Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 сентября 2017, вторник, 15:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Образование: реформа и трансформация

Мы публикуем резюме регулярного вторничного "Открытого семинара "Полит.ру", созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. Резюме показывает содержательное движение всего обсуждения, работу "коллективного колумниста", которая будет продолжена на следующих семинарах. Открытый семинар 25 апреля обсуждал проблемы российского образования и его реформы. Участники (кроме собственно "Полит.ру") – Александр Даниэль, Александр Долгин, Симон Кордонский, Ольга Лобач, Олег Мудрак, Виталий Найшуль, Арсений Рогинский, Александр Черкасов.

Советская система

В СССР была построена система образования, решавшая задачи обучения (приобретения навыков и информации) и воспитания (социализации). Потом, по системе распределения, человек попадал на производство и там окончательно становился специалистом.

Существовала не только противопоставленность дореволюционной системе образования, но и преемственность по отношению к ней. Атомная бомба не была бы сделана, если бы не выжили какие-то традиции. Когда носителей их уже не стало, власть предприняла значительные стратегические шаги, чтобы вырастить в рамках новой системы образования инженеров, потребных для разных новых отраслей. Например, создание специальных кафедр, пропаганда через литературу геологической романтики с гитарой привели к тому, что урановая база появилась.

Существовали научные школы, которые можно было считать носителями абсолютного качества и предметом гордости перед остальным миром.

Наряду с традиционной линией (школы, вузы, послевузовская переподготовка) существовали структуры “народного” просвещения – общество “Знание” и др.

При этом советский “рынок” работал таким образом, что можно было произвести ракету, но нельзя было произвести красивую женскую одежду.

Одновременно нельзя говорить о том, что была какая-то одна стабильная советская система образования – в СССР было как минимум 8 реформ образования (переход от общего обучения девочек и мальчиков к раздельному и назад, к платному обучению в старших классах и уход от этого, переход от десятилетки к одиннадцатилетке, возвращение к десятилетке, возвращение к одиннадцатилетке и т.д.), но нет серьезных исследований, охватывающих их в целом и подводящих итог этим изменениям, а ведь каждая из реформ была ответом на какую-то социальную правду.

Российская ситуация

Советская образовательная система распалась: из структуры среднего образования исчез элемент воспитания, из системы высшей школы изъят институт распределения, на котором во многом строилось обретение профессиональных навыков – базовые знания, полученные в вузе, дополнялись навыками, приобретенными уже на производстве, что и делало человека специалистом. Неудивительно поэтому, что сейчас более 60% выпускников института, в новых условиях решающих проблему трудоустройства самостоятельно, работают не по специальности.

Система высшего образования практически потеряла функцию профессионализации, это структура, роль которой сейчас – обеспечивать социализацию. Есть несколько мотивов для поступления в вуз: получить диплом (то есть не стать специалистом, а иметь на руках документ, который можно предъявить), откосить от армии, выйти замуж и обрести связи для будущего устройства. Существующая система решает все эти задачи.

Люди сначала отдают своих детей в хорошую школу, потом в приличный вуз, для того чтобы они освоили языки (языки общения, языки и логики бизнеса, иностранные) и обрели знакомых. А после получения диплома родители их трудоустраивают по знакомству. В этом смысле очень важно, с кем дети учились вместе. Понятно, что в Высшей школе экономики один круг знакомых, в МГУ – другой, и в зависимости от этого выстраиваются разные стратегии поведения.

Описание ситуации осложняется отсутствием знания о ней – на всех уровнях.

Никто, включая Министерство образования и науки, не может сказать, сколько вузов у нас в стране, сколько студентов. Задачу на описание образования как системы (как набора возможных социальных траекторий и инструментов для их обеспечения) никто не ставил – ни статистически, ни содержательно. Нет социологического анализа ситуации расслоения, возникшей в результате дифференциации среднего образования: есть большое количество зимних и летних школ, где дети получают дополнительное образование, есть лицеи и гимназии, а есть учебные заведения, где не учат ничему, есть реальная проблема наркомании в средней школе и т.п.

С позиции студента – это проблема навигации в сфере, где существует огромное количество красивых вывесок, липовых институтов, есть проблема экспертизы качества услуг. Когда студент обладает достаточной компетенцией для оценки уже осуществляющегося образовательного процесса или хотя бы интересом к нему, он нередко разочаровывается, увидев, что его учат не тому и не так.

