Адрес: https://polit.ru/article/2006/05/29/umka/


29 мая 2006, 07:26

Умка: «Ничего страшного»

Одна за другой состоялись презентации нового альбома группы «Умка и Броневик» «Ничего страшного». Презентация проходила дважды в форме концертов в столичных клубах «Б-2» и «Живой уголок» - при большом скоплении поклонников творчества самой Умки - она же Анна Герасимова. Правда сама Анна предпочитает, чтобы ее называли "Аней" и недолюбливает слово "поклонники". 

На сайте www.hippy.ru Умка названа «одним из самых «хипповых» персонажей в современной Москве». Насколько справедливо это определение, в каком состоянии движение хиппи сегодня и доходно ли петь на Арбате читатель узнает из беседы с Умкой корреспондента "Прагматики культуры" Дарьи Клименко.  

Существует ли движение хиппи сегодня?  Метод хиппи-революции сегодня уже не подходит для борьбы?

Честно говоря, меня больше интересует рок-музыка. Но так получилось, что рок-музыка и "движение" хиппи очень сильно переплелись. Беру слово "движение" в кавычки, потому что это как раз не движение. Просто образ жизни, причем самый разнообразный внутри себя. Главное - наплевать на общественные установления и политические запутывания и жить по-своему, построить свою реальность под себя, чтобы в ней было хорошо. Вот вам и весь хиппизм. А если ты борешься - хоть с капитализмом, хоть с коммунизмом - ты уже не хиппи, а кто-то другой, - революционно настроенный студент, например.

Существует мнение, что в у советских хипов не было продуманной и систематической идеологии, все сводилось только к внешней атрибутике - длинные волосы, фенечки, стиль одежды. Ну, и образ жизни, может быть. А все потому, что мы не Америка, свободы слова у нас не было. Верно ли это?

Не знаю. Я не люблю оценочных суждений.

Кстати о свободе слова: ее нет, не было и не будет ни тут, ни в Америке, ни где бы то ни было еще в том смысле, который вы имеете в виду. Никогда ни одна политическая сила не согласится с тем, что ее не существует, что она - фикция. Но тем, кто считает ее фикцией, официальная свобода слова и не нужна.

Любое массовое движение нередко становится предметом спекуляции - не исключение и хиппи. Фенечки, диски тоже можно продавать. Как Вы к этому относитесь?

Меня это не интересует. Каждый зарабатывает, чем может. Когда говорят, что хипповая революция на Западе потонула в мутных волнах коммерции - это имеет отношение только в "вершкам". А "корешкам", опять же, никакая коммерция не страшна.

Я читала, что Вы часто даете концерты за символическую цену (например, когда Вас просят приехать в другой город...). Зачем? Ведь все равно поклонники придут...

Во-первых, у меня нет "поклонников" - есть друзья, и все, кто приходит на концерты - мои друзья. И я буду здороваться с каждым за руку, пока хватит рук. А кланяться себе никому не позволю - и руки не подам поклоняющемуся. Кроме того, во многих городах сто - сто пятьдесят рублей до сих пор крупные деньги для таких людей, которые нас слушают. И мы играем для них, а не для тех, кто определяется по имущественному цензу. Зато я знаю, что если попаду в беду, мне все помогут, и уже много раз так было. Играть дорогие концерты в стране с таким низким прожиточным минимумом - свинство, особенно если в твоих песнях килограммы красивых слов о любви к человечеству. Жизнь одна, и продавать ее я не собираюсь. 

Две презентации проходили в совершенно разных по формату клубах. В какой обстановке Вам больше нравится выступать?

Нам нравится играть в клубах, желательно на 100-300 человек, это наш формат и вообще идеальный формат для рок-н-ролла. Стадион - спортивное сооружение, и для музыки не пригоден. 

Раньше Вы играли на Арбате. Вам это нравилось? Или это просто было доходнее, чем на сцене каких-то заведений?

О нет, на Арбате было не "доходнее". На Арбате - это борьба за выживание. Я не хотела бы опять там оказаться. Это суровая школа, полезная в смысле жизненного опыта, но убийственная для творческого начала в человеке. Вместо качества материала, звука и исполнения тебя начинает интересовать: сколько медяков тебе кинули, не дерется ли кто-нибудь, не ворует ли втихаря, не на подходе ли менты. Кроме того, сейчас я уже давно играю с группой, на улице это возможно только при наличии соответствующего аппарата.

Что сегодня больше востребовано: актуальность песни или ее отвлеченность от мира сего?                                                    

Я сочиняю песни из головы - о том, что находится у меня в голове. Насколько оно отвлеченное, не мне судить. Для меня оно самое что ни на есть актуальное.

Расскажите о Вашей жизни в качестве Анны Герасимовой, соотносится ли она с песенно-концертной жизнью Умки, или это две разные области? 

Это все одно и то же. Только не Анна, а Аня. Умка - не псевдоним, а старое прозвище, нисколько не противоречащее моей, скажем так, личности.

Вы продолжаете заниматься обэриутами, которых написали когда-то диссертацию? Влияет ли это на Ваше творчество, на содержание песен, на отношение к жизни?

Диссертацию я написала 17 лет тому назад. И мне уже лет 10 назад надоело возиться с этой темой, хотя обэриутов, особенно Введенского я люблю и иногда перечитываю. Мне смешны "ученые", способные мусолить одну тему лет по тридцать. Думаю, на песни обэриуты повлияли не больше и не меньше, чем вся литература в целом. Раньше я много читала, и все это где-то живет у меня в области затылка и ненавязчиво лезет в тексты.

См. также про неформальные сообщества:

Алексей Михайловский. Телефон неДоверия. Новое молодежное объединение разыгрывает своих жертв по телефону

Лиза Биргер "Молодые и некрасивые"

Михаил Лурье. Бомбежка цветом. (Графферы)

Дмитрий Громов. Любера: субкультура кризисной эпохи

Юлия Идлис "О поэтах и поэзии"

Эд Мишин: "Правильного" гея не существует

Юлия Идлис. Анти-менйстримизм

Настоящий пАдонок - это хороший человек на хорошем мотоцикле (Разговор с членом одной из байкеровских организаций).

Елена Омельченко. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов

Игорь Веселов. Компьютерный маньяки: люди будущего или деструктивные элементы?