28 марта 2024, четверг, 19:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 апреля 2006, 06:00

Иммиграция в страны Европейского Союза

Центр демографии и экологии человека
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
ДЕМОСКОП Weekly

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ
«НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО»

117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47, ИНП РАН;
Телефон (095) 332-4289; Факс (095) 718-9771

Без иммиграции Европе не обойтись

Эжен Делакруа. Арабский всадник, подающий сигнал. 1851

По данным Евростата, население стран ЕС-25 в 2004 году увеличилось на 2,3 млн. человек. Из них более 80% составлял миграционный прирост (на естественный прирост пришлось только 445 тыс. человек). Миграция становится все более заметным фактором европейской жизни. По некоторым прогнозным сценариям демографического развития Европы, для поддержания численности ее населения на неизменном уровне, она будет нуждаться в постоянном ежегодном миграционном приросте на уровне 1,9 млн. человек [1].

Уже сейчас картина демографических трендов во многих европейских странах далеко не радужная (рис. 1). Самая неблагоприятная демографическая ситуация — в странах Восточной Европы (странах Балтии, Украине, Грузии, Польше, Молдавии и Болгарии), где естественная убыль сопровождается миграционной [2]. Наиболее благоприятная — в странах Скандинавии, Великобритании, Франции, Швейцарии, странах Бенилюкса, Испании, Португалии, Греции. В них отмечается как естественный, так и миграционных прирост. Самый высокий миграционный прирост в 2003 году отмечался в Испании, Италии, Германии, Великобритании, Турции и России и превышал 100 тысяч человек.

Рисунок 1. Классификация стран Европы по основным демографическим характеристикам, 2003

Общее количество иностранцев в странах ЕС в 2003 году составило 23,5 млн. человек. Наибольшая доля иностранцев на протяжении десятилетий отмечается в Люксембурге (38,95%), Швейцарии (20,1%) и Австрии (9,4%). Приток иностранцев идет в эти страны в основном из стран ЕС, им не нужно получать разрешение на работу, изменять гражданство. В этих странах находятся штаб-квартиры многих международных организаций, которые приглашают много иностранцев, имеющих определений статус и не нуждающихся в оформлении разрешения (рис. 2). Но в других странах — все больше иммигрантов из-за пределов Евросоюза, в том числе очень много — из развивающихся стран.

Рисунок 2. Доля иностранцев в населении, 2003

Наряду с увеличением количества мигрантов, становятся все более разнообразными формы миграции. В материалах Совета Европы «К стратегии управления миграцией [3] отмечается, что в 1990-х годах европейский словарь по миграции обогатился новыми терминами: «транзитная миграция», «неполная миграция», «торговля мигрантами», «трудовой туризм», «ежедневные трансграничные маятниковые миграции», лица со «статусом временного убежища» и др. Появились новые формы этнической миграции. Концепция «постоянного» населения потеряла определенность. В большей части Европы постоянная оседлая миграция продолжается как результат предшествующих временных миграций, через воссоединение семей и создание новых семей.

Отмечалось, что международная стратегия в области миграции должна учитывать огромное число мигрантов, которые совершают туристические и деловые поездки. «Они не только могут подпадать под характеристики временных мигрантов, но, благодаря своей поддержке глобальной сети инфраструктуры передвижений (включая дороги, распространение информации, агентства и прочее) они вносят свой вклад в сокращение расстояний, что, в конце концов, облегчает и миграцию. Для многих из них путешествия за границу становятся ознакомительными. Эти разные группы не должны рассматриваться как нечто раздельное, поскольку один тип мигранта или туриста может преобразоваться в другой» [4].

Среди различных форм приема мигрантов, характерных для Западной Европы, довольно важное место принадлежит предоставлению политического убежища. Здесь давно сложилась определенная традиция приема беженцев, чему способствовали частые изменения границ в Европе в XX веке (только 9 из 36 стран Совета Европы не меняли своих границ [5]).

Во время холодной войны было несколько выплесков беженцев из-за железного занавеса на Запад — эмиграция после венгерских и чехословацких событий, выезд евреев и немцев. После падения железного занавеса на Западе опасались наводнения его беженцами и мигрантами с Востока, но эти опасения не подтвердились. Мигранты из стран бывшего СССР составили не более 31% от всех мигрантов в ЕС (или 1,5 млн. без учета беженцев). С 1998 по 2001 в страны Запада из стран СНГ поступило 164,4 тысячи прошений о предоставлении убежища [6].