При сравнении советской системы и нынешней нельзя не учитывать структурные изменения в сфере. Специфика нынешнего момента заключается еще и в том, что запрос на получение профессиональных навыков может удовлетворяться разными способами, в том числе и через самообразование: есть Интернет, есть множество форм самообучения. Дети получают знания нередко не от стариков-преподавателей, не имеющих доступа к современным знаниям и технологиям, а из собственной практики.

Общим местом при разговоре об образовании и науке является апелляция к советскому опыту и вопрос о преемственности традиций. При этом, как правило, не учитывается ни то, что советская система не была стабильной, ни главное отличие нынешних реформ от советских: в СССР с 30-х годов они шли поверх уже существующей более или менее стабильной системы, а сейчас система очень динамична.

Дело не в том, менять или сохранять советскую систему, – ее уже нет. Вопрос стоит иначе: изучать ли реальные изменения в сфере образования, строить ли цели образования и критерии соответствия им, исходя из которых можно будет выбирать тренды изменений, на которые можно опереться, погашая противостоящие им и помогая встроиться в выбранные тренды оставшимся на обочине, но еще живым продуктивным “остаткам” старой системы.

Это нисколько не отменяет необходимости изучения имевшихся (порой остаточно присутствующих) отечественных и зарубежных моделей – для анализа ситуации и построения проекта необходим материал, на который можно опереться. Но это должно быть тонкое исследование механизмов, а не недальновидный абстрактный подход “какую модель мы принимаем”. И дело не в том, что плохо заимствование как таковое, – при проведении реформ нормально учитывать существование моделей, которые можно, адаптируя, заимствовать. Но в сфере образования нет такой страны, где была бы система, которую можно взять за образец. Нам придется быть креативными.

Наличие знаний о реальных процессах, существующих механизмах и моделях неизбежно ограничивает спекуляции. При наличии демографических, культурных, институциональных и прочих ограничений отсекаются в принципе нереализуемые предложения.

Постановка целей

Бессмысленно говорить о любых изменениях в сфере, будь то реформы или, напротив, консервация оставшихся элементов советской системы, без ответа на базовый вопрос – кому и зачем нужна система образования, на что есть запрос и как он формулируется. Можно выделить четыре типа запросов на образование: цивилизационный, экономический, социальный и научно-образовательный.

Цивилизационный запрос исходит от государства и, в принципе, есть всегда. Воспроизводство культурных норм и некоторого базового объема знаний является способом удержать собственные рамки. Это то, что должно транслироваться и воспроизводиться.

Когда в Грозном заработали три вуза, учащихся там, начиная с 2000 года, стало больше, чем рабочих мест. Понятно, что там чудовищный уровень коррупции, что в значительной степени обучение направлено на решение задачи социализации типа “выйти замуж”, а у студентов Нефтяного института нет перспектив профессионального устройства. Серьезная проблема заключается также в том, что нет никакой специфики преподавания для этого важнейшего региона. Не разработаны специальные подходы к преподаванию в сложившихся условиях – непонятно, как читать грозненским студентам курс российской истории, например. Но сам факт того, что в Чечне люди получают через вузы общие для страны культурные навыки, – это решение задач государственных. В чеченских школах учат русский язык – а без этого эта часть народа была бы оторвана от всей страны.

Врастание человека в культуру – это государственная задача, которая решается через образование. Не случайно во многих европейских странах важнейшим пунктом иммиграционной политики является условие, по которому все беженцы и мигранты в первую очередь обязаны выучить язык.

Экономический запрос. Экономический запрос исходит от государства и от бизнеса.

Государство заинтересовано в том, чтобы на смену специалистами, на которых держится экономическая инфраструктура, приходили новые. Чтобы не взрывались атомные станции и не летели под откос поезда из-за недостатка знаний и навыков тех, кто строил, и тех, кто контролировал строительство и эксплуатацию.

Государство заинтересовано в гарантированном пополнении бюджета и обеспечении граждан рабочими местами за счет конкурентоспособной экономики страны, нашедшей свое место в международном разделении труда. Что невозможно без квалифицированных кадров.

Экономический спрос со стороны государства может выражаться через методы прямого и косвенного финансирования: через налоги, через создание специальных финансовых схем, мотивирующих бизнес вкладываться в сферу.

В высококвалифицированных кадрах заинтересован и бизнес.

Сейчас есть вузы, частично воспроизводящие американскую модель высшей школы, то есть дающие коммерциализированное, специализированное образование. Это пытаются делать в Высшей школе экономики, где готовится человек труда, человек по типу западного специалиста-менеджера, знающий конкретную узкую область и эффективный в ней. Это ответ на спрос со стороны бизнеса.

Сейчас ясно мыслящие, хорошо подготовленные, компетентные выпускники рейтинговых вузов, знающие менеджмент и языки, – это люди с почти гарантированной карьерой и высоким окладом. То есть бизнес осуществляет свой запрос не персонифицированно, а через мотивацию. Если отличник уже на четвертом курсе зарабатывает 5 тысяч долларов, а двоечник – нет, то в среде студентов делаются выводы.

При этом возникает вопрос, является ли спрос со стороны бизнеса на такого рода профессионалов одновременно и запросом на позитивные изменения в образовательной сфере. Очевидно, что ситуация двояка: с одной стороны, бизнес заинтересован в качественном образовании, так как даже при том, что карьерный рост выпускника во многом обусловлен его обучением уже в процессе работы, повышением квалификации через систему корпоративного образования, приобретение этих вторичных профессиональных навыков невозможно без той базы, которую человек получает в вузе. С другой стороны, не очевидно, что бизнес готов вкладывать деньги в высшую школу: ему нередко достаточно отбирать полезного для себя работника, одного из тысячи, которого и так выпускает существующая вузовская система. Возможны, правда, такие специфические формы инвестиций бизнеса в образование, как создание институтов “под себя”: так, например, все идет к тому, что бурно развивающаяся металлургическая отрасль вложит деньги в создание нового вуза вместо не удовлетворяющего имеющимся требованиям Института стали и сплавов – если к тому моменту еще будет за кого “зацепиться” из профессуры.

Однако такие возможные вложения в систему высшего образования носят единичный характер – гораздо более развита система вторичного образования, финансируемая корпорациями. Этот рынок очень бурно развивается: это система тренингов, семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации и т.п. При этом надо понимать, что к существующей системе образования он имеет косвенное отношение: вторичное образование направлено на получение узких навыков, это повышение квалификации кадров.

Значительная часть запроса бизнеса – это запрос не на образование, а на гибкий и способный человеческий ресурс, который быстро приобретает профнавыки. Бизнес очень скептичен. Он предпочитает не образовывать, а учить навыкам. Здесь возможны два подхода: бизнес может рассматривать людей просто как кадры, чьи навыки надо развивать, а может – как ресурс развития, в образование которого надо вкладывать деньги. При этом второй вариант всегда будет сдерживаться опасениями, связанными с проблемой текучки кадров.

Еще один источник запроса на отечественное образование находится за рубежом. Гуманитарные курсы в университетах читает множество российских мигрантов, Восточное побережье США “забито” нашими компьютерщиками.

Социальный запрос – это запрос на социализацию со стороны общества. Многие готовы платить за образование. Во всяком случае, пока.

Интересны в этой связи процессы, происходящие с детьми, которых отправляли в начале-середине 90-х учиться за границу. В среднем 1 из 5 остается там и социализируется в том обществе, вернувшиеся часто не способны к социализации, они приспосабливаются спустя какое-то время с большим трудом.

Есть проблема сужения социальной мобильности из-за растущей коммерциализации и поляризации образования на элитарное и массовое. Остается открытым вопрос, может ли это стать точкой социального протеста. На данный момент процент “выходов” за родовые и коммунальные страты как при получении образования, так и при дальнейшем трудоустройстве невелик. Родители отдают ребенка, чтобы он получил диплом. А последующая социальная траектория, карьера чаще всего формируются в зависимости от бытовой страты, где живет человек, от коммунальных контактов, в том числе приобретенных в период обучения в вузе.

Научно-образовательный запрос на образование исходит со стороны научной корпорации: на воспроизводство и развитие, то есть на создание социальных условий для того, чтобы в науку и образование приходили новые люди, которые через несколько лет после этого не эмигрируют или не уйдут в бизнес.

Когда сама культура не имеет больше заказа в виде неполитических и неэкономических статусов, когда падает статус ученого – она начинает “схлопываться”. Надо сказать, что культурная действительность пережила экономические передряги последних 15 лет, хоть и существенно регрессировала.

Научно-образовательная корпорация не может быть самостоятельным заказчиком преобразований в себе, она решает только задачу самовоспроизводства. Для того чтобы ее заказ был принят, нужен политический субъект, заинтересованный в этом воспроизводстве.

См. также по теме:

Резюме обсуждения "Открытого семинара "Полит.ру"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:26 В Китае разблокировали WhatsApp
15:22 В Лондоне после взрыва эвакуировали станцию метро
15:17 «Ельцин Центр» погасил взятый у Минфина кредит в 2 млрд рублей
14:58 Топилин рассказал о «серьезно высокой» индексации пенсий в России
14:53 Лидер ультраправой «Альтернативы для Германии» покинет партию
14:38 СМИ сообщили о причастности к звонкам о заложенных бомбах уроженца Ставрополья
14:31 Президента РАН не смогли выбрать в первом туре
14:25 Ростуризм открыл горячую линию для клиентов «ВИМ-Авиа»
14:13 В Кремле напомнили Facebook об обязанности соблюдать законы
14:04 В Москве из-за звонков о бомбах эвакуировали несколько районных управ
13:49 Путин сменил нижегородского губернатора
13:47 В Москве началась пятая волна сноса самостроя
13:38 Всех актеров «Гоголь-центра» вызвали в Следственный комитет
13:24 Роскомнадзор пригрозил Facebook блокировкой
13:13 Путин поздравил Меркель с победой на парламентских выборах
13:08 Австралия создаст свое агентство космических исследований
13:00 СМИ сообщили о допросе приближенного Березовского по делу об убийстве Политковской
12:56 Даниил Квят отстранен от участия в «Формуле-1»
12:35 При взрыве газа на границе с Россией погиб грузинский пограничник
12:30 Тиньков пообещал «без условий» отозвать все иски против Nemagia
12:19 Москва утвердила 210 стройплощадок для реновации
12:04 СМИ анонсировали ограничение полетов российских военных самолетов над США
11:58 На Новом Арбате полицейского на разделительной полосе сбила насмерть машина ФСБ
11:50 Санацию крупнейших банков РФ оценили в 500 млрд рублей
11:38 Рейсы «Вим-Авиа» перенесли во Внуково
11:27 Правительство одобрило разработку системы сообщений граждан о нарушениях ПДД
11:18 «Калашников» показал прототип квадрокоптера для полета людей
11:08 Яровую увидели новым губернатором Мурманской области
11:03 Минтруд определил самые высокооплачиваемые профессии в России‍
10:55 Россияне стали реже платить за лечение в руки врачам
10:42 АТОР попросила правительство помочь «Вим-Авиа»
10:31 Тыловик Минобороны арестован по делу о взятке в 368 млн рублей
10:12 Российских военных обвинили в гибели 27 мирных жителей в Сирии
09:52 Курды поголовно высказались за независимость от Ирака
09:46 Никита Михалков откроет барбершоп «Сибирский цирюльник»
09:31 Замглавы Минпромторга стал основным кандидатом в нижегородские губернаторы
09:15 В «Роскино» назвали самые успешные отечественные фильмы в 2017 году
08:59 СМИ сообщили о полной блокировке WhatsApp в Китае
08:42 Дипломатов РФ возмутило американское пособие по войне с Россией
08:24 Президент Украины подписал скандальный закон об образовании
08:10 Прекращение чартеров «Вим-Авиа» затронет 100 тысяч туристов
07:55 США отвергли причастность к гибели российского генерала в Сирии
25.09 21:00 Володин рассказал о контроле депутатских обещаний по соцсетям
25.09 20:48 СКР завел на «Вим-Авиа» дело о хищении денег за билеты
25.09 20:28 КНДР объявила о праве сбивать самолеты США где угодно
25.09 20:06 Греф призвал срочно сдвинуть систему образования на два века вперед
25.09 19:31 США решили поставить блокчейн на борьбу с эпидемиями
25.09 19:04 С координатора волгоградского штаба Навального взяли подписку о невыезде
25.09 18:43 В ООН обвинили российские спецслужбы в применении пыток в Крыму
25.09 18:19 В грунте Весты имеются запасы льда
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.