Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
30 июля 2016, суббота, 00:39
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Образование: реформа и трансформация

Мы публикуем резюме регулярного вторничного "Открытого семинара "Полит.ру", созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. Резюме показывает содержательное движение всего обсуждения, работу "коллективного колумниста", которая будет продолжена на следующих семинарах. Открытый семинар 25 апреля обсуждал проблемы российского образования и его реформы. Участники (кроме собственно "Полит.ру") – Александр Даниэль, Александр Долгин, Симон Кордонский, Ольга Лобач, Олег Мудрак, Виталий Найшуль, Арсений Рогинский, Александр Черкасов.

Советская система

В СССР была построена система образования, решавшая задачи обучения (приобретения навыков и информации) и воспитания (социализации). Потом, по системе распределения, человек попадал на производство и там окончательно становился специалистом.

Существовала не только противопоставленность дореволюционной системе образования, но и преемственность по отношению к ней. Атомная бомба не была бы сделана, если бы не выжили какие-то традиции. Когда носителей их уже не стало, власть предприняла значительные стратегические шаги, чтобы вырастить в рамках новой системы образования инженеров, потребных для разных новых отраслей. Например, создание специальных кафедр, пропаганда через литературу геологической романтики с гитарой привели к тому, что урановая база появилась.

Существовали научные школы, которые можно было считать носителями абсолютного качества и предметом гордости перед остальным миром.

Наряду с традиционной линией (школы, вузы, послевузовская переподготовка) существовали структуры “народного” просвещения – общество “Знание” и др.

При этом советский “рынок” работал таким образом, что можно было произвести ракету, но нельзя было произвести красивую женскую одежду.

Одновременно нельзя говорить о том, что была какая-то одна стабильная советская система образования – в СССР было как минимум 8 реформ образования (переход от общего обучения девочек и мальчиков к раздельному и назад, к платному обучению в старших классах и уход от этого, переход от десятилетки к одиннадцатилетке, возвращение к десятилетке, возвращение к одиннадцатилетке и т.д.), но нет серьезных исследований, охватывающих их в целом и подводящих итог этим изменениям, а ведь каждая из реформ была ответом на какую-то социальную правду.

Российская ситуация

Советская образовательная система распалась: из структуры среднего образования исчез элемент воспитания, из системы высшей школы изъят институт распределения, на котором во многом строилось обретение профессиональных навыков – базовые знания, полученные в вузе, дополнялись навыками, приобретенными уже на производстве, что и делало человека специалистом. Неудивительно поэтому, что сейчас более 60% выпускников института, в новых условиях решающих проблему трудоустройства самостоятельно, работают не по специальности.

Система высшего образования практически потеряла функцию профессионализации, это структура, роль которой сейчас – обеспечивать социализацию. Есть несколько мотивов для поступления в вуз: получить диплом (то есть не стать специалистом, а иметь на руках документ, который можно предъявить), откосить от армии, выйти замуж и обрести связи для будущего устройства. Существующая система решает все эти задачи.

Люди сначала отдают своих детей в хорошую школу, потом в приличный вуз, для того чтобы они освоили языки (языки общения, языки и логики бизнеса, иностранные) и обрели знакомых. А после получения диплома родители их трудоустраивают по знакомству. В этом смысле очень важно, с кем дети учились вместе. Понятно, что в Высшей школе экономики один круг знакомых, в МГУ – другой, и в зависимости от этого выстраиваются разные стратегии поведения.

Описание ситуации осложняется отсутствием знания о ней – на всех уровнях.

Никто, включая Министерство образования и науки, не может сказать, сколько вузов у нас в стране, сколько студентов. Задачу на описание образования как системы (как набора возможных социальных траекторий и инструментов для их обеспечения) никто не ставил – ни статистически, ни содержательно. Нет социологического анализа ситуации расслоения, возникшей в результате дифференциации среднего образования: есть большое количество зимних и летних школ, где дети получают дополнительное образование, есть лицеи и гимназии, а есть учебные заведения, где не учат ничему, есть реальная проблема наркомании в средней школе и т.п.

С позиции студента – это проблема навигации в сфере, где существует огромное количество красивых вывесок, липовых институтов, есть проблема экспертизы качества услуг. Когда студент обладает достаточной компетенцией для оценки уже осуществляющегося образовательного процесса или хотя бы интересом к нему, он нередко разочаровывается, увидев, что его учат не тому и не так.

При сравнении советской системы и нынешней нельзя не учитывать структурные изменения в сфере. Специфика нынешнего момента заключается еще и в том, что запрос на получение профессиональных навыков может удовлетворяться разными способами, в том числе и через самообразование: есть Интернет, есть множество форм самообучения. Дети получают знания нередко не от стариков-преподавателей, не имеющих доступа к современным знаниям и технологиям, а из собственной практики.

Общим местом при разговоре об образовании и науке является апелляция к советскому опыту и вопрос о преемственности традиций. При этом, как правило, не учитывается ни то, что советская система не была стабильной, ни главное отличие нынешних реформ от советских: в СССР с 30-х годов они шли поверх уже существующей более или менее стабильной системы, а сейчас система очень динамична.

Дело не в том, менять или сохранять советскую систему, – ее уже нет. Вопрос стоит иначе: изучать ли реальные изменения в сфере образования, строить ли цели образования и критерии соответствия им, исходя из которых можно будет выбирать тренды изменений, на которые можно опереться, погашая противостоящие им и помогая встроиться в выбранные тренды оставшимся на обочине, но еще живым продуктивным “остаткам” старой системы.

Это нисколько не отменяет необходимости изучения имевшихся (порой остаточно присутствующих) отечественных и зарубежных моделей – для анализа ситуации и построения проекта необходим материал, на который можно опереться. Но это должно быть тонкое исследование механизмов, а не недальновидный абстрактный подход “какую модель мы принимаем”. И дело не в том, что плохо заимствование как таковое, – при проведении реформ нормально учитывать существование моделей, которые можно, адаптируя, заимствовать. Но в сфере образования нет такой страны, где была бы система, которую можно взять за образец. Нам придется быть креативными.

Наличие знаний о реальных процессах, существующих механизмах и моделях неизбежно ограничивает спекуляции. При наличии демографических, культурных, институциональных и прочих ограничений отсекаются в принципе нереализуемые предложения.

Постановка целей

Бессмысленно говорить о любых изменениях в сфере, будь то реформы или, напротив, консервация оставшихся элементов советской системы, без ответа на базовый вопрос – кому и зачем нужна система образования, на что есть запрос и как он формулируется. Можно выделить четыре типа запросов на образование: цивилизационный, экономический, социальный и научно-образовательный.

Цивилизационный запрос исходит от государства и, в принципе, есть всегда. Воспроизводство культурных норм и некоторого базового объема знаний является способом удержать собственные рамки. Это то, что должно транслироваться и воспроизводиться.

Когда в Грозном заработали три вуза, учащихся там, начиная с 2000 года, стало больше, чем рабочих мест. Понятно, что там чудовищный уровень коррупции, что в значительной степени обучение направлено на решение задачи социализации типа “выйти замуж”, а у студентов Нефтяного института нет перспектив профессионального устройства. Серьезная проблема заключается также в том, что нет никакой специфики преподавания для этого важнейшего региона. Не разработаны специальные подходы к преподаванию в сложившихся условиях – непонятно, как читать грозненским студентам курс российской истории, например. Но сам факт того, что в Чечне люди получают через вузы общие для страны культурные навыки, – это решение задач государственных. В чеченских школах учат русский язык – а без этого эта часть народа была бы оторвана от всей страны.

Врастание человека в культуру – это государственная задача, которая решается через образование. Не случайно во многих европейских странах важнейшим пунктом иммиграционной политики является условие, по которому все беженцы и мигранты в первую очередь обязаны выучить язык.

Экономический запрос. Экономический запрос исходит от государства и от бизнеса.

Государство заинтересовано в том, чтобы на смену специалистами, на которых держится экономическая инфраструктура, приходили новые. Чтобы не взрывались атомные станции и не летели под откос поезда из-за недостатка знаний и навыков тех, кто строил, и тех, кто контролировал строительство и эксплуатацию.

Государство заинтересовано в гарантированном пополнении бюджета и обеспечении граждан рабочими местами за счет конкурентоспособной экономики страны, нашедшей свое место в международном разделении труда. Что невозможно без квалифицированных кадров.

Экономический спрос со стороны государства может выражаться через методы прямого и косвенного финансирования: через налоги, через создание специальных финансовых схем, мотивирующих бизнес вкладываться в сферу.

В высококвалифицированных кадрах заинтересован и бизнес.

Сейчас есть вузы, частично воспроизводящие американскую модель высшей школы, то есть дающие коммерциализированное, специализированное образование. Это пытаются делать в Высшей школе экономики, где готовится человек труда, человек по типу западного специалиста-менеджера, знающий конкретную узкую область и эффективный в ней. Это ответ на спрос со стороны бизнеса.

Сейчас ясно мыслящие, хорошо подготовленные, компетентные выпускники рейтинговых вузов, знающие менеджмент и языки, – это люди с почти гарантированной карьерой и высоким окладом. То есть бизнес осуществляет свой запрос не персонифицированно, а через мотивацию. Если отличник уже на четвертом курсе зарабатывает 5 тысяч долларов, а двоечник – нет, то в среде студентов делаются выводы.

При этом возникает вопрос, является ли спрос со стороны бизнеса на такого рода профессионалов одновременно и запросом на позитивные изменения в образовательной сфере. Очевидно, что ситуация двояка: с одной стороны, бизнес заинтересован в качественном образовании, так как даже при том, что карьерный рост выпускника во многом обусловлен его обучением уже в процессе работы, повышением квалификации через систему корпоративного образования, приобретение этих вторичных профессиональных навыков невозможно без той базы, которую человек получает в вузе. С другой стороны, не очевидно, что бизнес готов вкладывать деньги в высшую школу: ему нередко достаточно отбирать полезного для себя работника, одного из тысячи, которого и так выпускает существующая вузовская система. Возможны, правда, такие специфические формы инвестиций бизнеса в образование, как создание институтов “под себя”: так, например, все идет к тому, что бурно развивающаяся металлургическая отрасль вложит деньги в создание нового вуза вместо не удовлетворяющего имеющимся требованиям Института стали и сплавов – если к тому моменту еще будет за кого “зацепиться” из профессуры.

Однако такие возможные вложения в систему высшего образования носят единичный характер – гораздо более развита система вторичного образования, финансируемая корпорациями. Этот рынок очень бурно развивается: это система тренингов, семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации и т.п. При этом надо понимать, что к существующей системе образования он имеет косвенное отношение: вторичное образование направлено на получение узких навыков, это повышение квалификации кадров.

Значительная часть запроса бизнеса – это запрос не на образование, а на гибкий и способный человеческий ресурс, который быстро приобретает профнавыки. Бизнес очень скептичен. Он предпочитает не образовывать, а учить навыкам. Здесь возможны два подхода: бизнес может рассматривать людей просто как кадры, чьи навыки надо развивать, а может – как ресурс развития, в образование которого надо вкладывать деньги. При этом второй вариант всегда будет сдерживаться опасениями, связанными с проблемой текучки кадров.

Еще один источник запроса на отечественное образование находится за рубежом. Гуманитарные курсы в университетах читает множество российских мигрантов, Восточное побережье США “забито” нашими компьютерщиками.

Социальный запрос – это запрос на социализацию со стороны общества. Многие готовы платить за образование. Во всяком случае, пока.

Интересны в этой связи процессы, происходящие с детьми, которых отправляли в начале-середине 90-х учиться за границу. В среднем 1 из 5 остается там и социализируется в том обществе, вернувшиеся часто не способны к социализации, они приспосабливаются спустя какое-то время с большим трудом.

Есть проблема сужения социальной мобильности из-за растущей коммерциализации и поляризации образования на элитарное и массовое. Остается открытым вопрос, может ли это стать точкой социального протеста. На данный момент процент “выходов” за родовые и коммунальные страты как при получении образования, так и при дальнейшем трудоустройстве невелик. Родители отдают ребенка, чтобы он получил диплом. А последующая социальная траектория, карьера чаще всего формируются в зависимости от бытовой страты, где живет человек, от коммунальных контактов, в том числе приобретенных в период обучения в вузе.

Научно-образовательный запрос на образование исходит со стороны научной корпорации: на воспроизводство и развитие, то есть на создание социальных условий для того, чтобы в науку и образование приходили новые люди, которые через несколько лет после этого не эмигрируют или не уйдут в бизнес.

Когда сама культура не имеет больше заказа в виде неполитических и неэкономических статусов, когда падает статус ученого – она начинает “схлопываться”. Надо сказать, что культурная действительность пережила экономические передряги последних 15 лет, хоть и существенно регрессировала.

Научно-образовательная корпорация не может быть самостоятельным заказчиком преобразований в себе, она решает только задачу самовоспроизводства. Для того чтобы ее заказ был принят, нужен политический субъект, заинтересованный в этом воспроизводстве.

См. также по теме:

Резюме обсуждения "Открытого семинара "Полит.ру"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:57 СМИ узнали о возможном снятии санкций с одного сектора экономики РФ
20:33 Тульских школьников заподозрили в самосуде над предполагаемым педофилом
20:18 Во Франции во время рейда задержаны двое предполагаемых террористов
20:07 Завершилась Международная олимпиада по лингвистике
19:35 Следователи московского ГСУ СКР уволились целой группой
19:20 СМИ сообщили о налоговом долге Facebook в несколько млрд долларов
18:57 IAAF вновь отказала Исинбаевой в участии в Олимпиаде
18:53 СМИ: с Потанина спросили за чужие долги, которых и не было
18:40 МИД Украины опроверг получение запроса о новом после РФ
18:34 Михаил Задорнов сыграет президента США в своем фильме
18:11 Французские депутаты почтили память погибших во Второй мировой в Крыму
17:47 Эрдоган обвинил генерала армии США в поддержке мятежников
17:41 ФТС опровергла повторные обыски в своем здании
17:17 Песков не нашел в графике Путина времени на футбол в Турции
17:12 РФ запросила предварительное разрешение Украины назначить Бабича послом
16:50 МИД РФ не оценил попытки «Джебхат ан-Нусры» сменить имидж
16:45 Комитет Госдумы рекомендовал отправить Бабича послом на Украину
16:23 Читатели «Полит.ру» объяснили назначение силовиков подготовкой к дестабилизации
15:57 Песков не увидел препятствий для продолжения Бельяниновым госслужбы
15:51 В ФТС снова пришли с обысками
15:39 На фиолетовой ветке московского метро снова устранен сбой в движении
15:31 В Швеции задержан разыскиваемый в России террорист
15:30 Полпред в ЦФО рассказал о новой работе бывшего ярославского губернатора
15:01 Захарченко выставил свои условия переговоров с Савченко
14:51 Паразиты заставляют обезьян держаться подальше от своих собратьев
14:45 Комитет Совфеда поддержал назначение Бабича послом на Украине
14:36 Прокуратура проверит нижегородские ЗАГСы за отказ поженить слепую пару
14:13 Задержан сбросивший кусок железа на мать двоих детей пенсионер
14:11 ФАС заподозрила «уважаемое яблоко» в контроле цен на айфоны
13:56 На крымские карты Google вернулись прежние названия
13:46 СМИ обнаружили российский жесткий диск весом 25 килограммов
13:38 ЦБ не стал менять ключевую ставку
13:19 Более половины опрошенных россиян заявили о возможности предотвращения теракта в Ницце
13:16 Клиенты Группы ВТБ оценят IT-разработки резидентов «Сколково»
13:10 Кельнский суд дал российским фанатам условные сроки за драку с испанцами
12:50 Правительство одобрило соглашение о размещении авиагруппы ВКС в Сирии
12:46 Солиста «Ответа Чемберлену» убили 17 ударами ножом
12:21 Тяжелоатлет Деманов рассказал о совете РУСАДА «предвидеть» запреты препаратов
12:12 Роспотребнадзор отказался от борьбы против валютной ипотеки
11:56 Украина заблокировала поставки продукции 243 российских компаний
11:45 Мутко сообщил о допуске 272 российских спортсменов на Игры в Рио
11:31 СМИ сообщили о возможном кандидате на должность посла России на Украине
11:22 Роскомнадзор решил оценить Pokemon Go на соответствие законам РФ
11:14 Корреспондент «Первого канала» назвал Исинбаеву «чемпионкой по прыжкам с парашютом»
10:59 Россия попросит суд заморозить зарубежные активы Украины
10:50 Продажи «Путинки» упали до низшего уровня за всю ее историю
10:42 Читатели «Полит.ру» оценивают назначение силовиков главами регионов и полпредами
10:24 СМИ назвали цену для провожавших сборную России на Олимпиаду
10:17 Подводный микроскоп зафиксировал поцелуи и войны кораллов
10:09 Клинтон посулила союзникам по НАТО помощь в борьбе с российской угрозой
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.