Основной поток беженцев и ищущих убежища в страны Западной Европы из других европейских стран шел с Балкан во время Балканских войн и после развала СССР. Поэтому общее количество ищущих убежище было максимально в 1992 году — тогда ЕС принял 695,8 тысячи человек, хотя общее количество и колебалось в зависимости от ситуации на Балканах. В 1998-2002 годах число ищущих убежище было в пределах 400-420 тысяч человек. Однако в последние годы страны Евросоюза все более и более ужесточают процедуру получения статус временного убежища. Кроме того, введение положения о «третьей нейтральной стороне» и постоянное ужесточение пограничного контроля стран ЕС привели к снижению принятия аппликаций на статус. В 2003 году общее количество аппликаций ищущих убежище в ЕС составило уже 325,6 тысяч человек [7].

Военные действия в Афганистане и Ираке привели к увеличению доли аппликантов из этих стран. Однако если композиция стран посылающих беженцев менялась, то позиции стран притяжения беженцев в ЕС оставались относительно стабильны. В 1981 году это были Германия, Австрия, Франция. В 1990 году — Германия, Франция, Австрия, Великобритания и Швеция, а в 2001 году — Германия (24%), Великобритания (23%), Франция (12%), Нидерланды и Австрия (по 8%) (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение по странам заявлений о предоставлении статуса беженца и/или ищущего убежище, 1981, 1990 и 2001 годы, %

Куда и откуда?

Одним из главных критериев притягательности той или иной страны для мигрантов является уровень процветания стран и возможности хорошего заработка, а европейские страны по этим характеристикам существенно различаются (рис. 4, табл. 1).

Рисунок 4. ВВП на душу населения в год (тысяч долларов США), 2001
Таблица 1. Средний месячный заработок мигрантов из ЦВЕ (Молдавии и Украины) в некоторых странах (2003-2004), долларов США
Страны Средний заработок мигранта Страны Средний заработок мигранта
Ирландия 3125 Чехия 527
Великобритания 1500 Кипр 526
Бельгия 1675 Венгрия 500
Германия 1300 Румыния 430
Италия 934 Турция 417
Португалия 897 Россия 371
Испания 890 Украина 245
Франция 781 Другие страны 1077
Греция 766    
Источник: Migration and remittance in Moldova, IOM, 2005

Однако выбор мигрантом той или иной страны для переезда или временного проживания в Европе зависит не только от чисто экономических соображений. К числу других важных факторов, влияющих на выбор страны назначения, относятся также:

1) Исторические связи стран:

     а) колониальное прошлое;

     б) принадлежность к бывшей империи;

     в) сложившаяся система найма гастaрбайтеров.

2) Наличие мигрантских сетей;

3) Проведение страной репатриационных программ;

4) Возможности получения мигрантом гуманитарного статуса;

5) Знание языка страны;

6) Возможности посредника, занимающегося переправкой (помощью) мигранту при переезде.

Именно множественность факторов поддерживает относительную устойчивость межстрановых миграционных связей, которые не претерпели существенных изменений в течение последних 50 лет ХХ века.

Так миграционные потоки с юга на север порождены давними связями бывших колоний с бывшими метрополиями, которые сохраняются и поддерживаются до сих пор. Поэтому этнический состав потоков во многие страны Европы напрямую связан с количеством и этничностью мигрантов из той или иной страны — бывшей колонии: например, из Алжира и Марокко для Франции, из Индии и Пакистана для Великобритании, из Суринама для Нидерландов, из Сомали и Эфиопии для Италии и т.д. Направление юг-север в ЕС — это напоминание как о колониальном прошлом, так и о более позднем наследии найма рабочей силы сначала на южной периферии ЕС (в Италии, Испании, Португалии, Турции и Югославии), а затем в Северной Африке. Основу этого миграционного потока в настоящее время составляют алжирцы, турки и марокканцы.

Последствия организованных наборов гастарбайтеров для Западной Европы (с начала 50-х годов) сказываются и в том, что после сворачивания этих программ мигранты остались в стране, а это стимулировало процесс воссоединения семей и образование новых диаспор или «новых меньшинств».

Принадлежность в прошлом той или иной страны к странам, формирующим три основные европейские империи (Российскую, Австро–Венгерскую и Оттоманскую) [8], также до сих пор влияет на направление миграционных потоков, независимо от того, принадлежали страны в недавнем прошлом к социалистическому или капиталистическому лагерю.

Репатриация — еще один тип миграционных потоков с Востока на Запад и с Юга на Север. В течение всего предыдущего столетия и в начале ХХI века этот тип миграции присутствует в странах Европы, имеющих исторически своих соотечественников, как меньшинства, в других странах. Наиболее крупные диаспоры за пределами своих стран в Европе представляют русские, немцы, венгры, далее идут поляки, греки, турки, евреи.

По абсолютному количеству мигрантов на протяжении последних 50 лет основным центром притяжения является Германия. Она принимает 36,2% всех мигрантов приходящихся на ЕС. Далее следует Франция (18,7%) и Великобритания (11,35%) [9] Эти три страны притягивают 63,6% всех мигрантов, направляющихся в ЕС. Затем идут Швейцария (6,9%) и Италия (6,3%) и чуть позади — Бельгия (4,2%) и Испания (4,0%). Однако в самое последнее время наибольшой поток мигрантов направлялся в Испанию (сальдо в 2003 году 594,6 тысячи человек) и Италию (сальдо 511 тысяч человек) и с пятикратным отставанием шли Германия, Великобритания, Турция и Россия (по 100 тысяч в каждую страну) [10].

На протяжении всех 15 лет после распада социалистической системы Германия остается главной страной миграции для стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), на нее приходится 64,4% от всех эмигрантов из стран ЦВЕ. В первую тройку стран наряду с Германией входят Швейцария и Австрия, эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов ЦВЕ, затем идут Италия и Франция [11].

Противоположно направленная внешняя миграция из Западной Европы в страны ЦВЕ также имеет место. В основном едут молодые квалифицированные специалисты, представители различных фирм. Они составляют в странах ЦВЕ около 10% общего количества иностранных мигрантов.

В табл. 2 показаны миграционные потоки, преобладавшие в тех или иных странах Европейского Союза в 2003 году.

Таблица 2. Преобладающие миграционные потоки в европейских странах, 2003 год
Страны с преобладанием миграции
внутри-
европейск.
(более 60%)
внутри Евросоюза из ЦВЕ и Югославии из Азии из Африки из Америки и Африки
Германия
Дания
Греция
Ирландия
Австрия
Швеция
Финляндия
Исландия
Норвегия
Швейцария
Бельгия
Люксембург
Лихтенштейн
Германия
Дания
Греция
Австрия
Норвегия
Финляндия
Швеция
Исландия
Швейцария
Велико-
британия
Португалия
Нидерланды
Испания
Италия
Франция
Испания
Португалия
Pассчитано по: SOPEMI, Trends of International Migration. OECD, Paris, 2004.

На протяжении всех послевоенных десятилетии для Европы, как континента в целом, сохраняются тенденции двух основных миграционных потоков: с Востока на Запад и с Юга на Север. Внутри основных миграционных потоков происходят значительные изменения в их интенсивности в ту или иную страну и, главное, в этническом составе мигрантов, формирующих эти потоки.

Этнический состав мигрантов значительно менялся от десятилетия к десятилетию. При этом для каждой страны Западной Европы характерна определенная этническая структура принимаемых мигрантов, которая во многом зависит от колониального прошлого, основных стран — поставщиков гастарбайтеров в 50-60 годы и репатриационных потоков.

В 1950–1960-х годах основные миграции в континентальные западноевропейские страны, принимавшие мигрантов, шли из Италии, Испании, Греции, Югославии и Турции. Великобритания в это время принимала практически весь поток из Индии, Пакистана и Бангладеш. В 60-х годах 45% всех африканцев, выезжающих из Африки, направлялись во Францию, в три раза меньшее количество — в Италию, Германию, Великобританию и Испанию.

В 70-е годы основной поток мигрантов уже шел в основном по каналам воссоединения семей, главным образом, из Турции, Марокко, Алжира и Туниса. В 1980-х в него влились мигранты с Ближнего Востока, из Южной Америки, причем направление миграционных потоков постепенно смещается от ядра Евросоюза на его периферию, в средиземноморские страны.

С конца 1980-х годов и в 1990-е годы Европа начинает принимать беженцев и мигрантов из стран ЦВЕ и с Балкан. Этот поток к концу 90-х все больше становился потоком трудовой миграции, доля трудовых мигрантов из стран ЦВЕ в общем потоке постоянно возрастает.

В начале ХХI века этнический состав потоков во многие страны меняется. Так, в странах Средиземноморья, традиционно преобладала миграция из стран Африки, Турции. В настоящее время эти страны получают все больше мигрантов из Украины, Молдавии, Албании, а в последнее время и из Латинской Америки. К 2003 году основными этническими группами мигрантов в Испании стали эквадорцы, колумбийцы, румыны и аргентинцы, а не марокканцы, как прежде. В Италии оказалось, что из 705 тысяч заявлений на легализацию на первом месте по числу заявлений оказались выходцы из Румынии (20%), украинцы (15%) и только 8% заявлений подали албанцы и столько же марокканцы. В Португалии украинцы опередили выходцев из Бразилии. В Греции албанцы все еще доминирующая группа, но доля выходцев из СНГ неуклонно растет [12].

Меняется этнический состав миграционных потоков в Великобританию, Ирландию и Швецию, где уже разрешено работать мигрантам из стран — новых членов Евросоюза и куда за последний год возрос поток из этих стран (Венгрии, Польши, и Балтийских стран).

Мигранты нужны экономике

В докладе Фредерика Ришнера, генерального директора Департамента занятости, социальных дел и равных возможностей ЕС [13], отмечается, что между 1997 и 2002 годами в период экономического роста количество занятых в Европе возросло на 12 млн. человек. Несмотря на тот факт, что доля мигрантов была менее 5% в общей занятости по странам ЕС, их вклад в ВВП составил 15%. В противовес общему мнению, что мигранты в основном заняты неквалифицированным трудом, возросла занятость мигрантов в секторе среднеквалифицированных и высококвалифицированных работников, где занятость у местного населения тоже высока. В это время количество мигрантов средней квалификации возросло на 50%, а высококвалифицированных — в два раза.

В докладе говорится, что в последние три года наблюдается снижение темпов экономического развития ЕС. Средняя занятость в ЕС стоит на уровне 63% (в США — 72%), а для мигрантов — существенно ниже. Для ЕС была поставлена цель достичь в 2010 году уровня занятости в 70%. Для этого в ЕС-25 необходимо к 2010 году создать более 20 млн. рабочих мест (в том числе в странах ЕС-15 — 15 млн.), что выглядит весьма проблематичным.

В то же время ожидается, что общее количество людей трудоспособного возраста между 2010 и 2030 годами будет сокращаться в среднем на 1 млн. человек в год. Поэтому, даже если допустить, что уровень занятости стабилизируется на уровне 70%, но не будет возрастания миграции, вероятнее всего, экономический рост в ЕС упадет до 0,5% в год, и рост ВВП на душу населения также значительно снизится, что может отразиться на конкурентоспособности экономики ЕС. Во всех демографических выводах весьма пессимистично говорится о судьбах Европы, если мигранты не приедут. Политики также сетуют на эти обстоятельства, однако понимание необходимости привлечения мигрантов не сопровождается изменениями в миграционной политике.

Рисунок 5. Количество прибывших трудовых мигрантов в 1995 и 2003 годах (тысяч)
Рисунок 6. Общее количество трудовых мигрантов в странах Западной Европы в 1995 и 2003 годах (тысяч)

Статистика свидетельствует о том, что и число прибывающих трудовых мигрантов, и их накопленное число растет практически во всех странах Евросоюза (рис. 5 и 6). Тем не менее, их миграционная политика в целом не слишком гостеприимна. Сейчас мигрантам очень непросто на законном основании попасть на рынок труда желаемых стран. Основные способы легального проживания в странах ЕС лимитируют возможности легального трудоустройства многих категорий мигрантов. В Западную Европу официально можно попасть по определенным каналам:

1. воссоединение семьи;

2. предоставление статуса беженца (ищущего убежище);

3. репатриация;

4. обучение;

5. высококвалифицированный персонал транснациональных корпораций и международных организаций;

6. личные контракты;

7. собственный бизнес;

8. трудовая миграция (на основе межгосударственных соглашений):

     сезонные работы;

     приграничные миграции;

     тренинги и приглашение преподавателей;

     квоты на определенные специальности или виды деятельности.

Но многие из этих каналов не дают права на работу, даже если мигранту и разрешается проживание в стране. Так, первые четыре канала не дают возможности быстрого легального доступа на рынок труда. Первые три канала не позволяют отбирать мигрантов по квалификации. Возможности трудоустройства их также отложены, а для членов семей всех категорий мигрантов, возможности попадания на легальный рынок труда еще более проблематичны, поскольку наличие разрешения на работу у одного из супругов-мигрантов не распространяется на членов его семьи.

Таким образом, сетования чиновников Евросоюза на низкий уровень занятости мигрантов прежде всего связаны с самой политикой стран Евросоюза. Она подталкивает мигрантов к нелегальной трудовой деятельности, несмотря на то, что Великобритании нужно заполнить 600 тысяч вакансий, а Португалия и Испания даже начали специальную программу по привлечению мигрантов из Латинской Америки, которая с точки зрения культуры, языка, традиция, исторических связей им более близка, чем африканские страны. В докладе отмечается, что некоторые группы и генерации мигрантов лучше интегрированы в рынок труда. Особенно это касается квалифицированных мигрантов из стран Восточной Европы, Балканских стран и Азии, которые хорошо работают на европейском рынке труда. Мигранты из Балканских стран и Восточной Европы имеют даже более высокие показатели занятости, чем местное население. В то же время, отмечается в докладе, мигранты из стран Северной Африки не так хорошо интегрируются (это касается неквалифицированных мигрантов и особенно женщин).

Иерархия стран по привлекательности для трудовых мигрантов, совпадает с их распределением по количеству мигрантов. На первые места снова выходят Германия, Франция, Великобритания, а затем — Италия, Испания, Швейцария. В тех странах, которые провели программы амнистии, количество трудовых мигрантов выросло в несколько раз. В Греции, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Германии, Люксембурге и Великобритании в 1995–2002 годах были легализованы 2,5 млн. человек [14].

В странах ЕС-15 количество официально зарегистрированных трудовых мигрантов составляло в 2003 году около 17 млн. человек [15]. Специалисты считают, что значительного притока мигрантов из вновь присоединившихся стран в «старые» страны ЕС не ожидается. По социологическим опросам, не более 5% населения этих стран выразило желание переселиться на запад. Однако это не касается намерений в отношении временной трудовой миграции [16]. Впрочем, пока присоединение к странам ЕС не дает этим странам право свободного доступа на рынок труда ЕС. Сейчас они могут попасть на рынок только нескольких стран — Великобритании, Швеции и Ирландии. За год после присоединения новых стран 230 тысяч мигрантов из них получили разрешения на работу в Великобритании, 128 тысяч в Ирландии и 16 тысяч в Швеции [17]. Для остальных стран ЕС-15 «новички» должны пройти ту же процедуру, что и другие иностранцы.

Пожалуй, несколько лучше чувствуют себя в Европе иммигранты — высококвалифицированные специалисты. В частности, страны ЕС начали проводить политику привлечения на постоянное проживание тех иностранцев, кто закончил вузы этих стран и нашел в них работу. Сейчас практически во всех европейских странах выпускникам, окончившим местные ВУЗы и нашедшим работу с высоким заработком, дается разрешение на проживание. Особенно такие возможности открываются у специалистов в области информационных технологий. Германия выдала первые 1500 «green cards» из предполагаемых 10,4 тысячи для таких специалистов. Этим же путем следуют и остальные страны ЕС.

Количество иностранных студентов в странах ЕС неуклонно растет, только с 1989 по 1999 год оно выросло с 887,6 тысячи до 1061,1 тысячи человек. Самое большое количество иностранных студентов обучается в Великобритании — 227 тысяч человек, Германии — 219 тысяч, Франции — 165,4 тысячи человек (в России — 70,2 тысячи) [18].

Из всех мигрантов, официально по контрактам работающих в странах ЕС, российские специалисты характеризуются самой высокой долей имеющих высшее образование (47% от всех официально работающих, при среднем показателе — по Европе — 25%). Самым низким уровнем образования отличаются мигранты из стран южной Европы, Балкан, и стран-кандидатов (рис. 7).

Рисунок 7. Доля мигрантов с высшим образованием из данных стран, работающих в Европе по официальному разрешению на работу, %

При наличии большого числа зарегистрированных трудовых мигрантов, в странах ЕС повсеместно отмечается рост нерегулируемой миграции, масштабы которой трудно оценить достоверно. По оценкам разных экспертов, общее количество мигрантов с неурегулированным статусом колеблется от 100 тысяч человек до 2,6-6,4 млн. человек по Европе [19]. Только оценки числа нелегальных рабочих по Италии составили 569 тысяч человек, по Бельгии — около 90 тысяч, по Швейцарии — от 70 до 180 тысяч человек. По мнению западных экспертов [20], основными группами стран, поставляющих нелегалов для Европы являются:

1) Страны СНГ

2) Средний Восток и Средняя Азия;

3) Китай и Индийский субконтинент;

4) Румыния, Молдавия;

5) Страны бывшей Югославии.

Постоянно увеличивается торговля и контрабанда людьми, несмотря на попытки правительств противодействовать этому бизнесу. Однако слишком высок доход от данного вида деятельности, так как цена на переправку одного человека из Африки в Европу в зависимости от страны исхода и расстояния колеблется от 2 до 6,5 тысячи долларов США, из Азии она составляет уже от 6,3 до 26 тысяч. Даже из Европы в Европу уровень цен от 2,5 до 4 тысяч долларов США [21]. Поток из стран Центральной и Восточной Европы по торговле и контрабанде людьми перекрыл традиционный поток из Азии, Африки и Латинской Америки. Например, основными странами исхода, депортированных проституток, по данным турецких спецслужб, являлись Азербайджан, Молдавия, Грузия, Румыния, Россия и Украина. Отмечается возрастание также транзитного трафика женщин и детей. Европейская Комиссия считает, что торговля женщинами и детьми ежегодно достигает 120 тысяч человек [22].

Если по всему миру размах торговли и контрабанды людьми оценивается в размерах от 1 до 4 млн. человек, то для ЕС — порядка 300-400 тысяч, для стран СНГ — порядка 100 тысяч человек. Однако есть оценки экспертов, согласно которым только из Украины таким образом было вывезено за 1994–2001 годы около 400 тысяч человек [23].

Говоря о потоках мигрантов, направляющихся в ту или другую страну, следует подчеркнуть, что миграционные потоки не размазываются равномерно по территории стран приема, а идут в конкретные города и регионы. Трудовая миграция, как правило, ориентирована на современные секторы экономики и сферу обслуживания, поэтому иммигранты концентрируются, в первую очередь, в крупных городах и городских агломерациях. Например, в Великобритании мигранты из Азии проживают в основном в районе Большого Лондона, Большого Манчестера, Бирмингема и прилегающей зоны Йоркшира (город Бредфорд называют «маленький Пакистан»). Во Франции насчитывается, по крайней мере, 10 млн. граждан, у которых как минимум один из родителей иностранец. Большая часть их живет в Большом Париже (38,3%), районах Rhone-Alpes, с центром в Лионе (12%) и Alpes–Cote d’Azur, между Марселем и Ниццей (8,4%) [24]. В Германии отмечаются сходные тенденции: самое большое количество мигрантов в абсолютном выражении проживает в больших городах (Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Кёльне, Штутгарте). В последних трех городах, а также в Оффенбахе доля мигрантов достигает 20% всего населения. В больших городах оседают и нелегальные мигранты, так как там они менее заметны. По оценкам экспертов, около 40 тысяч нелегальных мигрантов в Голландии работает в Амстердаме, Роттердаме, Гааге, Утрехте [25].

Рисунок 8. Распределение иммигрантов в Лондоне по регионам выхода
Источник:

Knox P&Pinch St.(2000) Urban Social Geography, Prentice Hall, UK.

В западных городах уже сложились районы этнических анклавов — чайна-тауны, арабские кварталы, индо-пакистанские и т.д. (рис. 8). Этому во многом способствовали программы строительства социального жилья для малоимущих, которые были развернуты в Западной Европе, начиная с 30-х годов. Максимальная концентрация мигрантов отмечается именно там.

Расширение ЕС и трансформация западноевропейской миграционной системы

Каждая европейская страна в силу собственных исторических, социально- экономических и политических особенностей развития, а также во многом благодаря своему географическому положению, имеет свою собственную миграционную модель развития, которая изменяется во времени в ходе изменения социально-экономической и политической ситуации, как в ней самой, так и за ее пределами [26]. Тем не менее, существует единая европейская миграционная система, объединенная основными векторами миграции и факторами, формирующими потоки мигрантов и основные перемещения внутри Европы.

Если рассматривать Европейскую территорию, как единую глобальную миграционную систему, то в ней существуют две субрегиональные миграционные системы (одна — ЕС, с ядром в странах старого ЕС и вторая — Евразийская система [27], которая включает все страны СНГ и как центр притяжения — Россию [28]. Можно говорить о двух миграционных системах, поскольку обе имеют определенную степень внутренней связности (не менее 60-70% всех передвижений происходит в пределах каждой системы). Страны ЕС имеют единую экономическую и политическую зону со свободным перемещением.

Западновропейская миграционная система трансформируется постоянно, но начала целенаправленно создаваться в последние 25 лет. Для предотвращения проникновения «нежелательных» мигрантов» были созданы «зоны различных типов соседства» (zones of different types of neighbourhood) по отношению к ЕС [29].

Основой западноевропейской миграционной системы являются «получающие страны старого ядра» (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны). Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора. Внутри ядра существуют свои собственные связи. Соседние страны характеризуются также интенсивным миграционным обменом. Именно в этом ядре формируется в настоящее время мегалополис, который начинается на северо-западе Англии (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль) и включает основные города Голландии (Амстердам, Роттердам, Утрехт, Гаагу), далее идет на Рейн и Рур, охватывая более 60 городов и 60 млн. человек [30].

Зона «периферии стран старого ядра» (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран «ядра». Эта традиция сохраняется до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС «периферийная зона» в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны «старого ядра ЕС».

Третья зона — «присоединившиеся» к Евросоюзу в 2004 году страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр). В 90-х годах они в основном теряли население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. В настоящее время, начиная с конца 90-х годов, половина из них характеризуется небольшим положительным миграционным сальдо (за исключением стран Балтии и Польши). Эти страны являются транзитными для мигрантов, и не случайно уровень нелегальной миграции в них за последние 5 лет вырос в несколько раз и составляет около 80% от всех пересечений их границ [31].

По отношению к странам самого Евросоюза «присоединившиеся» страны являются посылающими и транзитными, особенно для мигрантов из стран СНГ и дальней периферии ЕС. Как страны приема они интересны для своих восточных соседей (например, Украины) или для своих диаспор, проживающих в соседних странах, не входящих в ЕС (в Румынии, странах бывшей Югославии). С формированием буферной зоны из новых «стран — кандидатов», «вступившие» страны все больше превращаются в принимающие страны по отношению к внешним странам и будут выполнять роль периферии центрального ядра (страны ЕС).

«Страны — кандидаты» (Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии — кроме Словении, Турция) — страны с большими миграционными ожиданиями. Надо сказать, что их миграционный потенциал высок, особенно на Балканах. Так, например, обследование 1998 года в 11 странах ЦВЕ выявило, что 53% молодежи из Сербии и Черногории, 57% из Хорватии, 36% из Румынии и 19% из Болгарии хотели бы выехать из своих стран на Запад на постоянное место жительства [32]. Однако нормализация экономической жизни в этих странах приводит к тому, что ориентация на переселение на постоянное жительство сменяется ориентацией на временную миграцию. Тем не менее, эти страны еще не одно десятилетие будут оставаться донорами для Западной Европы, они также выполняют роль стран транзита, особенно для трафика людей через Боснию-Герцеговину, Албанию, Косово.

Периферия стран ЕС по отношению к Евросоюзу выступает донором и поставщиком не только трудовых мигрантов, но также беженцев и ищущих убежища. Это страны делятся на «безопасные» — из которых не принимают беженцев и ищущих убежища, и остальные.

Рисунок 9. Зоны Западноевропейской миграционной системы

Учитывая, что только страны ядра ЕС имеют все возможности свободного обращения рабочей силы, а с остальными ЕС заключил договоры о реадмиссии, очень сложно ожидать, что квалифицированные специалисты легко попадут на рынок труда ЕС, который обнес себя несколькими зонами стран с разной степенью «дружеских» отношений.

Страны СНГ также представляют собой определенную систему, внутри которой есть элементы, скрепляющие ее, и зона свободного передвижения с некоторыми из стран единого экономического пространства, облегченной системы получения вида на жительство и регистрации (Украина, Молдавия, Белоруссия). Можно говорить о московском столичном регионе как формирующем центростремительные потоки для стран СНГ. Часть этих стран (Украина, Молдавия, Белоруссия), находится как бы в зоне перекрытия влияния двух миграционных субсистем (ЕС и СНГ). Страны бывшей Югославии, располагаясь между странами ЕС (Словенией и Грецией), испытывают усиленное влияние на них обеих систем и характеризуются интенсивными миграционными потоками в обе стороны. Социально-демографическая обстановка и них неблагоприятна по сравнению со всеми странами Европы. Некоторые из них даже территориально разделены, поэтому могут служить и служат источником вынужденных мигрантов.

Ссылки по теме номера

  1. Щербакова Е. Эмиграция из стран с переходной экономикой
  2. Денисенко М. Может ли помочь развитым странам замещающая миграция?
  3. Сакевич В. Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств
  4. Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах
  5. Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран
  6. Котельников В. «Крепость Европа» в новую эпоху переселения народов
  7. Ваттенберг Б. Пусть не вгоняет вас в дрожь иммиграция
  8. Валлертайн Э. Замещающая миграция
  9. Боргулев М. Рудименты колониальной системы или новое звучание старых связей
  10. Рязанцев С. Современная вынужденная миграция в странах Европы
  11. Рязанцев С. Политика «создания менее благоприятных условий» для ищущих убежища в странах Европы
  12. Кудрявцев А. Мусульмане во Франции
  13. Чернышова О. Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: опыт западных стран
  14. Брюнетта Р., Туратто Р. Иммиграция и рынок труда в Италии
  15. Коданьоне К. Открытие иммиграции в Италии
  16. Эрдер С. Новые тенденции международной миграции в Турции
  17. Мошняга В. Молдаване в Европе: новая миграционная сеть
  18. Окольский М. Наступающие цивилизации, уходящие цивилизации на закате XX века. Взгляд с точки зрения демографии
  19. Безработица в странах ОЭСР и странах с переходной экономикой
  20. Предложение рабочей силы на рынке труда зарубежных стран
  21. Европейский демографический барометр № 203-204
  22. Европейский демографический барометр № 223

Примечания

[1] Replacement migration: is it a solution to declining and ageing population? UN, 2000. (www.un.org/esa/population/publications/migration/execsumRUSSIAN.pdf).

[2] Regional hearing for Europe, Bud. Fact Sheet. UN GCIM, 2004

[3] Материалы Совета Европы: «К стратегии управления миграцией», CDMG (2000) 11 rev, Брюссель, 2000.

[4] Там же, с. 5

[5] Нидерланды, Бельгия, Испания, Португалия, Швейцария, Дания, Люксембург, Сан-Марино

[6] Salt J. Current Trends in International Migration in Europe, Council of Europe. Working paper, CDMG, 2005.

[7] Salt J., Op. cit, p. 25-26

[8] Например, Австрия имеет традиционные миграционные связи с Словенией и Хорватией (бывшим ее частями). То же справедливо и для отношения Венгрии с соседними странами, к которым после Трианонского мирного договора 1920 года отошла часть территорий Венгрии.

[9] Salt J. Current Trends in International Migration in Europe, Council of Europe. Working paper, CDMG, 2005

[10] Salt J. Op. cit.

[11] SOPEMI, Trends of International Migration. OECD, Paris, 2004.

[12] Migration information sources: www.migrationinformation.org/feature/print.cfm?ID=230

[13] ОБСЕ, второй подготовительный семинар. Миграция с точки зрения безопасности, экономических, экологических перспектив. Алматы, 24-25 января 2005 года. 2PS13EF PlenSea 2/3_B.

[14] Munz R. Migrants, labor markets and integration in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.

[15] Ивахнюк И. Международная миграция, М., 2005.

[16] Münz R. Migrants, labor markets and integration in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.

[17] Migration Policy Institute / Migration information source December 1 2005: www.migrationinformation.org

[18] Salt J. Op.cit.

[19] Trafficking in Migrants, n. 23, IOM 2001:6, Heckmann F. & Wunderlich T., 2000, Transatlantic workshop smuggling: a conference report.Georgetown Imigration Law Journal, 15 p. 167-182

[20] Salt J. Op.cit.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Bade Klaus J. History of European Migration. Blackwell, US, 2003. p. 278.

[25] Bade Klaus J. Op. cit.

[26] Ивахнюк И. Международная трудовая миграция, Москва, ТЕИС, 2005

[27] Там же.

[28] Korobkov A., Zaionchkovskaia Z. The changes in the migration patterns in the post-Soviet states: the first decade / Communist and Post-Communist Studies № 37 (2004), p. 481-508

[29] Geddes A. Immigration and European Integration. Toward fortress of Europe. Manchester University Press. 2000. p. 175.

[30] Dieman F. & Faludi A. Randsrad, Rhein-Rhur and Flemish diamond as one polynucleated macroregion? Tijdschrift voor Economische en Sociale Geigrafie. 1998, 89(3), р. 320-327.

[31] Molodikova I., Hungary in the context of European Economic migration (with Nagy Zoltan) in Migracijske I ethnicke teme Journal, Zagreb, Croatia, 2003, n. pp. 145-160.

[32] Migration patterns in Central and Eastern Europe. IOM, Geneva 1998.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.