя, другие товарищи и вообще другая среда. Но не вместо, а вместе.

Еще в советские времена существовали многочисленные предметные олимпиады и другие мероприятия, в которых талантливый школьник мог реализовать себя и найти стимул для дальнейшего развития в интересных ему областях.

Представление о том, что сейчас все коммерциализировано и подобные структуры если и существуют, то только за большие деньги, во многом неверно. Олимпиады, ВМШ (Вечерняя математическая школа), ЗБШ (Зимняя биологическая школа) и другие подобные структуры существуют и в наши дни. Кроме того, за последние полтора десятка лет появился и новый феномен – выездных каникулярных школ дополнительного образования.

Из начинавшей еще в СССР (и существующей по сей день) «Химеры», организованной в конце 80-х годов при МГУ, выделилась Летняя Экологическая Школа. От ЛЭШ отпочковалась Летняя Школа «Исследователь», существует Тульская летняя школа, Кировская летняя многопредметная школа и многие другие в разных регионах страны.

Школы как мероприятия проводятся этими организациями (или структурами, под эгидой которых они работают) во время школьных каникул – чаще всего летом, однако многие проекты имеют также учебные мероприятия меньшего, чем летом, масштаба и в другие времена года. Обычные места проведения – в какой-либо деревенской школе (когда основные участники живут в палатках), в общежитии какого-нибудь университета, в санатории, на стационарной базе школы – многое зависит от стилистики каждого проекта.

Отличительной особенностью подобных школ является их абсолютно некоммерческий, добровольческий характер. То есть организаторы и преподаватели обычно не получают никакой оплаты, более того – нередко сами платят за своё участие в проекте наряду со школьниками (точнее – их семьями).

Хотя обучение на подобных школах, естественно, сказывается на успехах как в обычной школе, так и при поступлении в вуз (так, свыше 80% школьников, обучавшихся на  биологическом отделении ЛЭШ, поступают на биофак МГУ с первого раза) – потому что всячески развивают его интеллектуальные способности, дают какие-то предметные знания, однако подготовка к поступлению принципиально не ставится как задача школ.

Преподаватели на школах – аспиранты, студенты и преподаватели вузов, «практикующие» ученые, школьные учителя, работники сфер, близких к предмету обучения.

Сам предмет обучения бывает достаточно разным. Наибольший охват у Калининградской Многопрофильной школы – 15 отделений, в то время как другие школы чаще всего делают акцент на одном (Лингвистическая Школа) или трёх-четырех направлениях (ЛЭШ, Летняя Школа «Исследователь»).

Владимир Алексеев, один из руководителей ЛЭШ, называет в числе основных целей своей школы поиск и выявление одарённых школьников, и их собирание вместе. В силу недостаточной информации о школах, и организаторам проектов приходится искать школьников, и школьникам – сами подобные проекты.

Чем они могут помочь нашему воображаемому школьнику? Помогая поддержать интерес к заинтересовавшему разделу науки, они позволяют и получить осмысленную прибавку знаний и навыков по нему, и адекватно оценить свой уровень. Если на фоне одноклассников по обычной школе он может казаться непомерно высоким, то сообщество близких по духу людей даёт здоровый состязательный стимул – куда сложнее и увлекательнее соревноваться в знаниях с человеком, который интересуется тем же, что и ты на близком же уровне, понять, какие именно сформировались пробелы в собственных знаниях.

Помогают школы решать и проблему ориентации в рамках интересующих дисциплин (междисциплинарных областей), привлечения инодисциплинарных знаний, необходимых для занятия интересующими проблемами. Общение школьников между собой и, что еще важнее, с людьми либо профессионально этим занимающимися, либо всерьёз этим интересующимися, заметно снижают риск для школьника иметь хаотичные, несистематические знания. Разного рода «защиты» самостоятельных работ учат навыкам научной дискуссии.

Учёба на школах не слишком похожа на обычную общеобразовательную «обязаловку». Дети учатся не потому, что «если не учиться -  поставят двойку, и будут ругать родители», а потому,что им это интересно, они сами захотели поехать. Преподаватели занимаются с учениками не потому, что эти часы включены в нагрузку.

Школы дополнительного образования, помимо академических знаний, дают детям и важные социальные навыки. Хозяйственная деятельность на школах ведётся усилиями преподавателей, школьников, ассистентов (стажеров). Большую роль играет и менее формальный характер общения преподавателей между собой и со школьниками. Этим отчасти убирается ощущение «школьного официоза». «Школьники – это просто младшие коллеги», - говорит Владимир Алексеев. Конечно, это ни в коем случае не подразумевает, что от школьника будут требовать абсолютно «взрослого» поведения и тем более поручать ему делать что-либо, непосильное в силу связанных с возрастом особенностей.

Большую роль в создании «атмосферы, стимулирующей к обучению» (Юрий Романов, директор ЛШ «Исследователь») играет совместный досуг школьников и преподавателей. Это и пение под гитару, и разнообразные спортивные соревнования, ролевые игры, чтение вслух книг, постановка спектаклей, краеведческие походы – все то, что может дать отдых, переключение, дополнительный повод для спайки участников школы.

Конечно, не всем школьникам удаётся идеально адаптироваться в коллективе, не всем нравится атмосфера на школах – кто-то надеется найти аналог пионерского лагеря, а обнаруживает место, где принято учиться. Но большинство ездит на школы много лет, причем делают они это совсем не потому, что их родители не знают, «куда деть ребёнка, чтоб по улице не шлялся на каникулах». Многие бывшие школьники остаются в орбите Школ и по их окончании, принимая участие в проекте в роли ассистентов преподавателей, ведущих факультатива, а со временем и полноценных преподавателей. Хотя преподавательский состав на школах является отнюдь не замкнутым сообществом, туда постоянно приходят новые люди, заменяя отошедших к семейным делам или уехавших на очередную стажировку.

Подобные структуры дополнительного образования часто являются своего рода самовоспроизводящимися сообществами, во многом формирующими реально активную научную среду в тех дисциплинах, где им повезло сформироваться.

См. также: