28 марта 2024, четверг, 13:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 марта 2006, 09:00

Из рая и обратно

Господи, когда после масленицы поешь постной еды, то живот болит. В раю всё было вкусно и разнообразно, а когда нас оттуда выгнали, пришлось кушать все эти тернии и волчцы. «Рай пищи» – архетипический образ здорового питания, со всеми его компонентами: сыроедением, отсутствием термической обработки и минимальным временным интервалом между получением пищи от природы и поеданием её. В принципе, это был такой большой фуршет, где можно было «help yourself» от всех дерев. Но очень скоро для Адама и Евы этот фуршет закончился, потому что они нарушили правила хорошего тона и здорового питания. За это их прогнали из приличного общества, и они оказались на улице, в неблагополучном районе, где их, совершенно беззащитных, мог обидеть любой гопник. В результате они потом сами стали гопниками и ели что попало.

Пост – преодоление такого гопничества, в том числе в отношении еды, и возможность приблизиться к райскому состоянию через общение с большим количеством растений. Мясная и молочная пища, а также рыба и яйца – всё-таки, в некотором роде, разрешенный суррогат. А подлинное питание – это общение с энергиями растений. В состоянии до грехопадения эти энергии были особенно сильны, по мнению авторитетного церковного писателя V века н. э. Немезия Эмесского. Но и сейчас, во время Великого Поста, внимание к растительному миру и связь с ним приоткрывают для нас мистическую суть питания. Питаясь растениями, человек приобретает их свойства. Между растениями не происходит борьбы за существование. Они никуда не спешат и не суетятся. Они растут вверх. Основное их занятие – это воспринимать свет и становиться им, а также беседовать с ветром и обниматься с небом. Растительная пища на самом деле ближе к райской, чем животная, хотя поначалу от неё иногда болит живот.

На противоположном полюсе по отношению к контакту с растениями находится людоедство. Если растение – это совершенный Другой, непостижимый в своей имманентной сути, то поеданием себе подобных человек тщится упростить до предела свой контакт с другими людьми. Съесть человека – это запредельный инстинкт, идущий из глубин нашего коллективного бессознательного. В период Поста нужно особенно внимательно следить за состояниями злобы – потому что за ней, по-видимому, скрывается глубоко укорененное в нашем подсознании желание напитаться живым человеческим мясом. Самые крупные монстры в мировой цивилизации были людоедами. Центральноафриканский император Бокасса всего лишь реализовал фундаментальную метафору европейской культуры, отмеченную Мишелем Фуко: король – кровавый монстр и людоед. Пожирание человека человеком остается центральным табу нашей цивилизации, но при этом оно в полной или частичной мере всегда нарушалось людьми.

Рядом с фигурой каннибала всегда обнаруживается и его кровный брат, упырь. В период поста самое время воздерживаться от так называемого «энергетического вампиризма». Например, когда человек заставляет другого человека слушать себя и всячески привлекает к себе внимание, раздражается, жалуется, обижается, но совершенно не реагирует при этом на других. Никто не в силах ему помочь, потому что он нуждается не в человеческой помощи, а в так называемой подпитке. Принято говорить, что он «сосет чужую энергию». Конечно, это метафора, но очень выразительная и поэтому оправданная. В случае неожиданной атаки со стороны такого человека в Пост лучше даже не вразумлять его, а оставить наедине с собой, подвергнуть энергетическому голоданию. При этом, конечно, не возбраняется за него помолиться – тем более что чаще всего это близкий человек.

Пост – профилактика садизма и людоедства. Поэтому во время поста надо меньше злиться, орать друг на друга, жаловаться и обижаться. С другой стороны, не следует давать себя вампирам и людоедам в пищу и в питие, потому что это приводит к созависимости с ними. Но если другой человек не является вампиром и людоедом, тогда наоборот, нужно кормить и поить его собой. Вообще, взаимное питание друг другом как хлебом и водой – повседневный смысл человеческого общения и Таинства Евхаристии. Все это, конечно, выражается ещё и в таком естественном, природном образе, как мать и дитя. Если мне постоянно кажется, что я хочу кого-то съесть или укусить, то вполне может быть, что на самом деле мне просто нужно получить порцию обычной человеческой любви в самых простых её формах.

Конечно, энергетические вампиры и моральные людоеды – ужас, что за люди. Но все-таки они милее нам, чем настоящие кровопийцы и живодёры, нарушающие одну из главных заповедей сыновей Ноя – «не отрывать от живого». Великим Постом юродивый повстречал на улице Ивана Грозного и сказал ему: «На, ешь мясо!». Тот вежливо отказался: «Я христианин, в пост мяса не ем». «А людей ешь?!» – спросил «дурак». И царю стало стыдно. В конце концов, он и правда был христианин, поэтому при всей своей жестокости не мог не знать, что христианство победило инстинкт людоедства и вампиризма Таинством Евхаристии. Иван Грозный понимал, что людей нельзя убивать, но он не понимал, как тогда быть царем. Говорил: «Тогда пойду в монахи». Между тем Евхаристия предлагает нам радикально иной образ власти друг над другом. Это освобождающая власть. Это власть Любви.

Когда Иисус впервые заговорил об этом Таинстве, его слушатели были шокированы: «Как Он может нам дать есть свою плоть и пить свою кровь?». Обратная сторона этого Таинства заключается в том, что Бог нас ест, и Его организм перерабатывает нас в клетки Его Тела. Таким образом, мы едим Бога – а Он ест нас. Точно так же устроено и человеческое общение. Мы едим друг друга и становимся друг другом. Только это уже не людоедство, а самая настоящая любовь. При этом интересно, что когда мы начинаем «есть друг друга поедом», это, видимо, та же самая любовь, то же самое желание слияния и взаимопоглощения, только неосознанное. А когда нас уже попросту тошнит друг от друга, тогда любовь заключается в том, чтобы приобрести и употребить, согласно Инструкции, подходящее противорвотное средство, каковым является терпение и прощение.

У растений не встает такого вопроса. Они умеют «быть собой» не «за счет других» и «не быть собой» не «за счет себя». Терпение, прощение, любовь – все это в итоге не что иное, как совпадение с ходом вещей, быть всем. Так что если не получается терпеть, прощать и любить – тогда можно просто забить.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.